В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Кошин: `Округу удалось сохранить полномочия, но пришлось подарить Архангельской области 500 млн. руб.` Назад
Игорь Кошин: `Округу удалось сохранить полномочия, но пришлось подарить Архангельской области 500 млн. руб.`
Собрание депутатов HАО обратилось в Конституционный суд РФ для проверки конституционности норм Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ" в редакции N 95 от 4 июля 2003 года. На вопросы агентства "Интерфакс Северо-Запад" отвечает спикер парламента И.Кошин.

Игорь Викторович, на последнем заседании Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, которое состоялось 2 апреля, был принят окружной бюджет на 2005 год. Почему бюджет принят так поздно? Почему он стал дефицитным, а не профицитным как ранее?

Почему так поздно? Тут все просто. Глава прежней администрации не внес проект закона о бюджете округа в Собрание депутатов в положенный срок - к 1 ноября 2004 года. К тому же, есть еще одна объективная причина - в начале года в Ненецком автономном округе прошли выборы нового губернатора и депутатов Собрания, а это переходный период от одной власти к другой. Поэтому проект окружного бюджета поступил к нам только 5 марта.

Почему бюджет был принят дефицитным? По очень простой причине: на 1 января 2005 года на счетах администрации оставался значительный остаток средств, более 1 млрд. рублей. Они образовались из-за того, что бюджетные деньги не были освоены в прошлом году в полном объеме, не была выполнена инвестиционная программа. В соответствии с бюджетным законодательством, чтобы эти средства не лежали мертвым грузом, можно сделать только одно - пустить их на покрытие дефицита бюджета, поэтому его и установили максимально возможным.

Особенность принятого бюджета - его социальная ориентированность. У нас все бюджеты последних лет были такими, но в этом году расходы на мероприятия по социальной защите населения увеличиваются в два раза. Значительно вырастут компенсационные выплаты пенсионерам, заложены компенсации, связанные с реализацией закона о монетизации льгот.

Очень больших расходов потребует программа празднования 60-летия Победы. На инвестиционную программу этого года потребуется порядка 760 млн. рублей. Еще около 198 млн. рублей - резерв инвестиционной программы по согласованию с администрацией округа. Так что работа над бюджетом продолжается, и мы думаем, уже в апреле в него будут внесены поправки.

А как вы относитесь к предложению верстать следующий российский бюджет на 3 года? Может быть, стоит и вам начать верстать бюджет на 3 года вперед и тогда не будет задержек с его принятием?

Для страны - эта идея скажется положительной, но для нашего округа это - неприемлемо. Тут есть несколько причин: во-первых, на сегодняшний день у нас нет долгосрочного договора с Архангельской областью, который предполагает перераспределение финансовых потоков между обоими субъектами.

Во-вторых, доля доходов округа, которые формируют бюджет, постоянно перераспределяется в пользу федерального центра. Так, в 2001 году в окружной бюджет поступало 60% от платы за недра, 20% шло в Архангельскую область, а оставшиеся 20% - в федеральную казну. В последующие годы доля округа упала сначала до 20%, потом - до 13,8%, и в этом году нам оставлено только 5% от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а ведь это наш бюджетообразующий налог.

И еще один момент - цены на нефть. То есть, сегодня есть три фактора неопределенности, которые не позволяют нам сверстать трехлетний окружной бюджет.

Собрание депутатов нового созыва работает уже больше месяца. Как вы оцениваете его нынешний состав? Насколько конструктивно работают депутаты? Оправдано ли было увеличение депутатских мест с 15-ти до 20 человек? И как теперь складываются отношения Собрания с исполнительной властью?

Сейчас в Собрании работают 18 человек, на выборах 6 февраля не были избраны два депутата по национальной квоте. Выборы по этому многомандатному округу не состоялись, так как большинство избирателей проголосовали против всех кандидатов. На сегодняшний день довыборы не планируются с учетом того, что по данной квоте есть решение окружного суда об ее отмене. И это решение на данный момент оспаривается Собранием депутатов в Верховном суде. Хотя, на мой взгляд, это довольно-таки бесперспективное мероприятие.

