В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СОВЕТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Назад
СОВЕТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОВЕТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА N 1

О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Заслушав и обсудив доклад и сообщения по повестке дня, совет Российского союза ректоров отмечает, что потребность в разработке и осуществлении дополнительных мер по развитию высшей школы за последний период существенно возросла.

В соответствии с решениями VII съезда Российского союза ректоров советом союза с участием ректоров, а также ученых и авторитетных преподавателей ведущих вузов разработаны меры по развитию высшего образования, дополняющие Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года и способствующие более полному учету в ходе ее реализации новых задач, потребностей и условий. Эти меры отражены в Плане мероприятий по модернизации высшего образования на 2004-2010 годы и Плане мероприятий по усилению влияния высшего образования на развитие производительных сил Российской Федерации на 2004-2015 годы.

Обоснование предлагаемых мер дано в выступлениях президента Российского союза ректоров В.А.Садовничего и министра образования РФ В.М.Филиппова. В них нашли отражение не только предложения высших учебных заведений, но и выводы из многочисленных дискуссий по проблемам высшего образования, проходивших в высшей школе, Государственной думе и Совете Федерации Федерального Собрания, в Правительстве Российской Федерации, а также в заинтересованных государственно-политических, деловых и академических кругах.

В связи с изложенным совет Российского союза ректоров вузов

постановляет:

1. Принять за основу для дальнейшей работы предложения, содержащиеся в Плане мероприятий по модернизации высшего образования на 2004-2010 годы и Плане мероприятий по усилению влияния высшего образования на развитие производительных сил Российской Федерации на 2004-2015 годы.

2. Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации рассмотреть указанные предложения совета Российского союза ректоров при реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также принятых на основе Концепции планов мероприятий.

Особое внимание уделить отражению разработанных Российским союзом ректоров дополнительных мер по развитию высшего образования в Федеральной программе развития образования на 2004-2010 годы.

3. Рекомендовать советам ректоров вузов федеральных округов Российской Федерации при проведении научно-практических конференций, посвященных ходу и результатам реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, предусмотреть обсуждение этих мер, а также Плана мероприятий по модернизации высшего образования на 2004-2010 годы и Плана мероприятий по усилению влияния высшего образования на развитие производительных сил Российской Федерации на 2004-2015 годы.


Президент Российского
союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик
В.А.Садовничий


Приложение
к постановлению совета
Российского союза ректоров
от 23 декабря 2003 года N 1


О РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

`Мы стоим перед лицом серьезных угроз. Наш экономический фундамент хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно. Международная обстановка остается сложной...

...Я убежден: без консолидации хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей и задач противостоять этим угрозам будет невозможно `.


В.В.Путин
Из послания Федеральному Собранию
Российской Федерации
Москва, Кремль, Мраморный зал,
16 мая 2003 года


На VII съезде Российского союза ректоров вузов было высказано немало ценных идей, ждущих своего воплощения в жизнь.

Между тем время нас торопит.

Перемены в стране и мире происходят очень быстро, требуют от каждого из нас стремительной реакции. Тем более важно выкроить время для того, чтобы обдумать происходящее, определить ориентиры на будущее.

Выносится на ваш суд видение путей развития высшего образования в России на ближайшую перспективу, ибо становится все более очевидным, что без существенного укрепления высшей школы неосуществим прорыв России в общество, основанное на знаниях. Как и невозможны динамичный экономический рост, преодоление демографического спада, повышение обороноспособности страны, обеспечение национальной безопасности и консолидация общества вокруг политики государства.

Образование, и особенно высшее, определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Оно является ключом к динамичному развитию производительных сил, науки, техники и культуры. Мы можем смело опираться на глубокие исторические традиции отечественной системы образования, на ее признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, заняла лидирующие позиции во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

Однако в последнее десятилетие многие наши завоевания в сфере образования и науки оказались утраченными. Мы обращаемся с предложениями об укреплении высшей школы ко всему академическому сообществу, ко всем кто, заинтересован в процветании нашей Родины. Мы убеждены, что в современных условиях необходимо значительно поднять роль государства в развитии образования, а представления об образовании и науке как о решающих факторах, определяющих будущее страны, должно быть воспринято самыми широкими общественными кругами, понято и принято политиками, государственными деятелями, предпринимателями.

