В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Щенина О.Г. `Молодежная политика в современной России` Назад
Щенина О.Г. `Молодежная политика в современной России`
Содержание:

I. Введение. Молодежь как социально-демографическая группа.
II. Проблемы молодежи в современном российском обществе.
III. Государственная молодежная политика и пути решения молодежных проблем.
IV. Образование и молодежная политика (на примере деятельности Подольского института (филиала) Московского Государственного Открытого Университета).
V. Выводы. Тенденции и перспективы развития молодежной политики в современной России.


I. Введение. Молодежь как социально-демографическая группа

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни: создание основ рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. В начале текущего столетия эта проблема принимает глобальный характер, так как от социальной ориентации молодежи таких крупных государственных образований к которым продолжает относится Россия зависит будущее развитие Земной цивилизации в целом.
По официальным данным на 1 января 2002 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель). Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2005 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения.
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий - важный показатель позиции молодежи в обществе. В.Чупров отмечает, что `...отличительное социальное качество молодежи... определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся... структуру общественных отношений `.
Исследованием проблем молодежи занимаются ИСПИ РАН под руководством профессора В.И.Чупрова и мониторинг НИЦ при Институте молодежи под руководством Б.А.Ручкина, В.А.Родионова.
Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лег включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1.    14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2.    17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
3.    20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4.    25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного
опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в
политических отношениях завершается процесс формирования зрелой
личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных
семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Важнейшей целью современной России является обеспечение своей глобальной конкурентноспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития.
Россия вступила в XXI век. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.
В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.
Это зависит от того, насколько молодёжь:
- знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
- обладает необходимыми качествами (физическими, личностными,
образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;
- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного
включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.
Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.


II. Проблемы молодежи в современном российском обществе

Положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и др.
Сегодня социологи и политологи выделяют несколько черт, характеризующих систему молодежных ценностей:
- преимущественно развлекательную направленность жизненных ценностей и интересов, подкрепляемую прямым воздействием массовой культуры;
- вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
- приоритет потребительских ориентаций.
Существенно отличаются от взрослых ценностные ориентации молодежи.
То, чему учили советских людей на протяжении десятилетий, быстро утратило свою ценность. Существующие сегодня правовые и социальные гарантии молодежи часто носят декларативный характер. Положение молодых людей в обществе является нестабильным. В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Условия нестабильности переходного периода приводят к обострению молодежных проблем:
- потеря социальных гарантий;
- утрата чувства собственной безопасности;
- снижение жизненного уровня;
- неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой.
Для современной молодежи наиболее значительными являются: деньги, здоровье, жилищная проблема, возможность получения образования, повышение квалификации, карьера, продвижение по службе. Значимость проблемы изменяется в зависимости от возраста так, для современной молодежи наиболее значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), жилищная проблема (24,7%), возможности получения образования, повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом здоровье занимает 2-е место и у 17-летних (36,2%) и у 31-летних (37,4%). 17-летняя молодежь важными считает: - образование (39,6%), 3 - деньги (35,5%), 4 - материальная зависимость от родителей (21,6%), 5 - любовь (16,9%). 31-летняя молодежь приоритет отдает другим проблемам: 1 -деньги (54,3%), 3- жилищная проблема (33,9%), 4 - воспитание детей (24,6%), 5 - возможность потерять работу (23,6%).

