О журналисте Леониде Парфенове не прекращали говорить и в те времена, когда он почти полгода был без работы. Слишком знаковой является его фигура и для политических, и для журналистских событий, происходящих в России в последние годы. Однако сегодня имя Парфенова вновь на слуху. Один за другим идут на Первом канале его фильмы, он руководит `нашим журналом с мировым именем` - именно так подают `Русский Ньюсуик`, а недавно еще появилась передача на `Нашем радио` `Полчаса о главном`, которую он ведет. Корреспондент `РГ` расспросил Леонида Парфенова о событиях, которые произошли в его жизни в последнее время.
- Леонид, вы ушли с НТВ 1 июня, в декабре стали главным редактором журнала `Русский Ньюсуик`. Однако вы полностью не ушли с телевидения. Что для вас работа на ТВ - привычка, наркотик, обязательства перед зрителем?
- Все-таки с НТВ я не ушел - меня уволили. И ни на один другой канал (а поначалу звали даже на два) в конце концов на работу принять не смогли. Так что я штатного сотрудничества с телевидением лишен и на Первом канале я - рабкор (рабочий корреспондент). Мы с Константином Эрнстом вспомнили именно это забытое советское понятие. Что для меня работа на ТВ? Это мое ремесло.
- Вместе с писателем Борисом Акуниным вы сняли фильм-предисловие в кинопремьере `Турецкого гамбита`. Почему взялись за эту работу?
- Все очень просто: без предисловия многие не поймут, что за война в `Турецком гамбите` (речь о Русско-турецкой войне 1877 года. - Ред.). Эрнст меня попросил что-то сделать, поскольку я раньше занимался историческим популяризаторством. Я предложил снять поездку Акунина и мою по маршруту русского похода: через Болгарию до Стамбула. Косте понравилось, Григорий Шалвович согласился. Ну, и поехали.
- Если можно, немного подробнее об этом фильме. Что увидит зритель?
- Должен получиться некий конспект военных действий и детективного сюжета. Подразумевается, что за первое отвечаю я, за второе - Акунин. Мы переправлялись на лодке через Дунай (грёб я), а потом ехали на машине (вел Григорий Шалвович). Переходили Балканский хребет, обошли поля основных сражений, обсуждая, что было, а что - домыслено в детективе, поскольку нескольким действительно странным событиям той войны исторических объяснений нет.
- Акунин высказал свое мнение о работе с вами, когда недавно был в гостях у `РГ`. Суть его слов, что это была даже не работа, а удовольствие от хорошего общения и поездки. А как вам работалось с Акуниным? Что запомнилось во время работы больше всего?
- И мне запомнилось как приятная поездка. Но мне потом еще тексты писать, монтировать и озвучивать.
- На Первом канале в последнее время вышло два ваших фильма. Оба были восприняты неоднозначно. Первый фильм `О мир, ты спорт!` вышел через два месяца после Олимпиады, когда уже были известны итоги и пережиты основные эмоции, поэтому смотрелся несвоевременно. Второй фильм `Частный Рубенс за 100 миллионов` некоторые коллеги назвали расширенным сюжетом `Намедни`. Ваше отношение к этим работам - довольны ли вы ими?
- Для меня, повторю, это работа. Из-за Беслана Олимпиада отодвинулась из сознания аудитории, прошло, правда, не два месяца, а полтора, а фильм нужен был видовой. Про картину Рубенса я снимал расследование и рад, что сумел найти ключевого свидетеля событий. Будь у меня на ТВ постоянная работа, а фильмы появлялись бы время от времени - как было всегда, - возникало бы меньше вопросов. А то на эти работы смотрят как на какие-то многозначительные эфирные жесты.
- Вы сейчас снимаете документальный исторический сериал - российско-украинский проект, приуроченный к 150-летию Крымской войны. Известно, что уже отснята часть материала, в частности, с Владимиром Познером, который был консультантом. Что еще можно сказать об этом проекте?
- Владимир Владимирович подсказал некоторые детали про стихотворение Теннисона о Балаклавском сражении. Я пообещал написать в титрах `поэтический консультант - Владимир Познер`. Основные русские юбилейные торжества будут в начале сентября, когда исполнится 150 лет окончания обороны Севастополя. Тогда и должен выйти фильм, он четырехсерийный. А до сих пор мы снимали в Крыму то, что относится к английским и французским датам. Еще будут съемки в Лондоне, Париже, Петербурге и снова в Крыму - весной. Украинским партнером предполагается канал `1+1`, я очень признателен Александру Роднянскому, который поддержал нашу работу минувшей осенью.
- Когда вас назначили главным редактором журнала, вы, комментируя мне ваше назначение, сказали, что программа `Намедни` была попыткой сделать телевизионный `Ньюсуик`. Проработав на этой должности почти два месяца, можете назвать сегодняшний `Русский Ньюсуик` печатным вариантом `Намедни`?
- Нет, конечно. Не надо понимать такие формулировки буквально. Есть общие принципы: интересно рассказывать о разном. Причем уметь занятно снять или написать про то, про что другие делают скучно - про политику, например. И сделать серьезный материал - ну, про поп-музыку. Ведь если певца Серегу с его `Черным бумером` слушают миллионы людей - это серьезно.
- Вы собрали сильную журналистскую команду не только в `Намедни`, но и вообще на НТВ (достаточно вспомнить, как вы привели на канал Асет Вацуеву, Елену Хангу и других). Не жалеете, что не работаете с ними? И продолжит ли работу с вами команда в журнале?
- Нет, я никого с телевидения в журнал не звал и не зову. А что не работаю с друзьями-коллегами - жаль, конечно. Дай бог, еще поработаем вместе.
- Вам недавно исполнилось 45 лет. Как праздновали? Кто из друзей - энтэвэшников пришел поздравить? Что было особенно ценным в этот день?
- Обычно праздновал - застольем. И Асет и Лена Ханга - были. И Пивоваров, и Лошак, и Хреков, и Такменев - вы же их имеете в виду, говоря о друзьях-энтэвэшниках. Ну, неужели бы я их не позвал, а они неужели бы не пришли? Не до такой степени все изменилось.
Сусанна Альперина
Дата публикации 18 февраля 2005 г.
1998-2005 `Российская газета`
Док. 223965 Опублик.: 21.02.05 Число обращений: 712