Карен Шахназаров: `Быть директором `Мосфильма` - это покруче, чем прыжки с останкинской телебашни...`Назад
Карен Шахназаров: `Быть директором `Мосфильма` - это покруче, чем прыжки с останкинской телебашни...`
Вообще это уникальный случай, когда режиссеру доверили руководить одной из крупнейших киностудий мира. Однако Карен Шахназаров не только освоился с новой для него ролью, но и практически поднял `Мосфильм` из праха. Секрет своего успеха известный режиссер и первоклассный менеджер видит в умении вовремя принимать решения, правильно подбирать кадры и вдумчиво читать `Капитал` Карла Маркса.
Из досье:
Родился 8 июля 1952 года в г. Краснодаре.
В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Специальность - режиссер кино и телевидения. С 1973-го во время учебы во ВГИКе по договору работал ассистентом режиссера, с 1976-го - режиссером-постановщиком на киностудии `Мосфильм`.
С 1987 года - художественный руководитель Творческого объединения `Старт` киностудии `Мосфильм`, которое было переименовано в 1990-м в студию `Курьер`. С 1991 года и до настоящего времени является художественным руководителем и председателем правления киностудии `Курьер` киноконцерна `Мосфильм`. С 20 апреля 1998 года - президент (генеральный директор), председатель правления киноконцерна `Мосфильм`. Режиссер фильмов: `Мы из джаза`, `Зимний вечер в Гаграх`, `Курьер`, `Город Зеро`, `Цареубийца`, `Американская дочь`, `День полнолуния` и др.
Член Союза кинематографистов.
Член коллегии Министерства культуры РФ.
Народный артист России.
Член Европейской киноакадемии.
Заслуженный деятель искусств России.
- Карен Георгиевич, сегодня вы - генеральный директор киноконцерна `Мосфильм`. Ваша карьера удалась или хочется большего?
- Не думаю, что я застоялся на `Мосфильме`. Тут столько еще надо сделать, чтобы процесс кинопроизводства довести до совершенства! Но если бы я вдруг захотел сделать политическую карьеру, то, наверное, сделал бы ее. Пусть это покажется кому-то самонадеянным, но у меня хватило бы и ума, и опыта. Да и генеральный директор киноконцерна `Мосфильм` - это уже в какой-то степени политическая фигура. Хочешь не хочешь, а приходится работать в той области, где надо быть политиком. `Мосфильм` - это одна из крупнейших в мире киностудий, куда стекается большая часть ТВ.
- Если вы уже политическая фигура, то что мешает вам стать самым настоящим политиком?
- Мне интересна моя профессия, а не политика. Моя политика - это мое кино. Что ни говори, а после меня останутся фильмы.
- Вот, скажем, министром культуры вам хотелось бы стать? Это к вашей профессии наиболее близко.
- Вот уж нет! Если делать карьеру в политике, то только не министром культуры. Я всегда сочувствую людям, занимающим этот пост. Ведь это самая неблагодарная сфера! Сделать что-то трудно (финансирование по остаточному принципу, люди в сфере культуры работают непростые), а спрос огромный. Если бы мне предложили, то я бы отказался.
- На `Мосфильме` вы начали работать ассистентом режиссера и доросли до президента. Вы с самого начала ставили перед собой задачу продвижения по карьерной лестнице?
- Мне даже в голову прийти такое не могло! Я стремился стать режиссером-постановщиком и делать фильмы. Режиссер для меня - верх карьеры. Это достаточно серьезная профессия, и в ней тоже можно почувствовать себя командующим. Когда Сергей Бондарчук снимал `Войну и мир`, так у него целая армия под командованием была! По масштабу его можно было сравнить с министром обороны. Режиссура - самодостаточное занятие, и к ней гарнира никакого не надо. Другое дело, в ней нет рангов, - первый режиссер, второй или третий. Конечно, находятся люди, которые хотят выглядеть первыми режиссерами России, но это пока никому не удавалось. Первых в режиссуре нет. Одного пианиста как-то спросили: `Вы какой?` - `Второй`, - ответил он. `Почему второй?` - `Потому что первых всегда много`.
