В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Швыдкой объявил, что 2005 год станет переломным для российской культуры Назад
Михаил Швыдкой объявил, что 2005 год станет переломным для российской культуры
Глава Федерального агентства по культуре и кинематографии считает, что последствий реформ хватит на 100 лет.
В минувший вторник глава Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) Михаил Швыдкой собрал в своем ведомстве деятелей искусства, чтобы по традиции подвести итоги года. Из номенклатурного мероприятия собрание переросло в подобие митинга протеста интеллигенции против государственных реформ в области культуры. Швыдкой пугал всех глобализацией, а его подопечные утешали друг друга: скоро всех накроет взрывной волной реформ.

В советские времена на подобных заседаниях в Министерстве культуры стоя аплодировали победам нашего искусства, в постперестроечные 90-е по очереди стучали кулаком по трибуне и требовали от государства денег. На этот раз никто не аплодировал, не стучал и не требовал. Пессимисты, как водится, утешали, мол, хуже не будет, а оптимисты убеждали: еще как будет! Народная артистка Людмила Зыкина, глава МХТ Олег Табаков, гендиректор филармонии Алексей Шалашов и другие видные деятели культуры предпочли молча выслушивать выступления своих коллег, сидя подле Швыдкого. Тем временем все остальные с пеной у рта обсуждали перспективы предстоящих правительственных реформ, связанных с `оптимизацией бюджетной сферы в области культуры`.

`Вы знаете, почему все животные во время цунами в Таиланде выжили? - говорил собравшимся ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский. - Они просто почуяли ненастье и отбежали на 500 метров. А тупые люди сидели и ждали, когда их накроет волна. Так и мы теперь - сидим и ждем трагедии, которую готовят нам на наших же глазах`. По словам Смелянского, с этого года государство в свете новых законов об `оптимизации бюджетной сферы` запретило отчислять в счет зарплаты средства, полученные от аренды помещения МХТ одним из банков. Теперь театрам, библиотекам и музеям государство запрещает самим распоряжаться заработанными средствами и обязывает все доходы перечислять в казначейство, после чего государство само решает - на что эти средства тратить. `Официальная зарплата профессоров театральных вузов составляет 1,5 - 2 тысячи рублей. Зачем же нам тогда вообще сдавать в аренду помещение?! Надо вернуть туда балет и там помирать голодной смертью, танцуя`. `Сегодня судьба библиотечного дела зависит от операционистки казначейства, - поддержал Смелянского директор российской государственной библиотеки Виктор Федоров. - Именно от ее воли зависит, смогут ли вовремя спасти национальный книжный фонд, отремонтировать помещения, пополнить фонды необходимыми книгами и обработать поступающие диссертации`. По словам музейщиков, реформа может привести к закрытию и уничтожению сотен музеев по всей стране. Гендиректор Большого театра Геннадий Иксанов, напротив, поблагодарил государство за то, что зарплата ведущим артистам благодаря грантам была поднята в пять раз. Но, по его словам, оклады остальных работников театра (гримеров, костюмеров и так далее - всего их более 1000 человек) осталась на прежнем, катастрофически низком уровне, и если не принять меры - во время реконструкции коллектив театра может просто развалиться. Кроме того, Иксанов посетовал: пока решаются вопросы бюджетной сферы, не принят ряд производственных законов, без которых невозможно привлечение в театры звезд и обновления коллективов.

В ходе дискуссии собравшиеся пришли к выводу: непонятно, зачем государству вдруг сейчас понадобилась `оптимизация бюджетных средств в области культуры`, тем более что речь идет всего о 3% госбюджета.

Главе ФАККа Михаилу Швыдкому не удалось успокоить выступавших. И даже доклад о реанимации киноиндустрии в стране мало кого вдохновил. Пассаж о том, что `сегодня как никогда необходимо поддерживать национальные культуры`, оберегая их от натиска глобализации, похоже, был не услышан. В своем докладе Швыдкой признался, что понимает опасения собравшихся, и что опасения эти имеют реальную почву: `Изменения, которые произойдут в 2005 году, определят развитие культуры в стране не на год и даже не на десятилетие, а как минимум лет на пятьдесят, а то и на все на сто`.

Тем временем, по признанию Швыдкого, в 2005 году Федеральные культурные программы обеспечены госбюджетом лишь на 34%, а контакты Федерального агентства с Министерством культуры (которому ФАКК подчиняется и от которого зависит) практически заморожены. `К сожалению, мы общаемся с министром Соколовым только через газеты, - признался Швыдкой, - личных рабочих контактов с главой Минкульта у меня не было месяца четыре`. Швыдкой попутно сказал, что не может комментировать недавнее заявление министра об отказе вернуть немцам давно обещанную Балдинскую музейную коллекцию, вывезенную в Россию во время войны. На требования деятелей культуры объединить усилия чиновников, вернуть прежнюю структуру управления культурой или по крайней мере заняться протекцией в решении насущных проблем учреждений культуры с министерством Швыдкой отшутился, напомнив старый анекдот про продавца семечек, торгующего у банка Рокфеллера. На просьбу одолжить денег приятелю продавец отвечает: `Не могу! У нас с Рокфеллером контракт - я не даю денег в долг, а Рокфеллер не торгует семечками`. `Это я к тому, - пояснил Швыдкой, - что между министерством и агентством есть разграничение полномочий, и мы не в силах как бы то ни было влиять на министерство`... После четырехчасовой перепалки работу Федерального агентства по культуре и кинематографии было решено признать удовлетворительной.

24 февраля 2005 г.

МИХАИЛ МАЛЫХИН, `Новые Известия`

2003, `ЗАО `Газета Новые Известия`

Док. 224278
Опублик.: 24.02.05
Число обращений: 744

  • Швыдкой Михаил Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``