В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Вышегородцев: Москва может самостоятельно разобраться с мигрантами Назад
Михаил Вышегородцев: Москва может самостоятельно разобраться с мигрантами
В последние годы миграция стала одним из важнейших факторов социально-экономического развития российской столицы. Рабочие места, которые не хотят занимать москвичи, заполняются приезжими из ближнего и дальнего зарубежья. Соответственно, год от года обостряется проблема незаконной миграции и использования труда нелегалов. Как справиться с растущим потоком мигрантов? Можно ли вообще регулировать их количество? Кто должен заниматься этой проблемой?
Миграционную ситуацию в столице в интервью `Росбалту` комментирует заместитель председателя Московской городской Думы Михаил Вышегородцев.


- Михаил Михайлович, как вы охарактеризуете общую ситуацию с миграцией в Москве?

- Если оценивать ситуацию с нелегальными мигрантами, то она продолжает оставаться сложной. Хотя, нужно отметить тенденцию к улучшению, которая связана, по моему мнению, с принятием поправок в федеральное законодательство, в частности, в Административный кодекс. Согласно этим поправкам, ответственность теперь возложена не только на самих мигрантов, которых в определенных ситуациях могут даже выслать из страны, но и на работодателей (как физических, так и юридических лиц), которые используют нелегальную рабочую силу. Для них предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого был существенно увеличен.

В данном случае те работодатели, которые думают, что им удастся `проскочить`, используя труд нелегалов грядущим летом, могут потом пожалеть о своем решении. Как известно, лето - это период, когда идет массовая торговля, строительство в городе и за городом. Я считаю, что нынешний летний сезон будет `переходным` в ситуации, связанной с незаконным использованием труда мигрантов, которая должна упроститься.
МВД и контролирующие организации будут активнее привлекать неофициальных мигрантов и работодателей-нарушителей к административным взысканиям, что несомненно охладит многих. Работодатели, столкнувшиеся со штрафами, задумаются, потому что эти штрафы стали `кусачими`.

- Сейчас фирма, официально приглашающая, к примеру, рабочего из СНГ, ждет разрешения от властей 145 дней (по дальнему зарубежью - вообще 210). Ясно, что эту систему надо менять, но каким образом?

- Это не только вопрос времени, но и вопрос денег. Строить нужно сегодня, никто не будет ждать 100 дней, пока будет получено разрешение на работу. Поэтому имеет место коррупция. Я думаю, что подобная сложная система оформления продиктована желанием чиновников `упрощать` эту систему за определенную плату. А чтобы действительно упростить оформление разрешений и сократить коррупцию, я бы рекомендовал Федеральной миграционной службе и управлению МВД, которое занимается этим вопросом, ввести систему `одного окна`.
Как известно, система `одного окна` является приоритетной задачей Московского правительства, и данная работа осуществляется органами исполнительной власти столицы. Но вопросы миграции находятся в ведении федеральных властей.

- Раньше в Москве существовал Комитет труда и занятости, занимавшийся в том числе вопросами трудовой миграции, но он был ликвидирован. Может ли Москва легализовать `своих` мигрантов?

- Действительно в Москве существовал такой комитет, который давал разрешения мигрантам на трудовую деятельность в городе. Он всесторонне рассматривал документы, которые предъявлял работодатель. Последнему нужно было подтвердить, что он не может найти рабочей силы на российском рынке. Также работодателем предоставлялся договор об аренде жилья для рабочих. Прежде чем дать разрешение, специальная комиссия рассматривала весь комплекс вопросов.
Сейчас Москву лишили этой функции и отдали ее в МВД. Органы столичной власти отвечают за ситуацию в городе, но лишены права регулировать данный вопрос. А функции МВД, скорее, сводятся к желанию не допустить мигрантов в столицу, а не к тому, чтобы создать комфортные условия для привлеченной рабочей силы.

- ФМС сейчас готовит ряд поправок, смысл которых - предоставить привлекающим мигрантов работодателям налоговые льготы, но только в тех регионах, где завоз рабочей силы действительно необходим. Как вы оцениваете эту инициативу?

- Для Москвы это неактуально. В столице приезжий получает такую зарплату, которую он у себя в регионе не получил бы никогда. У нас вакансий больше, чем претендентов. Москвичи не идут на эти рабочие места, а за счет приезжих достигается баланс, поэтому на количество безработных москвичей приезжие не влияют. Эти вакансии в основном заполняются выходцами из ближнего зарубежья.
Если работодателю на федеральном уровне будут предоставлены льготы, и за счет этих денег он сможет поднять зарплату, то вопрос с привлечением рабочей силы решится. Возможно, тогда на эту работу согласятся и местные жители.

- А как обстоят дела с так называемыми политэмигрантами, например, с афганцами?

- Это отдельный вопрос. Россия не совсем корректно ведет себя в данном случае. Еще СССР пригласил этих людей и тем самым спас их от верной гибели. Но российское государство их не легализовало. Я давно курирую вопросы миграции в Мосгордуме и знаю, что у этих семей уже растут дети-нелегалы. Проблему нужно не `подвешивать`, а решать до конца, причем на федеральном уровне.

- Что, по-вашему, нужно сделать для того, чтобы реально навести порядок в вопросах миграции в Москве?

- Ответственность, контроль, финансирование нужно поручить органам местной власти. Конечно, они должны взаимодействовать с органами правопорядка и действовать комплексно. Нужно вернуться к системе комиссии, которая устанавливала бы квоту на привлечение иностранной рабочей силы. Также необходимо совершенствовать федеральное законодательство, ужесточать наказание за беззаконие.

Нужно наладить процесс депортации, создать места для поселения незаконных мигрантов до момента выяснения всех обстоятельств (сейчас их отправляют на непродолжительное время в приемники-распределители). Если бы на территории московского региона имелись бы центры для временного содержания таких лиц до определения их статуса, наподобие западных центров, работать с ними было бы значительно проще.
Например, такие поселения можно организовать на базе старых пионерских лагерей, где бы незаконные мигранты временно находились до момента депортации. Нужно также установить срок, в течение которого въезд на территорию Российской Федерации таким лицам был бы запрещен.

Процедура получения разрешений на работу должна быть упрощена, таким образом решится проблема коррупции. И, конечно, приоритет должен быть отдан органам местной власти. Потому как именно на местах власть должна регулировать вопросы миграции. Каждый субъект Федерации специфичен. Есть разница между Москвой и, например, Сахалином. Эти регионы представляют разный интерес для мигрантов. Именно местная власть должна решать, во благо ли региону привлечение иностранных рабочих или во вред, если они отнимают рабочие места у коренного населения.

Росбалт, 02.04.2005
Беседовала Юлия Непоседова, ИА `Росбалт`. Москва

Док. 230127
Опублик.: 04.04.05
Число обращений: 352

  • Вышегородцев Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``