В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Головин П.А.:`О развитии социально - политической ситуации в России в марте 2005 года` Назад
Головин П.А.:`О развитии социально - политической ситуации в России в марте 2005 года`
О развитии социально - политической ситуации в России в марте 2005 года
(по данным организаций, исследующих общественное мнение)

Социально-экономическая ситуация
По истечении почти трех месяцев после вступления в силу закона No 122 вспышка социально-психологического кризиса, связанная с монетизацией льгот, практически затухла. Происходит адаптация к новым условиям жизни той части населения страны, которая реально лишилась большей части из имевшихся льгот. Неприятный осадок от всего происходившего все же остался, и две трети бывших льготников и членов их семей по-прежнему считают, что денежные выплаты в недостаточной мере компенсируют льготы; и только треть полагает, что закон не повлиял существенно на их благосостояние (данные ВЦИОМ). Видимо люди осознали, что лимит финансовых уступок со стороны правительства практически исчерпан и опасаются уже угрозы широкомасштабных инфляционных последствий от массированного вливания `льготных` денег в экономику.
Сошла на нет и возникшая было уверенность в результативности дальнейших протестных действий. Население убедилось, что акции протеста ни к чему кардинальному не привели, и уже никто не ожидает ни отставки правительства в целом, ни отдельных министров, ни значимой корректировки закона о монетизации льгот. Даже среди тех, кто недовольны работой кабинета министров, далеко не все высказываются за смену правительства и определенно заявляют, что оно должно продолжить свою деятельность.
Можно сказать, что общество начинает возвращаться в эпоху `политической стабильности` и назвать несколько основных факторов, лежащих в основе этой тенденции.
Первый - череда негативных событий, начавшаяся осенью прошлого года (Беслан, осенний рост цен на горючее и основные продукты, кризис на Украине и т.п., монетизация льгот) вроде бы закончилась. Люди перестают смотреть на все происходящее вокруг них сквозь `черные очки` и пытаются искать какие-то позитивные вещи, на которые можно опереться.
Второй - это наметившийся процесс адаптации общества к новой системе уже монетизированных льгот. Власть в целом и Президент лично продемонстрировали свою способность к обратной связи, готовность признавать ошибки и быстро находить необходимое количество денег. Люди почувствовали, что они смогли чего-то добиться, что на реально получаемые деньги можно купить проездной либо лекарства, можно просто потратить их на какие-то свои нужды. Поэтому возникшая на первых порах волна паники практически повсеместно утихает. Но следует особо отметить, что в результате проведенной монетизации наиболее ущемленной группой оказались пенсионеры, отнесенные к категории `региональных` льготников. Именно они сейчас не могут получить льготные лекарства (им приходиться их покупать за свои деньги, в том числе инсулин), именно в этой группе сильно снижается уровень жизни. Так что от них можно ожидать и дальнейших протестов, даже на фоне общего более `позитивного` отношения к монетизации.
Третьим фактором можно считать поток позитивных новостей, которые в основном связаны как со стабилизацией социально-экономической ситуации (повышение пенсий, рост денежных выплат военнослужащим), так и с некоторыми успехами в международной политике (например, встреча с Бушем в Братиславе).

Общие оценки политической ситуации

Политическая ситуация в марте стала более разноплановой, широкой по спектру происходивших событий. Первым значимым эпизодом марта можно считать силовую ликвидацию лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова. Люди поддерживают решительные действия властей: на вопрос о допустимости практики физической ликвидации лидеров боевиков 79% (данные ВЦИОМ) отвечают положительно. Почти столько же полагают, что Аслан Масхадов - такой же убийца и террорист, как Шамиль Басаев, Хаттаб и др. Но приведет ли это к стабилизации ситуации в Чечне или к новому всплеску напряженности? По мнению 58% опрошенных, ничего принципиально не изменится, и воевать предстоит еще долго. Таким образом, общество, не испытывая особых иллюзий по поводу скорейшего разрешения ситуации в Чечне, склонно продлить мандат власти на более решительные и результативные действия по уничтожению террористического подполья.
Другое знаковое событие марта - отстранение президентом от должности губернатора Корякского автономного округа Владимира Логинова. Это решение безусловно поддержали 51,59% опрошенных и еще 18,64% - `скорее поддержали бы`. Практику отстранения несправившихся губернаторов от должности однозначно поддерживает половина россиян, считают это допустимым только в исключительных случаях чуть меньше - 39%.
Очевидно, людям импонирует жесткий стиль президента в деле выстраивания `вертикали власти`. Однако в отношении снятия с должности глав собственного региона избиратели более сдержанны: безусловно одобрили бы такой шаг президента только 29,64% респондентов. Таким образом, снятие глав регионов избиратели поддерживают как некое символическое действие, направленное на наведение порядка в стране - но когда речь идет непосредственно об их регионе, то они проявляют большую осторожность и консерватизм, руководствуясь соображением `как бы не было еще хуже`.
Одновременно существенная часть общества (46%) считают, что В. Путин полностью отвечает за все недочеты в работе правительства, и только 7% - что глава государства вообще не несет ответственности за просчеты кабинета. Само Правительство так и не смогло оправиться от неудачного старта социальных реформ: его деятельность категорически не одобряют 55,78%.
Возлагать на президента всю полноту ответственности за работу правительства чаще склонны те, кто совсем не доволен работой кабинета.

