В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид СУМАРОКОВ: Мелкий сюжет из жизни Российского представительства в Вене с попыткой обобщения Назад
Леонид СУМАРОКОВ: Мелкий сюжет из жизни Российского представительства в Вене с попыткой обобщения
Следует сразу признать, что предлагаемая здесь читателю тема довольно мелкая. Она не соответствует крупным задачам, о которых автору порой приходится слышать, бывая в качестве журналиста в Венском международном центре (ВИК). Тут сегодня, по линии ООН, в том числе при активном участии России, обсуждаются важные проблемы, связанные с идеями нового мирового порядка, которые недавно обсуждал по инициативе Кофи Аннана Совет мудрецов. И все же, проведя рабочий день в ВИКе , журналисту рано или поздно, надо возвращаться в свою квартиру. И вот он едет на автобусе No26В и доезжает до своей остановки, что рядом с внушительным комплексом Российского представительства при международных организациях в Вене. Тут до дома рукой подать, с полкилометра ходьбы, не далеко от восточного здания Венского социального медицинского центра SMC. Чтобы попасть домой, нужно двигаться в направлении SMC по улице Чоккегассе. При этом есть две альтернативы: либо идти по правой стороне, вдоль муниципальных домов, либо же - по левой, где примерно две трети занимает дорога вдоль Российского представительства. И если вы, уважаемый читатель, окажетесь в подобной ситуации, и перед этим был снегопад, то автор при все своем патриотизме, настойчиво рекомендует вам идти по правой стороне. По одной простой причине: дорога там всегда расчищена до асфальта, и наледи практически нет. В то же самое время, на противоположной стороне - лед, снег и двигаться там без специального альпийского снаряжения довольно рискованно. Можно поскользнуться и ушибиться. И хотя указанный медицинский центр расположен поблизости, но платить за лечение, если у вас нет соответствующей страховки, придется лично вам, потому что иначе кому же еще? Не Пушкину же, как шутил писатель Булгаков в романе `Мастер и Маргарита`.

Автор свидетельствует, что сильная наледь имела место, например, с 22 по 24 февраля. Такая же ситуация была и несколькими днями ранее, и конечно будет еще. Надо сказать, что в Австрии тоже бывают снежные дни, хотя, понятно, снега в Вене поменьше, чем в Москве. Но все же тема эта здесь актуальна. Страна гористая, и порой снега бывает много. Автор писал об этом еще 3 или 4 года тому назад в местной русскоязычной газете, выступая с конструктивной критикой и рекомендациями в наш адрес. Писал также и о целесообразности использовать австрийский опыт в России. Но с тех пор ничего не изменилось, если не считать, что поменялись руководители комплекса. Теперь это два чиновника-представителя при международных организациях в самом высоком дипломатическом ранге г-да Бородавкин и Берденников. Об этом автор говорит не к тому, что они отвечают за уборку близлежащих к комплексу территорий. Просто дело в том, что кто за это отвечает и есть ли такие люди в природе, автор не знает, да ему и не положено. Что касается представителей, то они по линии нашей державы отвечают как раз за те крупные вопросы, о которых говорилось в начале статьи. И в виду высокого положения, у них, конечно, есть персональные особняки в престижных районах Вены; в здание комплекса они приезжают на казенных автомобилях с водителями; по тротуарам вдоль здания без особой нужды не ходят; и описанные выше проблемы в личном плане их, возможно, не волнуют, а может они о них даже и не подозревают. И потому к ним здесь, понятно, абсолютно никаких претензий нет.

