В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Орлова: `Лет через двадцать вода будет стоить дороже нефти` Назад
Светлана Орлова: `Лет через двадцать вода будет стоить дороже нефти`
О том, как в верхней палате российского парламента относятся к правительственной стратегии социально-экономического развития страны, подготовке законодательной базы для формирования рынка доступного жилья, ходу выполнения закона о монетизации льгот и перспективе перехода к прямым выборам сенаторов, в интервью Стране.Ru рассказала заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова.

- Светлана Юрьевна, как вы оцениваете разработанный в правительстве России проект программы стратегии социально-экономического развития страны до 2008 года?

- Как вы знаете, две недели назад в Совете Федерации состоялось расширенное совещание по этому вопросу, в котором приняли участие 70 сенаторов, а также представители регионов, в том числе и два губернатора - Костромской и Тверской областей. В дискуссии также участвовали представители законодательных собраний регионов. Президент страны на недавней встрече с руководством Совета Федерации заявил, что для Совета Федерации особую роль играет работа с регионами. Люди живут в разных местах нашей огромной страны, и поэтому очень важно, чтобы законы, которые принимает парламент, были лишены недоработок. Я считаю, что программа социально-экономического развития РФ до 2008 года имеет большое значение. Это документ, который должен учитывать интересы рядовых граждан и в центре внимания должен находиться человек. Об этом на совещании говорил председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

Что касается социально-экономического развития, то в этой программе, на мой взгляд, все же мало внимания уделено региональному аспекту. К примеру, регион Дальнего Востока отнесен к четвертой группе. Государство должно осуществлять капиталовложения в инфраструктуру этого региона, чтобы туда пришел крупный частный капитал. Сегодня в Сибири и Дальнем Востоке находятся богатейшие запасы природных ресурсов, и значение этого региона для экономики страны огромно.

Что же касается наших природных ресурсов, то надо обращать внимание не только на нефть и газ. Нужно смотреть в перспективу. С каждым годом значительно повышается значение водных ресурсов, и возможно, лет через двадцать, сама вода будет стоить дороже нефти. Что касается проблемы высокодотационных регионов, то здесь важно обратить внимание на следующий момент: раньше их было 18, а теперь речь идет о 31 регионе.

Следующий аспект - социальный. Нам нужна эффективная адресная инвестиционная программа. Государство должно вкладывать экономно и эффективно. С этим согласны все. На сегодняшний день коэффициент полезного действия федеральных целевых программ очень невысок. И на совещании Герман Оскарович (Греф - Страна.Ru) говорил о том, что нужны инфраструктурные инвестиции в дорожное строительство, ЖКХ, коммуникации и так далее.

Еще один важный момент - это вопросы создания и деятельности свободных экономических зон. Мы уже 12-й год пытаемся продвинуть идею скорейшей разработки и принятия законопроекта об особых экономических зонах. Министерство экономического развития и торговли разработало такой законопроект, и в январе текущего года он был внесен в Государственную думу. Думаю, что в скором времени он будет принят. Мировая практика, в том числе опыт Китая и Индии, показывает, какой огромный потенциал имеют такие зоны для социально-экономического и инновационного развития регионов. Посмотрите, к примеру, какой огромный скачок совершили за последнее время IT-компании из Индии, Китая, других стран азиатского региона. По подсчетам некоторых специалистов, потери России на компьютерном рынке достигают почти 600 млрд. долларов.

Свободная экономическая зона - это не только рынок высоких технологий, это и особый режим налогообложения, и здесь правила игры должны быть понятны бизнесу. Под правилами игры я подразумеваю стабильность налогового и таможенного законодательства. Предприниматель должен выстраивать перспективы развития своего бизнеса в свободной экономической зоне, зная, какие налоги он должен платить, на какие налоговые льготы он будет иметь право. Бизнесу важно знать, что в ближайшие 3-5 лет правила игры не будут меняться. Обращает на себя внимание и повысившееся внимание программы к малому и среднему бизнесу, на его развитие предполагается выделить полтора миллиарда рублей.

- Как вы оцениваете работу сенаторов по подготовке законодательной базы для формирования рынка доступного жилья и становлению системы ипотечного кредитования в России? Ранее вы заявили, что 40 миллионов россиян нуждаются в улучшении жилья, а более трех миллионов живут в ветхих и аварийных домах.

- Создание рынка доступного жилья - это один из серьезных элементов социально-экономического развития страны и одна из приоритетных задач на ближайшие годы. Сейчас у нас только около 40 тысяч человек в год получают ипотечные кредиты, потому что еще не создана конкурентная среда на этом рынке. Банковская сфера ссылается на высокие финансовые риски, кроме того, не урегулировано большое количество нюансов, да и схема получения кредита еще достаточно забюрократизирована.

