В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина прошла торжественная церемония награждения лауреатов премии `Триумф` Назад
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина прошла торжественная церемония награждения лауреатов премии `Триумф`
В минувшую пятницу в Белом зале Музея изобразительных искусств имени Пушкина прошла традиционная, 13-я по счету, церемония награждения лауреатов премии `Триумф`. Неизменно - с 1992 года - Независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства. Председатель Попечительского совета фонда `Триумф` Борис Березовский прежде был неизменным гостем церемонии, в последние же годы, став сперва `просто` эмигрантом, а затем официально - политическим эмигрантом, - обращается к лауреатам и гостям с традиционной телеграммой приветствия.

В минувшую пятницу, впрочем, как и во все последние годы, в Белом зале ГМИИ было негде яблоку упасть, многие с первой и до последней минуты вынужденно приветствовали лауреатов стоя (хотя однажды - поздравляя Марлена Хуциева - поднялись и все те, кому посчастливилось сидеть), пришли многие лауреаты прошлых лет, дипломаты, телевизионных камер было как будто больше, чем обычно. Ждали оппозиционности - каких-то слов, так или иначе откликающихся на события последних месяцев и дней, как по соседству на Украине, так и в России. Но словами решили не разбрасываться - ограничились делами.

По традиции церемонию открыл президент Фонда `Триумф` Игорь Шабдурасулов, который и зачитал традиционную уже телеграмму Бориса Березовского, обращенную к участникам, членам жюри, лауреатам и организаторам церемонии, которая проходит `вот уже в 13-й раз, и я надеюсь, что эта цифра сегодня и навсегда будет для фонда и церемонии счастливой. Я горд и счастлив, что фонд и церемония живы, что премия снова нашла своих лауреатов. Желаю всем счастья, добра и большой удачи!`.

После этого на сцену вышла председатель жюри 2004 года Алла Демидова и пригласила на сцену Зою Богуславскую, которая, в свою очередь, начала церемонию награждения с молодых - обладателей молодежной премии `Триумф`. Один за другим на сцену поднялись солистка `Ночных снайперов` Диана Арбенина, пианистка Ксения Башмет (ее отец, член жюри `Триумфа`, радостно приветствовал ее, сидя по другую сторону сцены), актеры Полина Кутепова, Кирилл Пирогов, Ксения Раппопорт, Юрий Колокольников, поэт Дмитрий Тонконогов, режиссер Дмитрий Черняков и другие.

Потом наступил самый главный момент `Триумфа` - награждение основных лауреатов, когда по традиции один из членов жюри поздравляет и говорит что-то содержательное о новом триумфаторе. Об Ульяне Лопаткиной, приме Мариинского театра, несколько слов сказал Владимир Васильев, отметивший, что Лопаткина `умна не только на сцене, но и за кулисами`, что в ней поражает `удивительное единство формы и содержания`.

В свою очередь, Лопаткина сказала то, что - с некоторыми вариациями - повторяли потом и другие: `Я не мечтала в своей жизни увидеть столько уважаемых и любимых мною людей вот так - лицом к лицу` и получить из их рук награду и признание.

Художник и сценограф Сергей Бархин получил `Триумф` из рук художника и сценографа Давида Боровского. Он вспомнил как раз об изяществе политических метафор Бархина, его гигантских инсталляциях на темы политической истории России - черном снеге, в котором утопала сцена `Собачьего сердца`, сотнях телогреек, вывешенных в ряд, с написанным на них известкой: `Россия`... В ответном слове Бархин с искренним смущением заметил, что знавал многих великих, умерших в бедствии и без премий, и `единственное, что позволяет испытывать некоторое удовлетворение, - что с небес смотрят сейчас предки и родители и они довольны, что такое жюри смогло меня так отметить`.

Следующего лауреата, режиссера Каму Гинкаса, который для участия в церемонии прилетел из Америки на три дня, поздравляли по очереди Вадим Абдрашитов и Олег Табаков. Табаков назвал Гинкаса `одним из немногих наших художников, кто сначала познает смысл текста, а потом уже придает ему форму` и - по нынешней религиозно-православной моде - пожелал и дальше окормлять души.

Владимир Спиваков произнес несколько слов в честь дирижера и хормейстера Виктора Попова, создателя и руководителя Большого детского хора Всероссийской государственной телерадиокомпании.

Пожалуй, самым волнующим и трогательным моментом церемонии стало награждение Хуциева. Для выхода его на сцену организаторы приготовили песенку из `Весны на Заречной улицы`. А Абдрашитов произнес замечательное эссе о выдающемся кинорежиссере и - шире - о поэзии и кинематографе, о том, как они различны по своей природе, и о том, как иногда встречаются в том, что можно назвать поэтической эмоцией, и как эти `встречи` восхищали его и продолжают восхищать в фильмах Марлена Хуциева, которого Абдрашитов назвал настоящим поэтом кинематографа. А вслед за Абдрашитовым к микрофону вышел Андрей Вознесенский, сыгравший однажды у Хуциева, чтобы прочитать поэтический экспромт про Марлена Мартыновича - Антиминфиновича, и про тех, которые из ЦК, которых `мы посылаем на хуциева, пока работаем на века`.

А Хуциев в ответ вспомнил, как в этом самом зале 40 с лишним лет назад снимал `Мне 20 лет`: `Я рад, что это - мирный триумф, без слонов, военных трофеев и колесниц, - сказал он и, еле-еле скрывая переполняющие его чувства, добавил: - Но есть одно сожаление, которым я должен поделиться. Я с большей бы радостью сидел сейчас вот там, - и указал при этом в сторону молодых триумфаторов. - Хочу поздравить их и подарить свою надежду`.

Григорий Заславский
24.01.2005
Опубликовано в Независимой газете от 24.01.2005http://nvolgatrade.ru/

Док. 218518
Опублик.: 24.01.05
Число обращений: 222


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``