В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Диакон Андрей Кураев показал яркое шоу - разоблачение романа `Мастер и Маргарита` как сатанинского Назад
Диакон Андрей Кураев показал яркое шоу - разоблачение романа `Мастер и Маргарита` как сатанинского
Неформальное, но почетное звание `Диакон всея Руси` Андрей Кураев получил в 91-м, когда новоизбранный патриарх Алексий II привлек талантливого выпускника духовной семинарии к составлению своих речей и интервью. Из-под пера о. Андрея выходили довольно экстравагантные тексты, в которых глава РПЦ вычурным языком рассуждал о нравственном императиве Канта и христианской этике Кафки. Референтство молодого диакона при дворе патриарха было ярким, но недолгим. По `наветам злых человек` Кураева уволили из патриархии. Так в 92-м начался в его жизни период `мягкой опалы` - его не клеймят на богословских конференциях, подобно о. Георгию Кочеткову, но и не рукополагают в сан священника. Его молчаливо держат на расстоянии...

Опальное положение развязало ему руки. Он стал законодателем и самым ярким представителем нового сословия - церковных шоуменов. Главный инструмент церковных шоуменов - слово, но очень необычное, а потому интересное и, как правило, скандальное.

Это слово родилось в результате беспорядочного скрещивания православной риторики и молодежной фени. Этот гибрид приятно щекочет нервы как людям воцерковленным, так и `думающей части нашей молодежи`, почему-то не желающей воцерковляться.


Кураев против Воланда

Жанр, в котором работает о. Андрей, его недоброжелатели окрестили `богословской попсой`. Ученый диакон увлекает публику острыми афоризмами, жонглирует богословскими парадоксами. Главное - темы его лекций и книг всегда предельно созвучны интересам толпы, всегда `на злобу дня`. Таков суровый закон шоу-бизнеса, где только спрос рождает предложение. О чем только ни писал о. Андрей! Об оккультизме и `рерихнутых`, о `еврейском вопросе` и террористической сути ислама, о рок-культуре и Достоевском... И если уж о. Андрей берется писать - обязательно жди разоблачений и сенсаций. Закон жанра.

Самая свежая книга о. Андрея посвящена роману Михаила Булгакова `Мастер и Маргарита` - этому `евангелию советской интеллигенции`. Кстати, интеллигенция- предмет его постоянной `любви-ненависти`. Ее судьба, ее `путь к храму` страшно беспокоят отца диакона, но вместе с тем ее гордыня, ее брезгливое отношение к `вере простого народа` и генетическое стремление ко всякому оккультизму его страшно раздражают. Своей `богословской критикой` романа о. Андрей как раз и бросает очередной вызов родному сословию - интеллигенции.

Книгка `Мастер и Маргарита`: за Христа или против` (Издательский совет РПЦ) начинается с предельно понятного любому литературоведческого анализа. Вот окончательная версия романа, которой многие зачитывались в юности, а вот черновики, о которых мы и не слыхивали. Вот о. Андрей, постоянно сравнивающий одно и другое, выявляет христианскую сущность черновиков и сатанинскую - окончательной версии. Такой вот немудреный в общем-то метод. Но как интеллектуал с большой буквы о. Андрей постоянно отвлекается во всяческие лирические отступления. И здесь начинается шоу - как назвал бы его сам о. Андрей, `шоу Инквизитора`. А какое любимое занятие у инквизитора? Правильно: жечь и вешать.

В предисловии о. Андрей решительно заявляет: `пилатовы главы` романа настолько кощунственны, что их даже нет смысла анализировать. Однако по мере `погружения в тему` он срывается и с особым азартом начинает комментировать именно эти `пилатовы главы`. В инквизиторском запале о. Андрей восклицает: `В этом романе оправдан Пилат. Оправдан Левий, срывающийся в бунт против Бога... Оправдан даже Иуда, кровью своей искупивший свое предательство... Следующим амнистированным распинателем становится сатана`. Нужны еще доказательства сатанизма романа?

Не обходит о. Андрей стороной и проблему `русского народа-богоносца`. Рассуждая о том, что в булгаковской Москве не находится места главному национальному символу - храму Христа Спасителя, диакон заключает: `Сквозняк, образовавшийся в возникшей от этого пустоте, и затянул в Москву `знатного иностранца`. Да, тот, кто был `иностранцем` для `святой Руси`, теперь является как полновластный хозяин`. Ну-ка, дети, скажите, кто был главным `иностранцем` для `святой Руси`?..

