В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Касперская: `Нет универсального рецепта работы в разных странах` Назад
Наталья Касперская: `Нет универсального рецепта работы в разных странах`
Российский рынок компьютеров и программного обеспечения растет, что на фоне кризиса западной IT-индустрии заставляет иностранных производителей расширять свое присутствие в России. Наши компании особого беспокойства по этому поводу не проявляют - места под рублевым IT-солнцем пока хватает всем. Более того, с разработчиками софта мы пытаемся конкурировать и в Америке, и в Европе, и на перспективных азиатских рынках. Правда, для коммерческого успеха за пределами Отечества мало написать и отладить эффективную программу. Возможно, поэтому российских компаний, готовых на деле бороться за `чужие` рынки ПО, немного. Одна из самых известных - `Лаборатория Касперского`, генеральный директор которой Наталья КАСПЕРСКАЯ встретилась с корреспондентом `Известий` Андреем АННЕНКОВЫМ.

- Что важнее: создать лучшую в мире программу или умение продвинуть ее на рынок, правильно организовав не только производство, но и бизнес в целом?

- В нашем секторе рынка - а это системы компьютерной безопасности - технологии все менее и менее важны. Они условие, а не гарантия продаж. Для успешной конкуренции решающее значение имеют потребительские характеристики продукта. Как в автомобилестроении: все машины теперь ездят примерно с одинаковой скоростью, на одинаковых колесах, с более или менее одинаковыми двигателями, не слишком различаются по уровню надежности. К этому идет и рынок ПО. В понятие `потребительские характеристики` входит, разумеется, уровень сервиса.

Еще один показатель - многоплатформенность, которая, кстати, отличает `Антивирус Касперского`. Программа работает под управлением всех без исключения версий Windows, Linux, NetWare и других платформ. На рынке софта для компьютеров производства Apple нас нет, но это сознательное решение, а не результат проигранной конкуренции.

Стратегическая задача - предложить продукт, обеспечивающий комплексную защиту данных. Нам сегодня угрожают не только вирусы, но и `троянские кони`, программы-шпионы. Настоящей бедой стали спам и активность хакеров, которые не оставляют в покое даже тех, кто выходит в Интернет лишь изредка. Готовим и скоро выпустим свои средства защиты против этих угроз.

- Эпидемии компьютерных вирусов как-то локализованы по регионам?

- Нет. `Благодаря` Интернету вирусы очень быстро распространяются по всей планете. Но опередить конкурента в обнаружении неизвестных вирусов бывает непросто.

- Телефоны и карманные компьютеры - эти устройства уже стали средой распространения вирусов?

- Нет, вирусы по-прежнему угрожают главным образом серверам и настольным компьютерам. Но, судя по скорости развития технологий мобильных систем и росту функциональности, которую закладывают в них производители, вирусы уже не за горами.

- Компьютерная безопасность - глобальная проблема. Не пора ли государствам заняться ее решением?

- Я недавно вернулась из Китая, где наблюдала попытку `решить вопрос` на государственном уровне. В КНР существует сетевая полиция, задача которой, в частности, - нейтрализация вирусной угрозы. Для достижения реальной эффективности такая структура должна располагать специалистами очень высокой квалификации. Их мало, и они дороги. Государство нанять их не может и предпочитает поэтому сотрудничать с антивирусными компаниями. В частности, с нами - выделяют рабочее место и компьютер для представителя `Лаборатории` прямо у себя в полиции. Наш эксперт уже пакует чемоданы.

Другая схема работы государства (российского в том числе) - сертификация ПО. Это, увы, не то, что способствует качеству продукта. Бюрократическая процедура. Мы на протяжении полутора лет вместе с Гостехкомиссией готовили руководящий документ по вопросам компьютерной безопасности. Результат достигнут лишь формальный, слишком уж эти технологии сложны для регламентации.

Государственная забота о компьютерной безопасности отчасти аналогична заботе о процветании науки. Государство может и должно инвестировать развитие исследований, но не вести эти исследования непосредственно! Хотя в КНР есть что-то вроде специального - именно государственного - НИИ.

- Может быть, государству имеет смысл по-настоящему озаботиться уголовным преследованием вирусописателей и хакеров?

- Кто и как сейчас этим занимается - непонятно. Да и возможно ли это технически? Сомневаюсь. В современном Интернете человека практически невозможно найти по электронному адресу, если он этого не хочет. Для того чтобы это стало возможным, следует изменить всю нынешнюю идеологию Интернета как открытой системы и вслед за идеологией изменить технологии. Не думаю, что это когда-либо случится.

