В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Жарихин: `Мы должны четко заявлять о своих интересах` Назад
Владимир Жарихин: `Мы должны четко заявлять о своих интересах`
Министр обороны РФ Сергей Иванов заявил в интервью в среду, что временное размещение американских и натовских баз на территории стран Содружества независимых государств (СНГ) отвечает интересам России. Прокомментировать этот тезис корреспондент Страны.Ru Ангелина Тимофеева попросила заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина.

- Владимир Леонидович, как вы прокомментируете сегодняшнее заявление министра Иванова о том, что военные базы США и НАТО, которые размещены на территории СНГ в рамках выполнения задач военной операции в Афганистане, действуют на благо России?

- Я полностью с ним согласен. В таком контексте. Эти базы были созданы под конкретную операцию, которая действительно входит в жизненно важные интересы России. У нас очень короткая историческая память. Мы забываем, в каком тяжелейшем положении мы были в Центральной Азии до того, как началась афганская операция НАТО. Талибы вот-вот могли начать широкомасштабную интервенцию в Таджикистан и Узбекистан, и нам пришлось бы защищать их - при наших ограниченных возможностях. Никакой бы Северный альянс нам в этой ситуации не помог. Так что это действительно соответствовало нашим интересам.

- А как насчет формата и сроков, под которые созданы эти базы?

- Типичная история: делая благо, наши друзья на Западе всегда для себя выгораживают дело чуть менее благое. То есть базы эти созданы под конкретные операции, но сроки нахождения этих баз на территории СНГ не оговорены. Они как бы временные, пока операция не закончится. Но конца и края пребывания войск НАТО в Афганистане не видно, а значит, безвременно и нахождение этих баз в СНГ. В этом проблема. Тем более это тревожно, поскольку киргизское руководство в ближайшее время не сможет остро ставить вопрос о сроках. Что-то такое Акаев говорил, но сейчас им настолько нужна помощь мирового сообщества и признание, что вряд ли они будут этот вопрос будировать.

- То есть, сроки остаются неопределенны, а формат?

- Ну, он определен все-таки, это военно-воздушные базы, которые служат для тылового обеспечения войск НАТО в Афганистане. То есть там, что называется, пехотного контингента не предусмотрено по договоренности. Это действительно аэродромы и их охрана, не более того. Но как дальше развернутся события, это сложно сейчас предсказать. Желательно было бы, если бы эти базы приобрели вполне определенный статус и по срокам, и по наполнению.

- А как вы оцениваете позицию командования военной базы США в Киргизии во время недавних волнений, связанных со свержением президента Акаева?

- Давайте делать справедливую оценку того, что они делали на Украине или в Грузии и что в Киргизии. Нужно сохранять объективность и признать, что в Киргизии откровенного вмешательства не было. Я убежден, что широкомасштабная и длительная дестабилизация в Киргизии невыгодна ни России, ни США, ни НАТО, ни Узбекистану, ни Китаю.

- Простите, я уточню - в чем заключался смысл деятельности США и НАТО на Украине и в Грузии, о которой вы сейчас упомянули?

- Это не такой простой вопрос, как кажется. Консолидация внешней политики в США и в Европе значительно выше на пространстве СНГ, чем у России, где развита `многобашенность` - влияние промышленно-лоббистских групп на политику в СНГ. Но, тем не менее, стопроцентно говорить о том, что все, что делается со стороны Запада, это политика Госдепартамента или Брюсселя - это упрощение картины. Есть определенные силы, которые не до конца завязаны на исполнительной власти. Классический пример - Фонд Сороса. Эти `центры влияния`, которые не ограничиваются органами власти, занимаются развитием демократии. Эта деятельность по поддержке оппозиционеров стран СНГ идет как бы на автомате, и когда-то она совпадает с интересами США, а иногда и противоречит, как, например, в Киргизии.

- Можно ли сказать, что провалы России в политике в СНГ связаны с деятельностью этих `центров влияния`?

- Я скажу так - безусловно, но в той мере, в которой Россия не ведет такого рода работу. Свято место пусто не бывает. Американские фонды, гранты - это плодотворное развитие идеи Коминтерна, которая была придумана у нас. Но у нас невозможно вести политику в государствах СНГ. Ресурсы у нас есть, желания - нет. Половина НХЛ играет в наших хоккейных командах, на матчи которых почти никто не ходит - это игрушка олигархов. Может, стоит намекнуть олигархам, что деньги надо вкладывать в благое для государства дело.

- Возвращаясь к вопросу о военных базах - как вы оцениваете позицию Грузии, которая требует вывода российских баз с территории республики? Причем против военных баз НАТО или США Тбилиси не возражает.

- Вы знаете, требовать можно все, что угодно. Куба требует уже много десятков лет вывода базы Гуантанамо с острова. Но она там почему-то остается, потому что это в интересах США. Мы просто должны более четко заявлять о своих интересах. Не говорить, что мы не хотим выводить наши базы в `чисто поле`, а действовать определенно: есть стратегические интересы России в этом регионе, которые обеспечивают эти базы. Надо четко сказать об этом и не ссылаться на материально-техническое снабжение.

30.03.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru

Док. 229467
Опублик.: 30.03.05
Число обращений: 600

  • Жарихин Владимир Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``