Решение об увеличении числа депутатов с 15-ти до 20-ти человек принималось Собранием прошлого созыва. Я тогда выступал против этой идеи, тем более что первоначально вообще предполагалось число депутатов довести до 24 человек. Но меня не поддержали.

Если говорить о целесообразности увеличения числа депутатских мест в Собрании, то тут есть свои плюсы и минусы. Несомненный плюс - шире спектр мнений, учитываются интересы большего числа слоев населения. В новом депутатском корпусе представлены практически все группы и политические течения, есть представители всех основных профессий. К минусам я бы отнес - дополнительные расходы на содержание Собрания. Кроме того, усложняется процесс организации его работы, более громоздким становится его аппарат.

А первым серьезным показателем конструктивности работы Собрания стало, на мой взгляд, как раз принятие закона о бюджете на 2005 год. Это, кстати, пятый бюджет на моей памяти. И если в 2001 году мы его принимали два месяца, в 2002-м - почти три месяца, в 2003 году вообще четыре месяца и в 2004 году опять три месяца, то в этом году на ту работу у депутатов ушло менее одного месяца. Причем проект бюджета рассматривался не наспех, а что называется, от и до. Профильные комитеты заседали каждый день - с 10-ти утра и иногда до 8-9 часов вечера. Я сам на них присутствовал и могу сказать - к чести депутатов и представителей администрации, что разговор на них шел деловой, конструктивный.

Игорь Викторович, а какова у депутатского корпуса позиция по вопросу укрепления субъектов РФ? Как помните, недавно в Коми был озвучен проект лидера республиканского отделения партии "Единая Россия" Анатолия Каракчиева о создании Северного края, куда войдут Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская и Вологодская области.

Это чистой воды популизм. Такие вопросы не могут решаться политическим путем. Тут требуется серьезное экономическое обоснование. Сначала экономика, а потом уже - политика. На первом месте всегда должна быть экономическая целесообразность. Экономика первична, что бы кто не говорил. Без нахождения дополнительных источников наполнения бюджета решить этот вопрос невозможно. К тому же необходимо публичное обсуждение таких предложений. Кстати, как правило, подобного рода заявления мы слышим чаще всего от политиков в период предвыборной кампании. Я вообще считаю, что прежде чем заниматься административной реформой, надо до конца довести экономическую реформу.

Говоря об административной реформе. Все-таки на сегодня Ненецкий округ, хоть и является самостоятельным субъектом РФ, но территориально входит в состав Архангельской области. На последнем заседании парламент делегировал своих представителей в комиссию по подготовке договора о разграничении полномочий с областью. Каким должен быть этот договор? Как вы оцениваете заключенное в конце прошлого года соглашение между администрациями НАО и Архангельской области на 2005 год?

Цель будущего договора - сохранить максимум полномочий для НАО, а также максимум источников наполнения доходной части бюджета. Интересы жителей округа не должны быть ущемлены.

Соглашение, подписанное в конце прошлого года, оцениваю как "пожарное". Ведь тогда округу удалось сохранить полномочия, но за это пришлось подарить Архангельской области ни за что 500 млн. рублей. Если они помогут Архангельску выйти на качественно новый уровень, мы будем только рады. А что касается округа, то я могу сказать, что потеря для нас полмиллиарда рублей - существенна, это пятая часть существующей в НАО очереди на жилье.

Сейчас округ начал подготовку к вступлению в силу закона о местном самоуправлении. С начала будущего года в округе останется, как и было, только один город Нарьян-Мар, вся остальная территория округа - Заполярный район, насколько я понимаю, в этот район объединяются все муниципальные образования.

Да, действительно. Мы остановились на таком разделении местного самоуправления: в округе будет один город и один район.

На сентябрь запланированы выборы главы и депутатов Заполярного района Ненецкого автономного округа. Какие полномочия, в том числе и финансовые, должны, по-вашему, отойти к новой структуре? Насколько вообще оправдано ее создание в таком немногочисленном субъекте как НАО? Не будет ли дублироваться деятельность окружных и районных органов власти? Не произойдет ли по этой причине конфликта между ними?

Полномочия между окружной властью и Заполярным районом будут распределяться в соответствие с новым федеральным законом о местном самоуправлении.

Если говорить откровенно, то я считаю, для нашего округа необходимость в районировании отсутствует. У нас малочисленный субъект Федерации, и вся территория округа вошла в один район. Нам этот закон невыгоден.

