В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев: `Биржевая торговля нефтепродуктами приведет к значительному снижению цен на горюче-смазочные материалы` Назад
Игорь Артемьев: `Биржевая торговля нефтепродуктами приведет к значительному снижению цен на горюче-смазочные материалы`
`Биржевая торговля нефтепродуктами приведет к значительному снижению цен на горюче-смазочные материалы`, - считает руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Выступая на заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, чиновник заявил, что многие отечественные нефтяные компании сегодня злоупотребляют своим монопольным положением на региональных рынках. И уже 1 марта ФАС намерен внести в правительство свои предложения по исправлению этой ситуации.

По данным Федеральной антимонопольной службы, в прошлом году цена на горюче-смазочные материалы в среднем по России выросла на 30-35%. Это значительно опережает не только годовые темпы инфляции, но и рост цен в других секторах российской экономики. При этом правительство абсолютно не устраивает объяснение некоторых аналитиков, утверждающих, что цена на нефтепродукты в России росла из-за аналогичного роста цен на нефть на мировых рынках.

Во вторник глава Федеральной антимонопольной службы обвинил в росте цен на бензин прежде всего нефтяников, высказав подозрение, что между крупными российскими нефтяными компаниями существует картельное соглашение, по которому они согласовывают свою ценовую политику и не допускают на рынок другие, более мелкие компании. `За злоупотребление доминирующим положением и создание преступного картеля крупные нефтяные компании должны будут заплатить штраф в размере 70-80 млн долларов`, - жестко отреагировал чиновник.

Предполагается, подчеркнул Артемьев, что нефтяные компании должны будут заплатить за злоупотребление доминирующим положением на рынке от 0,5% до 2% от всего оборота, а за создание картеля - от 1% до 4%. `Международная практика предусматривает и более серьезные штрафы, - отметил он. - В частности, правила Евросоюза закрепляют размер штрафов до 10% от оборота компании, но для России и предлагаемые нами штрафы будут достаточно серьезными`.

Остается проблема доказать факт сговора. Несмотря на известную шутку: `Если несколько руководителей корпораций разговаривают между собой, то можно не сомневаться: они обсуждают, как вытащить побольше денег из карманов граждан`, - на Западе обычно это вопринимается всерьез. Любой факт встреч и переговоров между крупными предпринимателями в одной сфере бизнеса там рассматривается как косвенное доказательство монополистического сговора.

Сами руководители нефтяных компаний наличие треста (соглашения) между ними, разумеется, отрицают. При этом говорят о том, что правительство само провоцирует рост цен на бензин повышением экспортной пошлины на нефть. Дескать, связанные с этим потери они вынуждены компенсировать за счет внутреннего рынка, повышая таким образом цены. А сами автомобилисты, в свою очередь, требуют, чтобы государство контролировало цены на бензин напрямую. `В России должно быть государственное регулирование цен на топливо`, - заявил во вторник на пресс-конференции председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор Мохначев.

Правда, от этой идеи правительство отказалось еще в прошлом году. Государственному регулированию цен оно предпочло более рыночный механизм - а именно борьбу с нефтяными картелями. И вернулось к идее, которую еще в 1999 году высказывал тогдашний вице-премьер Юрий Маслюков. Речь идет о создании конкурентного рынка нефтепродуктов в России. И первым шагом должно стать учреждение нефтяной биржи. Проект соответствующего постановления правительства `О совершенствовании механизмов рыночных цен на нефть и нефтепродукты с использованием биржевых фьючерсных котировок` было разработано Министерством экономики еще 6 лет назад. Однако тогда оно принято не было.

Между тем, у этой идеи, по мнению специалистов, есть целый ряд преимуществ. Прежде всего, торговля нефтепродуктами через биржу позволит налоговым службам более точно определять оптимальную цену, на основе которой они смогут собирать оборотные налоги с нефтяных компаний. Сейчас расчет происходит по так называемому методу `нетбек`. То есть сейчас берется мировая цена на нефть марки Urals, из нее вычитаются расходы на переработку, транспортировку и налог на добычу полезных ископаемых. И только полученная таким образом сумма облагается налогом на добавленную стоимость. `При такой системе нефтяным компаниям выгодно именно завышать цену на топливо`, - уверен источник Страны.Ru в Аппарате правительства.

Кроме того, биржевая торговля, по мнению Игоря Артемьева, сделает розничных продавцов нефтепродуктов более независимыми от оптовых и позволит установить в России конкурентную оптовую цену на автомобильное топливо и другие горюче-смазочные материалы.

Однако реализация этой идеи имеет и серьезные технические сложности. Ключевой является проблема функционирования клиринговой палаты при нефтяной бирже. То есть службы, которая будет осуществлять расчет между продавцом и покупателем. Пока неясно, каким образом она будет контролировать условия физической поставки нефти по заключенному на бирже контракту и отслеживать фактические объемы этих поставок. В принципе, эту задачу можно было бы возложить на государственную компанию `Транснефтепродукт`. Однако это потребует не только серьезных инвестиций, но и значительного увеличения ее доли на рынке транспортировки нефтепродуктов, контролирующемся сегодня теми же крупными нефтяными компаниями.

Впрочем, если эту проблему еще можно решить, то вот как заставить нефтепереработчиков выйти на биржу, пока в правительстве никто не знает. Директивный метод тут явно не помощник. А сами нефтяные компании только благодаря появлению нефтяной биржи вряд ли захотят рубить сук, на котором сидят, и откажутся от своих прибыльных картельных соглашений.

Константин Угодников

9.02.2005
Национальная информационная служба Страна.Ru

Док. 221731
Опублик.: 09.02.05
Число обращений: 788

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``