В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Илларионов: `Я - советник, а не соглашатель` Назад
Андрей Илларионов: `Я - советник, а не соглашатель`
Через месяц после своей отставки с поста представителя президента в `большой восьмерке` Андрей Илларионов впервые назвал причины своего ухода. В интервью корреспонденту `Известий` Варваре Агламишьян советник президента признался, что не сошелся с действующей властью по вопросу Киотского протокола. И что будет ее критиковать и дальше.

известия: Вас называют `штатным критиком` в Кремле. Вы намерены критиковать власть и дальше?

Андрей Илларионов: Проблема не во мне. Проблема в изменении характера дискуссии в стране, в появлении все новых и новых тем, обсуждение и даже затрагивание которых воспринимается как критика. Если провести анализ моих комментариев января 2001 года и декабря 2004 года, то принципиальной разницы не обнаружится.

У меня роль не штатного критика, а штатного аналитика. У меня даже в должностной инструкции так написано: `советник анализирует и советует`. В отличие от подпевал президента и лизоблюдов президента работа советника как раз заключается в предоставлении таких советов, которые могут и не совпадать, а часто и должны не совпадать, по крайней мере в краткосрочной перспективе, с тем, что иногда выдается как мнение президента. Советник президента - это не толмач президента. Не интерпретатор. Не соглашатель. В этом ценность советника. Если он будет давать советы, которые совпадают с мнением и позицией власти, то его надо немедленно увольнять.

известия: После того как вас лишили статуса представителя в `восьмерке`, вы не собираетесь покинуть и пост советника?

Илларионов: Такое решение может быть принято двумя людьми: мной и президентом. Когда это решение будет принято, один из нас или мы оба проинформируем об этом общественность.

известия: Почему президент отправил вас в отставку с поста представителя в `восьмерке`?

Илларионов: Я неоднократно обращался к президенту с просьбой об освобождении меня с этой должности. Тому есть несколько причин. Есть формальные - я на этой должности находился уже почти 5 лет - дольше, чем кто-либо из моих зарубежных партнеров. На моих глазах сменились по два-три-четыре личных представителя руководителей других стран, так что я стал даже старожилом, таким своеобразным `дуайеном` шерповского корпуса. И конечно, рано или поздно эта работа должна была закончиться.

Были и причины принципиального характера. Как вы знаете, я выступал, в том числе публично, против ратификации Россией Киотского протокола. После того как такое решение все же было принято, выполнение мною обязанностей шерпы стало невозможным. В этом случае мне пришлось бы не только согласиться с этим решением, но и в качестве шерпы участвовать в создании киотской системы у нас в стране и в распространении киотизма по всему миру. Делать то, что наносит огромный ущерб собственному народу, является, с моей точки зрения, преступлением. Поэтому я искренне благодарен президенту за то, что он освободил меня от соучастия в этом.

известия: А почему вы молчали целый месяц и только сейчас согласились говорить о причинах отставки?

Илларионов: Во-первых, я полагаю, что более правильно было бы комментировать кадровые решения не тем, кого они касаются, а тем, кем они принимаются. Понятно, что самому президенту это делать не всегда обязательно. Но для этого существует президентская пресс-служба. Вместо информационного вакуума, породившего нелепые слухи и предположения, необходимо было дать соответствующие пояснения.

Во-вторых, я некоторое время был в отпуске, а затем в командировке. Поскольку до сих пор так никто и не дал вразумительных разъяснений, приходится их делать самому.

известия: Это было кому-то выгодно - объявить об отставке именно так - без комментариев?

Илларионов: Думаю, было лень. Хотя и не исключаю, что была попытка представить заранее согласованное решение в качестве демонстрации якобы наказания. И тогда она была рассчитана не столько на меня, сколько на других сотрудников администрации президента, а также, возможно, и других сотрудников органов власти.

известия: Вы считаете, что выполнили свои задачи в `восьмерке`?

Илларионов: Программа в основном была выполнена к июню 2002 года, когда премьер-министр Канады Ж. Кретьен, председательствовавший на саммите в Кананаскисе, от имени `семерки` пригласил президента России Владимира Путина к полноценному участию в клубе. Тогда же и я обратился со своей просьбой об отставке. Президент попросил меня продолжить выполнение своих обязанностей. Саммит 2003 года во французском городке Эвиане начался уже в полноценном `восьмерочном` формате. Осенью 2003 года, когда одним из важнейших вопросов обсуждения на `восьмерке` стала ратификация Россией Киотского протокола, я поделился своей позицией по этому поводу с президентом. Честно предупредил, что в случае ратификации Киотского протокола исполнение мною обязанностей шерпы станет невозможным. И просил учесть это соображение при дальнейших кадровых решениях. Как известно, осенью 2004 года Россия ратифицировала протокол.

известия: О чем вам нельзя было рассказывать на посту шерпы?