- Почему `Лаборатория` стремится на западные рынки? Разве развивающийся российский мал?

- По данным IDC, российский рынок антивирусного ПО составляет $6,5 млн в год. Наши оценки примерно в два раза оптимистичнее, но это совершенно не принципиально, поскольку мировой рынок - это $2 млрд. Кроме того, в России каждый новый процент рынка, где наша компания и так лидирует, дается тяжело, буквально кровью, а прибыль от этого процента решающего значения уже не имеет.

- Работают ли на Западе те методы, которые привели к успеху в России?

- Нет. В России мы в свое время отняли рынок у `Диалог-Науки`, первыми разработав продукт для платформ Windows и NetWare. Еще мы внедрили у себя индустриальную систему разработки и сопровождения программ, необходимость которой тогда, в середине 90-х, далеко не всем российским программистским компаниям была очевидна. Разве можно применить подобный прием в США и Европе? В других странах вообще все иначе. За рубежом нас не ждет ничего, кроме очень жесткой и сложной конкуренции. Причем нет универсального рецепта работы в разных странах. Скажем, для продаж в Германии важны результаты тестовых испытаний наших программ: пунктуальные немцы обращают на это внимание в первую очередь. Во Франции больше помогает узнаваемость торговой марки, бренд.

И организационные методы работы приходится варьировать: где-то открываем дочерние компании, где-то полагаемся на партнеров. Второе, кстати, в большинстве случаев эффективнее. Кроме того, торгуем не просто готовыми решениями, а технологией: ядро нашего ПО встраивается, например, в систему безопасности компании-заказчика. В США именно это в основном и происходит. По такой схеме мы работаем, например, с Sybari, Aladdin, Deerfeild, ITamigo. Совместный же продукт представляет собой готовое решение, к примеру, почтовый сервер с внедренной защитой от вирусов.

На каждом рынке каждой страны надо искать свою стратегию, свою нишу. Нет ни одной российской софтверной компании, которая могла бы игнорировать этот принцип.

- До поездки в Китай вы побывали в США...

- Там мы начали бизнес два года назад, и встретили нас, мягко говоря, без энтузиазма. Даже на рассылку информационных бюллетеней о новых вирусах, обычная же практика, пресса отреагировала крайне негативно. Ваша газета тогда за нас заступилась (см. `Известия` от 14 сентября 2000 года. - А.А.).

Говорить об успехе на американском рынке пока не могу. Зарабатываем больше, чем тратим, но несбывшиеся ожидания есть.

- А Китай - как родилась идея начать работу там?

- `Антивирус Касперского` завоевал популярность в Поднебесной без малейших усилий с нашей стороны благодаря тамошним пиратам. Вслед за этим появился местный партнер, который готов был заняться легализацией продаж. Китайский рынок важен, он бурно растет. Мы провели собственное исследование конъюнктуры и перспектив, после чего учредили в КНР совместное предприятие. Это практически единственно возможная в этой стране форма ведения дела, там все зависит от личных контактов, которых нет у нас, но которые есть у партнера. Теперь вот выпускаем продукт с интерфейсом на китайском языке, заканчиваем сертификацию.

Необычная страна. Китайцы испытывают к европейцам некий пиетет. На площади Тяньаньмэнь ко мне подошли двое мальчишек, показали пальцем на камеру - я дала им ее, пусть сфотографируются. Тогда один из них встал со мной рядом в кадр. Как же, белая светловолосая женщина, им интересно. Вообще китайцы очень толковы и трудолюбивы. При тех инвестициях, что сейчас идут в страну, я уверена, у Китая большое будущее.

- Получается, пираты вам помогли?

- Да, и не только нам в Китае, но и, скажем, Microsoft в России. Мы не боремся с розничными продажами наших контрафактных продуктов. Софт не хлеб, люди платят за него столько, сколько могут, а не столько, сколько назначит производитель. Если украденный `Антивирус Касперского` поможет кому-то, мы не против. А если этот кто-то, например, работает сисадмином, то рано или поздно его предприятие купит легальную версию, которую мы обеспечим фирменным сопровождением.

- Значит ли это, что основной потребитель для вас - компании?

- Да, примерно 93% дохода в России дают корпоративные пользователи. На Западе чуть меньше, там на розницу приходится 10-12%.

А что вы думаете об этом?

22.10.02

www.izvestia.ru

Док. 230265
Опублик.: 05.04.05
Число обращений: 383

  • Касперская Наталья Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``