Излагаемые выводы и предложения и раньше звучали с трибун всероссийских форумов и съездов, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, различных ученых и общественных советов. Но становится все более очевидным, что изменения в геополитической ситуации требуют незамедлительных решений и эффективных мер по развитию высшей школы и науки, предусматривающих, кроме всего прочего, внесение корректив и дополнений в Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года.

Надеемся на ваше понимание и поддержку, а также на то, что ваши знания и воля позволят нам сообща добиться успеха - увеличить вклад высшей школы в развитие человеческого потенциала и производительных сил страны, в укрепление Российского государства.


ВВЕДЕНИЕ

VII съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений признал целесообразным внести некоторые предложения, развивающие и дополняющие отдельные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года с учетом накопленного опыта по ее реализации.

Растущую актуальность мер, предложенных Российским союзом ректоров, подтверждают последние события и внутри страны, и на международной арене. `Нередко приходится слышать, - сказал в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России В.В.Путин, - что российской экономике не нужны качественные подъемы и `рывки`. Что нет необходимости в крупных национальных проектах, дающих серьезные, этапные приращения. И что вполне достаточно быть последовательными исключительно в проведении уже существующей политики, даже если она не приносит столь ожидаемых всеми нами высоких темпов. Хочу заметить: при таком отношении к делу, при такой боязни делать ответственный выбор (а речь, конечно, не идет о крупномасштабных проектах в духе застойных времен) мы не сможем быстро и качественно продвинуться вперед. Но считаю, что проблема реального выбора источников роста появится лишь при жесткой необходимости решать конкретную задачу. Такая задача есть, она вполне реалистична, хотя и чрезвычайно сложна. За десятилетие мы должны как минимум удвоить внутренний валовой продукт страны`,


1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ, И НОВАЯ РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Последние два десятилетия XX века отмечены становлением экономики, основанной на знаниях, стремительным в масштабах истории переходом ряда стран с индустриальной на постиндустриальную стадию развития. Движущей силой этого процесса выступали и продолжают выступать развитие и все более широкое использование информационных технологий не только в сфере коммуникаций, но и в области управления, финансов, вооружений, производства и сбыта. Именно информационные технологии и базирующиеся на них новые секторы экономики столь высоко подняли волну экономической и политической глобализации.

Особая роль высшего образования в становлении экономики, основанной на знаниях, определяется:

- решающим вкладом высших учебных заведений в формирование человеческого капитала, отвечающего потребностям и условиям постиндустриальной цивилизации;

- ключевым местом высшей школы в развитии науки и технологий;

- творческой, новаторской миссией высшего образования, ее стимулирующим воздействием на развитие широко понимаемой инновационной культуры на производстве, в управлении и сфере услуг;

- выполнением высшей школой широкого спектра общекультурных функций, обеспечивающих воспроизводство как исторического наследия человечества, так и развитие всех ступеней образования от дошкольного до последипломного;

- продуктивным сочетанием высшими учебными заведениями предпринимательских функций с функциями социальной защиты и социальной консолидации;

- многообразными внешними эффектами развития высшего образования, стимулирующими рост благосостояния, повышение социальной и территориальной мобильности населения, укрепление институтов гражданского общества.

Свой вклад в решение этой важнейшей задачи - задачи удвоения ВВП - должна внести и высшая школа страны.

Что для этого нужно?

Нужно до конца преодолеть установку конца 80-х - начала 90-х годов на то, что в стране `слишком много науки и образования`. Результаты такого подхода всем известны. За период с 1991 года страна лишилась значительной части своего потенциала в области высшего образования. Из вузов ушло около 300 тыс. наиболее квалифицированных ученых и преподавателей, часть которых вообще покинула Россию. Почти в 20 раз сократились объемы научно-исследовательских работ, выполняемых в вузах, еще более кардинально сузилась сфера их внедрения, а число патентов и авторских свидетельств, регистрируемых в России, уменьшилось в 100 раз. В 2 с лишним раза сократилось бюджетное финансирование вузов, практически прекратилось их переоснащение новым учебно-лабораторным оборудованием. Структура высшего образования перестала соответствовать потребностям народного хозяйства, отражая в первую очередь конъюнктурные интересы поступающих и их родителей, стремящихся к получению престижных профессий. И, как следствие, снизилось качество обучения и профессиональной подготовки кадров, возник целый сектор высшей школы, состоящий из негосударственных вузов, где преобладает невысокий уровень преподавания, нетребовательность в оценке знаний студентов, практикуется выдача дипломов выпускникам, не обладающим необходимой квалификацией.