Проблемы материального характера молодежи:
- низкая зарплата или стипендия;
- возможность работы по специальности;
- кредит для покупки жилья;
- предоставление рабочих мест выпускникам учебных заведений;
- помощь молодой семье;
- медицинское обслуживание.
Решение этих проблем под силу только государству. И их реализация определяет степень доверия органам власти и электоральную активность.
Проблемы молодежи анализируются специалистами Института молодежи, которые утверждают, что молодое поколение сегодня демонстрирует `стремление к согласию и гражданскому миру` и придерживается `выжидательной позиции`. В молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовности к жизни и работе в новых условиях. Молодежь в целом представляет себя в образе активного, прагматичного, и идеологически толерантного человека.
Условия системного кризиса и сложная экономическая ситуация привели к отрицательным последствиям в молодежной среде. Темпы роста молодежной безработицы превышают темпы роста безработицы среди населения в целом (по статистическим данным доля молодых людей среди безработных в 2002 году составила около 40%, в 2003г.-43,5%); растет число нетрудоустроенных среди выпускников средних и высших учебных заведений; происходит отток молодежи из сферы науки. На рынке труда происходит значительный перелив рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу негосударственной экономики, на должности, не требующие серьезных профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопление интеллектуальной собственности, профессионализма. Данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. От-сюда происходит размывание представлений в глазах юношества о социально одобряемых и не одобряемых видах занятости.
В тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Различные социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение больших денег, материальной выгоды. `Большая зарплата`, именно этот мотив оказался решающим при выборе места работы (согласно опросу) для 59,9% из числа 17-летних, 65,3% - из числа 24-лет-них и 64,4% - 31 -летних.
Смещение направленности социальных ориентации молодежи можно наблюдать по оценкам удовлетворенности проблем личного характера, ценностей жизни.
Так, для современной молодежи наиболее значимыми являются (приведем пять наиболее важных): деньги (43,8%), здоровье (37,4%), жилищная проблема (24,7%), возможности получения образования, повышение квалификации (23,9%), карьера, продвижение по службе (15,3%). При этом здоровье занимает 2-е место и у 17-летних (36,2%) и у 31-летних (37,4%). Значимость других проблем изменяется в зависимости от возраста. 17-летняя молодежь важными считает: - образование (39,6%), 3 - деньги (35,5%), 4 - материальная зависимость от родителей (21,6%), 5 - любовь (16,9%). 31-летняя молодежь приоритет отдает другим проблемам: 1 -деньги (54,3%), 3- жилищная проблема (33,9%), 4 - воспитание детей (24,6%), 5 - возможность потерять работу (23,6%).
Среди социальных проблем молодежи следует выделить наиболее острые:
- сокращение доли молодежи в составе населения (с 1979 года она
сократилась почти на 15%);
- тенденция ухудшения здоровья (лишь 14% детей практически здоровы, 35% детей хронически больны);
- быстрыми темпами происходит снижение интеллектуального потенциала российской нации;
- ухудшение положения системы образования;
- идет процесс десоциализации, маргинализации молодежи;
- ускоряющиеся темпы криминализации детей и молодежи: ныне
молодыми людьми совершается 57% всех преступлений; этому способствует ухудшившиеся социально-экономические условия, психологическая обстановка неустойчивости в обществе, крушение прежних идеалов и моральных устоев. По прогнозам специалистов, преступность молодежи будет возрастать.
Обостряется демографическая ситуация (снижается рождаемость в молодежных семьях, растет заболеваемость детей, подростков и молодежи, усиливаются миграционные процессы и настроения), продолжа-ется ухудшение материальных условий жизни большинства молодых людей, растет криминализация и маргинализация молодежной среды, снижаются шансы юношей и девушек из малообеспеченных семей на получение пре-стижного профессионального образования. Рыночные отношения в их ны-нешнем состоянии не нуждаются во всесторонне развитой нравственно и духовно богатой личности, зато активно формируется `рыночный` тип лично-сти, которая оценивает окружающих (и оценивается ими сама) по критерию потребления, наличию материальных возможностей. Точную характеристику `рыночной` личности дал в свое время Э.Фромм: `Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться`.
Анализируя данные по участию молодежи в избирательных кампаниях в 1991-2001 годах можно сделать вывод о том, что молодежь в большей степени, чем представители других возрастов, оказывали поддержку политическим партиям, лидерам, движениям, ориентировавшимся на ценности рыночной экономики и расширение политических свобод. В то же время к середине 90-х годов выявилось недоверие молодежи ко всем традиционным формам политического процесса и стремлении оказывать поддержку политическим лидерам, никак не связанных с политической властью. Можно проследить новую тенденцию по результатам опроса относительно голосования молодежи - молодые избиратели в большей степени, чем представители старших возрастов, склонны доверять `новым` лидерам. Молодежь дистанцируется от традиционных политических лидеров. Это свидетельствует о разочаровании ходом и результатами политических процессов, проходивших в России в 90-е годы XX века. Треть молодежи политикой вообще не интересуется и более половины за политической информацией не следят, хотя иногда обсуждают политические события. В оценке молодежью политической ситуации в стране еще недавно преобладали пессимистические настроения. Сегодня они сменяются более нейтральными и позитивными.
В 2002 году Фондом `Общественное мнение` проводилось исследование `Проблемы молодежи`. По мнению россиян, молодежные организации являются всего лишь инструментом, позволяющим влиять на молодежь, которая рассматривается как объект воздействия государства и (в меньшей степени) различных политических сил. Как отмечается в аналитических итогах исследования, `Это обстоятельство во многом объясняет тот, на первый взгляд, неожиданный факт, что подавляющее большинство участников общенационального опроса -77% согласились с точкой зрения, согласно которой `государство должно поддерживать молодежные политические организации` и только 8% высказали противоположное мнение. При более чем скептическом отношении российских граждан к партиям и иным политическим институтам... такая позиция выглядит `противоестественной`.
Результаты социологических исследований дают основание утверждать, что все действующие в России партии включают в свой состав не более 1% от численности молодежи. Политические партии сегодня не уделяют большого внимания политико-воспитательной работе среди населения. Они не имеют достаточного опыта в работе среди населения. Только в период избирательных кампаний их деятельность активизируется с целью привлечь на свою сторону как можно больше сторонников и одержать победу на выборах. Членство молодежи в политических партиях ( в % к общему числу) определяется низким уровнем доверия к политическим партиям в молодежной среде. По данным общероссийских исследований в 1997 году состояли в профсоюзе 14,7% молодых людей, в клубах по интересам участвовали 4,5% опрошенных, в молодежных организациях - 4,4%, в молодежных объединениях - 3,9%, органах местного управления - 1,9%, экологических организациях - 0,7%. Более половины опрошенной молодежи - 51,4% не участвовали ни в каких организациях. Профсоюзы также не смогли привлечь в свои ряды основную массу молодежи.
В современной России преобладающая часть молодежи является политически пассивной группой. Большинство молодых людей не состоят в политических объединениях, политических партиях и профсоюзах (в последних - формальное членство). Политические партии не имеют четко сформулированной молодежной политики. В последние годы в большинстве исследований отмечается снижение уровня социально-политической активности и участия российской молодежи, концентрация на личных проблемах, отказ от активной роли в делах общества. Невысокий уровень доверия молодых людей практически ко всем институтам политической системы российского общества.
Снижение политической активности молодежи в последнее десятилетие свидетельствует об ослаблении её влияния в политической сфере по сравнению с другими возрастными группами, хотя избирательное право в России имеют около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, а это составляет 23% от числа всех избирателей РФ. Представители молодого поколения демонстрируют более низкие показатели политической активности во всех формах; электоральном участии, организационной и протестной деятельности. Молодежь сегодня в большинстве своем является наблюдателем политических процессов в обществе. Причиной этого является недостаточно эффективная государственная молодежная политика. Необходима выработка механизмов воздействия на молодежь, для её активного участия в политической жизни страны.
Формированию мнения о политике как сфере далекой от интересов молодежи способствуют представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится во властных структурах и разочарование молодых избирателей ходом и результатом политических процессов, происходящих в РФ за последнее десятилетие. Более 40% молодых россиян объясняют свою пассивность тем, что им `сейчас не до гражданской активности, так как важней всего выжить, завершить учебу, найти работу`.
Поведение молодежи на выборах характеризуется высоким уровнем пассивности. Авторы доклада `Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ: 2000-2001 годы` отмечают: `Как свидетельствуют итоги выборов, реальных возможностей для практического осуществления политического выбора посредством голосования у молодых россиян мало. В то же время многие из них не воспользовались правом голоса, продемонстрировав политический нигилизм.`
Выборы рассматриваются молодыми людьми преимущественно под углом зрения их жизненного положения. Большая часть молодежи готова принять идею активного участия в выборах при условии улучшения своей жизненной ситуации, поэтому реализация такой возможности связаны с осуществлением конкретных социальных проектов, которые ориентированы на молодежь, т.е. необходимо создание условий по активизации молодежного электората.
Политическому участию противостоит такой тип политического поведения как абсентеизм. Абсентеизм является формой электорального поведения значительного числа граждан современных стран. В зависимости от ранга выборов на избирательные участки не приходят по оценкам исследователей, от 35 до 80 % внесенных в списки избирателей.
Политические установки молодых россиян несут в себе отпечаток противоречий политической жизни страны и отражают борьбу различных политических сил. Так, согласно данных социологического исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в 1999 году, сторонниками `самостоятельного русского пути развития` себя назвали 15,2% молодых россиян, `центристами` - 18,1%, приверженцами радикальных рыночных реформ - 7,6%, социал-демократии -6,29%, коммунистической идеологии - 5%. А 45,2% российской молодежи чужда какая-либо идеология .
Политические ориентации молодежи тесно связаны с её социально-экономическим положением. Относительно благополучная молодежь тяготеет к рыночным и либеральным ценностям, менее благополучная - к национально-патриотическим, неблагополучная - к социалистическим. По сравнению с более старшими возрастными группами, менее выражены предпочтения молодежи в отношении современных идейно-политических течений. По своим социально-политическим ориентациям современная молодежь в значительной части поддерживают демократию и рынок.
Социолог Кузнецов В.И. анализирует данные опросов молодежи в 1999 году по вопросу о формах политического участия: `Представления молодежи о путях, какими рядовой российский гражданин может повлиять на развитие событий в стране:
- участие в выборах в органы государственной власти различного уровня - 32%;
- участие в местном самоуправлении - 15%;
- добросовестное исполнение своих гражданских и профессиональных обязанностей - 29%;
- исполнение законов - 30%;
-участие в различных политических организациях (партиях, движениях) - 8%;
- участие в деятельности профсоюзов - 7%;
- участие в акциях протеста(митинги, демонстрации, забастовки, голодовки) -11%;
- обращения в СМИ (на телевидение, в печать) - 11%`.
Следовательно, молодежь признает электоральное участие в качестве основного канала влияния на власть. При этом демонстрирует низкую вовлеченность в другие формы политического участия, которые требуют большей активности. Низкое доверие к политическим партиям, их слабость и отсутствие эффективных механизмов взаимодействия с органами государственной власти является одной из причин, по которой молодые люди не стремятся в них в ступать. По официальным данным участие в политических организациях признает менее 7% молодых россиян.
Но общий уровень интереса к политике дифференцирован - молодое поколение по сравнению со старшими возрастными группами (50-60лет) в три раза реже следит за информацией о политической жизни. Среди молодежи весьма высокий процент тех, кто политикой не интересуется вообще. Отстраненность от политики приводит к тому, что её интересы в законодательных органах представляют другие возрастные группы. Завоевание такой значительной социальной силы на свою сторону приобретает для политических сил актуальность в борьбе за власть. Молодежь современной России негативно настроена ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможностей влиять на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична.
Итоги опросов молодых людей свидетельствует, что молодое поколение отчетливо представляет себе, что возврата в прошлое быть не может. Невелика доля сторонников среди современной молодежи - радикальных рыночных реформ. Национал - патриотизм значительной части современной молодежи - понимание того, что став периферией Запада, Россия не сможет ликвидировать свое отставание и зависимость.
Молодое поколение с оптимизмом смотрит в будущее и настроено весьма патриотично. 39% опрошенных гордятся победой в Великой Отечественной войне, 35%- культурным наследием, 26% - природными богатствами, 38% - историей страны в целом, 20% молодых людей уверены в том, что XXI век - это век расцвета России и её ждут великое будущее.
Современная российская молодежь поддерживает в большинстве своем демократические преобразования. Главным достижением сегодняшней России молодые люди считают права и свобода, хотя и утверждают, что большинство свобод не гарантируется, а лишь декларируются государством. Они считают себя главным фактором устойчивого развития России, а 54% из них- по данным Института молодежи,- движущей силой коренных преобразований в обществе.


