В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В канун дня космонавтики руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов ответил на вопросы `Труда` Назад
В канун дня космонавтики руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов ответил на вопросы `Труда`
Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы предусматривает серьезную активизацию пилотируемых полетов, участие нашей страны в ряде международных проектов в этой области, исследования с околоземной орбиты природных ресурсов и т.д. Сейчас программа проходит последние согласования в правительстве России. Вчера глава `Роскосмоса` Анатолий Перминов представлял ее в Министерстве экономического развития и торговли.



- Анатолий Николаевич, в последние годы складывалось впечатление, что Россия теряет, если уже не потеряла право называться великой космической державой. В лучшем случае она становится неким придатком США в этой области. Это так или ситуация потихоньку выправляется?

- Да, 5-7 лет из-за отсутствия финансирования отрасль работала в режиме выживания. Примерно с 2001 года положение стало меняться в лучшую сторону.



Сегодня большинство стран признает, что, несмотря на пережитое, наша космическая наука осталась на передовых позициях. Еще в Советском Союзе был наработан такой задел, который по ряду позиций пока не превзошел никто в мире. В том числе и США. В 2004 году мы запустили 23 космических аппарата - больше всех в мире. Из 770 космических аппаратов, работающих сейчас на орбите, 424 - у США. Нашей стране принадлежат 98 - это второй показатель.



- Изменилось отношение государства к космической отрасли?

- Конечно. Особое внимание уделяет президент России. Лицом к отрасли повернулись и другие высшие должностные лица. Федеральное космическое агентство подчинили непосредственно премьер-министру. Стали быстрее и эффективнее решаться многие вопросы.



Есть у нас проблемы? Множество. Основные связаны с финансированием. В США бюджет НАСА в этом году составляет 15,4 миллиарда долларов. А наш - 0,53 миллиарда, наравне с Индией. Япония выделяет на космос в 6 раз больше России, Китай - в 5 раз.



- Складывается впечатление, что за последний год мы несколько жестче стали отстаивать свои позиции перед американцами. Например, по совместной работе на МКС.

- С американцами мы обсудили проблему взаимного вклада в работу Международной космической станции. Потому что после катастрофы `Колумбии` и по сей день обеспечение жизнедеятельности МКС, в первую очередь транспортное, осуществляется лишь российскими кораблями. Наши партнеры обещали возобновить полеты шаттлов с марта нынешнего года. Но что-то им мешало. Россия заняла принципиальную позицию. Партнеры поняли нашу озабоченность. И пусть не с марта, а после 15 мая они возобновят полеты космических `челноков` на станцию.



Как только это случится, садимся за стол переговоров в Вашингтоне и начинаем планировать 2006 год и далее до 2010 года. Не только по МКС. Россия готова, например, активнее участвовать в международной программе по освоению Луны. Наши наработки и в этой области ничуть не меньше, чем у партнеров.



- О так называемой `лунной программе` в свое время много писали. Она реанимируется?

- Американцы хотели бы ускорить освоение Луны. В том числе и эксплуатацию ее сырьевых ресурсов. Мы сторонники другого подхода. Закончили работу на станции `Мир`, работаем на МКС. Учимся создавать на орбите большие космические системы. Дальше надо учиться собирать там пилотируемые корабли. Это ступеньки, в том числе и к `лунной`, и к `марсианской` программам. Наши партнеры полагают, что все надо делать параллельно. Но это требует слишком больших объемов финансирования.



- Ваше отношение к космическому туризму? Будет он развиваться?

- Будет. Все больше в таком бизнесе частных вложений. По объемам в области освоения околоземного пространства, думаю, такие инвестиции скоро превзойдут государственные. Надо лишь обеспечить необходимый уровень безопасности космических туристов.



- Насколько я знаю, скоро космодром Байконур из подчинения Минобороны полностью перейдет к вашему ведомству?

- Байконур и так почти весь сегодня в ведении Роскосмоса. Нами получены предложения от Министерства обороны по передаче и оставшихся 13 процентов инфраструктуры космодрома.



- Что будет с тысячами офицеров, которые служат на Байконуре?

- Многие останутся. Если захотят. Если нет - сегодня не существует проблемы найти вакансию в других гарнизонах. Например, на остающихся у военных космодромах Плесецк и Свободный. Кстати, на том же Байконуре очень много военнослужащих и сейчас прикомандировано к нашему агентству. Тем, кто хочет уволиться в запас, тоже найдется работа. Как правило, это очень квалифицированные специалисты.



