В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Чемезов: Уровень продаж российского оружия достиг максимума Назад
Сергей Чемезов: Уровень продаж российского оружия достиг максимума
Официальная Москва подвела итоги военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. На прошлой неделе перед президентом России об этом отчитались министр обороны Сергей Иванов и директор Федеральной службы по ВТС при военном ведомстве Михаил Дмитриев. 8 февраля по этому же вопросу Владимир Путин принимал генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия `Рособоронэкспорт` Сергея Чемезова. На следующий день руководитель `РОЭ` рассказал о планах своего ведомства журналистам.

В 2004 году Россия наторговала вооружением, военной техникой и различными услугами, связанными с вооруженными силами, на 5,7 миллиардов долларов. Таких цифр российский оружейный экспорт еще не знал! Расширяется география поставок вооружения: в 2003 году оно шло в 53 страны, в 2004 году - уже в 59 стран и в ООН. Основными партнерами остаются Индия и Китай, на которые приходится около 80 процентов оружейного экспорта. По прогнозам, такое положение сохранится до 2007-2008 года, несмотря на то, что промышленность этих стран в состоянии сама выпускать вооружение. Сейчас ведутся переговоры о передаче лицензий на производство некоторых видов российского оружия. Китай уже выпускает Су-27, Индия - Су-30 и новейшие `летающие` танки Т-90.

Специалисты указывают, что есть, по крайней мере, три причины такого позитива в этой области. Так, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов полагает, что, во-первых, успешно реализован задел 1996-1999 годов. Именно в это трудное трехлетие, когда поставки упали до 2 миллиардов долларов, а предшественник `РОЭ` - Госкомпания `Росвооружение` находилась на грани банкротства, были заключены крупнейшие контракты на поставку в Китай эсминцев и многоцелевых истребителей, а также фрегатов в Индию. Исполнение этих контрактов обеспечило высокий уровень поставок в 1999-2002 годах.

Во-вторых, позиции России на рынке вооружений укрепились, благодаря очевидной стабилизации политической ситуации и началу экономического роста в стране. Высшее политическое руководство страны активно включилось в `проталкивание` российской техники за рубеж, не гнушаясь, порой, переговоров даже о нескольких единицах техники. Стабилизировалась кадровая и ведомственная структура системы ВТС. До недавнего времени ни один глава госпосредника - до `отставленного` только в 2004 году Андрея Бельянинова, - не имел возможности работать почти два года на своем посту: руководство `Росвооружения` менялось в 1997-2000 годах почти с той же частотой, что и правительство. Понятно, что в таких условиях у потенциальных покупателей оружия не возникало доверия к России, ее ВПК и экспортерам.

В-третьих, с конца прошлого века заметно растет глобальная военно-политическая напряженность. Начало ей положила агрессия НАТО против Югославии, развитие тенденция получила после 11 сентября в ходе кампаний США в Афганистане и Ираке. В этих условиях государства, ориентированные на сохранение своего суверенитета, стремятся диверсифицировать источники закупок вооружений. После 1999 года заметно активизировал закупки военно-воздушной, морской и противовоздушной техники Китай, обращения последовали из Алжира, Москва заключила крупные контракты с Малайзией и Индонезией. В последнее же время сразу несколько арабских стран ведут с Россией переговоры о создании у них единой системы противовоздушной обороны на базе российских зенитных ракетных комплексов `Бук`, `Тор` и С-300. Ожидается подписание крупного контракта с Саудовской Аравией. Сообщается о том, что Россия будет поставлять оружие и в Марокко, что можно считать совершенно новым для нас рынком: вооружения и военную технику туда не поставлял ни СССР, ни Россия до сих пор.

