В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Хоркина: `Я уже по колено чиновница` Назад
Светлана Хоркина: `Я уже по колено чиновница`

Светлана Хоркина: `Я уже по колено чиновница`Двукратная олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира по спортивной гимнастике Светлана Хоркина в последнее время прямо светится от счастья. Повод более чем достаточный - ждет ребенка. Правда, на вопрос `кого больше хочет - мальчика или девочку` лишь хитро улыбается, стараясь избегать любых разговоров о личной жизни. Что же касается жизни общественной, то сейчас Хоркина - первый вице-президент Федерации спортивной гимнастики России, входит в комиссию спортсменов при международной федерации (ФИЖ), а еще, в чем убедились `Новые Известия`, пообщавшись со Светланой, делает все для того, чтобы уже в следующем году вновь появиться у помоста - только уже в качестве судьи.

- Светлана, новый президент российской федерации гимнастики Юрий Титов не так давно проговорился, что вы еще и сестренку свою младшую тренируете.

- Стараюсь, хотя все-таки большую часть времени Юля одна сидит на `Озере Круглом` (база российских гимнастов. - `НИ`). Она пока не в сборной, хотя не знаю почему. Работает девочка, как мы говорим, не халявит, нагрузку всю выдерживает. И очень тяжело эту ситуацию переживает. Но посмотрим, что она в ближайшее время покажет. Принимают-то в команду все равно по результатам. Надеюсь, если объективны будут к ней, то и к остальным девчонкам тоже. Не будет такого, как раньше.

- Еще Юрий Евлампиевич рассказывал, что на недавнем съезде ФИЖ в Цюрихе вы очень горячо с ее президентом Бруно Гранди беседовали, что-то доказывали... За что вы там так энергично боретесь?

- За справедливость, конечно. Я же себе цель поставила - судьей международной категории стать - не просто так. Хочу наших спортсменов защищать. Особенно девчонок. Хочу, чтобы справедливость восторжествовала, чтобы уважали нас так, как раньше.

- Натерпелись...

- Все натерпелись, не только мы. И раз благодаря комиссии спортсменов появилась возможность принимать участие в создании новых правил, то грех было ее не использовать. Вот я очень рада, например, что мы предложили судей за необъективное судейство наказывать. Как в футболе: раз желтая карточка, два, а потом - извините, дисквалификация...

- Наверное, Олимпиада в Афинах чашу терпения переполнила? У кого там только претензий к судьям не было. У вас, у корейского гимнаста, у Ани Павловой, у Леши Немова со всем зрительным залом... Леонид Аркаев, тогдашний президент российской федерации гимнастики, сказал, что протест на необъективное судейство, которого все так ждали, подавать не стал, потому что знал - бесполезно...

- За меня вообще никто никогда не боролся. Ни на этой Олимпиаде, ни на предыдущей... Ни на какой. Все сама с дедушкой своим (75-летним тренером Борисом Васильевичем Пилкиным. - `НИ`) каждый раз заново проходила, шишки набивала. Потому и хочется во всем, что касается выставления оценок, четкий порядок навести, юридическую систему поднять. В Афинах правила позволяли судьям судить предвзято. Лично я все, что там случилось, этим и объясняю.

- Международная федерация гимнастики слывет в мире спорта одной из самых консервативных.

- Знаю. Но сейчас в Цюрихе Гранди сказал, что очень на нас рассчитывает. Может быть, нас даже допустят в квалификационное жюри, где мы сможем влиять на оценки судей. Думаю, чем больше мы своих предложений внесем, тем больше шансов, что хотя бы что-нибудь примут.

- Мы - это кто?

- Француженка Ева Серрано, бывшая художественная гимнастка, белорусский прыгун на батуте Дмитрий Полярус, еще одна менее известная девочка из Португалии... При ФИЖе создана комиссия спортсменов. Я в ней, к слову, еще за связи с общественностью отвечаю.

- Что хотите поменять в спортивной гимнастике лично вы?

- Очень много... Мне, например, всегда хотелось, чтобы наша гимнастика в чем-то была схожа с художественной. Они поменяли купальники на платьица - сразу больше женственности стало. У нас такие юбочки, конечно, нельзя использовать - на брусьях цепляться за перекладины будут, можно разбиться. Но вот комбинезоны брючные попробовать можно. Девчонки сразу индивидуальность свою выражать начнут, и женская гимнастика от этого только выиграет. Правда, Гранди сказал, что хочет упростить гимнастику. Но тогда конкуренция такая будет, что на пьедестал, извините, вообще никто не пролезет. Упрощать ее нужно для зрителей и для судей.

