В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Головин П.А.:`Оптимистический прогноз` Назад
Головин П.А.:`Оптимистический прогноз`
Выступая 16 мая сего года на совещании в Уральском федеральном округе, Президент РФ В.В.Путин напомнил присутствовавшим, а заодно подзабывшим и недопонявшим, что задачу удвоения ВВП к 2010 году никто не отменял и она по-прежнему остается актуальной. В последнем послании президента прозвучала новая установка социальной направленности - в полтора раза поднять реальную зарплату бюджетников и пенсии к 2008 году. Для этого дополнительно потребуется порядка 300 млрд. рублей в Пенсионном фонде и не менее 900 млрд. рублей для бюджетников в казне. Некоторые аналитики высказали сомнения в возможности изыскать и направить такие средства на ее выполнение безболезненно для развития экономики в целом.
Действительно, в первом квартале мы получили более высокую, чем предполагалось, инфляцию и некоторое замедление темпов промышленного роста. Отток капиталов также побил все предыдущие рекорды и составил за это время около 19 миллиардов долларов (за весь 2004 год - 23,7 миллиарда). И, наконец, даже инвестиционная группа Carlyle, в управлении которой находятся активы на сумму $ 24.8 миллиардов, а в правление входит `сам` Джорж Буш-старший, закрыла свое представительство по причине слишком высоких рисков, связанных с операциями на российском рынке.
По мнению ряда экспертов, одной из причин снижения темпов роста экономики была и остается несогласованная налоговая политика правительства, при которой одна его часть снижает налоги, другая - выставляет прозрачным и открытым компаниям многомиллиардные налоговые претензии; одна часть правительства стремится оживить российский фондовый рынок, другая в то же самое время захватывает и разрушает ЮКОС. Такие действия - очередной сигнал, пугающий рынки и инвесторов. В итоге российский фондовый рынок в 2004 году практически не вырос. И это очень наглядно на фоне роста фондовых индексов в Индии, Бразилии, Китае, где он составил от 30 до 60%.
Вместе с тем, наблюдаются и тенденции совершенно противоположного характера, причем подтверждаемые уже достигнутыми конкретными результатами и подкрепляемые долгосрочными планами. Так, по данным министра финансов РФ Алексея Кудрина, доходы федерального бюджета за четыре месяца 2005г. составили 1,5 трлн. руб., тогда как годом ранее данный показатель за четыре месяца составлял всего 965 млрд. руб. Такой уровень равен примерно полугодовому плану доходов бюджета. Таким образом, существует возможность исполнить все решения по дополнительному финансированию, в частности, по повышению пенсий, денежного довольствия и заработной платы бюджетникам.
В I квартале 2005г., вопреки критическим прогнозам (`центр` все свалил на регионы, а тем денег взять неоткуда), поступления в бюджеты субъектов РФ оказались на 33% больше, чем аналогичные показатели 2004г. При этом наполняемость региональных бюджетов идет с опережением инфляции. Регионы в 2,2 раза больше стали собирать налога на прибыль организаций после того, как он был передан на региональный уровень. Сбор налога на доходы физических лиц в регионах возрос на 20%, а сбор налога на имущество вырос в 15 раз. Это происходит благодаря введению в действие закона, который позволяет регионам осуществлять рыночную оценку имущества.
Расходы регионов в текущем году выросли на 25% по сравнению с 2004 г. Если на 1 апреля прошедшего года на счетах регионов оставалось 20 млрд. руб., то в настоящее время эта цифра составляет 110 млрд. руб. Доля заработной платы в расходных статьях регионов снизилась, несмотря на повышение размера зарплаты. Логично предположить, что в определенной мере оживилась и неучтенная статистикой теневая экономика, дающая возможность работать и зарабатывать миллионам наших сограждан. Таким образом, в вышеуказанные миллиарды включены и потраченные ими денежные средства.
Что касается темы вывоза капиталов, то чистый вывоз (сальдо) с учетом ввоза снизился более чем в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и за первые три месяца 2005 года составил менее 1 млрд. долларов и по прогнозам за весь 2005 год составит порядка 4 -5 млрд. долларов. В качестве одной из основных мер по либерализации предпринимательского пространства в президентском послании названо стимулирование прихода капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Следует отметить, что в послании особо выделена задача, касающаяся работы налоговых и таможенных органов. Приоритетом в их деятельности названа проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин. Напрямую сказано и о недопустимости `терроризировать` бизнес и найти такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик. Будем надеяться, что президент добьется от соответствующих структур выполнения своих установок, иначе - грош цена его словам. А этого не может быть `по определению`.
Правительство, в свою очередь, также озаботилось наконец вопросами развития реального сектора экономики. Глава Минэкономразвития Герман Греф предложил создать специальный фонд, через который лишние деньги из стабфонда будут уходить в реальную экономику - на инвестиции. Пересмотрена в сторону увеличения `цифра отсечения` от стоимости нефти в стабфонд, намечены меры по некоторой либерализации налогового законодательства. Даже эти скромные внутриэкономические шаги, при толковой их реализации, позволят выйти на контрольные цифры и по доходам, и по расходам бюджета. Если же решиться на более радикальные меры, предлагаемые некоторыми экспертами (налог на добавленную стоимость снизить с 18 до 10%; единый социальный налог - с 26 до 15%, существенно увеличить зарплаты и этим стимулировать внутренний спрос), то за три года ВВП прирастает на 32%. Это и будет база для восполнения налоговых поступлений.
Имеются и внешние ободряющие факторы. ОПЕК не намерена терять ставшие уже привычными для нее доходы от продаж нефти и внимательно отслеживает количество данного углеводорода на рынке. Президент ОПЕК (а значит, и остальные члены Организации стран-экспортеров нефти) считает, что `ОПЕК будет вполне удовлетворена, если средние цены на нашу нефть будут в пределах $40 за один баррель`. Он полагает, что квоты на добычу и экспорт нефти-сырца должны остаться на уровне 27,5 миллиона баррелей в день, как это было решено на 135-й конференции картеля, и исключает возможность принятия в обозримом будущем решения об их существенном повышении. Имея такого `союзника`, нашему правительству можно не опасаться существенного снижения поступлений в бюджет по данной статье и смело планировать продекларированные расходы.
Более реальной проблемой остается ситуация, когда добавленные населению в виде зарплат и пенсий деньги тут же `съедаются` искусственным повышением цен и тарифов. Как только у людей появляются деньги и если есть возможность их изъять, монополисты это обязательно делают. Сегодня монопольный сговор и картельные соглашения настолько глубоко пустили корни, что простыми мерами их не устранить. А на более решительные у правительства и власти в целом по-прежнему не достает воли.

Док. 233973
Опублик.: 18.05.05
Число обращений: 1099

  • Головин Павел Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``