В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Кабо: `Каскадер - профессия, требующия артистизма` Назад
Ольга Кабо: `Каскадер - профессия, требующия артистизма`

Ольга Кабо: `Каскадер - профессия, требующия артистизма`Глядя на эту изящную актрису, невозможно подумать, что на съемочной площадке она сама, без помощи дублеров, выполняет сложнейшие по технике и весьма рискованные трюки. Прыжки с умопомрачительной высоты, фехтование на мечах, шпагах или рапирах, скачки на лошади - все получается у нее естественно и красиво. И неудивительно. Ведь Ольга Кабо является первой и единственной актрисой - действительным членом Ассоциации каскадеров России. Даже когда девушке предложили для съемок в фильме слетать в космос, Ольга не просто согласилась, загоревшись этой необычной идеей, но и смогла пройти изнурительнейшую подготовку в Звездном городке, что, поверьте, не каждому по плечу. Важнейшее из искусств, как выяснилось, тоже требует жертв. И немалых...

- Ольга, вы, наверное, были в дет-стве подвижным и спортивным ребенком?

- Да, и к тому же очень закаленным и выносливым. До пяти лет я жила с бабушкой на Урале в деревне со сказочным названием Нейво-Шайтанск, и можно сказать, что мое раннее детство прошло в лесу. Моей площадкой для игр были лесные полянки, а моей любимой пищей - парное молоко. Своими ножками я проходила километры, собирая с бабушкой полевые цветы, ягоды и грибы. каждый год меня вывозили на Азовское море, в котором я полоскалась все лето до посинения и чувствовала себя как рыба в воде. Ну а в школьные годы мои занятия спортом были уже более целенаправленными. Я занималась фигурным катанием, балетом и спортивной гимнастикой, но не с целью завоевания пьедестала, а в свое удовольствие. Я даже посещала секцию `Юный космонавт`, так как мечтала покорять космос. А в 12 лет я поступила в Театр юного москвича при Дворце пионеров на Ленинских горах. И именно там началось мое увлечение этим искусством. В детском театре все было серьезно: занятия по театральному мастерству, сценическому движению, напряженные репетиции и, наконец, спектакли на сцене. Я была очень загруженным ребенком: школа с английским уклоном, музыкальная школа при консерватории... Но именно ТЮМ стал для меня настоящей школой жизни. Там во мне заложили убеждение, что я со всем могу справиться, что не бывает непокоренных высот. Сейчас моей дочери почти шесть лет, она посещает детский сад, занимается музыкой в профессиональной школе, увлекается рисованием и постигает азы хореографии в балетном училище `Школа классического танца` под управлением Г. Ледяха. И опять, как и я, все это девочка делает в свое удовольствие, что вырабатывает у нее сильный характер. Я рада, что от меня дочери передались определенные способности и задатки.

- Не зря говорят, что от здоровья родителей, и в первую очередь мамы, напрямую зависит то, каким родится ребенок. И именно к вам в полной мере применимо выражение: `Здоров, хоть в космос отправляй`.

- По проекту режиссера Юрия Кары несколько актерских сцен должны были сниматься в настоящем космосе на борту тогда еще не затопленной станции `Мир`. Многие актеры и даже представители эстрады попытались пройти столь необычные кинопробы, и я тоже не была исключением. Но в центре подготовки космонавтов, как оказалось, нас всех ждали серьезнейшие испытания на прочность по специальной программе: центрифуги, барокамеры, подвешивание вниз головой и т. д. И все это проделывали с подключением к нам многочисленных датчиков для проверки вестибулярного аппарата, сердечной деятельности, мышечной активности под неусыпным надзором врачей. Исследования проводили в течение четырех месяцев, так что диспансеризация была абсолютно полной. Я никогда в жизни не проходила такой серьезной медицинской проверки. И для меня было большой неожиданностью, что выдержали экзамен на прочность только Володя Стеклов и я. Помню, мы со Стекловым очень гордились друг другом.

- Наверное, были наставники, поддерживавшие в вас стремление рисковать, которое помогло вам первой и единственной из актрис вступить в ассоциацию каскадеров?

- Думаю, что тяга к экстриму заложена во мне с детства. А стала моим вторым `я` в шестнадцать лет. В 1984 году, когда я снималась в музыкальном стереоскопическом фильме Виталия Макарова `Шутки в сторону`, по сюжету были задуманы подводные съемки. Так как я считала себя не новичком в плаванье и в прыжках в воду, то ни минуты не сомневаясь заявила, что каскадер мне не нужен, тем более что моим партнером по фильму был профессиональный артист цирка Григорий Попович. Но все оказалось очень непросто. Под водой сидел в водолазном костюме наш оператор, а мы с Гришей ныряли много раз, чтобы оператор смог снять наш эпизод. Набрав в легкие побольше воздуха, мы прыгали в воду. Нас снимали до тех пор, пока мы пулей не выскакивали на поверхность с единственной целью глотнуть новую порцию воздуха и опять погрузиться в морскую пучину. Это было мое первое испытание на мужество в кино. Когда я посмотрела фильм в стереозале и увидела, как мы пластично и безмятежно плаваем в подводном царстве, я поняла, как важно все делать самой. В дальнейшем, если это было в моих силах, я всегда работала без дублеров. Бондарчук, мой учитель во ВГИКе, говорил, что актер должен уметь все.