Меры общегосударственного характера, принятые в период после 1999 года, позволили приостановить дальнейшую деградацию высшего образования. В большинстве вузов ситуация стабилизировалась. Это хорошо. Хуже, когда часть вузов сужает свои горизонты, сосредотачиваясь преимущественно на локальных рынках.


2. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Как показывает опыт стран с развитой системой высшей школы, критическая масса специалистов с высшим образованием, необходимая для перехода к инновационному типу экономического роста, составляет 30-50% общей численности занятых. Это и определяет высокие темпы развития высшей школы. По мере становления экономики, основанной на знаниях, высшее образование сначала становится массовым, а затем - общедоступным.

Близкие по смыслу задачи стоят и перед российской высшей школой. Ее модернизация должна гарантировать массовость и общедоступность вузов с тем, чтобы уже в первой половине XXI века большую часть нового пополнения занятого населения составляли высококвалифицированные специалисты, а к середине столетия они уже составляли бы большинство работающих.

Иными словами, мероприятия по модернизации должны преследовать такие цели, как:

- улучшение подготовки школьников к продолжению обучения в вузах и всей учащейся молодежи - к дальнейшему непрерывному образованию;

- создание предпосылок для качественных изменений в составе занятых: абсолютного и относительного увеличения численности специалистов с высшим образованием в составе занятого населения вплоть до их преобладания и сокращении доли занятых малоквалифицированным трудом;

- создание системы выявления, отбора одаренной молодежи для обучения, научной подготовки и дальнейшего продвижения в сфере науки, образования и государственного управления с целью формирования интеллектуальной элиты постиндустриального общества и привлечения ее представителей к решению ключевых проблем социально-экономического и научно-технологического развития.


3. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

Экономика, основанная на знаниях, не уничтожает традиционных секторов индустриального производства. Она трансформирует традиционные отрасли за счет перевода их на высокие технологии и кардинально расширяет сферу услуг, включая и научно-техническое обслуживание управления и производства.

В качестве ключевого звена такой экономики высшая школа:

- готовит высококвалифицированные кадры для массовых сфер производства и обслуживания;

. формирует профессионально подготовленную научно-техническую и управленческую элиту;

- выполняет функции научно-технического обслуживания производства и сферы управления;

- обеспечивает создание и стимулирует функционирование инновационных производств.

Увеличение вклада высшего образования в ускоренное становление экономики предполагает ее теснейшее сопряжение с теми отраслями, которые определяют технологическую модернизацию и экономический рост. В их числе - информатика, микроэлектроника, связь, точное машиностроение, лазерная техника, аэрокосмические технологии, энергетика, включая ядерную, тонкие химические технологии, биотехнология.

Во всех перечисленных отраслях и направлениях настоятельно необходима массированная государственная поддержка, обеспечивающая взаимоувязанное решение задач подготовки кадров, развития научных исследований, технологической модернизации производства. Это требует разработки и реализации долгосрочных целевых программ, ориентированных на достижение мирового уровня как по экономической эффективности, так и по масштабам производства и качеству изделий и услуг.

В условиях открытого рынка труда и становления экономики, основанной на знаниях, озабоченность общества и государства должны вызывать не высокие показатели трудоустройства выпускников вузов без учета полученной специальности, а наличие вакансий в жизненно важных отраслях экономики и социальной сферы. Увеличение числа таких вакансий свидетельствует о низкой привлекательности соответствующих мест работы, о неудовлетворительной оплате труда, об отсутствии условий для деловой карьеры.

Итак, модернизация высшего образования предполагает обновление содержания и структуры подготовки специалистов с учетом потребностей опережающего роста наукоемких отраслей и задач развития производительных сил страны в целом.

Иными словами, мероприятия по модернизации образования должны преследовать цели:

- превращение высшей школы в относительно самостоятельную отрасль экономики, формирующей ее кадровые ресурсы, создающей человеческий капитал постиндустриального общества;

- прямое участие университетов и других вузов в становлении и развитии наукоемких отраслей экономики, основанной на знаниях.


4. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

В условиях экономики, основанной на знаниях, наука, во-первых, превращается в крупную и относительно самостоятельную отрасль экономики и, во-вторых, в качестве инновационной составляющей начинает пронизывать всю профессиональную деятельность каждого специалиста.