- А как получилось так, что задачу продвижения по карьерной лестнице вы себе не ставили, а карьеру все равно сделали?
- А так всегда бывает. Если чего-то чрезмерно хочешь, то это и не выходит. Я вообще верю в некие силы, которые руководят процессами в нашей жизни. Что бы там ни говорили, а в свои зрелые годы я пришел именно к такому выводу.
- Когда в 1998 году вам предложили занять место Владимира Досталя и стать генеральным директором, вы сразу согласились?
- Мне не предложили, меня выбрали. Согласился не сразу. Размышлял, советовался с родителями. Они сказали: `Раз так сложилось, то попробуй. Что ты теряешь?`. И я сделал выбор, в результате которого получил ни с чем не сравнимый опыт. Вообще, это уникальный случай, когда режиссер руководит одной из крупнейших в мире студий. А `Мосфильм` - это лучшая киностудия в Европе, аналогов которой нет.
- На чем основывалась ваша уверенность, что все получится?
- На самонадеянности. Конечно, любой режиссер - в первую очередь менеджер, который умеет руководить большим количеством людей и считать деньги. Но то, с чем я здесь столкнулся, все равно другой масштаб. Когда я понял, что это такое, то, честно говоря, мне стало не по себе.
- Растерялись?
- Был такой момент. Хозяйство мне досталось сложное: я даже представить себе не мог, что все до такой степени разрушено. Сидишь и думаешь, что делать в первую очередь. Создавать на студии единую систему? Начинать с ремонта? Или оборудование закупать? Проблемы, с которыми мы столкнулись, были очень серьезны. Иногда и до угроз в мой адрес доходило.
- Но можно же было все это дело оставить...
- Это не в моем характере. Я привык добиваться. К тому же, уже через полгода почувствовал, что у меня получается. Карл Маркс говорил: `Жизнь - это борьба`. А Маркс был очень умным человеком, что бы про него ни говорили.
- Вы помните свой первый день в должности генерального директора?
- Помню, я подошел к окну, посмотрел - и у меня мороз по коже пробежал. В тот момент я подумал о штатном персонале `Мосфильма` в 800 человек, чье благополучие зависит от меня. Ведь если я что-то неправильно сделаю, то они перестанут получать зарплату, их семьи начнут распадаться, у них возникнут всевозможные проблемы. Когда понимаешь, что все замыкается на тебе, становится не по себе.
- Считается, что погружение в проблемы подчиненных, как правило, вредит делу...
- Это ситуация, как у хирурга, который хочет помочь больному, но должен его разрезать. Вот и тут должна быть дистанция. Не все понимают, что та цель, к которой я стремлюсь, в конечном итоге важна и для них. Когда такого понимания нет, приходится быть жестким. На `Мосфильме` сегодня средняя зарплата составляет 14 тысяч рублей. Это намного выше, чем по стране. В результате определенных решений (иногда и увольнений), которые не всем были по душе, людям стало лучше. У нас есть прекрасно оборудованная бесплатная поликлиника, детский сад, летние лагеря. Мало кто хочет сам уйти с `Мосфильма`.
- А увольняли за что?
- И по выговорам, и из-за пьянки. Раньше в кино и, в частности, на `Мосфильме` пьянство было большой проблемой. А сегодня выход на работу в нетрезвом состоянии - редкость для штатного персонала, люди дорожат своей работой.
- Роль администратора пришлась вам по вкусу?
- Руководить студией необыкновенно интересно: совсем другой масштаб. Все равно что сначала водить `Запорожец`, а потом - танк.
- Так же рискованно и такой же адреналин?
- Конечно! Я беру на себя ответственность в принятии огромного количества решений, каждое из которых рискованно.