III. Государственная молодежная политика и пути решения молодежных проблем

Участие государства в социальной сфере, регулирование социальных условий жизни населения, целенаправленная работа по реализации программных целей социального развития, поддержки отдельных групп населения - представляет собой государственную социальную политику. В конкретном проявлении социальной политики выделяется три уровня: федеральный, региональный и местный. Федеральный уровень обеспечивает выделение приоритетов и программных целей социального развития, общих механизмов их реализации. На региональном уровне социальная политика осуществляется с учетом уровня экономического развития региона, его историко-культурных и этнических особенностей. На местном -происходит решение конкретных проблем населения региона.
Государственная молодежная политика - внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
В современном мире молодежное законодательство существует во многих индустриально развитых странах, например в США, Канаде, Франции, Швеции и других. ООН уделяет внимание проблемам молодежи. В 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН принята `Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами `. За период с 1979 года по настоящее время ЮНЕСКО принимает более ста документов по проблемам молодежи. С 1985 года действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи.
В 90-е годы началось формирование правовых основ государственной молодежной политики, которые были заложены Указом Президента РФ от 16.09.92г. `О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики`. Практические меры по реализации молодежной политики нашли свое отражение в Федеральной программе `Молодежь России`, рассчитанной на 1994-1997 годы, которая состояла из четырех подпрограмм:
- `Создание системы информационного обеспечения молодежи`;
- `Решение социально-экономических проблем молодежи`;
- `Обеспечение условий духовного и физического развития молодежи`
- `Поддержка деятельности детских и молодежных объединений`.
Основными механизмами реализации этой программы была финансовая и материальная помощь молодежным и детским объединениям.
В период с 1992 по 1998 годы большинство субъектов РФ приняло законодательные акты, в которых формулируются принципы государственной молодежной политики. Их отличительной особенностью является то, что молодежная политика строится на общероссийских принципах, хотя они и не исключают самостоятельного определения целей и задач в конкретном регионе. К настоящему времени большинство республик Российской Федерации имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в региональных законодательных актах присутствуют два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные возможности конкретной территории. Общефедеральные нормативы фиксируют своего рода минимум, а региональные законодательства, как правило, расширяют их. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных организаций и на уровне местного самоуправления. То есть государственная молодежная политика в Российской Федерации: предмет совместного ведения всех уровней - РФ, субъектов Федерации, местного самоуправления.
Существенно расширилось законодательство о молодежи и её политическом участии в 1996-2001 годах. Были приняты следующие правовые акты:
- `О Федеральной целевой программе `Молодежь России` (1998-2000 гг.)`. Постановление Правительства РФ (18 июня 1997г. No746);
- Федеральная целевая программа `Молодежь России (1998-2000 гг.)`;
- Вопросы государственного комитета РФ по делам молодежи. Постановление Правительства РФ (12 июля 1999 г.);
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Федеральный закон (19 сентября 1997г. No 124);
- Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов. Постановление Правительства РФ (26 февраля 1997г. No222);
- Вопросы прохождения военной службы. Указ Президента РФ (16 сентября 1999 г. No1237);
- Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью и другие.
К положительным результатам реализации молодежной политики можно отнести создание центров трудоустройства молодежи, социальных служб, предоставляющих молодежи услуги: социально-психологическая поддержка, правовая помощь, оказание медико-социальных услуг, профилактика наркомании, алкоголизма, помощь молодой семье и др.
В 2001 году правительственной комиссией по делам молодежи одобрена концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. За несколько лет была сформирована система институтов ГМП на федеральном уровне и практически во всех субъектах федерации. Разрабатывалась также система мероприятий, призванных воздействовать на процессы политической социализации молодого поколения, на интенсивность его вовлечённости в различные формы политического участия.
Молодежная политика представляет собой `молодежный срез` государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной), социально-экономической политики. Она может также осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического и т.д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в грудном, ущемленном положении и только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение. Целью молодежной политики должно быть не просто создание благоприятных условий, способных улучшить качество жизни, а социальное развитие молодежи, осуществляемое путем реализации ее коренных интересов с учетом интересов всего общества. Необходима комплексная программа социального развития молодежи региона, включающей ряд подсистем (направлений) - политику в области образования, занятости, здравоохранения и социальной защиты молодежи. Механизм реализации программы должен предусматривать основные блоки: нормативно-правовой, организационный, технологический и ресурсный.