Высшая школа как составная часть научно-инновационного комплекса:

- готовит научные кадры;

- обеспечивает выполнение относительно независимых от сферы производства фундаментальных и поисковых исследований в качестве заделов для развития прикладной науки и проектно-конструкторских разработок;

- участвует в прикладных исследованиях и разработках на стадиях, предшествующих инновационной фазе;

. обеспечивает функционирование научно-технической инфраструктуры общества: библиотек, инфокоммуникационных центров и сетей, научных лабораторий и институтов, технопарков и др.;

- обеспечивает оценку, признание и распространение научных и технико-технологических достижений, полученных во всех сферах экономики и общественной жизни.

Следовательно, модернизация высшей школы предполагает повышение научного уровня высшего образования в целом, увеличение его творческой компоненты, форсированное развитие университетов исследовательского типа, укрепление научно-лабораторной базы и всей научно-инновационной инфраструктуры каждого вуза и всей высшей школы в целом. Иначе говоря, мероприятия по модернизации образования должны преследовать следующие цели:

- интеграция высшего образования и науки;

- форсированное развитие научных исследований и разработок в университетах и других вузах;

- сопряжение научных исследований высшей школы с инновационными процессами в экономике.


5. ИЗМЕНЕНИЯ В УСТРОЙСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новые требования, которые выдвигает к высшей школе становление экономики знаний, требуют коренных изменений в устройстве вузов, в подборе, подготовке и организации труда преподавателей и научных сотрудников, в управлении высшим образованием и в его экономической базе. Важнейшими аспектами модернизации выступают:

- расширение автономии высших учебных заведений при одновременной перестройке системы управления ими. На первый план выступает овладение вузами современной культурой обеспечения качества подготовки специалистов и выполнения научно-исследовательских работ. Университетский менеджмент необходимо превратить в высокоспециализированную сферу деятельности, обеспецивающую целеполагание, планирование, организацию деятельности подразделений и персонала вуза, оценку достигнутых результатов, развитие связей с общественностью и работодателями. Это предполагает самостоятельное решение администрацией вузов широкого комплекса вопросов, включая управление финансами, имуществом и кадрами;

- улучшение качественного состава научных и педагогических кадров, пересмотр основ и этапов академической карьеры, формирование энергичной, творческой и высококвалифицированной академической элиты. Необходимо существенно поднять оплату труда преподавателей и научных сотрудников, осуществить рационализацию их педагогической и исследовательской деятельности исходя из задач, перехода от индивидуализированных к командным формам работы, ориентированным на конечный результат;

- обновление учебно-методической базы обучения, перечня специальностей и содержания профессиональной подготовки кадров, информатизация учебного и исследовательского процессов, развитие творческих способностей будущих специалистов;

- расширение спектра социальных услуг, предоставляемых преподавателям, научным сотрудникам и студентам, постепенный переход к кампусной модели организации жизни коллективов вузов;

- увеличение общего финансирования высших учебных заведений в 2-3 раза, создание условий для широкого привлечения внебюджетных средств.

Мероприятия по модернизации высшей школы должны обеспечивать:

- укрепление и расширение самостоятельности вузов как автономных государственных учреждений;

- создание организационных, социальных и финансово-экономических условий для концентрации в вузах лучших научных и педагогических сил страны, повышения привлекательности академической карьеры для наиболее способной и творческой молодежи;

- организационное и экономическое укрепление государственных вузов в общей системе государственного управления с тем, чтобы органически вписать высшее образование в систему социально-экономических отношений рыночной экономики, упорядочить использование бюджетных средств и наполнить реальным экономическим содержанием взаимоотношения вузов с заказчиками кадров и научно-технической продукции.


6. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Становление новой экономики стимулирует развитие независимых от государства частных, корпоративных и общественных высших и других учебных заведений.

Наибольшие шансы для динамичного роста имеют корпоративные вузы, обслуживающие потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров крупных хозяйственных объединений (корпораций, холдингов, транснациональных компаний), а также те высшие учебные заведения, которые предоставляют своим студентам нетрадиционные образовательные услуги или традиционные образовательные услуги в нетрадиционных формах и областях.

В ходе модернизации высшей школы целесообразно выработать механизмы, обеспечивающие надлежащий контроль за качеством обучения и подготовки кадров в негосударственных вузах, стимулирующих их развитие за счет предоставления налоговых льгот. В то же время, имея в виду нецелесообразность распыления ограниченных государственных средств, должно быть исключено выделение негосударственным учебным заведениям финансирования за счет ассигнований федерального государственного бюджета, в том числе и в виде государственных именных финансовых обязательств, средств на выполнение государственных заданий на подготовку специалистов и выполнение научных работ.