- В какие моменты у вас вырабатывается адреналин?
- Когда получается, когда вижу результат. А так чтобы пришел с утра, сел в кресло и почувствовал, что тебя пробивает адреналин, - такого нет. Быть директором `Мосфильма` - это покруче, чем прыжки с Останкинской телебашни.
- Что хорошего вам удалось сделать на посту директора киностудии?
- Мы модернизировали студию, практически полностью ее перестроили, реконструировали все павильоны. Даже если сюда придут люди, которые ничего больше не сделают, - студия все равно будет работать десяток лет. Мы создали из `Мосфильма` новую индустрию с современными технологиями. Если сравнить с автомобильным производством, то было предприятие по выпуску `Жигулей` и `Запорожцев`, а стала фирма, которая создает автомобили класса BMW.
- Однако нельзя сказать, что современное российское кино - это BMW...
- Не все от нас зависит. Мы можем создать место для выпуска, но не можем воспитать тех, кто умеет снимать качественные фильмы. Это не в нашей компетенции.
- У вас репутация первоклассного менеджера, который поднял из праха главную киностудию страны. Как вам удалось? Вы где-то этому учились?
- Я нигде не учился, все как-то само собой получилось. У меня нет экономического образования, до сих пор смутно разбираюсь в юридических терминах. Но, наверное, главное, что помогает мне, - это здравый смысл и умение принимать решения. Я не боюсь принимать решения, даже неправильные. Если не делать этого, ничего не двинется и ничего не произойдет. И я так считаю не потому, что такой мудрый, а потому, что был воспитан в кино, где все время надо делать выбор. Да, я ошибался. Совершал ошибки и исправлял их. А в бюрократической иерархии обычно как: `Ой, ошибся! Теперь уж лучше вообще ничего не делать`. Да нужно просто отменить неправильное решение! И не надо этого бояться. Смотришь - где-то ты и угадаешь. И еще важно уметь подбирать людей. Правильно Сталин говорил: `Кадры решают все`.
- На ваш взгляд, любой режиссер может быть главой `Мосфильма`?
- Не любой. Для этого у человека должен быть определенный набор качеств, таких, как воля, умение принимать решения и брать на себя ответственность, смелость, кругозор и т. д. Но мне самому некорректно об этом говорить.
- Что изменилось в вас после того, как вы стали главой `Мосфильма`?
- Власть портит людей. Вот и я хуже стал. Когда нет возможности смотреть на каждого человека индивидуально - со временем такой взгляд становится привычкой. С другой стороны, я понимаю это и стараюсь себя контролировать.
- Сегодня вы можете сказать, что вам это дало и зачем вам это было надо?
- Я получил колоссальный опыт. Это все равно что снимать гигантский фильм. Создавать что-то всегда интересно.
- Режиссура для вас - это запасной аэродром?
- Нет. Одно дополняет другое, ведь я работаю в одной сфере - сфере кинопроизводства. С одной стороны, как режиссер я хорошо понимаю проблемы директора и, с другой стороны, как директор прекрасно вижу, чего не хватает режиссерам.
- Что для вас более увлекательно: режиссура или руководство кинокомпанией?
- Мне интересно и то, и другое.
- Есть ли что-нибудь такое в вашей жизни, ради чего вы могли бы пожертвовать карьерой?
- Я не отношусь к своей судьбе как к карьере. Никогда специально не делал карьеру, я просто добросовестно работал. Но если пожертвую работой, то как я буду существовать?
- Что для вас является основным источником дохода?
- Зарплата генерального директора, отчисления от показа моих картин по ТВ и доходы от проката моих новых картин.
- Где больше выходит?
- В кино.
- Как же так, ведь гендиректор `Мосфильма` - должность солидная?
- Я неплохой бизнесмен, но зарабатываю деньги не для себя, а для студии. `Мосфильм` - государственное предприятие, где я получаю зарплату и премиальные. Никаких дополнительных доходов у меня нет.
