В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФС РФ Постановление О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ СЕЙМОМ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 8 ИЮЛЯ 1999 ГОДА ЗАКОНА ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ `О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ` Назад
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФС РФ Постановление О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ СЕЙМОМ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 8 ИЮЛЯ 1999 ГОДА ЗАКОНА ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ `О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ`
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ СЕЙМОМ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
8 ИЮЛЯ 1999 ГОДА ЗАКОНА ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
`О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ`

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации `В связи с принятием Сеймом Латвийской Республики 8 июля 1999 года Закона Латвийской Республики `О государственном языке`.

2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Парламентскую Ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Сейм Латвийской Республики, Президенту Латвийской Республики.

3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для официального опубликования в `Парламентской газете` и `Российской газете`.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезнев


Москва
19 ноября 1999 года
N 4568-II ГД


ЗАЯВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ СЕЙМОМ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
8 ИЮЛЯ 1999 ГОДА ЗАКОНА ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
`О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ`
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,

руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации,

считает своим долгом напомнить депутатам Сейма Латвийской Республики, что нахождение Латвии в составе СССР было не только фактическим, но и юридически обоснованным с международно-правовой точки зрения, какую бы оценку в настоящее время ни давало руководство Латвии актам, закреплявшим ее вхождение в состав СССР;

подчеркивая несоответствие поведения и политики Латвийской Республики принципу pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) в отношении взятых международных обязательств,

выражает озабоченность в связи с дискриминацией русского народа в Латвийской Республике, в том числе в связи с признанием латышского языка единственным государственным языком на территории Латвийской Республики и приданием русскому языку статуса иностранного.

Государственная Дума категорически отвергает возведенную в Латвийской Республике в ранг государственной политики так называемую `доктрину вины` России и русского народа за сложную историю становления латвийского государства, формирования латышской культуры и латышского языка и заявляет, что эта доктрина не только перечеркивает историю более чем двухвекового совместного проживания русского и латышского народов в едином государстве, но и создает совершенно новую международно-правовую ситуацию.

Использование так называемой `доктрины вины` в качестве инструмента для дискриминации русского народа по этническому признаку и языковой принадлежности создает угрозу миру между русским и латышским народами, их гармоничному сосуществованию на территории Латвийской Республики и привело к ситуации, развитие которой может угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

С учетом сказанного выше принятие Сеймом Латвийской Республики Закона Латвийской Республики `О государственном языке` следует рассматривать как последовательные действия по реализации так называемой `доктрины вины` России и русского народа, как рецидив политики расовой дискриминации в одном из европейских государств, тем не менее стремящемся любыми путями вступить в Европейский Союз и Организацию Североатлантического договора.

Государственная Дума расценивает указанный законодательный шаг Сейма Латвийской Республики как очень рискованный, грубо нарушивший принцип взаимности и существенно уменьшивший потенциал добрососедства между Россией и Латвией. Эта оценка связана прежде всего с тем, что Латвийская Республика имеет многонациональный состав населения, этно-культурный и языковый климат в котором формируют как латышское, так и русское большинство: из населения Латвии, насчитывающего 2456 тысяч жителей, латышей - около 1351 тысячи (55 процентов), русских - 741 тысяча (30,4 процента). Однако из 678 тысяч жителей Латвии, не являющихся ее гражданами, 452 тысячи - русские, то есть 65,9 процента. Представители коренного населения - ливы насчитывают 199 человек.

Судьба русского большинства в Латвии небезразлична России, поскольку Российское государство, Российская республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и Российская Федерация - один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, непрерывный. На постсоветском пространстве институт российского гражданства и статус русского языка - государственного языка Российской Федерации, одного из официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций (ООН) - соотнесены с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности.

Не следует забывать, что началом формирования современного этно-культурного и языкового климата на территории современной Латвии послужила победа России в Северной войне 1700-1721 годов, закрепленная Ништадтским мирным договором и позволившая объединить территории проживания древних латышей в составе России, создать условия для их социально-экономического развития.

С декабря 1917 года по доброй воле руководства РСФСР впервые за всю историю латышского народа стало возможным объединение в одно целое всей этнической территории, занимаемой латышами, что впервые привело к возникновению самого термина `Латвия` как единого наименования латышского государства.

Из сказанного выше следует, что история латышской государственности неразрывно связана с Россией, но вопреки сложившимся политико-правовым реалиям Закон Латвийской Республики `О государственном языке` имеет антирусский характер и носит антироссийскую направленность. Подавляющее большинство его положений противоречит международным и европейским правовым стандартам, что свидетельствует об откровенном вызове международному, в том числе и европейскому, сообществу.

В настоящее время благодаря скоординированным действиям органов государственной власти Российской Федерации, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза удалось предотвратить подписание Президентом Латвийской Республики Закона Латвийской Республики `О государственном языке`, который был направлен на повторное рассмотрение в Сейм Латвийской Республики. Однако есть основания полагать, что замечания международных экспертов в очередной раз не будут учтены Сеймом Латвийской Республики.

К сожалению, попытки дипломатического урегулирования по вине Латвии не уладили ситуацию. В условиях продолжающейся дискриминации русского народа по этническому признаку и языковой принадлежности законодательная практика Сейма Латвийской Республики в отношении российских соотечественников>> согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона `О государственной политике Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> за рубежом` `является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов <<соотечественников>> `.

Соответственно, Российская Федерация согласно международному праву может на вполне законных основаниях прибегнуть в отношении Латвийской Республики к таким допускаемым международным правом и потому являющимся вполне правомерными контрмерам, как реторсии и репрессалии, которые предусматриваются положениями проекта федерального закона `О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских <<соотечественников в Латвийской Республике`, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе.

Вместе с тем Государственная Дума обращает внимание мирового сообщества на грубое нарушение Латвийской Республикой основополагающей императивной нормы-принципа современного международного права jus cogens (неоспоримое право), предусматривающей уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Поскольку в данном случае речь идет об обязательстве erga omnes (между всеми), то есть об обязательстве в отношении всего мирового сообщества, каждый из его членов имеет законный правовой интерес выступить в защиту указанного, содержащего все признаки erga omnes международного обязательства. Российская Федерация, будучи согласно Уставу ООН по статусу великой державой, постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладает международно-правовым титулом, который позволяет ей осуществить свой законный правовой интерес в защиту основополагающего принципа современного международного права, представляющего необходимость уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В развитие вышеизложенного Государственная Дума рекомендует Президенту Российской Федерации дать поручение Министерству иностранных дел Российской Федерации обратиться в Совет Безопасности ООН с предложением в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Устава ООН незамедлительно созвать заседание Совета Безопасности ООН для рассмотрения ситуации, которая сложилась вследствие принятия 8 июля 1999 года Сеймом Латвийской Республики Закона Латвийской Республики `О государственном языке` и развитие которой может угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Москва
19 ноября 1999 годаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 218847
Опублик.: 25.01.05
Число обращений: 601


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``