Но тогда автор начинает рассуждать, с кого же спрашивать, и в чем проблема в плане уборки снега? Может солнце не с той стороны светит и растапливает правую южную часть скорее, чем левую? Может быть. И даже отчасти это действительно так. Но вот какая штука. Сказать, что вся левая сторона улицы не расчищена было бы не верно. Дело в том, что на оставшейся трети улицы на этой же, левой стороне расположен пансионат для престарелых и австрийский кооперативный дом, и там все в порядке. Все как с правой стороны. А еще все в порядке с той же левой стороны, на отдельном небольшом участке возле городской автобусной остановки (за это отвечают городские власти). И вот автор размышляет (крамольная мысль) может некоторые наши внутренние проблемы с уборкой снега здесь на небольшом российском участке в Вене и в Москве имеют одни и те же корни, а ситуация в районе представительства, так сказать, есть некая мелкомасштабная модель более общей картины? Ведь в чем суть? Понимание, вроде бы, есть (помните лозунг: -ударим... по бездорожью и разгильдяйству)! И людей хватает. И лопат тоже. И техники и большой и малой. Впрочем на последнем вопросе, полагаю, надо остановиться специально, потому что большую технику и заторы, которые она сама создает в Москве, на экранах нам показывают часто, а вот с малой дело обстоит не совсем так, и на телевизионных экранах ее почти не видать.

Здесь автор хочет специально остановиться на очень важном в условиях Москвы вопросе о малой технике, и, по его скромному мнению, это уже отнюдь не мелкий сюжет, о котором говорится в заголовке. Может у нас ее все-таки не хватает? Автор уверен, что это не так. Во всяком случае потенциально. Есть она, отечественная, не дорогая, удобная и очень надежная, в том числе с германскими двигателями. Говорит о том, что видел своими глазами и с чем знаком не понаслышке. При `канадском` павильоне Центра МОСКВА, что на ВВЦ (кстати, это организация курируемая московским правительством), вот уже несколько лет почти без движения стоят на выставке около сотни установок ПУМ-500, производства знаменитого Нижнетагильского завода, который как известно, фигурировал даже в книге рекордов Гиннеса, как самое крупное предприятие в мире, занимая площадь, по размерам большую, чем столица США. Комплексы ПУМ-500 очень интересные, а теперь они еще более усовершенствованы, нынче есть и ПУМ-800. Простая прикидка показывает, что ими можно было бы буквально заполонить всю Москву. Город, откажись он от бездумных ежегодных затрат на бесперспективные реагенты, мог бы закупить с десяток тысяч таких мобильных комплексов, снабженных целой системой подвесных орудий, годных для самых различных работ в условиях города летом и зимой, в том числе для уборки снега в условиях, где большая техника просто не способна маневрировать. Можно приобрести и гораздо больше, если есть потребность, и при этом все равно были бы сэкономлены огромные деньги за счет сокращения закупок, как обычно позднее обнаруживается, абсолютно неэффективных в условиях Москвы зарубежных химических реагентов.

Итак, подытожим. И то есть, и другое и третье, и вроде бы всем всё ясно, а все чего-то не хватает. Но чего? И это, как говорит многолетний опыт автора, как раз самый сложный случай, когда всем всё ясно, а дело не идет. И тогда автор наивно почему-то вспоминает фотоснимки, когда Ленин на субботники ходил и, видимо, подчеркивая важность момента и необходимость поддерживать порядок, лично таскал бревна. Читатель может подумать, ну вот, автор, собака, еще и Ильича приплел. Перефразируя `12 стульев`, скажет: `ему-то там, Ленину, в Москве в 18-м году, небось, хорошо было, вот и таскал...`. А здесь в Вене - другое дело. Надо же современные мировые проблемы решать. Это конечно так, и автор даже представить не может, чтобы к примеру Бородавкин с Берденниковым вдруг подхватили бревно и куда-то его потащили. По нынешним временам звучит как-то не особенно серьезно. Тем более, где это сказано, что запрещается оставлять прилегающий к представительству тротуар не расчищенным? Нигде. А раз не запрещено, значит можно. И, как говорится, катитесь колбаской.