Почти 90 процентов всего оружейного экспорта России приходится на `Рособоронэкспорт`. В 2004 году на долю госпосредника в торговле оружием приходится 5,12 миллиардов долларов (при этом почти 1,8 миллиардов пришлись на Индию: за счет `контракта века` - продажи авианесущего крейсера `Адмирал Горшков` и авиакрыла из новейших палубных истребителей МиГ-29К и морских вертолетов). Но вот преодолеть эту планку будет сложно: несмотря на то, что конструкторы оборонки по-прежнему генерируют прекрасные идеи, `воплотить их в железо` становится все сложнее, поскольку давно не обновляются основные фонды, материальная база производства. То есть, необходимы инвестиции в предприятия оборонно-промышленного комплекса. Без этого, ни о каких прорывах говорить не приходится - сохранить бы хотя бы существующие поступления. Об этом говорят и руководители `РОЭ`, и представители Минобороны.

Поэтому, предугадывая наступление тяжелых времен, отечественные торговцы оружием меняют стратегию своих действий. В частности, пытаются увеличить объемы военного экспорта за счет расширенной поставки запчастей. Пока эта сфера не развита - всего около 17 процентов экспорта, хотя мировая тенденция - как раз зарабатывать не на поставках готовых изделий, а именно на запчастях и обслуживании поставленной техники.

Сообщается, что `Рособоронэкспорт`, вместе с Федеральным агентством по промышленности, намерен провести каталогизацию всех имеющихся запасных частей, чтобы иметь возможность торговать ими по Интернету. Создаются технические центры на территории заказчика. Например, в Индии - по ремонту морской техники. Ведутся переговоры о создании подобных предприятий в Малайзии и Мексике.

Еще один аспект связан с тем, что на оружейные рынки мира поступает все больше новинок. Например, очень перспективны беспилотные летательные аппараты - своего рода шестое поколение авиационной техники. Российская же оборонка пока выпускает образцы, созданные в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века. Они, конечно, модернизируются, причем существенно, за счет чего боевые качества растут, но базовые модели техники, например, самолетов семейств `Су` и `МиГ` или систем ПВО, остаются прежними. При этом попытки продать новейшее вооружение, как, к примеру, оперативно-тактические ракетные комплексы `Искандер-Э`, сразу вызывают жесткое давление и противодействие со стороны конкурентов Москвы на оружейных рынках.

Еще одно направление расширения экспорта - модернизация российского вооружения под стандарты НАТО. В этом особенно нуждаются новобранцы альянса, которые поняли, что западного оружия им в ближайшие годы не видать. Слишком дорого - от 10 до 15 миллиардов долларов для каждой страны. Совместно с западными компаниями Россия модернизирует авиационную технику стран Восточной Европы. В 2003-2004 годах прошли тендеры в Польше, Болгарии, Венгрии. На очереди - танки Т-72.

Для активизации поставок оружия за рубеж есть и внутренние резервы. `Рособоронэкспорт` прилагает усилия к тому, чтобы участвовать в управлении вновь создаваемых оборонных холдингов. Сам Сергей Чемезов говорил, что `РОЭ` не стремится получить контрольный, и даже блокирующий пакет акций - торговцам оружием важно участвовать в работе совета директоров, чтобы контролировать ситуацию внутри корпорации. Госпосредник уже собирается участвовать в управлении самолетостроительным и вертолетостроительным холдингами. В этой связи все больше разговоров о том, как дальше будет развиваться организационная структура государственного посредника в торговле оружием.

Сейчас преобладают две точки зрения. Либо это будет акционирование `Рособоронэкспорта` и превращение его в некую компанию-держателя пакетов акций крупных оборонных предприятий, с одновременным сужением непосредственных функций как госпосредника, либо `Рособоронэкспорт` должен остаться в качестве ФГУПа с изменением своего статуса. Эскперты отмечают, что пока в решении этой проблемы, которая `существует`, взята пауза. Однако в том, что роль государства должна оставаться доминирующей, убеждены все специалисты.


Никита Петров

11.02.2005
Национальная информационная служба Страна.Ru

Док. 222419
Опублик.: 11.02.05
Число обращений: 645

  • Чемезов Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``