Недостаточная эффективность современной государственной молодежной политики обусловлена не только слабым финансированием, но и несовершенством законодательно-нормативной базы, отсутствием сформированной системы органов по делам молодежи, сложностями в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении и т.д. Положение усугубляется отсутствием законодательного закрепления понятия `молодежь` как единой социальной группы по критерию `возраст`. Проблемой остается и выработка механизмов представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в политических процессах и государственном управлении. Все это приводит к тому, что, несмотря на активизацию действий органов исполнительной власти, социально-экономическое положение большинства молодых россиян не улучшается. Сложившаяся ситуация вызывает у молодого поколения недоверие к государственной молодежной политике. Большинство молодежи считает, что государству до них нет дела, а сами они не в состоянии влиять на принятие социально-значимых решений.
Анализ Федеральной целевой программы России (2001-2005 годы) позволяет выделить главные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации:
- создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного, патриотического, физического воспитания молодежи;
- формирование и развитие системы оказания социальных услуг молодежи;
- обеспечение государственной поддержки молодых семей;
- создание системы научно-информационного и кадрового обеспечения молодежной политики.
Проблемы в области молодежной политики, которые требуют решения:
- отсутствует федеральный закон, определяющий государственную систему поддержки молодежи;
- слабо разработаны юридические механизмы представления интересов молодежи;
- отсутствует система мониторинга состояния молодежной сферы на федеральном уровне;
- слабое финансирование;
- отсутствие системы органов по делам молодежи;
- необходимо совершенствование нормативно-правовой базы;
- повышение эффективности государственной молодежной политики;
- создание условий для самоорганизации молодежи.
Необходимо совершенствование всей системы государственной молодежной политики.
Для этого необходимо:
1. разработать программу создания системы молодежного законодательства;
2. политическое участие молодежи должно стать приоритетным направлением внутренней политики государства.
К настоящему времени большинство республик в составе. РФ имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в большин-стве региональных законодательных актах учитывается два компонента: обя-зательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают регио-нальные потребности молодежного социума и региональные возможности конкретной территории. Региональное законодательство в области молодеж-ной политики как правило расширяет сферу общефедеральных нормативов, которые фиксируют своего рода обязательный минимум. Во многих регионах разработаны и приняты государственные программы и различные директивы органов исполнительной власти в области молодежной политики. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных и детских общест-венных объединений в субъектах Российской Федерации и на уровне местно-го самоуправления.
Действующая Конституция России прямо не называет молодежную по-литику в предмете своего ведения, более того, в высшем законодательном акте страны нет и самого понятия `молодежная политика`. Однако, исходя из общих принципов, целей и задач молодежной политики и социальной поли-тики государства в целом, можно утверждать, что государственная молодеж-ная политика в РФ - предмет совместного ведения всех ее уровней: Россий-ской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления.
К компетенции субъектов Федерации в области государственной молодежной политики относится:
- определение общих социально-экономических организационных;
- право-вых начал и направлений государственной молодежной политики в регионе;
- правовое регулирование отношений в области государственной моло-дежной политики в рамках имеющейся компетенции;
- разработка и реализация региональных государственных молодежных программ с учетом социально-экономических, демографических, культур-ных, этнических и других условий и особенностей региона;
- формирование республиканских (областных) органов управления госу-дарственной молодежной политикой, определение структуры органов испол-нительной власти, осуществляющих управление молодежной политикой;
- ведение реестра молодежных и детских объединений, действующих на территории региона;
- формирование республиканского (областного) бюджета в части расхо-дов на реализацию государственной молодежной политики, установление нормативов ее финансирования;
- установление дополнительных к федеральным льгот для молодежи, детских молодежных объединений и их предприятий;
- организация подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики;
- координация деятельности всех учреждений и организаций, осуществ-ляющих государственную молодежную политику в регионе.
К компетенции местного самоуправления в сфере государственной мо-лодежной политики относится:
- планирование, организация, регулирование осуществления государст-венной молодежной политики на территории местного сообщества;
- издание нормативных документов по реализации молодежной политики в рамках своей компетенции.