Мы выходили в Госдуму с предложением - сделать Ненецкий округ исключением, и не вводить у нас в действие этот закон. Но нас не услышали. Мы вынуждены выполнять его, и создали один Заполярный район. По закону теперь произойдет перераспределение полномочий между округом и районом. В чистом виде дублирования функций не будет. А что касается возможных конфликтов... В конечном итоге руководители всех уровней занимаются одним - качественным улучшением жизни жителей региона, и этой задаче должны быть подчинены все их действия. А не перетягиванию одеяла на себя. Рабочие моменты, я думаю, будут возникать, но конфликтов не будет.

Ну и последние два вопроса... Представителем Собрания депутатов НАО в Совете Федерации стал Александр Сабадаш, который ранее представлял там окружную администрацию. В прошлом депутаты высказывали недовольство выбором губернатора, а теперь сами отобрали у администрации округа представителя. Почему?

Два года назад сложилась ситуация, когда представители администрации в Совете Федерации менялись часто, а результатов их работы видно не было. Поэтому естественно, что очередное предложение об очередном кандидате на эту должность, которого в округе к тому же никто не знал, было воспринято настороженно. Но теперь, когда за плечами у Александра Витальевича уже два года работы в Федеральном Собрании, можно ее оценивать. И оценивается она положительно.

Сенатор занимался судебным процессом с "Северной нефтью", и результат мы видим - суд первой инстанции принял решение о выплате компанией многомиллионного долга бюджету округа. Суд второй инстанции вернул дело в первую. Эту работу нужно довести до логического конца, а округу соответственно - пополнить окружную казну.

Кроме того, сегодня в Конституционном суде находится запрос Собрания депутатов по полномочиям округа, а именно - о признании недействительными статей федерального закона, регламентирующего распределение полномочий между сложноподчиненными субъектами, в данном конкретном случае, между округом и Архангельской областью. Округ должен сохранить свои полномочия, и нам нужен независимый лоббист, человек со своим мнением, каким проявил себя Сабадаш.

Когда возник вопрос о кандидатуре представителя Собрания в Совете Федерации, и ко мне с предложением назначить его на эту должность обратилась группа наших депутатов, мы встретились и побеседовали с Александром Витальевичем. Он рассказал, чем занимался в Совете Федерации, и предложил начать работу с социальными и промышленными проектами для округа, с привлечением серьезных инвесторов. В частности, он предложил программу реконструкции лесозавода, создание на его площадях технозоны.

Также, по просьбе прошлого губернатора Сабадаш начал работу с российскими вузами, которые готовят специалистов по остродефицитным для Ненецкого автономного округа специальностям. Благодаря его помощи уже более 60 студентов учатся в Санкт-Петербурге. Мы считаем, он должен продолжить начатую работу.

В последнее время на разных уровнях обсуждается тезис - "Север не для житья, а для работы". Как вы относитесь к мнению, что северные территории должны осваиваться вахтовым методом?

Сидя в больших и теплых московских кабинетах и глядя на карту России, можно рассуждать о чем угодно. В теории все возможно, но на практике получается иначе. Если люди жили на Севере веками, то они будут жить тут и дальше. И с социальной точки зрения это тоже - идея фикс. На разрабатываемых вахтовым методом территориях все равно надо создавать инфраструктуру, которую кто-то должен будет обслуживать. Всех людей не завезти, да и зачем? Людям, кстати, нужны семьи, а вахтовым методом мы ставим под угрозу основную ячейку общества, семью. Человеку комфортнее, когда он живет дома, у него рядом семья, близкие люди. Тем более, города у нас на Севере уже построены, эти места стали родными для десятков тысяч людей. Не говоря уже о коренном населении. Этого всего со счетов не скинешь.

Нельзя забывать и еще об одном моменте. О нем недавно очень хорошо сказал красноярский губернатор Александр Хлопонин: если мы оставим эти территории, их очень быстро заселят без нас. Север всегда был стратегически важен для России, и мы должны помнить об этом.

11 апреля 2005 года
1991-2005 Interfax

Док. 236847
Перв. публик.: 11.04.05
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 484

  • Кошин Игорь Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``