Однако я уверена, что в скором времени мы найдем оптимальный подход к решению этой острейшей проблемы. Пакет законопроектов по созданию рынка доступного жилья принят только недавно и, безусловно, отдачу мы сможем увидеть только через определенный срок. К тому же после принятия жилищного пакета законодательная работа далеко не заканчивается, необходимо принять еще ряд нормативно-правовых актов, постановлений правительства.

Решение задачи доступности жилья для населения снимает огромный комплекс вопросов: и проблему повышения уровня жизни людей, улучшения условий быта молодых семей, и, наконец, устойчивого развития всей страны в комплексе. В упомянутой выше программе социально-экономического развития страны ставится задача, чтобы ипотечные кредиты могли получать около 1 млн человек в год, хотя я бы так жестко не ставила временные рамки - реформа потребует огромных усилий и средств. Россия - большая страна, где есть существенная разница в доходах населения в регионах, налицо также различные инфраструктурные условия в регионах. Скажем, есть регионы северные, где вечная мерзлота.

Я также убеждена, что необходимо учитывать интересы разных социальных групп. В нашей стране большое количество пенсионеров, участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, которым нужно помочь оперативно решить проблему жилья. В канун 60-летия Победы, в первую очередь, необходимо предоставить жилье участникам и инвалидам ВОВ. И Совет Федерации в скором времени выйдет с соответствующей законодательной инициативой. Этот вопрос должен быть поставлен во главу угла.

Таким образом, необходимо создать такие условия, чтобы люди разных социальных групп и уровня доходов смогли получить возможность взять ипотечный кредит и улучшить свои жилищные условия с одной стороны, а банковский и страховой сектора были заинтересованы предоставлять такие кредиты. И здесь власть не имеет права на ошибку, так как в противном случае к ней будет потерян кредит доверия населения.

- Как вы оцениваете ситуацию с монетизацией льгот? Как более эффективно нужно реализовать федеральный закон о замене льгот денежными компенсациями?

- Можно сказать, что монетизация льгот все-таки состоялась, но здесь, как и в любом большом деле, есть свои ошибки и недоработки, о которых нельзя умалчивать и которые необходимо решать. Безусловно, в проведении реформы недоработали все уровни власти. Тут и региональный фактор сыграл свою роль. Регионы-доноры должны иметь стимул, чтобы оставаться донорами. Адресность льгот - это тоже важный фактор. Не учли того, что пенсионеры всегда ездили в общественном транспорте бесплатно.

Также важен вопрос о тарифах, так как сегодня довольно сложно подсчитать, сколько потребляет воды и электроэнергии каждый житель. В постановлении Совета Федерации от 09 февраля этого года мы предложили правительству разработать порядок установления социальной нормы потребления электроэнергии, обеспечивающей минимально необходимые потребности граждан, а также порядок установления стоимости электроэнергии в пределах социальной нормы, увязав изменение стоимости с реальными доходами населения. Кроме того, принимая постановление Совета Федерации на пленарном заседании СовФеда, мы поручили Счетной палате провести проверку, как и из чего сегодня складываются тарифы. Сегодня если на выплату услуг ЖКХ у налогоплательщика уходит больше 22% месячного дохода, то он должен получать адресные субсидии. И здесь важно, чтобы субсидии выдавались тем, кто действительно в них остро нуждается.

Необходимо, чтобы льготник мог без ущерба для себя приобрести льготный проездной билет, иными словами денежная компенсация должна позволять ему пользоваться льготами, которые у него были. Если это проездной билет, то компенсация должна соответствовать его реальной стоимости. Это же касается и санаторно-курортного лечения и лекарственного обеспечения. Да, надо признать, непросто идут многие вопросы. И, конечно, это коснулось не только 34 млн льготников, и здесь важно как можно быстрее исправить допущенные ошибки.

- И вы считаете, что вмешательство Совета Федерации и Госдумы в процесс пересмотра ряда аспектов реализации закона о монетизации помогло избежать осложнений?

- Совет Федерации создал рабочую группу еще в августе, и было проведено 10 заседаний, из них 6 провел сам председатель Совета Федерации, потому что он понимал, насколько это ответственно и важно. В августе мы собирали в Совете Федерации общественные организации и `чернобыльцев`, чтобы выслушать их позицию и пожелания по этому вопросу. В первом постановлении Совета Федерации по 122-ФЗ, которое СовФед принял 15 июля прошлого года, мы жестко настаивали на увеличении выплат для особо нуждающихся категорий населения. Я думаю, что если бы к нашим рекомендациям присмотрелись более внимательно, то массовой волны протестов можно было бы избежать. Где-то страсти подогрели и некоторые политические партии, потому что подогревать всегда проще, а вот выходить с результатом - это всегда тяжелее. Дорогу осилит идущий.

