В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Гундарева: `Я ненавижу себя в состоянии `мне все равно Назад
Наталья Гундарева: `Я ненавижу себя в состоянии `мне все равно

Наталья Гундарева: `Я ненавижу себя в состоянии `мне все равноВ воскресенье утром в Москве на 57-м году жизни скончалась народная артистка России Наталья Георгиевна Гундарева. Она известна по разноплановым ролям в театре и кино, любима за роли тонких и экспансивных, красивых и замученных, сексапильных и добропорядочных женщин в фильмах `Труффальдино из Бергамо`, `В Москве проездом`, `Сладкая женщина`, `Одиноким предоставляется общежитие`, `Подвиг Одессы`, `Небеса обетованные`, `Осенний марафон` и многим другим.

Четыре года с момента госпитализации Натальи Гундаревой с тяжелым инсультом 19 июля 2001 года ее поклонники надеялись, что актриса вернется на экран и сцену. Диагноз Гундаревой был тяжелый и пугающий - врачи Института скорой помощи им. Склифосовского констатировали `обширный инсульт`. Четыре года назад жизнь актрисы спасли, но ситуацию осложнили повторные инсульты.

Вечером 14 мая Наталья Георгиевна чувствовала себя хорошо, но уже утром случилась трагедия. По словам медиков, произошел отрыв тромба из ножной вены. Поднявшись в легкие, сгусток крови закупорил легочную артерию. Врачи говорят, что тромболия легочной артерии, от которой страдала Гундарева - болезнь, которая может сразить любого человека неожиданно. В данном случае роковую роль сыграло и то, что актриса все еще не оправилась от перенесенного в 2001 году инсульта. Крупные медицинские эксперты, оценивая состояние артистки, говорили, что ее интеллект не пострадал. Гундарева помнила все сыгранные ею роли и мечтала вернуться на сцену и в кино, но врачи запретили ей работать. Болезнь не хотела ее отпускать, но несмотря на недуг, Наталья Гундарева начала писать книги. 25 августа ей исполнилось бы 57 лет.

Актриса пришла в театр им. Маяковского после училища им. Б.Щукина и сразу же стала заметной. По воспоминаниям коллег, `она была человеком творческим, сложным, но в то же время очень контактным, ироничным и смешливым. Бывала, конечно, раздражена, но никогда не бывала злой`. В одном из своих интервью Гундарева призналась: `Я ненавижу себя в состоянии `все равно`. Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла. Так сложилась моя жизнь, и изменить это нельзя. Мне кажется, что я иногда воспринимаю реальность неадекватно. Можно было бы не обращать внимания на что-то, а я обращаю: должна через все пройти, все пережить. Во многих ситуациях я беру крайне отрицательный вариант, весь его проживаю, а потом оказывается, что все решается положительно. И тут я начинаю думать: какая же я была дура, что ходила с больным сердцем, пила валокордин... Но наступает следующий момент, и все повторяется сначала`.

Театральный критик Григорий Заславский считает, что таланту Натальи Гундаревой был подвластен любой жанр: драмы, комедия, водевиль. `Но, все же лучшими ее созданиями на сцене театра Маяковского и в кино были замечательные русские женщины`, - утверждает Заславский. Наталья Георгиевна могла бы стать замечательной трагедийной актрисой, но так получилось, что оптимистических ролей в жизни Гундаревой было больше. И если посмотреть на список фильмов, в которых сыграла актриса, а их больше 60, то в нем можно найти много комедий. Театралы помнят ее наивную и расчетливую стерву Липочку из `Свои люди - сочтемся` А.Островского, бесшабашную Люську - гражданскую жену генерала Черноты в `Беге` М.Булгакова и трагическую, без памяти влюбленную Катерину Измайлову в `Леди Макбет Мценского уезда`. Гундарева не умела быть на сцене в общем ряду, всегда существуя сама по себе. Удивительно свободная в своих ролях, она никогда не боялась ярких красок, темперамента и силы. Ее решительные, напористые и такие ошеломительно женственные героини вошли в нашу жизнь: Мирандолина в `Трактирщице`, Нина Евлампиевна в `Осеннем марафоне`, Марина в `Уходя-уходи`, Дульсинея в `Дульсинее Тобосской`, Любовь Григорьевна в `Личном деле судьи Ивановой`, Ирина Мельникова в `Зимнем вечере в Гаграх`, Люська в `Небесах обетованных`, Вера в `Одиноким предоставляется общежитие`.

Именно такой Наталья Гундарева запомнилась Эммануилу Виторгану, который считает ее `олицетворением русской женщины: могла бесконечно работать, могла замечательно с шумом, с треском жить, гулять, общаться. И конечно, замечательным профессионалом`. Режиссер Карен Шахназаров запомнил ее `простой, не высокомерной, теплой и живой` актрисой, которая `никогда не ставила никаких условий и была всегда необычайно великодушна`. Актер Сергей Шакуров, бывший партнером Натальи Гундаревой в `Собачьем пире, `Сроке давности`, отличает ее способность `в жизни и в профессии вести себя по-товарищески. Бросить свои дела, чтобы кого-то срочно выручить, куда-то поехать на гастроли, Где-то выступить - это для нее было не вопрос`. По общему мнению, как критиков, так и коллег-артистов, Наталья Гундарева воплотила на сцене и на экране тот самый тип русской женщины, которая `пройдет - словно солнцем осветит, посмотрит - рублем одарит`. Смелые и отчаянные ее героини хватали свою судьбу как норовистого коня на всем скаку и `пропади оно все пропадом! Однова живем!`

Одними из последних ярких ролей актрисы стали работы в телесериале `Петербургские тайны`, в кинофильмах `Любовь.ru`, `Хочу в тюрьму`. Наталья Гундарева была признана лучшей актрисой на IX Международном кинофестивале в Варне, на Всесоюзном фестивале актеров советского кино `Созвездие-91`, на IV Международном кинофестивале `Восток-Запад`.

16.05.05.

Валерия Павлова


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005

Док. 233724
Опублик.: 16.05.05
Число обращений: 355

  • Гундарева Наталья Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``