- Для судей - это в каком смысле?

- Чтобы не было у них возможности лишнее делать - десятые с базовой оценки снимать и все такое. Чем меньше математических сложений, тем проще поймать арбитров на нарушении. Конечно, я понимаю - не все так просто. Нужно еще много моментов учитывать. Финансовое благополучие ФИЖ во многом от телевизионных контрактов зависит, и телевидение, естественно, своих условий требует. Думаете, почему мы в Афинах так поздно на помост выходили? Да потому, что Америке утром удобнее прямые трансляции смотреть. А то, что у меня, например, голова во время поздних выступлений кружится, никого не волнует. Поэтому мы Бруно сказали: мы все понимаем, но делайте так, чтобы и спортсменам удобно было.

- Вот примут с вашей помощью замечательные правила, а вы ими не воспользуетесь. Или, может, как Оксана Чусовитина, еще выйдете на помост? Она ведь, напомним нашим читателям, олимпийская чемпионка 92-го года, вернулась в гимнастику после рождения сына и год назад стала чемпионкой мира в опорном прыжке...

- Нет, нет. Я для себя уже все определила: судейство международное, работа в федерации... Уже по колено зашла в это чиновничество, и ни в чем другом пока себя не вижу. Многому хочу в секретах управления у Юрия Евлампиевича Титова научиться.

- Вы хорошо ладите с новым президентом, и вместе с тем говорят, что вы были, наверное, единственным человеком, кто остался предан Леониду Аркаеву вплоть до его увольнения.

- А я ему и по сей день предана. И при этом не считаю, что предаю Титова или кого-то еще. В свое время Аркаев поднял нашу гимнастику до недосягаемого уровня, держал ее на себе все эти тридцать лет. Но время идет, и его методы устарели. Это нужно было давно понять и принять. Но мы, кстати, хотим привлечь Аркаева к работе в федерации. Он ведь член исполкома ФИЖ, а совсем недавно стал советником Леонида Тягачева - главы российского Олимпийского комитета.

- Аркаев как тренер и президент был довольно жестким руководителем. Без него, насколько я знаю, в сборной стала царить полная демократия?

- Когда людям дают свободу, они не знают, за что хвататься. Так получилось и у нас. Вроде свобода, да, но никто не знает, как ею распорядиться. Я очень рада, что сейчас главным тренером в нашей команде стал Андрей Родионенко - прекрасный специалист (к тому же тесть главы федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслава Фетисова. - `НИ`). Я с ним начинала путь в сборную, когда была еще совсем малолеткой, и он вместе с моим дедушкой учил меня уму-разуму.

- А дедушка, кстати, чем занимается?

- Тренирует в нашем родном Белгороде двух маленьких девчонок и говорит, что это будущие олимпийские чемпионки Пекина. Самое интересное, что они ему верят так же свято, как в свое время верила я.

- Вам не хватает сегодня той, живой гимнастики?

- Нет. Я нисколько по ней не скучаю. Вот Алина (Кабаева. - `НИ`) тоже закончила. А вот Леша Немов - не знаю. Вроде отпуск взял до конца сезона, новых правил ждет. Так что, может, еще вернется...

- Нет сожаления, что ушли не так, как хотели?

- Я ни о чем не жалею. Я ушла с помоста гордо, несмотря на то что не выиграла. Я - великая! И теперь посмотрю, удастся ли кому-нибудь из молодежи повторить мой рекорд и войти в Книгу рекордов Гиннесса (Хоркина - единственная трехкратная абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике. - `НИ`), чего, поверьте, очень новому поколению гимнасток желаю.

- Многие, кстати, считают, что у вас есть все шансы достичь тех же высот в новом качестве. Стать, к примеру, первой женщиной в истории, которая возглавит ФИЖ. Не сейчас, конечно, со временем...

- Когда я говорю `хочу`, всегда все до мельчайших деталей взвешиваю. Так было, когда пошла играть в театр, когда на третью Олимпиаду решилась... И сейчас могу ответить то же самое. Я очень этого хочу! Так что все может быть...


11 марта 2005 г.
ОКСАНА ТОНКАЧЕЕВА, `Новые Известия`

Док. 236020
Опублик.: 14.06.05
Число обращений: 411

  • Хоркина Светлана Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``