- Как состоялось ваше первое знакомство с ребятами из Ассоциации каскадеров?

- В 1988 году я снималась в фильме режиссера Сергея Тарасова, где моя героиня Изабелла де Круа полкартины по сюжету проводит в седле. Я не могла допустить, чтобы вместо меня в таких сценах работала дублерша, и попросила режиссера, чтобы каскадеры научили меня управлять лошадью. Мне дали наставника, Сашу Жизневского, который в седле сидел как бог, и начались изнурительные тренировки. Я даже представить себе не могла, какой это тяжелый вид спорта. Сколько было падений, синяков, срывов! Но Саша был терпелив и настойчив. У меня даже характер изменился. Я поняла, насколько каскадеры ответственные люди, и если они допускают дилетанта к своей профессии, то и требуют от него профессионального совершенства. Зато на съемках я не просто скакала на лошади - у меня было ощущение полета. Благодаря Саше я на всю жизнь привязалась к этому спорту.
Однажды был такой интересный случай. Я приехала на пробы фильма `Двадцать лет спустя`, а вся группа в это время была `на натуре`. На съемочной площадке готовили к работе лошадей. Каскадеры разрешили мне прокатиться. Когда я пустила лошадь в галоп, то уже больше ни о чем не помнила: я опять была в полете.
А в это время на площадке появился режиссер Хилькевич и, увидев меня в седле, тут же утвердил на роль графини де Шеврез без надлежащих проб, да еще сделал правку в сценарии: мое первое появление в фильме было верхом на лошади.

- Проходили ли вы какую-нибудь каскадерскую подготовку, о которой можно рассказать особо?

- Да, в американском фильме режиссера Дэна Голдена `Похороны крыс`. У меня была острохарактерная роль, и я была единственной русской актрисой, не считая массовки. По сюжету фильм был нашпигован каскадерскими трюками, и, кроме того, моя героиня должна была в совершенстве владеть шпагой. Я в институте серьезно занималась этим видом спорта и поэтому сделала заявку на работу в этом фильме без дублера. Режиссер был удивлен: в американском кино не принято заменять дублеров, в противном случае это должно быть оговорено в контракте, обеспечена страховка, и тогда продюсеры в полном смысле слова несут ответственность за жизнь актера. (У нас каждый актер может сделать заявку на каскадерские трюки, и если ему разрешат, то ответственность за свою жизнь он несет сам.) После долгих переговоров с Голденом он все-таки дал свое согласие, но при условии что я должна пройти курс тренировок у американского тренера. Нужно было удостовериться, что я достаточно профессионально владею искусством фехтования и во время съемок не нанесу травм американским актерам, жизни которых застрахованы контрактом. Американские партнеры были крайне удивлены моим энтузиазмом, а я, не обращая внимания на их реакцию, работала в кадре по-русски, без дублера.

- Как происходило ваше принятие в Ассоциацию каскадеров, имеете ли вы диплом, какие-то официальные документы или свидетельства, выданные данной организацией?

- Этому событию я всецело обязана Александру Иншакову, с которым по-знакомилась еще в 1988 году на фильме `Квентин Дорвард`. Потом мы работали с ним в фильмах `Две стрелы` и `Рыцарский замок`. И когда Иншаков предложил мне сниматься в картине `Крестоносец`, где он выступал уже как продюсер, режиссер и главный герой, я с удовольствием согласилась. С Сашей всегда интересно сотрудничать. Но в какую пучину он ввергнет меня на сей раз, я и представить не могла. Фильм не просто изобилует всякими каскадерскими трюками, наворотами, погонями, перестрелками, взрывами и т. д., но и практически все роли в нем исполняют настоящие каскадеры. А моя героиня - единственный женский персонаж в картине. Как же я могла ударить лицом в грязь! К этому времени у меня был накоплен приличный каскадерский опыт, `Крестоносец` был моим сороковым фильмом. И я старалась... По насыщенности трюками моя роль не уступала остальным персонажам, к тому же Иншаков в финале фильма придумал прыжок в `счастливое будущее`, который мы вместе с Сашей осуществили с четвертого этажа гостиницы. За такие `подвиги` я и была принята в Ассоциацию каскадеров, которую основал сам Александр Иншаков.

- В памяти всплывает кадр из фильма `Крестоносец`, где вы, не прибегая к услугам дублера, выпрыгиваете из окна...

