В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид СУМАРОКОВ: `К вопросу о международной системе раннего предупреждения о мировых катаклизмах и возможной роли в ней СТВТО` Назад
Леонид СУМАРОКОВ: `К вопросу о международной системе раннего предупреждения о мировых катаклизмах и возможной роли в ней СТВТО`
При входе во внушительное здание Венского международного центра (ВИК), украшенного флагами ООН и всех стран-членов этой организации, посетитель видит на фронтоне здания четыре эмблемы:
-Самой Организации Объединенных наций (здесь расположен офис Венского отделения ООН, возглавляемый заместителем Генерального секретаря, с подразделениями, ответственными за борьбу с международным терроризмом, наркотиками и коррупцией);
-МАГАТЭ - хорошо известной мировому сообществу организации, особенно в связи с деятельностью по нераспространению ядерного оружия и соответствующих военных технологий, хотя этим деятельность далеко не ограничивается;
-ЮНИДО - Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, в основном сосредоточившей свои усилия на содействию развивающимся странам, а теперь, по мере возможностей, и странам с так называемой переходной экономикой;
-СТВТО - еще одной сравнительно молодой международной организации, о которой в основном и пойдет речь ниже в связи с некоторыми последними событиями и посвященной им пресс-конференцией в ВИКе.

Эта последняя из перечисленных здесь организаций, возможно, известна менее широко, чем три остальные. И хотя в электронном портале Наследие уже не раз появлялась информация о СТВТО, напомню вкратце саму идею и задачи, возложенные на эту организацию, а также пути реализации этих задач. Одновременно обозначу основную тему этой статьи. Сюжет статьи навеян упомянутой выше пресс-конференцией, организованной во второй половине марта с.г. Он в известной мере связан с более общий темой, освещенной в недавней публикации автора, связанной с Советом мудрецов, прошедшем недавно по линии ООН по инициативе ее Генерального секретаря, где говорилось о планах возможной существенной реорганизации ООН и установлении нового мирового порядка. Однако, это отнюдь не исключает одновременно и более `плавного подхода` к совершенствованию деятельности отдельных специализированных международных организаций семейства ООН и их соответствующих программ, подсистем и служб в ответ на так называемые угрозы и вызовы конструктивному мировому развитию. Примером одной из таких угроз послужили недавние трагические события, вызванные цунами в Юго-Восточной Азии, когда погибло более 200 тысяч человек и одновременно огромное число людей осталось без крова и средств к существованию. Указанная пресс-конференция посвящена возможному участию СТВТО в создании мировой системы раннего предупреждения подобных катаклизмов. Но прежде обратимся к самой этой организации.

СТВТО - организация семейства ООН, созданная в связи с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Договор был подготовлен на Конференции по разоружению в Женеве и затем одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 10 сентября 1996г. Он был открыт для подписания 24 сентября 1996 года в центральном офисе ООН в Нью-Йорке. К настоящему времени Договор подписали 175 стран, а ратифицировали 120. Однако этого все ещё недостаточно для того, чтобы Договор вступил в полную силу. Дело в том, что Уставом предусмотрено, что это произойдет лишь в случае подписания его 44 странами, перечисленными в специальном приложении к Договору, а пока это сделали только 33 страны (включая и Россию). Комментарии автора по этому поводу высказывались в его других публикациях, вопрос представляет самостоятельный интерес и не является целью данной статьи. Пока же обращусь к технической стороне вопроса.

Здесь прежде всего следует подчеркнуть уникальный характер и Договора и системы, обеспечивающей его реализацию. Понятно, что, наряду с юридическими и организационными аспектами, центральное значение при этом имеют вопросы контроля, за выполнением Договора. Как же они обеспечиваются? Дело в том, что в контакте с центральным офисом СТВТО в Вене, оснащенным мощной компьютерной техникой и линиями связи, находятся расположенные по всему миру 320 станций. Надо сказать, что это станции разного уровня, но все они реально объединены в единую сеть. Данные со станций по каналам связи, включая и спутниковую, передаются в центральную базу данных. Здесь они сортируются, оцениваются и интерпретируются в аналитическом центре, где выносится суждение о природе полученной информации, а далее, вместе со сделанными оценками, указанная информация поступает на хранение. Для повышения достоверности информации и исключения ошибочных суждений используются станции и соответствующий мониторинг четырех типов: сейсмологический; радионуклидный; гидроакустический и инфразвуковой, и при вынесении суждения используется перекрестная проверка.