IV. Образование и молодежная политика (на примере деятельности Подольского филиала МГОУ)

Студенты ВУЗов составляют наиболее образованную часть молодежи и должны быть информированы о целях государственной молодежной политики, о деятельности правительства, направленной на поддержку и развитие подрастающего поколения.
Годы реформ показали, что высшее образование, современная профессия не дают гарантии жизненного успеха, но помогают легче приспособиться к переменам, позволяют увереннее смотреть в будущее. Большая часть студенчества рекрутируется сегодня из материально благополучных семей. Естественно, что они более других групп склонны одобрить происходящие в стране преобразования.
В значительной мере высокий уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений обусловлен структурным несоответствием профиля выпускников потребностям рынка труда. Увеличивая количество учебных мест, надо готовить не специалистов с образованием вообще, а тех профессий, которые в перспективе будут востребованы на рынке труда, для чего необходим реальный прогноз востребованности квалифицированных кадров на несколько лет.
Отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей - отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии. Время требует соответствующего уровня квалификации, куда входят обязательными элементами компьютерная грамотность, знание иностранных языков, умение постоянно обновлять свои знания, стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Сама система обучения практически не способна это сформировать, что в первую очередь связано с катастрофически низким финансированием.
Изучение ситуации на рынке труда показывает, что у специалистов с высшим образованием возникают проблемы с трудоустройством (невостребованными оказываются каждый десятый выпускник технического университета и каждый двадцатый - педагогического). Постоянно возрастает средняя продолжительность безработицы выпускников вузов (за 1999-2000 г.г. - с 4 до 8 месяцев). В значительном числе случаев трудоустройство оказывается не связанным с профилем полученной специальности. Беспрецедентно низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим образованием общеизвестен. В связи с такими предложениями на рынке труда логично ожидать снижения спроса молодежи на услуги высшей школы (именно в соответствии с рыночными стандартами поведения). Однако предложение на рынке труда падает, а спрос на высшее образование неуклонно растет. Конкурсы в вузы увеличиваются из года в год - в среднем конкурс в 2000 году составил 2 человека. Особым спросом пользуются следующие специальности: финансы и кредит (конкурс - 2,3 человека), информационные системы - 2,1, история, дошкольная педагогика и психология, социальная педагогика, музыковедение, бухучет и аудит - 2 человека.

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на период до 2010 года, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. No 1756-р

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Роль образования на современном этапе развития России оп-ределяется задачами ее перехода к демократическому и правово-му государству, к рыночной экономике, необходимостью преодо-ления опасности отставания страны от мировых тенденций эко-номического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капита-ла. Российская система способна конкурировать с образованием передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной полити-ки, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образова-ния с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации `Об образовании`, Федеральном законе `О высшем и послевузовском профессиональном образовании` и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образо-вания на 2000-2005 годы.
Цель модернизации образования состоит в создании механиз-ма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первооче-редном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные за-дачи:
- обеспечение государственных гарантий - доступности и рав-ных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и ис-пользования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работни-ков образования, усиление их государственной и обществен-ной поддержки;
- развитие образования как открытой государственной обще-ственной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающе-гося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность соци-альных интересов. Стратегические цели модернизации образова-ния могут быть достигнуты только в процессе постоянного вза-имодействия образовательной системы с представителями наци-ональной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с ро-дителями и работодателями.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.
Предстоит существенная модернизация содержания и струк-туры профессионального образования в соответствии с требова-ниями основных отраслей промышленности, сферы услуг, куль-туры, армии, государственной службы и др.
В качестве основного фактора восстановления профессиональ-ного образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные по-требности их развития. Должна быть создана система постоян-ного мониторинга текущих и перспективных потребностей рын-ка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с уче-том международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему про-фессионального образования, в частности, реальную многоуров-невую структуру высшего образования. Результаты прогнозиро-вания потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населе-ния через средства массовой информации.
Планируется создание эффективной системы содействия тру-доустройству выпускников, включая развитие целевой контрак-тной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, сред-них специальных учебных заведений и профессиональных учи-лищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. В числе стратегических направлений развития профессио-нального образования особое место занимает укрепление и мо-дернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в гло-бальную сеть Интернет и локальные информационные сети, ос-нащение вузов современным оборудованием, приборами, матери-алами, что обеспечит как повышение качества учебного процес-са, так и поддержку вузовской науки.