- К сожалению, это самый неудачный кадр в фильме. Прыжок должны были снять в рапиде, тогда он был бы зрелищным. А стоп-кадр, который зафиксировал нас в воздухе, не оправдывает того риска, которому мы с Сашей подвергались. Ведь было несколько дублей прыжка. В момент съемок я впервые познакомилась с ощущениями человека, падающего с четвертого этажа. Бррр...
В этой картине было еще одно испытание - бой на мечах. Меч весил килограммов десять-пятнадцать. Все доспехи, которые на меня надели (кольчуга и забрало), - из настоящей стали, то есть еще 20 килограммов. А я должна была драться легко и свободно!

- А в каких еще фильмах вы выполняли похожие по сложности трюки?

- По сложности трюков `Крестоносец` стоит на первом месте. Но практически в каждом фильме были свои испытания и экстремальные ситуации. Приключенческий фильм `Рыцарский замок` режиссера Сергея Тарасова в отношении каскадерских штучек был замешан круче, чем `Квентин Дорвард`. В фильме `Итальянский контракт` я впервые села за руль легкового автомобиля. И опять меня учили каскадеры. Я так стала лихачить за время съемок, что потом, когда приобрела автомобиль, долгое время ездила без прав. А в фильме `Убийство в Сашайн-Менор` режиссера Бориса Небиеридзе есть сцена, когда я мчусь на легковом автомобиле и чуть не сбиваю ребенка на дороге. Правда, в этой сцене я управляю машиной вполне профессионально. в фильме `Бесы` режиссеров Игоря и Дмитрия Таланкиных я освоила жен-ское седло на лошади, что тоже непросто, самое трудное в этой позе - удержать горделивую осанку. Ведь когда-то в таком седле умели сидеть только великосветские дамы. Финальную сцену, в которой меня убивает толпа, я вообще вспоминаю с ужасом. В американском фильме `Бегущий по льду` режиссера Бари Сэмсона, который снимали за полярным кругом, я шла по льду босиком в образе видения и даже не простудилась. В общем, всего не перечесть. Не знаю, что управляет актером, когда он работает в образе, но уверена, что в такой момент он перестает думать о себе.

- Но ведь актриса не обязательно должна выполнять сама все трюки...

- Конечно, не обязательно. Может быть, в определенных случаях это и не нужно, потому что каскадер справится с задачей лучше. Но я уже объяснила, почему мне нравится работать без дублера.

- Есть ли у вас сегодня актерские работы, требующие определенной сноровки и физической подготовки?

- Я снимаюсь в двух таких картинах. В фильме `Время жестоких` режиссеров Всеволода Плоткина и Александра Стефановича я играю телевизионную журналистку. Моя героиня - с независимым характером, самодостаточная, рисковая - всегда добивается по-ставленной цели. И хотя в этой картине у меня нет надобности в дублере, сама роль требует такого психологического накала, что некоторые сцены я просто с трудом выдерживаю. Хорошо, что меня поддерживают давние друзья - специалисты из японской клиники PHANA. Кстати, в финале фильма мою героиню выбрасывают из окна, и тут я первый раз в жизни отказываюсь падать сама. Становлюсь осмотрительнее! Вместо меня выбросили муляж. Вторая картина называется `Сармат`. Ее снимает режиссер Игорь Талпа по одноименному роману Александра Звягинцева. И в этом фильме я вновь стреляю и дерусь и вообще особенно с середины сериала со мной происходят всякие приключения. Этот фильм - о разведчиках спецназа, время действия - 80-е годы. Я играю женщину сложной судьбы, которая через весь фильм проносит любовь к главному герою, разведчику Сарматову (его играет Александр Дедюшко) и в результате спасает его.


--------------------------------------------------------------------------------
Досье `Обучение & Карьера`
--------------------------------------------------------------------------------

КАБО Ольга Игоревна.
Знак Зодиака - Водолей.
В 1985 году окончила специализированную школу No 232 с театрально-литературным уклоном при театральном училище им. Щепкина.
С 1980 года по 1985 занималась в Театре юного москвича при Дворце пионеров на Ленинских горах.
В 1989 году окончила ВГИК (мастерская С. Бондарчука и И. Скобцевой).
С 1992 года - актриса Центрального академического театра Российской армии и Театра современной оперы под руковод-ством А. Рыбникова.
С 2002 года - актриса Центрального академического театра им. Моссовета.
В 2002 году присвоено звание заслуженной артистки России.
В 1995 году Ольга Кабо снялась в фильме `Крестоносец`.
С 1995 года - действительный член Ассоциации каскадеров России.
Студентка вечернего отделения исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Снялась в 48 фильмах.
Воспитывает пятилетнюю дочь Танечку и обожает маму, Аиду Николаевну.

Ира ЖУКОВА и Виталий КАРЮКОВ
специально для журнала `Обучение Карьера`

Док. 230721
Опублик.: 11.04.05
Число обращений: 337

  • Кабо Ольга Игоревна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``