Надо отметить, что руководство организации на всех этапах традиционно уделяло большое внимание освещению своей деятельности и связям с СМИ. Регулярно проводились встречи с журналистами, где освещались политические, юридические и технические аспекты системы. Руководитель СТВТО - Исполнительный Секретарь международной организации доктор Вольганг Хофманн не раз повторял, что на мировом глобусе практически не осталось белых пятен, т.е. мест, не подлежащих контролю. Помню, на одной из встреч теперь уже несколько лет назад, я задал д-ру Хофманну вопрос, был ли зафиксирован взрыв, связанный с катастрофой на подлодке Курск. Реакция была быстрой и однозначной: -да, это было зафиксировано и даже проведен соответствующий собственный анализ происшедшего.

И вот теперь цунами. Помнится как только произошло это событие, автор случайно встретил в ВИКе одного из своих знакомых - работника СТВТО и задал ему подобный вопрос. Суть ответа заключалась в том, что да, мол, все это безусловно было моментально зафиксировано, но поскольку в соответствии с оценками речь не шла о ядерных взрывах, и стало быть не входило в сферу деятельности СТВТО, то дальше дело не пошло... Более того на одной из официальных встреч с журналистами несколько дней спустя высокий представитель СТВТО сообщил, что и сам узнал о цунами не от своих работников, а из сообщений СМИ, буквально сидя с гостями за чашкой чая у себя дома, благо это был период праздников. Вскоре СТВТО был выпущен пресс-релиз, прямо скажем весьма `дипломатичного` характера, из которого, признаюсь, несколько вольно интерпретируя, следовало, что да, дескать, кое-какие возможности в этом плане у организации есть, но давайте определимся, кто за что при этом отвечает и по какой схеме СТВТО следует участвовать в подобных ситуациях... Вроде бы все правильно, и одновременно не то, чтобы не совсем удовлетворительно, но несколько странно.

Что именно странно? Автор сформулировал для себя это так. Налицо результативная многолетняя работа и созданный в результате уникальный технический потенциал, который отдельным участникам системы (может быть, за исключением США, да и то с определенными оговорками) создать невозможно. С другой - этот потенциал предназначен использоваться практически тем же мировым сообществом, но в иных целях. И все же оказалось, что подобные мысли пришли в голову далеко не только журналисту. Более того, 4 марта с.г. состоялась специальная сессия СТВТО, на которой рассматривался именно этот вопрос: - о возможном вкладе организации в систему раннего предупреждения о цунами. Следом за этим событием и последовала пресс-конференция для журналистов.

Впрочем, с самого начала было ясно, что вопрос отнюдь не прост, и речь должна идти о кооперации нескольких международных организаций и структур, распределении функций и ответственности между ними и выделении того, что в прежние времена в нашей стране, помнится, называли комплексной программой с выделением головной организации. Пока, в силу прежних решений и сложившихся традиций, в роли такой организации видится ЮНЕСКО (есть ли у нее для этого необходимый кадровый потенциал - другой вопрос и лично автор, неплохо знакомый в свое время с ее деятельностью в этом сомневается). И вот принято решение ждать до сентября с.г. предложений от ЮНЕСКО о возможной роли СТВТО, использования имеющихся данных и механизмов работы с ними во всей этой системе раннего предупреждения о катаклизмах. Ясно, что работа эта носит комплексный характер и требует соответствующего системного подхода и координации в том числе на национальном уровне. По опыту прошлой работы автора, возможно создание национального комитета или специальной рабочей группы с участием МИД, МЧС, РАН, представителя Совета Безопасности и подумать кого еще, возможно и представителя Минобороны. Дело это очень важное и нельзя упускать время, которого до сентября осталось уже немного.

Член-корреспондент РАН, журналист Леонид СУМАРОКОВ

viperson.ru

Док. 229350
Перв. публик.: 29.03.05
Последн. ред.: 12.11.10
Число обращений: 1044

  • Сумароков Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``