В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Кабаков: Когда в Москве отключили свет, мы показали себя не быдлом Назад
Александр Кабаков: Когда в Москве отключили свет, мы показали себя не быдлом
Итоги отключения электричества в Москве: мы показали себя не быдлом и мародерами, а мужественными и достойными людьми

ИЗ ДОСЬЕ `КП`

Александр КАБАКОВ родился в 1943 году в Днепропетровске. Несмотря на техническое образование, с 70-х годов на жизнь зарабатывает литературным творчеством в столичных газетах. В 1989 году была опубликована антиутопия Кабакова `Невозвращенец`, бичующая пороки посткоммунистического общества. Александр Кабаков мгновенно стал знаменитым. Его узнавали и на московских, и на парижских улицах, `Невозвращенца` издали почти в 30 странах.


Еще долго будем выяснять, кто виноват, хотя ответ на этот универсальный русский вопрос дан давно - Чубайс, кто же еще.

При этом, естественно, не будем вспоминать дочубайсовские времена, когда на Тверской, еще улице Горького, не горело ничего, кроме жидких фонарей. Словно ничего плохого до Чубайса не было. Ему же припомним, конечно, и приватизацию. А то, что в результате нее мы все стали собственниками квартир, то есть получили десятки тысяч долларов просто так, в счет погашения долга перед нами прежнего, такого доброго и справедливого государства, - это ладно, не считается

Но есть по крайней мере одно, чем мы, как выяснилось, можем гордиться: нас оказалось почти невозможно превратить в безумную и опасную самой себе толпу.

Во тьме обесточенного метро, в остановившихся на тридцатиградусной жаре лифтах, в слепой толчее подземных переходов мы показали себя не быдлом, а мужественными и достойными людьми. Не было паники, массовых истерик, взлета уличной преступности, стихийных беспорядков. Народ - а именно в таких ситуациях проявляется то, чем народ выше населения, - встретил испытание как подобает.

Всезнающие и высокомерные самозваные учителя из той `интеллектуальной элиты`, которая ненавидит собственную страну и соотечественников, постоянно внушают нам, что в нас нет гражданского самосознания, что нам недоступны нормы общественного поведения, принятые в так называемых цивилизованных странах. Вот, мол, все терпим, не демонстрируем протест, покорно склоняемся перед властью и даже любим твердую руку, которая вертит нами как хочет. То ли дело просвещенная Европа или Америка - чуть что, выходят на многосоттысячные демонстрации, завоевали и продолжают отстаивать человеческие права, уважают меньшинства Надо признать, что мы склонны этому верить и сами в раздражении так о себе отзываемся.

А я вспоминаю, как другие вели себя в обстоятельствах, подобных тем, в которых мы оказались на прошлой неделе. Как реагировали, например, когда не так давно рухнула энергосистема почти всей Северной Америки. Нельзя сказать, что они встретили беду организованнее или спокойнее, чем мы. И мародерство было (без которого у нас, привыкших считать себя вороватыми и не уважающими закон, обошлось), и паники хватало. Впрочем, и сама по себе катастрофа была куда масштабнее, и устраняли ее дольше - это при их-то техническом и экономическом недосягаемом превосходстве и наших безалаберности, отсталости и развале! И Чубайса, кстати, у них нет А в семидесятых, во время первой `великой нью-йоркской тьмы`, мародерство и бесчинство достигли таких катастрофических масштабов, которые у нас вовсе непредставимы.

Вообще, сравнивая свою жизнь и самих себя с западной жизнью и людьми, мы по еще советской традиции впадаем в самоуничижение, которое, как известно, паче гордости и чревато опасными последствиями для национальной психологии. Кругом у нас, как известно, бардак, сами мы ленивы и неумелы, чиновники наши только воруют, а уж о бизнесменах и говорить нечего - сплошь бандиты и кровопийцы Что же до устройства жизни, то оно у нас вовсе отсутствует, на улицу выйти страшно, шпана везде, милиция только деньги берет с каждого проходящего, а вокруг горят манежи и рушатся аквапарки

Полно, господа, опомнитесь. Если не считать еще советского чернобыльского кошмара, так ли уж много техногенных катастроф на счету нашей страны в последние годы, как принято считать? Кто сравнивал наши `Курски` и `Трансваали` с их бесконечно горящими небоскребами и дискотеками, рушащимися `Конкордами` и сходящими с рельсов поездами? Да случись у нас радиоактивная утечка вроде той, что произошла на днях в Великобритании, так все газеты и телеканалы мира многие месяцы вопили бы о всепланетной опасности России.

Уж о социальных взрывах и говорить нечего. Было ли у нас что-нибудь подобное не очень давним парижским погромам, во время которых пригородные хулиганы буквально захватили город, бесчинствовали на улицах, разбивали и грабили магазины, и полиция еле с ними справилась? Памятные события трехлетней давности на Манежной, когда во время трансляции футбольного матча с японцами начались беспорядки, были сожжены несколько машин и избиты милиционеры - детский сад по сравнению с французским безобразием...

Достигали ли наши спартаковские фанаты когда-нибудь таких высот, как английские футбольные психи, на счету которых есть и убитые? И хулиганье у нас потише, и ОМОН жесткий. Так ведь именно за это и поносят его вольнолюбивые публицисты! Хотя нашему омоновцу, бывает, и бутылкой по шлему достается, а попробовал бы кто-нибудь ударить американского, к примеру, полицейского Среди живых тех, кто пробовал, найти трудно.

Впрочем, у нас ведь и климат самый ужасный, и тоже целиком на совести власти. Не дай Бог, если бы нас где-нибудь залило в десятую, сотую часть того, как минувшей зимой Юго-Восточную Азию! Сразу бы оказались виноватыми авторитаризм, коррупция и прочие наши отечественные особенности. А ведь, между прочим, коррупцию не мы изобрели. И слово не русское. И отмываются наши грязные деньги все больше в их кристально чистых западных банках. Видно, бедняги, не понимают, с кем имеют дело. Банкиры - они ведь люди наивные

Да что говорить Представьте себе, что это на нашей территории произошло то, что в Америке 11 сентября 2001 года. Какие слова были бы сказаны и написаны про наше ПВО, про спецслужбы и вообще власть? Как-то так получается: то, что у них - национальная трагедия, у нас - национальный позор. У нас и в кошмарах Буденновска, Дубровок, Беслана виноваты начальники. А у них за Всемирный торговый центр почему-то отвечают бен Ладен и талибы, а не Буш.

Что ж, у разных народов разные характеры. Одни борются с обстоятельствами и врагами, то есть с природой и чужими, другие во всех обстоятельствах винят себя, а главных врагов ищут среди своих.

Но одно теперь известно точно: в темноте мы выглядим не хуже других, если не лучше. Стыдиться нечего.

07 июня 2005 г.

Александр КАБАКОВ

ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002

Док. 235781
Опублик.: 07.06.05
Число обращений: 495

  • Кабаков Александр Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``