Попса - в небеса

`Попса в небеса` - так окрестили скептики регулярные фестивали `Рок к небу`, проходящие с неизменным участием диакона Андрея Кураева. Специалисты говорят, что серьезные рок-музыканты отказываются участвовать в этих шоу, профанирующих Евангелие до уровня загрузившейся пивом шпаны с питерских окраин. Главным действующим лицом фестивалей, в тени которого скромно чернеет ряса отца диакона, является г-н Кинчев - благочестивый православный христианин, имеющий духовного отца и воздерживающийся от выступлений во время церковных постов. Питерский ценитель рока и бывший коллега о. Андрея иеромонах Григорий (Лурье) так описывает устройство `Рока к небу`: `Кинчев как аппетитный и сильно пахнущий кусок мяса и солидные рокеры двадцати- и тридцатилетней выдержки - как гарнир. Значение фестивалей `Рок к небу` аналогично Первому съезду советских писателей в 1934 году, где Кинчев играет роль Максима Горького, а почтенные БГ и Юрий Шевчук - роль писателей-попутчиков`.

Проповеди о. Андрея перед рок-аудиторией звучат поэтично, но едва ли адекватно образу мыслей этой аудитории: `Человек тем отличается от животного, - объясняет диакон тинейджерам, - что животное просто живёт, а человеку нужен повод к жизни...`.

А вот в проповеди на акции `Поколение 2050`, где среди толпы отчетливо проглядывали группки скинхедов, о. Андрей затронул и `национальный вопрос`. `Уже целое столетие, - утверждал он, - жители России различаются по тому, как они обращаются со словом `русский`. Для одних это слово имеет право звучать только в таких словосочетаниях, как `русские бандиты` и `русские пьяницы`. А для нас слово `русский` уместнее в таких понятиях, как `русская вера`, `русский характер`, `русская наука`... Мы можем себе позволить поступок - открыто признаться, что `в наших жилах кипит небо славян`. Что сделать для того, чтобы морской собор не стал морской мечетью? - Сделайте больше русских детей!` (Заметим, что сам о. Андрей не женат.) В этой проповеди впервые прозвучали те нотки, которые о. Андрей превратил в мощное крещендо после Беслана.

`Меня печалит отсутствие православного терроризма. Если тебя бьют в самые болевые места, а ты никак не реагируешь, то одно из двух: или ты свят - или ты мертв. Поскольку у меня нет оснований считать свой народ в его нынешнем состоянии святым, то отсутствие реакции на бесконечный поток оскорблений и провокаций - это, скорее, очень печальный признак угасания жизни вообще`. На Кавказе жизнь не угасла, но, оказывается, не всем дозволено жить.

О. Андрей стал первым, кто гласно, со страниц центральной газеты, назвал теракт в Беслане `религиозным преступлением`. И еще присовокупил популярный в православно-патриотической среде штамп: `Ритуальное убийство`. `Может быть, терроризм - это следствие искаженного понимания Корана, - рассуждает диакон. - Но ведь именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи (улемы), а не безграмотные арабские скинхеды. ...Мир ислама ответственен за исламский терроризм - хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность`. Раз война с терроризмом имеет религиозную окраску, заключает о. Андрей, то участвовать в ней можно только под религиозным знаменем. В нашем случае - знаменем православия. Этим и будет оправдан `православный терроризм`.

Отец Андрей Кураев, безусловно, яркая фигура, особенно на тускло церковном небосклоне. Наверняка многим интеллигентам он помог найти свой путь к вере. Но с определенного момента сокровенный диалог `от сердца к сердцу` был вытеснен в жизни о. Андрея тем самым шоу - зрелищем, происходящим то на сцене дома культуры, то на экране телевизора. А шоу-бизнес требует жертв ради поддержания стабильного уровня популярности.




Досье МН

Диакон Андрей Вячеславович Кураев родился в 1963 году в семье преподавателя научного атеизма и редактора Политиздата. Обучаясь на кафедре научного атеизма философского факультета МГУ, в 1982 году принял крещение. В 1986 году ушел из аспирантуры и поступил в Московскую духовную семинарию. В 1988 году в светской прессе появились его первые полемические публикации. В 1989 - 1990 гг. обучался на богословском факультете Бухарестского университета, был рукоположен в сан диакона патриархом Румынским Феоктистом. В 1990 - 1992 гг. работал референтом патриарха Алексия II, одновременно организовал группу церковной журналистики на журфаке МГУ и богословско-философский факультет Российского православного университета. С 1996 г. - профессор. В настоящее время заведует кафедрой основного богословия и апологетики Свято-Тихоновского православного университета и работает на кафедре религиоведения МГУ.

Александр Солдатов
1998-2004 ИД `МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ`

Док. 220915
Опублик.: 07.02.05
Число обращений: 1017

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``