- Каково ваше отношение к инициативе президента России о более активном участии губернаторов в работе Совета Федерации и, в частности, об их участии в обсуждении общенациональных задач?

- Это очень хорошая идея. И похвально то, что президент ее выдвинул. Почему? Потому, что жизнь кипит в регионах, в городах, поселках. А нам крайне необходимо, чтобы региональные проблемы обсуждались на федеральном уровне и мы сообща находили правильное решение. Президент совершенно правильно заявил о том, что верхняя палата должна работать на профессиональной основе. И в ней, безусловно, должны быть представлены яркие люди из регионов страны.

Привлечение к работе в Совете Федерации губернаторов и председателей законодательных собраний считаю правильным. В частности, их участие в обсуждении необходимо в процессе работы над федеральным бюджетом. Это очень важно, потому что Совет Федерации является палатой регионов, и мы, его представляющие, должны чувствовать пульс регионов и отстаивать интересы регионов.

- Поддерживаете ли вы идею председателя Совета Федерации Сергея Миронова о том, что уже в обозримом будущем верхняя палата российского парламента должна формироваться путем прямых выборов?

- Конечно, поддерживаю. В 2007 году, если у нас не будет прямых выборов, к примеру, мы не сможем заседать в Конгрессе местных и региональных властей Европы, одной из палат Европарламента.

- Светлана Юрьевна, еще в октябре 2002 года вы заявили о том, что комитет СФ по бюджету предлагает внести в налоговое законодательство налог на дополнительный доход от добычи и реализации углеводородов. Однако в ноябре 2004 года замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что правительство РФ пока не намерено вводить налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов. Как вы оцениваете позицию правительства РФ в этом вопросе?

- То, что касается налогового законодательства, тут не должно быть резких заявлений, потому что от этого зависит инвестиционный климат в стране. Да, есть сегодня предложения правительства об изменении экспортной пошлины, и их обсуждение уже началось. Но мы на то и парламент, чтобы их обсуждать. А сейчас сказать, так это или не так, считаю, что это было бы неправильно. Давайте проведем парламентские слушания в СФ, пригласим представителей правительства, регионов, тех же нефтяных компаний малый и средний бизнес, выслушаем мнения специалистов и ученых. Сегодня объем добычи растет, объем экспорта растет. Экспортную пошлину и так увеличили, но цена бензина на внутреннем рынке от этого не уменьшилась. Если речь идет о сговоре производителей и продавца, значит, в этом случае должно сработать антимонопольное законодательство.

- На днях произошла трагедия на шахте `Есаульская` в Новокузнецке, где в результате взрыва метана погибли 22 человека. Что вы можете сказать о проблемах горнодобывающих регионов России и, в частности, Кузбасса?

- Эта авария произошла на шахте, которой уже 20 лет. Штаб сразу же возглавил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, который много сделал для этой отрасли и воспринимает каждую аварию на шахтах (а они, к сожалению, случаются часто) как свою личную трагедию. В целом за последние годы в Кузбассе большинство убыточных шахт закрыто, остальные модернизированы, открылось огромное число новых шахт, отвечающих современным мировым стандартам безопасности и условий труда. О проблемах горнодобывающих и промышленных регионов России я подробно говорила в ноябре прошлого года в Женеве, на международном форуме `Транспорт и энергетика`. Проблем, конечно, накопилось много. Одна из них - проблема экологии, в Кузбассе большие участки почвы требуют рекультивации.

Но в то же время, у угольной промышленности огромные перспективы. Вдумайтесь в эту цифру: у нас запасов угля хватит еще на 14 веков. Кондиционные запасы каменного угля в Кузбассе превышают все мировые запасы нефти и природного газа более чем в 7 раз (в пересчете на условное топливо). Здесь добывается около половины всего угля страны, к тому же качество угля очень высокое, т.к. практически 80% коксующих углей добывается в Кемеровской области, а по некоторым особо ценным маркам коксующих углей - все 100%. Кузбасс - это угольное сердце России.

Айдын Мехтиев

15.02.2005
Национальная информационная служба Страна.Ru

Док. 223295
Опублик.: 15.02.05
Число обращений: 594

  • Орлова Светлана Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``