- Выходит, если бы вы были только режиссером, то больше получали бы?
- Не буду кокетничать, что я что-то теряю. Я как снимал одну картину в два года - так и снимаю. Другое дело, что я зарабатывал бы намного больше, если бы руководил частным предприятием. Но я к этому равнодушен.
- Вас можно назвать состоятельным человеком?
- У меня есть все, что мне нужно: деревянная дача, мамина квартира, машина, у детей тоже есть квартира. Правда, вот частного самолета нет и автопарка мерседесов. Но мне этого и не нужно. Мои желания не опережают моих возможностей.
- Как вы относитесь к деньгам?
- С уважением, особенно к тем, которые заработал сам. Но в то же время деньги не являются для меня фетишем. Я никогда не ставил перед собой задачу заработать как можно больше. Считаю, что у человека действия никогда не будет проблем с деньгами. Для меня деньги - это не проблема, проблема - что-то придумать.
- Хорошо. К деньгам вы относитесь с уважением, а они вас любят?
- Я всегда нормально зарабатывал. И в советское время, и сейчас. Правда, у меня запросы невысокие. Когда в армии служил, то мне вполне хватало положенных 4 рублей 80 копеек. Я не сижу и не думаю: `Хочу в Монте-Карло, в Гранд-отель, чтобы яхта рядом стояла и десять негритянок с опахалом`. Когда нет таких увлечений, все нормально.
- Говорят, что в вас живы отголоски того, чему нас учили в советские времена. Вот и Маркса вы часто цитируете. Как вам удалось при таких взглядах вписаться в рыночную систему?
- Да, я этого не стесняюсь и не обвиняю советское время, которое дало мне бесплатное образование и возможность работать. А вписаться удалось именно потому, что я прочитал многие труды Маркса, Энгельса, Ленина и Макса Вебера. Причем читал вдумчиво, с пониманием, а вовсе не для того, чтобы сдать экзамены. Просто мне было интересно. А писали они увлекательно! После я понял, почему они выигрывали. Весь фокус в том, что они писали ясным, доступным для каждого человека языком, и к тому же весьма убедительно.
- `Капитал` один раз читали?
- Это же не `Война и мир`! Зачем мне два раза читать - я ведь не экономист. Но я многое запомнил! Если бы наши экономисты почитали `Капитал`, то, может быть, мы не сидели бы в той яме, в которой сейчас находимся.
- В своих картинах вы используете элементы мистики, в них присутствует тема судьбы, фатума. А как часто вы сталкивались с чем-то подобным в жизни?
- Я не верю в судьбу или рок. Думаю, каждому дается по заслугам. А так чтобы можно было просто сидеть, ничего не делать, и вдруг тебе что-то обломилось - так не бывает. Для этого надо через многое пройти, что-то пережить или потерять. Мистика в моей жизни была, но это не для печати.
- Как часто вы разговариваете со своими подчиненными в приказном тоне?
- Часто. По-другому не получается. В кинопроизводстве работают сложные люди.
- А вами кто-нибудь командует?
- Нет.
- Боятся?
- А я ответственный человек, все без понуканий делаю. Понимаю, что в стране существует иерархия, и если это будет соответствовать моим должностным обязанностям, то выполню приказ, в какой бы форме он ни был произнесен. Я не пуп земли.
- Как выглядит ваш самый обычный рабочий день?
- Встаю в 7:30 и еду в бассейн. К 9:30 - на работу. Хожу, смотрю, начинаются запланированные совещания, встречи. В 6-8 вечера еду домой, а когда кино снимаю, то все затягивается до часу ночи. Сейчас стало проще - заработала система. Можно уже не рулить, а подруливать.
Татьяна НИКИШИНА
`Работа Зарплата`
Док. 230696 Опублик.: 11.04.05 Число обращений: 561