- Вы упомянули о дальневосточном космодроме Свободный. В свое время о нем говорили как о потенциальной замене Байконуру, за который мы, как известно, платим Казахстану по 115 миллионов долларов ежегодно. Но что-то и о Свободном ничего не слышно в последние годы.

- На Свободном выполняются военные задачи. Коммерческая составляющая там в последние годы уменьшилась. Но крест на Свободном ставить рано. Что касается создания там замены нашему старейшему космодрому, то это не по средствам. Поэтому договорились с Казахстаном об аренде Байконура до 2050 года. Кстати, вместе с казахстанскими коллегами строим на этом космодроме новый ракетно-космический комплекс `Байтерек`. Основное финансирование осуществляет Астана. А мы участвуем в создании комплекса.



- Несколько лет назад с казахами были серьезные проблемы по поводу падения на их территории стартовых ступеней от наших космических ракет `Протон`. Тогда там очень волновались по поводу заражения местности несгоревшими остатками гептила. Как сейчас?

- Политики здесь присутствовало куда больше, чем экологии. Сейчас такого нет.



- Не падают ступени или соседи не заявляют протесты?

- Ступени и тогда, и сейчас падают в строго отведенных местах. Нам удалось намного уменьшить количество несгоревших остатков топлива в `Протонах` путем дожига еще до падения на Землю. Перспективные комплексы создаем на куда более экологически чистых компонентах.



- Освоение космического пространства - это миллиардные вложения, которых всюду не хватает. Как простому человеку, часто живущему весьма скудно, объяснить, что это дает ему лично?

- Сейчас нет ни одной области человеческой деятельности, в которой космос не приносил бы пользу. Возьмите нашу систему спасения КОСПАС-САРСАТ. С ее помощью по всей планете спасены тысячи человеческих жизней.



- Это когда человек, допустим, теряется в тайге, а его там обнаруживают со спутника?

- Примерно так. А предсказание погоды? Без космических аппаратов сегодня это невозможно. Недавно мэр Москвы Юрий Лужков признался, что если бы в столице удалось уточнить прогнозы синоптиков в среднем за год хотя бы на один градус, городским властям удалось бы сэкономить миллионы рублей. Только в Москве! Для нас это означает, что надо делать новые проекты. У России на орбите сегодня работает всего один спутник `Метеор`, а надо минимум три. В конце года еще один запустим, более современный.



Можем из космоса работать даже на предупреждение распространения наркотиков. С орбиты на отдельно взятом поле видны не только посевы мака или конопли, но и степень их созревания. Даем точные координаты - принимайте меры.



До недавнего времени в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока транслировалось всего две телепрограммы. На днях запустили новый космический аппарат связи `Экспресс-АМ2`. Теперь в тех районах будут принимать 15 -16 телепрограмм. Появились новые возможности для развития там и мобильной связи. На развитие программы космической связи правительство выделило большие средства.



Возьмите медицину. Наша огромная страна как никакая другая и тут нуждается в помощи космонавтики. Не секрет, что где-нибудь в таежном поселке или в тундре трудно рассчитывать на врачебную помощь высшей квалификации. А телемедицина с применением спутниковой связи даже в таежном поселке дает возможность мгновенно получить диагноз из лучших столичных лечебных центров. Нужен только врач, космическая антенна, компьютер и оператор связи.



- Да это фантастика. В том поселке хорошо бы сначала хотя бы обычный телефон поставить.

- Заблуждаетесь. Скажем, в Индии уровень жизни пониже нашего. Но в высокие технологии там вкладывают огромные деньги и по ряду позиций занимают ведущие места в мире. В результате телемедициной охвачено уже более 50 процентов их территории. Такую же работу мы готовы начать прямо сегодня на существующей орбитальной группировке. Способны охватить всю Россию до 60-й параллели. Чтобы и выше подняться- надо запустить на орбиту еще четыре аппарата.



- Вас, всю жизнь посвятившего космосу, не обижает, что сегодня мало кто из первых встречных способен, допустим, назвать фамилии космонавтов, работающих на МКС?

- Чего обижаться? Просто космонавтика из занятия героев становится обычной профессией. Но заметьте - только в России и США.



Ищенко Сергей.

Труд No062 за 09.04.2005

Док. 230639
Опублик.: 11.04.05
Число обращений: 594

  • Перминов Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``