В свете сказанного, следует признать: автору совершенно очевидно, что ситуацию с чисткой прилегающих территорий в российском представительстве рассматривать, как модель ситуации в Москве просто нелепо. Как говорил мудрый украинец Кучма, Украина - не Россия, а значит, и тем более, Москва - не Вена. Оно и справедливо. И вот в Москве нынче катастрофа. Все замело. Транспорт едва движется, люди мокнут, падают, портят одежду и обувь, что-то себе ломают. Все это видим по телевидению. Действительно причем здесь Вена с ее моделью? Разве только при том, что нет спасительной альтернативы - дороги с `противоположной` стороны, иначе говоря, нет порядка. И по какому-то упрямству иногда автору кажется, что австрийцы, будь у них такая ситуация, все равно что-нибудь бы да придумали, уж очень организованная нация. Так что следует активно изучать и перенимать их опыт.

У нас, конечно, тоже некоторый собственный опыт есть, и его отрицать нельзя. На днях по ТВ показали сюжет. Некий мэр из Турции приехал в Москву ознакомиться, как здесь борются с оледенением. Ему объяснили, что Лужков для этого специальные реагенты ежегодно закупает. Каждый год разные, пока оптимальная формула, к сожалению, не найдена. Тот спросил о цене и пришел в ужас (бешеные деньги, страшно сказать, правда того при этом не учитывает, что если вдруг постигнет неудача и партию забракуют, то, по крайней мере в России, особой проблемы нет, материал-то расходный, спишут и дело, как говорятся, с концом). Но турецкий мэр этих вещей не понимает или прикидывается. Говорит, нет, мы это не потянем, даже несмотря на то, что и зима в Турции покороче. А теперь представим, если бы этот турок приехал в Вену. Думаю, узнал бы примерно следующее: первое - всегда ясно, кто за что отвечает, и есть четко установленный порядок; второе - чистят снег сразу, как выпадает, пока не спрессовался; третье - посыпают гравием (заметьте не песком), тогда, даже если остается ледяная корка, долго не скользит; четвертое - по определенной системе мобилизуют людей и широко используют малую технику. А когда лед растает, гравий опять собирают и хранят в специальных боксах на каждой улице. И все работает четко, и уже давно. Правда есть недостаток. Чиновник при такой системе мало что заработает, реагенты в этом плане повыгодней. Так что есть над чем подумать...

Тем временем, говорят, в Москве, вопреки решительным протестам самого Лужкова, ему, несмотря на недостатки с уборкой снега и некоторыми другими проблемами, в это же самое время благодарные коллеги решают вопрос о том, чтобы поставить памятник. И, можно почти не сомневаться, решат, хотя, возможно, отдельные граждане будут и не особенно довольны, но ведь всем не угодишь. И поэтому автор полагает, что надо поставить сразу два памятника. Один из металла, например, из меди, как в Америке Колумбу. (Помните известный проект с продажей нашей меди за рубеж, о нем еще много писали в начале 90-х? Тогда вдруг случайно обнаружили, что вывезенной беспошлинно меди хватило бы, чтобы установить такие памятники, вроде статуи Свободы, во всех южноамериканских столицах). И поставить этот памятник на площади. Другой (можно с супругой) - попроще из какого-нибудь не особенно дорогого расходного материала - поодаль где-нибудь на заднем дворе. И рядом положить дубинки, чтобы все желающие, ну из тех, которые не довольны, могли лупить. Говорят, это широко практикуют в Японии для мастеров участков на малых и средних предприятиях. Работает отменно: чучела из пластика и гуттаперчи колотят, а самих мастеров не трогают. Напротив, начальство их ценит и уважает. А главное - все довольны. Верно говорят, Восток - дело тонкое. А пока, возвращаясь к Вене, замечу, что некоторые наши соотечественники на халяву продолжают ходить по правой стороне улицы Чоккегассе. Вот и автор тоже, хотя и пишет эти строки, там ходит. Вопреки протесту в душе при мысли о патриотизме.

Леонид СУМАРОКОВ, журналист. Вена, 28.02.2005.

viperson.ru

Док. 225092
Перв. публик.: 01.03.05
Последн. ред.: 12.11.10
Число обращений: 1059

  • Сумароков Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``