Для достижения нового качества профессионального образо-вания будет осуществляться:
- прогнозирование потребностей рынка труда и создание коопе-рации сети профессиональных, образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятос-ти;
- устранение сегментации профессионального образования, нео-правданного монополизма и слабой информированности потре-бителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;
- оптимизация перечней профессий и специальностей, по кото-рым осуществляется подготовка кадров;
- структурная и институциональная перестройка профессио-нального образования, оптимизация сети его учреждений, от-работка различных моделей интеграции начального и сред-него, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образова-ния, создание университетских комплексов;
- радикальное улучшение материально-технической базы про-фессиональных учебных заведений;
- информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
- углубление в высшей школе интеграционных и междисципли-нарных программ, соединение их с прорывными высокими тех-нологиями;
- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специа-листов, развития производительных сил общества и непрерыв-ного обновления содержания профессионального образования;
- интеграция университетской, академической и отраслевой на-уки;
- разработка в рамках Федеральной программы развития обра-зования подпрограммы `Университеты России`;
- осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой под-держки;
- формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Рос-сийской академии наук, обеспечение преемственности различ-ных уровней профессионального образования и создание эф-фективной системы дополнительного профессионального об-разования, обеспечивающей психологическую поддержку на-селению при смене видов деятельности и карьерном росте;
- сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незаня-того населения в учреждениях начального и среднего профес-сионального образования с учетом конкурсного отбора и нали-чия центров службы занятости;
- обеспечение участия работодателей и других социальных парт-неров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласу-ющихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российс-кой Федерации;
- организация на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования общепрофессио-нальной подготовки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и гуманитарного про-филей, создание межвузовских военных факультетов подготов-ки офицеров запаса.
В целом образование будет более ориентировано на рынок тру-да и требования социально-экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично вытеснят фор-му государственного задания (особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального образова-ния. В то же время бюджетное финансирование общего образо-вания из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста до конца десятилетия.
Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах, долж-ны четко обозначиться первые результаты модернизации обра-зования:
- рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного пе-ренаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3 до 2,5% ВВП);
- реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на меж-дународный уровень; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд долларов США;
- снижение социальной напряженности в обществе, локализа-ция очагов социального неблагополучия в виде детской беспри-зорности и преступности;
- на основе повышения заработной платы работников образова-ния будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной при-влекательности профессионального образования в результа-те опережающего обновления материально-технической базы.
XXI век требует принципиально иных подходов к образова-нию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только преподавателя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле дея-тельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекват-ные поставленной цели методы и средства обучения.
В данном контексте высшее учебное заведение при-звано решать такие задачи, как распространение зна-ний и привитие навыков у студентов в использовании потенциала политической психологии; организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных на-учных исследований, направленных на решение поли-тических и социально-психологических проблем; удов-летворение потребностей обучаемых в гармоничном духовно-нравственном, политико-правовом, социально-психологическом и профессиональном развитии в про-цессе обучения в высшем учебном заведении и др.
В отечественной педагогике термин `технология` стал употребляться в очень широком значении, таком как `инновационные учебные техно-логии`, `педагогическая технология`, `технология обучения`, `технология образования`, `технология в обучении`.
Существуют различные трактовки понятия `педагогическая техно-логия`. Назовем некоторые из них:
- целенаправленное использование приемов, технических средств обу-чения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
- целенаправленное структурирование и представление информации, а также организация коммуникаций в педагогическом процессе;
- система управления познавательной деятельностью студентов;
- конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач;
- процесс доведения поставленной цели до прогнозируемого результата в рамках конкретной педагогической системы;
- комплексный интегративный процесс, включающий системное соеди-нение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
- система поэтапной организации образовательного процесса, которая обеспечивает решение определенных учебно-воспитательных задач на основе применения педагогической теории и диагностики.
К педагогическим технологиям относятся:
- информационно-кибернетическая технология - четко структуриро-ванная информация с хорошей обратной связью;
- имитационная технология (игровая), например, игровые модели, ролевое обучение, методы принятия решений;
- технология полного усвоения предполагает включение тестирования для обратной связи;
- акмеологическая технология - технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого студента на основе устойчивой мотивации.
- исследовательская технология - обучение через открытие.
Современная система образования, опираясь на традиционные источники информации требует расширения информацион-ного поля. Такая система требует и другой дидактической сис-темы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно ориентированному подходу в образовании. В последние годы к этим источникам прибавился еще один мощнейший информационный резервуар - Интернет, гло-бальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все раз-витые страны мира. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру. С появле-нием сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования.
Это возможность общения со всем миром. Возможность получения не только официальной информации из средств массовой информации, поскольку боль-шинство газет, журналов здесь значительно доступнее, чем в пе-чатном виде (всего не купишь), но и неофициальной информа-ции в ходе личностного общения (через электронную почту, аудио- и видеоконференции, chat-технологии) с гражданами любой другой страны. Это возможность пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, ин-формацией, располагаемой на сайтах самых различных учреж-дений, в том числе огромного количества образовательных уч-реждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. Это возможность диалога культур, ибо при таком непо-средственном общении люди получают возможность не просто познакомиться друг с другом, но и познакомиться с другой куль-турой, с особенностями менталитета граждан других государств. Это возможность найти основы для понимания друг друга, а сле-довательно, и уважения чужой культуры, чужих традиций через это понимание. Наконец, это возможность получения образова-ния на расстоянии, в любых образовательных учреждениях на-шей страны или зарубежных стран. Трудно перечислить все воз-можности в области образования, которые может предоставить Интернет.
Между тем в последние годы можно говорить о качественном улучшении деятельностных и волевых характеристик молодёжи:
- молодёжь легче, чем старшее поколение, адаптируется к новым
социально-экономическим условиям. Для неё свойственна особая активность и
развитии частного сектора экономики, престижных областях деятельности с
высокой оплатой труда и высокими квалификационными требованиями. В
молодёжной среде созревает мощный инновационный потенциал, растёт число
молодых людей, выбирающих новаторство в качестве модели решения своих
проблем;
- в молодёжной среде растёт самостоятельность, практичность и
расчётливость, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих
возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к
жизненным переменам;
- увеличивается престижность образования, растёт экономическая
заинтересованность в сохранении своего здоровья, как основы материального
благополучия;
- усиливаются патриотические настроения.
Для того чтобы позитивные тенденции были доминирующими, требуется активная воспитательная и пропагандистская работа. Кроме того, необходимо:
- заложить в основание инновационной активности ценности созидания,
творчества и общественного служения;
- создать условия и систему специальных форм поддержки социально
значимых инициатив молодёжи.