Оценки личности и деятельности Президента Путина.

Рейтинг президента России Владимира Путина вновь начинает возвращаться к положительной динамике. После периода общего снижения рейтинга всех государственных институтов на фоне социальной реформы ситуация вернулась на вполне `домонетизационные` отметки. Электоральный рейтинг Путина достиг в конце марта 54,17%(ВЦИОМ), а одобряют деятельность президента 71,78% опрошенных.
Такой поворот можно объяснить во многом тем, что люди воспринимают Путина как нечто большее, чем просто политическая фигура. Это уже, как ни парадоксально, неотъемлемый элемент мировосприятия значительной части россиян.
Президент активно демонстрирует, что именно он занимается понятной, близкой большинству граждан экономикой, именно он настаивает на том, чтобы эти решения были проведены в жизнь максимально быстро и четко. Другими словами, Путин внешне вернулся к хорошо зарекомендовавшей себя традиционной социальной политике в стиле `больше денег из бюджета - и точно в срок!`.
Таким образом, тенденция к стабилизации и даже росту рейтинга Путина - в большей степени это оценка той стабилизирующей роли, которую в условиях деградировавшего государства и отсутствующего гражданского общества продолжает играть президент.

Партийная жизнь
Март оказался довольно щедрым на выборы - пять регионов избирали свои парламенты. Это была первая проба сил после монетизации льгот, и одновременно - последний парламентский тур перед длительной летней паузой (следующая волна выборов - только в октябре-ноябре). В конечном итоге `Единая Россия` сумела завоевать большинство в Воронежской, Владимирской, Рязанской областях и на Ямале. Исключение - Приамурье, где `единороссы` разделили лидерство с коммунистами и местным блоком `ЗАРАЗА`.
С учетом того, что из пяти регионов только один (Ямал) не считался до последнего времени вотчиной левой оппозиции, можно констатировать, что испытание монетизацией льгот `Единая Россия` выдержала. Но с большой долей условности - в ходе предвыборных кампаний региональные власти, поголовно вступившие в ЕР, не стесняясь использовали административный ресурс `на всю катушку`. Не взирая на попытки оппонентов опротестовать результаты выборов в отдельных регионах, можно с полной уверенностью сказать, что пересмотрены они не будут (по той же причине). Поэтому в ближайшие месяцы, после того как независимые депутаты-одномандатники определяться со своей политической принадлежностью, ЕР имеет хорошие шансы установить контроль и над теми законодательными собраниями, где ее представители-списочники сегодня в меньшинстве.
Новым в мартовской политической жизни можно считать появление движения `Наши`. Несмотря на то, что возникло оно совсем недавно, о его существовании уже знают 3,63% (данные ВЦИОМ) россиян. По спонтанному знанию `Наши` сумели опередить даже такие давно функционирующие организации, как ВЛКСМ (1,63%) или `Идущие вместе` (3,01%). По мнению трети респондентов, именно это движение сможет привлечь молодежь к активному участию в реальной политической деятельности, чего пока не удавалось ни одной из политических сил, вне зависимости от идеологической ориентации и отношения к властям.



Общие выводы

Ответственность за отрицательные последствия монетаризации россияне чаще всего возлагают на правительство ( 47%). На втором месте - Государственная дума (38%), на третьем - региональные или местные власти (23%). Президент - последний в иерархии виноватых - считают его повинным в отрицательных последствиях реформирования системы льгот 21% опрошенных.
Большинство россиян замечают усилия властей по исправлению недоработок в реализации реформы. Примечательно, что льготники и члены их семей чаще замечают усилия властей, чем те, кому льготы не положены. В известной мере примиряет с новыми порядками, возможно, и то, что большинство льготников получают обещанные выплаты как из федерального, так и из региональных бюджетов. Но федеральные льготники находятся все-таки в лучшем положении, чем региональные, так как получают денежные выплаты в большем размере и в основном без задержек.
Проведенные социологами исследования показали, что в мировоззрении различных социальных слоев существует база для общественной солидарности на основе стремления к укреплению государства, утверждения в стране законности и порядка. Главным запросом и претензией общества сейчас является дефицит законности, а отсюда проистекает и дефицит доверия к власти.







Головин П.А., аналитик РКГ

Док. 230271
Перв. публик.: 05.04.05
Последн. ред.: 08.04.05
Число обращений: 1312

  • Головин Павел Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``