В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Телень: Предисловие к послесловию Назад
Людмила Телень: Предисловие к послесловию
Над российской оппозицией, хоть правой, хоть левой, иронизировать одно удовольствие. Поводов такое количество, что пройти мимо них почти невозможно. Никто, в общем, и не проходит. Подставились - получили. Еще раз подставились - еще получили. Нормальный алгоритм нормальной политической конкуренции, когда каждый игрок получает по заслугам. Жаль, что не наш случай.

В нашем - нет равноправных игроков, нет конкуренции, нет результата по заслугам. В такой ситуации помочь оппозиции покончить с собой - легко. Только стоит ли? Ответ прямо зависит от того, чего хотим получить в 2007-м: фарс образца 2003-го или все-таки парламентские выборы.

Российская оппозиция слаба и разрозненна. Ее лидеры несговорчивы и непопулярны. Программы вялы. Финансовые возможности
- никакие. И шансов на победу - всего ничего. Согласились. Что дальше? Только одно: и эти шансы хорошо бы использовать.

Одна из идей, всерьез обсуждаемая в рядах оппозиции, строительство объединенного право-левого фронта. И вытекающая из нее первоочередная задача: кому-нибудь с кем-нибудь хоть о чем-нибудь договориться. И еще выяснить между собой - ради чего.
Впрочем, последнее ясно. Идея объединения и возникла лишь потому, что ни одна из действующих партий не способна противостоять административному натиску `Единой России`. Ни старые, ни новые. Ни в ходе выборов, ни после них. В чем уже убедилась получившая представительство в Думе КПРФ, наибольшее достижение которой - 101 подпись за отставку правительства.
Теперь - по порядку.

О чем договариваться? О том, что на пользу любой нормальной политической силе и что не может вызывать идеологических разногласий. С ходу: свободный доступ к государственным СМИ - раз. Прозрачность финансирования партий - два. Независимость судебной системы - три. Равные условия в избирательной гонке - четыре. Гарантированные права оппозиции - пять. И далее по всему возможному списку.

С кем договариваться? Со всеми, кого не устраивает тупо устроенная `вертикаль`, не адекватная тем задачам, которые встали перед страной. Минус, разумеется, фашисты, террористы и прочая экстремистская шваль, с которой не водят компанию цивилизованные политики.

На какой срок договариваться? До официального начала избирательной гонки, в которой, как известно, на этот раз не будут участвовать политические блоки - только партии. Но если проект окажется эффективен, партнерство наверняка можно будет продолжить. Как, в какой форме и на каких условиях - вопрос будущих обсуждений. Но пакт о ненападении в ходе парламентских выборов как очередной этап договоренностей - почему бы и нет? В такой ситуации против партии власти окажется не россыпь пинающих друг друга политиков, а координирующая действия сильная оппозиция. Власть она, может, и не возьмет, но как минимум получит шанс реально в ней поучаствовать. Потом, в Думе, разумеется, начнется другая межпартийная жизнь. Однако для того, чтобы там и тогда размежеваться, сейчас и здесь придется объединиться.

И наконец, самый тонкий момент. Способны ли в принципе российские оппозиционеры договориться? Полагаю, ровно в той степени, в какой способны договориться их избиратели. Будет на то их политическая воля, и лидеры никуда не денутся - договорятся. Будет ли? Если судить по январским митингам, уже есть.

Предположим, договорились. Предположим, двумя или даже тремя колоннами прошли в парламент. Через год президентские выборы. Кто из оппозиционеров составит конкуренцию назначенному Кремлем преемнику?

Имя не важно - важно, что этот вопрос можно будет всерьез обсуждать. Уже немало.

No5 за 2005 год (04.02.2005)
www.mn.ru

Док. 220920
Опублик.: 07.02.05
Число обращений: 586

  • Телень Людмила Олеговна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``