В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил УЛЬЯНОВ: `Она никакая не актриса` Назад
Михаил УЛЬЯНОВ: `Она никакая не актриса`

Михаил УЛЬЯНОВ: `Она никакая не актриса`Это не актриса, а сплошной парадокс. Она - прима со странным и смешным голосом, но которую не видно и не слышно за кулисами театра. Она - блистательная принцесса Турандот, но при этом не позволяющая себе опоздать даже на второстепенную репетицию. Она - корифей, которая может на глазах у всех в вечернем платье перевернуться через голову. Все это - Юлия Борисова, которой подражают все следующие поколения сценических принцесс. Сегодня у нее - юбилей, но она наотрез отказывается его отмечать.
Мы же не вправе пройти мимо столь высокой персоны и тем более в такой день. Специально для `МК` о ней рассказывает ее постоянный партнер, страшно сказать, за полвека, худрук Театра им. Вахтангова Михаил Ульянов.

Из досье `МК`:
Народная артистка СССР Юлия Борисова стала самой знаменитой Турандот всех времен, играя ее в Театре им. Вахтангова вместе с Василием Лановым (Калаф) с 1963 года. Будущая актриса родилась в Москве, поступила в училище им. Щукина (окончила в 1949-м). Наиболее известными ее образами на сцене Вахтанговского театра стали Павлина из `Стряпухи`, Валька из `Иркутской истории`, Гелена из `Варшавской мелодии`, Настасья Филипповна в `Идиоте`. Работы в кино: `Посол Советского Союза`, `Идиот`, `Миллионерша`. Была депутатом Верховного Совета РСФСР.

- Я вам расскажу о самой первой встрече с ней, - говорит Михаил Ульянов. - Вахтанговский театр. 1950 год. Тогда (так почему-то случилось) молодежь почти не играла, а играли одни старики. И комсомол, считалось, как бы помогал актерской молодежи проявиться, заявиться с какой-нибудь ролью... Так вот, я был тогда секретарем комсомольской организации Вахтанговского, и Юля пришла ко мне, попросила как комсомольского вожака, чтобы я ей помог. Но мы все понимали, что такая практика - показуха, и больше ничего. Однако не в этом дело: тогда я впервые увидел ее растерянную, безролейную, безработную - без ничего.
`Город на заре` - первый спектакль, который по-настоящему объединил весь молодняк Вахтанговского. И Юля Борисова была `одной из`. А вот только одна Борисова состоялась в спектакле `На золотом дне`. Вот там, что называется, она проснулась знаменитой. Роскошная пьеса Мамина-Сибиряка со страстями, убийствами, золотом, пьянью... Гриценко гениально играл человека, совершенно обезумевшего от водки, и рядом очаровательная Юля - в расцвете женских чар, с изменой богатому мужу. Вот тогда знаменитый актер и педагог Топорков назвал ее великой. В то время этим не раскидывались.
А я играл Василия, приказчика. Мы обнимались, целовались, но... Целовать на сцене она себя никогда не позволяла. Никогда! Ее уговорить было невозможно. Поэтому я старался проявить свои чувства к ней усилиями рук, что ли, - не более того.
- А что она еще не позволяла и не позволяет партнерам?
- Все остальное позволяла. Вот с Гриценко, например, играть было совсем невозможно: он пер свое, и неважно, кто рядом с ним стоит, - Ленин (мы играли в `Человеке с ружьем`) или кто еще. Юля же в этом смысле замечательная. Скажем, я устал и по-иному начинаю играть, а она только глазами поведет: `Что случилось? Что так спускаешь колки?..` Она ведь не говорит, но в глазах все читается.
Ну был такой случай. Играли мы старомодный спектакль `Виринея`. И там была такая мизансцена: в темноте нужно было перебежать с одного места на другое навстречу друг другу. И мы ошиблись - и как лбами ахнулись! У меня буквально полетели искры из глаз, у нее - то же самое. `Ты что, взбесился?! Не смотришь никуда!` - вот и вся ее реакция. Представляю я какую-нибудь другую актрису на ее месте! Сколько было бы страданий, оскорблений, обид и так далее. А здесь - ничего. Она - солдат. Железная дисциплина.
Знаете, я с Борисовой вот уже 50 лет. Полвека! Я ее до сих пор так и не понимаю. Знаю хорошо - как, на что она реагирует и в каких случаях. И тем не менее в ней есть вещи, которые она будто на ключ запирает - и все. И бывают моменты, когда никому ее не надо видеть. Она с очень немногими дружит. В театре, пожалуй, есть две актрисы, которые ее понимают так, как... Ну нет слов объяснить такие тонкости.
- Она похожа на человека с очень независимым характером, что, согласитесь, для актрисы плохо.
- Чрезвычайно, чрезвычайно самостоятельная женщина. Как правило, отыгрывает спектакль и уезжает. Хорошо это или плохо? Как когда.
Вы правы, действительно никакая не актриса с точки зрения быта: в ней нет крика, надсады... Она точно сочетает в себе чувства, лирическую основу и в то же время очень четко спланированную роль. То есть сама сочиняет свой образ, характер и не является актрисой перевоплощения. Она - актриса точной позиции по отношению к роли. У нее особенный, `борисовский` голос. Хороший он или плохой, но он свой, нигде больше так не разговаривают.
- Она только на сцене так говорит?
- Нет, и в жизни тоже. Она такая, какая она есть. Я же говорю, что она не актриса. Правда, одевается она очень изысканно.
- Ну, вот это как раз чисто актерское!
- Что вы, я вам могу показать пару-тройку народных артисток, которые так одеты, что дальше ехать некуда. Нет, она придает этому большое значение. И это не для того, чтобы хорошо выглядеть, а для достоинства профессии.
- Михаил Александрович, сколько у вас совместных работ?
- Не так много: `Город на заре`, `Варшавская мелодия`, `Антоний и Клеопатра`, `На золотом дне`. В ней нет бахромы - она вылита из чистого материала. И все-таки ее лучшая роль - в `Варшавской мелодии`.
- А почему вы не называете `Принцессу Турандот` - визитную карточку Борисовой, ее бренд?
- Турандот не является ее брендом. Она играла ее, как должна была играть Борисова. А вот как она играла `На золотом дне` и `Иркутскую историю`, `Варшавскую мелодию`, `Идиота` - вот это да! А Турандот - одна из прекрасных, но не самых лучших ее работ.
- Но ведь все последующие Турандот сделаны как под копирку с Борисовой.
- А ничего не попишешь: она заразительна как чума, они и заразились от нее. У каждого актера есть один Чапаев. У нее же - пять Чапаевых. А это - вышка.
- Если бы вам стало невмоготу, она пришла бы к вам на помощь?
- Пришла бы. Она верный человек: если она вместе с тобой - значит, вместе с тобой до конца. Продавать за копейки не будет. В моей многотрудной системе жизни, в которой я сейчас живу, она, может, раза два выступала: `Что же они, с ума сошли - так поступать?!` Она поддерживает меня, как бы защищает. Она, может быть, скупа на проявления словесные, но не скупа на помощь.
- И все-таки, что же будет в день юбилея?
- Во-первых, никакого отмечания: Юлия Константиновна категорически отказывается. Мы сделали большую фотовыставку ее ролей, выпустили альбом. Потом будет спектакль `Без вины виноватые`, после чего я скажу какие-то слова. Банкета не будет. Просто надо понимать: это Борисова.

Московский Комсомолец
от 14.03.2005
Марина РАЙКИНА.

Док. 226563
Опублик.: 14.03.05
Число обращений: 219

  • Ульянов Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``