Илларионов: Сейчас это уже можно сказать. В 2000-м и 2001 годах обсуждалось не столько участие России в `восьмерке`, сколько возможность исключения нашей страны из формата `7+1`. Речь шла о том, что страна, претендующая на право быть членом `восьмерки`, по определению не могла занимать такую безответственную позицию в отношении выплаты собственного долга, какую тогда пытались занять российские власти.

Как вы помните, тогда - в 2000-м и начале 2001 года - российское правительство пыталось убедить `семерку` и других кредиторов Российской Федерации, что мы не в состоянии платить долги Парижскому клубу. Тогда была проведена серьезная работа, в результате которой было принято решение о возобновлении платежей. В начале апреля 2001 года краткосрочная задолженность по платежам была ликвидирована, и Россия вышла на оригинальный график платежей. А через год с небольшим, убедившись в солидности российских властей, партнеры пригласили нас в полноформатную `восьмерку`.

известия: Вы все время говорите: `восьмерка`. Но вот только что в Лондоне состоялась встреча финансовой `семерки`, и российский министр финансов вновь не участвовал во всей программе. Значит, программа все же недовыполнена?

Илларионов: Вы правы, в Лондоне прошла `семерка`. Министры финансов развитых государств с самого зарождения этого элитарного клуба обладали определенной автономностью от их собственных глав государств и правительств. И решение о расширении своего `подклуба` министры финансов принимают самостоятельно. В любом случае к новичку-кандидату там предъявляется своя система критериев и требований. В 2000 году я предложил программу вхождения России в финансовую `семерку` в течение 4-5 лет. Минфин счел, что может это сделать по-другому.

известия: Почему вы против Киотского протокола?

Илларионов: В России, как, впрочем, и во многих странах мира, опасность Киотского протокола и действий, направленных на борьбу с так называемым `глобальным потеплением`, серьезно недооценивают. Нет никаких свидетельств того, что те небольшие изменения климата, которые наблюдались в течение последнего столетия, каким-либо существенным образом выходят за границы естественных колебаний климата, наблюдавшихся на нашей планете в течение тысячелетий и миллионов лет. Повышение глобальной температуры воздуха на 0,6 градусов Цельсия в течение XX века несопоставимо по сравнению с колебаниями температуры в пределах 10-15 градусов за столетие, наблюдавшимися в историческом прошлом нашей планеты. Действия, направленные на ликвидацию якобы причины нынешнего очень незначительного потепления являются не только бессмысленными, но и чрезвычайно опасными.

известия: Чем протокол угрожает России?

Илларионов: Меры, предлагаемые сегодня британским и другими европейскими правительствами, означают необходимость сокращения экономического потенциала России примерно на 70-80% по сравнению с 1990 годом. Единственный способ сокращения эмиссии углекислого газа - прекратить использование энергии. Но энергия потребляется экономикой и нашим жилищным хозяйством. Тогда прекращение потребления энергии означает прекращение экономической активности и вообще нормальной жизни общества.

известия: В таком случае чем вы объясняете решение России о присоединении к Киотскому протоколу?

Илларионов: Ошибкой. Стратегическим просчетом. На языке Библии это называется продажей права первородства за чечевичную похлебку. А на современном языке - отдачей фамильного серебра за горстку нарезанной бумаги.

`Экономика несвободна и непрозрачна`

Заявления Андрея Илларионова, сделанные в 2004-2005 годах

08.02.2005 (на пресс-конференции `О пользе информации`)

- Что касается `Юганскнефтегаза`, то у страны, которая хочет строить

солидное будущее, есть только один способ - возвращение компании

собственнику. Более того, я уверен, что это произойдет рано или поздно. Потом историки будут рассматривать передачу `Юганскнефтегаза` бывшим собственникам как небольшой элемент восстановления прав собственности.

28.12.2004 (на пресс-конференции, посвященной итогам 2004 года)

- Продажа `Юганскнефтегаза` мистичной компании `Байкалфинансгруп`, а также все операции по объединению `Газпрома` и `Роснефти` можно назвать аферой года. До этого мы наблюдали такие действия у наперсточников, но теперь мы видим, что этим занимаются компании со 100-процентным государственным капиталом.

- При выбранной модели экономического развития удвоение ВВП в ближайшие 8-10 лет нам не грозит. Удвоение ВВП возможно только при последовательном проведении либеральной политики.

11.11.2004 (на презентации образовательной программы)

- Дело `ЮКОСа` надо прекращать, если мы хотим остановить экономический спад. Избиение лучшей национальной нефтяной компании начинает иметь экономические последствия.

08.11.2004 (на экономической конференции в Гонконге)

- Российская экономика несвободна и непрозрачна.

- Россия сбилась с пути устойчивого экономического роста и осталась позади Гонконга. Сейчас ситуация только ухудшается.

25.04.2004 (на сессии МВФ и Всемирного банка)

- Договор (Киотский протокол. - `Известия`) похож на Госплан, ГУЛАГ, Освенцим с точки зрения сокращения экономического потенциала страны.


Варвара АГЛАМИШЬЯН

08.02.05

www.izvestia.ru

Док. 221791
Опублик.: 09.02.05
Число обращений: 682

  • Илларионов Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``