Разработка новых систем образования и воспитания будет малоэф-фективной без учета реальных нужд, потребностей, настроений молодёжи. Нельзя не учитывать, что кризис всех основных структур общества в ду-ховной сфере выражается в смене социальных ориенти-ров и переоценке традиционных ценностей. Все эти факторы обусловлива-ют противоречивость и неоднородность субкультуры современной рос-сийской молодёжи. В ней мы видим и проявления нигилизма, агрессивно-сти, нравственной деградации, и конструктивные тенденции - поиск но-вых духовных ценностей и форм межличностного общения, устремлен-ность к гуманистическим идеалам. Социальные организации ответственные за проведение молодёжной политики, по нашему мнению, должны строить свою тактику прежде всего на сотрудничестве с теми объединениями и со-обществами молодёжи, в функционировании которых проявляются прогрессивные тенденции.
Воспитательно-образовательная функция ВУЗа:
- организация, внедрение и развитие прогрессивной системы подготовки подрастающего поко-ления к современной жизни;
- трудовое, гражданское, патриотиче-ское, нравственное и физическое воспитание молодого поколения;
- формирование у него высокой общей культуры;
- формирование активной гражданской жизненной позиции, закладывающей осно-вы способности самостоятельно решать большую часть своих со-циально-экономических проблем;
- поддержка талантливой и ода-ренной молодежи всех возрастов, включая детей и подростков.
Принципами воспитательной политики государства в отношении молодежи по мнению ученых является:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловече-ских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, любви к Родине, соче-тание обучения и воспитания;
- гуманизм, духовность, демократизм, патриотизм, конкурентоспо-собность, толерантность, индивидуализация, вариативность;
- связь воспитания с жизнью;
- единство воспитания и деятельности человека; гуманность;
- единство воспитания и самовоспитания;
-комплексный подход к направленности, содержанию и организа-ции воспитательной работы;
- создание условий для адаптации, социализации и гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи;
- создание условий для более полного включения молодёжи в соци-ально-экономическую, политическую и духовно-культурную жизнь;
- решение демографических проблем и проблем здоровья подрас-тающего поколения;
- создание и расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного и общественного успеха;
- решение вопросов профессионального развития и занятости моло-дёжи, молодёжного предпринимательства, деловой и гражданской ак-тивности молодёжи;
- содействие духовно-интеллектуальному и физическому развитию молодёжи, развитие художественного и научно-технического творчест-ва, массовых видов молодёжного спорта и туризма, международных обменов;
- правовая защита и социальная поддержка молодёжной общности и молодёжных организаций и объединений;
- реализация инновационного потенциала молодого поколения в ин-тересах общественного развития и развития самой молодёжи и т.д.
Основными составляющими реализации в воспитательной функции ВУЗов являются следующие направления:
1. Здоровье.
Основные понятия направления `Здоровье`: психическое и физическое здоровье, культура сохранения соб-ственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.
Формы работы в направлении `Здоровье`:
- спортивные конкурсы, спартакиады, встречи с выдающимися спортсменами;
- беседы, дискуссии по следующим темам: `Спорт в моей жизни`, `Великие спортсмены моей страны и мира`, `Исто-рия видов спорта`, `Спортивные столицы мира`, `Трудные судьбы большого спорта`, `Спорт в нашей семье`, `Как за-ниматься спортом без ущерба здоровью, `Спорт и интеллект- понятия совместимые?`, `Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?` `Красивый спорт и грубый спорт` `Вредные привычки. Как от них избавиться?`
- походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
- ведение книги спортивных рекордов студентов на спортивных площадках города;
- встречи с медицинскими работниками, интерактивные иг-ры, индивидуальные и групповые консультации по вопро-сам пола;
2. Интеллект
Основные понятия направления `Интеллект`: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (IQ), креатив-ность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Формы работы в направлении `Интеллект`:
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, па-мяти, мышления,
интеллектуальные марафоны;
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно - исследовательские конференции.
3. Общение.
Основные понятия направления `Общение`: эмоции и чувства, рефлексия, сочувствие и сопережи-вание, умение управлять собой.
Формы работы в направлении `Общение`:
- спецкурсы, интерактивные игры по проблеме `Общение`;
- тренинги общения;
- праздники, конкурсы.
4. Нравственность.
Основные понятия направления `Нравственность`: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравствен-ное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, са-моактуализация и самореализация, жизненные ценности и прави-ла, знание этических учений, нравственный опыт.
Формы работы в направлении `Нравственность`:
- тренинги нравственного самосовершенствования
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными мес-тами страны, города.
- поисковая работа, создание музеев.
- шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах.
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.
5. Досуг
Формы работы в направлении `Досуг`:
- празднование памятных дат в жизни студентов;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- конкурсы талантов, марафоны.
6. Гражданин.
Основными понятиями в направлении `Гражданин` является формирование у студентов соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения чело-века в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и от-ветственности за него.
Значительная роль в формирования мировоззрения студентов принадлежит истории России. Но она становится ближе и понятнее им, если ее преподавание идет с использованием материалов по истории родного края.
Краеведение было и остается прекрасным средством развития интереса к истории отечества, его прошлому и настоящему. На примере г.Подольска и района можно проследить за социально-экономическим становлением своего народа, формированием быта, культуры, за борьбой русского народа с внешним врагом.
Между тем, историю города и района, хотя она и имеет свои особенности, следует рассматривать в контексте с общепринятой историей России и Московской области.
Подмосковье - уникальный край, в котором сочетается богатство природы с богатством человеческого ресурса и потенциала.
Московская область - это исторически сложившийся центр экономической, политической и культурной жизни России, центр с высоким уровнем научного потенциала, ярко проявляющегося практически во всех сферах деятельности.
Экономика области носит многоотраслевой характер: промышленность, агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, связь. Все отрасли имеют достаточно высокий уровень развития. Московская область - крупнейший индустриальный район, традиционно занимающий вторую позицию по объемам производства среди территориальных образований Российской Федерации. В промышленности области занято около 600 тысяч работающих. Промышленный комплекс Подмосковья представлен самым разнообразным спектром отраслей: это машиностроительная и металлургическая, легкая и текстильная, топливно-энергетическая и химическая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность. Кроме того, Московская область располагает наукоемкими специализированными производствами по выпуску радиоэлектронной, авиационной и космической техники.
Население области составляет около 6,5 миллионов человек, из которых 5 миллионов живут в городах. Московский регион относится к 18 крупнейшим мегаполисам мира и превосходит по уровню урбанизации все области России и стран СНГ, даже без учета г. Москвы. Из 76 городов Московской области 55 - новые города, возникшие в период после 1917 г. Из них 22 города образовались во 2-ой половине XXв. В области 56 городов областного подчинения, 15 городов с населением более 100 тысяч человек.
Московский регион по интеллектуальному потенциалу по-прежнему не имеет себе равных в России, по многим показателям он вполне может соперничать со столичными регионами многих развитых стран.
Главная проблема Московской области - демографический спад, над ее решением работают исполнительная и законодательная власти региона. Областное руководство увеличивает число социальных выплат, пособий, гарантий, призванных помочь молодоженам в становлении их семей, рождении и воспитании детей.
Забота о населении и повышение жизненного уровня каждого жителя Подмосковья остается приоритетной задачей развития Московской области.
Рассмотрим некоторые воспитательные функции ВУЗа на примере деятельности Подольского института МГОУ. В юбилейный год празднования 60-летия Победы важнейшим направлением становится военно-патриотическое воспитание. В г. Подольске более 10 лет действует поисковое объединение `Память` под руководством И.Красильникова. Ежегодно проводятся поисковые экспедиции и Вахты Памяти. Студенты института работают в Центральном Архиве Министерства Обороны, где устанавливают имена погибших и пропавших без вести в годы войны. В апреле 2005 года проводится научная конференция, посвященная 60-летию Победы. В ходе фестиваля `Студенческая весна 2005` участники конкурса молодых журналистов `Золотое перо` представляют работы по следующей тематике:
- `Поклонимся великим тем годам`;
- `Что значит быть защитником Отечества?`
- `Очерки` (60 лет Победы).


