Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Подберезкин А.И., Булатов Ю.А., Мунтян М.А;`Современная Россия: На пути к удвоению ВВП` Назад
Подберезкин А.И., Булатов Ю.А., Мунтян М.А;`Современная Россия: На пути к удвоению ВВП`
Летом 2004 года заметно оживилась дискуссия о темпах и приоритетах развития России, которая прежде многие годы велась на политико-идеологическом и интеллектуальном уровне. Этому способствовал целый ряд обстоятельств:
    во-первых, Россия в 1999-2004 гг. восстановила докризисный (1998 г.) уровень своей экономики и сумела компенсировать часть потерь периода 1990-1997 гг. Летом 2004 года (прирост ВВП в первом полугодии составил 8%) стало ясно, что уровень 1990 года может быть достигнут уже в ближайшие годы, то есть восстановительный этап завершится. Возникла необходимость разработать сценарий дальнейшего развития отечественной экономики;
    во-вторых, значительное, в том числе и качественное, улучшение большинства показателей (рост ВВП, увеличение бюджета, сокращение внешней задолженности, сокращение темпов инфляции и т.д.) позволяли исполнительной власти действовать уже не в режиме преодоления многочисленных кризисных явлений, а планировать свои действия в относительно спокойных условиях;
    в-третьих, улучшение экономической ситуации не означало, однако, что Россия по качеству своей экономики и уровню жизни граждан вошла в число передовых стран мира. Более того, по критериям индекса человеческого потенциала, уровня наукоемкости производства, качества образования, душевого ВВП Россия занимала место в пятом десятке государств мира, так как не вступила в этап интенсивного технологического развития.
В результате руководство страны оказалось перед проблемой, какой путь развития нужно выбрать. Выбирать можно было, на наш взгляд, из трех вариантов:
    - первый, инерционный вариант, означал, по сути, продолжение политики 1999-2004 года, в основе которой лежала макроэкономическая стабилизация: сохранение большого профицита, увеличение золотого запаса и минимальное вмешательство государства в экономическое развитие страны;
    - второй, экстенсивно-ресурсный, отличался от первого увеличением темпов роста ВВП ("удвоением"), не меняя при этом приоритетов развития страны и структуры ее экономики;
    - наконец, третий, интенсивно-технологический сценарий, отличался от первых двух не только сменой приоритетов (усилением социальной направленности, увеличением потенциала человека, ориентацией на информационные технологии и т.д.), но и постановкой новой цели - переходом к созданию экономики в соответствии с критериями экономики знаний.
    К лету 2004 года уже созрели все условия для принятия стратегических решений для ориентации всей социально-экономической и политической сферы жизни страны. В конце мая 2004 г. Президент РФ В.В. Путин выступил с Посланием Федеральному собранию, в котором внес существенные коррективы не только в приоритеты социально-экономического развития страны, но и сформулировал новую концепции государственного развития, в которой впервые за многие годы ставилась задача опережающего развития России в условиях устойчивого роста мировой экономики. Особый акцент при этом был сделан на необходимости развивать потенциал человека. В июле 2004 г. Правительство М.Е. Фрадкова приняло "Основные направления развития до 2008 года" - документ, не только конкретизировавший во многих отношениях президентское послание, но и обязывавший органы исполнительной власти внести существенные коррективы в свою деятельность. Президент и Правительство, таким образом, высказались за создание современного информационного общества в нашей стране.

viperson.ru

Док. 226527
Перв. публик.: 11.03.05
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 407

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Мунтян Михаил Алексеевич
  • Булатов Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``