Молодежь должна быть не только объектом воспитания и образования, но и сознательным участником социальных и политических преобразований. Самореализация молодежи в российском обществе невозможна без ее реального участия в демократических реформах и становлении новых основ социальной жизни.



V. Выводы. Тенденции и перспективы развития молодежной политики в современной России.

Главной задачей государственной молодежной политики является создание условий для развития и реализации способностей и потенциала молодого человека и молодого поколения не только в собственных интересах, но и в интересах общества и государства.
Можно с уверенностью сказать, что самостоятельной политической силой молодое поколение сегодня не является. Современные российские политики относятся к молодежи как к средству, которое содействует завоеванию власти.
Молодежь сохраняет высокий уровень оптимизма и веру в то, что в будущем возможно изменить к лучшему. Молодое поколение считает себя главным фактором развития страны и движущей силой преобразований в обществе. Большая часть молодежи проявляет низкий уровень интереса к политическим процессам в стране и мире. Молодые люди, которые проявляют повседневный интерес к политическим событиям и деятелям, ограничиваются обменом мнениями, участием или неучастием в выборах. Наибольший абсентеизм наблюдается среди молодежи. Избирательная активность в последние годы возросла, хотя она остается самой низкой среди других возрастных групп. Электоральное поведение молодых людей во многом зависит от степени удовлетворенности их потребностей и интересов. Молодежь проявляет готовность участвовать в деятельности, способной реально влиять на изменение повседневной жизни.
Переходное состояние современного российского общества ставит проблему выбора эффективной молодежной политики. Необходимо не только провозгласить принципы новой молодежной политики, но и отразить в политических документах и программах партий.
Насущной задачей является создание общероссийской сети исследований по молодежной проблематике. Сегодня очень заметно отставание системы сбора и отработки информации о молодежном движении от тех задач, которые стоят перед обществом.
Политическое поведение современной российской молодежи свидетельствует о недоверии к государству и основным структурам власти. Необходимо с помощью современных политических технологий привлечь молодежь к политическому участию, решить проблему представительства интересов молодежи в государстве, создать возможности для расширения участия молодежи в государственном управлении. Обострились проблемы занятости молодых людей, их материально-бытового положения, ухудшилось здоровье, снизился интеллектуальный потенциал.
Молодежь несет ответственность за развитие страны, за преемственность истории и культуры. Осознание молодежью этой ответственности и определяет направления развития общества.
Молодежь наступившего столетия должна характеризоваться следующими параметрами:
- по своим социально-политическим установкам и ориентациям она может быть охарактеризована как в массе своей демократическая и одновременно признающая высшей ценностью интересы государства, его суверенитет, сохраняющая национально-государственные традиции;
-    по отношению к экономическим составляющим молодежь в основе своей должна быть максимально адаптированной к условиям, требующим самостоятельной экономической активности, конкурентоспособности, готовности к риску, опоре на собственные силы;
- по своим идейным позициям - плюралистична;
- по своим ориентациям на будущее - оптимистична;
- по своим социальным качествам молодежь должна ощущать себя
гражданами новой России с высокими показателями российского патриотизма.
Отсюда и необходимость проявлять особое внимание к кадровым во-просам в системе молодёжной политики. Недостаток квалифицированных специалистов сказывается самым негативным образом на выполнении на-меченных программ. Поэтому очень важно наладить систематическую под-готовку и переподготовку кадров, поддерживать талантливых, молодых работников, не препятствовать, а способствовать их самореализации, раз-витию инициативы и творческих устремлений.
Со стороны государства представляется необходимым осуществление следующих мер:
1.Активизировать разработку и осуществление мероприятий, направленных на повышение политической социализации молодого поколения. Для этого необходимо как на федеральном, так и, в особенности, на региональном уровне усилить работу по созданию и усилению у представителей различных групп молодёжи устойчивой мотивации активного политического участия (прежде всего - участия в электоральных процессах). Среди средств, необходимых для достижения этих целей, можно выделить организацию политических клубов для молодежи, проведение различных тренинг - курсов для юных политических лидеров, поддержку деятельности общественно-политических объединений молодёжи, не преследующих экстремистские, асоциальные цели и не разжигающих национальную, религиозную и социальную рознь.
2. Более широко привлекать к разработке и реализации мероприятий
государственной молодёжной политики молодёжные общественные объединения, как для работы в экспертных советах, так и в рабочих комиссиях и группах, при проведении мероприятий различной направленности.
3. Как можно шире освещать в средствах массовой информации, на телевидение и радио работу исполнительной и законодательной власти по
реализации направлений молодежной политики, как на российском уровне, так
и в регионах РФ.
4. Рассмотреть возможности квотирования участия представителей
молодого поколения в деятельности как законодательных, так и
исполнительных органов власти.
Возрождение и процветание молодежи Центрально - Черноземного региона, как и всей России, в XXI столетии возможно лишь при условии включения нашей страны в мировое сообщество как сильной процветающей державы, равноправного и суверенного партнера других государств. При всей неоднозначности и противоречивости модернизационного процесса очевидно, что его движущей силой в будущем, а, во многих случаях, уже и сегодня, является молодежь.
В связи с этим органам государственной власти может быть рекомендовано осуществлять деятельность по помощи молодым россиянам в экономической адаптации, оказывать поддержку молодежным организациям (в особенности с профессионально-корпоративной направленностью деятельности) и молодежному предпринимательству. В качестве необходимых мер по повышению эффективности государственной молодежной политики необходимо принять закон о молодежи на федеральном и региональном уровнях.
Образовательным учреждениям как важнейшим агентам социализации по возможности оказывать информационную поддержку представителям молодого поколения, а также помощь в трудоустройстве выпускников.
Общероссийским молодежным организациям искать и создавать механизмы сотрудничества с органами государственной власти и СМИ.
Региональным молодежным организациям осуществлять и расширять контакты с международными и общероссийскими молодежными объединениями, с региональными комитетами по делам молодежи, региональными отделениями политических партий и региональными СМИ.
Политическим партиям и общественно-политическим объединениям - осуществлять деятельность по трансформации избирательного законодательства с целью более активного включения политических партий и общественно-политических объединений в избирательный процесс.
Представителям молодого поколения, проявляющим интерес к политике и желающим сделать политическую карьеру - накапливать опыт организационной работы, участвуя в деятельности политических партий, общественно-политических объединений, профсоюзов и других гражданских ассоциаций, а также в работе избирательных штабов накануне выборов.
Молодое поколение всегда характеризуется мобильностью, способностью к активным действиям, инициативой, творческим потенциалом. Главным является создание условий для реализации молодежного потенциала в обществе.
Необходимо четко определить цели, задачи, формы и методы работы с молодежью, создание условий для политического образования и воспитания подрастающего поколения.
Современный молодежный электорат через несколько лет будет определять политический процесс в России. От того, какие именно ценностные ориентации будут осваиваться молодым поколением, во многом будет зависеть направленность развития самого общества и успех демократических преобразований в стране.
Проблемы молодежи относятся к числу важнейших проблем общества. Тезис о том, что `молодежь - завтрашний день общества `, может потерять свою актуальность, если государство не будет предпринимать усилия для реализации государственной молодежной политики. Цель молодежной политики государства - создание экономических и социальных условий, способных улучшить качество жизни молодежи, путем реализации её интересов с учетом интересов всего общества. Эффективность такой политики должно быть подкреплено экономическими, системными исследованиями. Сегодня молодежь является политическим резервом для тех политических сил, которые заинтересованы в продолжении курса реформ.

Док. 230770
Перв. публик.: 11.04.05
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 2792


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``