Следовательно, мероприятия по модернизации образования должны преследовать такие цели:

- становление пока еще отсутствующих в России негосударственных корпоративных высших учебных заведений, способных обслуживать потребности в обучении и профессиональной подготовке кадров крупных хозяйственных единиц;

- создание условий для развития в негосударственном секторе высшей школы новых, в известном смысле рисковых направлений высшего образования, удовлетворяющих уникальные потребности и культурно-образовательные запросы специфических социальных, национальных, конфессиональных и возрастных групп населения;

- объективный контроль качества обучения и профессиональной подготовки в негосударственных вузах с тем, чтобы своевременно предотвратить появление так называемых фабрик дипломов.

Предлагаемый Российским союзом ректоров подход к процессу модернизации высшего образования ориентируется на идею превращения России в мощное процветающее государство с передовой экономикой и высоким уровнем жизни, занимающее влиятельные международные позиции, способное проводить в жизнь собственные интересы и противостоять внешним угрозам.

Но в нашем обществе существует и другая точка зрения, которая расценивает образование прежде всего как сферу реализации частных потребностей и интересов. Она считает допустимым уход государства из образовательной сферы. Сторонники этой точки зрения высказываются за главенствующую роль рыночных отношений в высшей школе. Однако этот механизм не приблизит Россию к экономике, основанной на знаниях, сможет отбросить ее назад. Отношения купли-продажи в образовательной сфере могут, в конечном счете, привести к приватизации государственных учебных заведений, их конвергенции с вузами негосударственного сектора. Государство не должно выступать лишь в роли финансового спонсора каждого отдельного учащегося.

Исходя из интересов достойного будущего нашей страны, Российский союз ректоров считает безусловно необходимой выработку единого, свободного от крайностей нового подхода к модернизации образования, который должен в полной мере соответствовать Конституции РФ, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, актуальным и перспективным задачам развития экономики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новый подход к стратегии развития образования, отвечающий перспективам постиндустриальной цивилизации, определяется перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. Под воздействием этого фундаментального сдвига меняются роль и структура образования: оно становится не производным, а определяющим фактором экономического роста, оно уже не столько удовлетворяет общественные потребности, сколько формирует будущие общественные возможности.

Отсюда вытекает и приоритет образования не только в социальной, но и в экономической политике современного государства. На практике этот приоритет означает целенаправленное развитие образования в интересах роста человеческого капитала, а на этой основе - в интересах управления будущим, разрешения существующих и предотвращения возникновения новых социальных и экономических проблем в интересах безопасности страны, укрепления международных позиций государства и обеспечения роста конкурентоспособности национального народного хозяйства в глобальной экономике, основанной на знаниях. Именно такая образовательная стратегия принята в США, странах Евросоюза и Японии, добивающихся доминирования в мире, предсказуемости будущего, управления в своих интересах глобальными политическими, экономическими и социальными процессами.

В том, что касается изменений в самой образовательной сфере, новый подход предполагает:

- качественное образование для всех, расширение его доступности на всех уровнях, создание системы непрерывного образования в течение всей активной жизни человека;

- повышение новаторской, творческой роли образования в социально-экономическом развитии, т.е. ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие созидательных способностей и качеств личности, включая умение и стремление учиться, умение и стремление действовать, умение и стремление исследовать и познавать;

- вовлечение высшего образования в экономику, основанную на знаниях, т.е. встраивание университетов и других образовательных учреждений в информационные сети и их интеграцию с научными исследованиями и разработками, с предпринимательством в интеллектуальной сфере;

- повышение роли и ответственности учреждений образования, прежде всего университетов, в решении политических, социальных и культурных проблем, привлечение представителей академических кругов к процессам управления, т.е. к подготовке важнейших государственных решений локального, национального и глобального характера.

Возникает вопрос о реалистичности такой стратегии развития образования в сложившихся объективно сложных социально-политических и экономических условиях, о возможности достижения быстрых результатов, обеспечивающих преодоление кризисных процессов и переход страны к устойчивому росту. По мнению ряда представителей отечественного академического сообщества, утвердительный ответ на этот вопрос предполагает:

- поддержку руководством страны приоритетной роли науки и образования в нашем обществе;

- последовательное развитие отечественной системы образования в соответствии с параметрами и этапами, установленными Национальной доктриной образования в Российской Федерации;

- целенаправленное использование отечественной системы образования для решения насущных социально-экономических проблем: преодоления демографического спада, обеспечения занятости, развертывания интеллектуального сектора экономики, а также комплексного развития производительных сил страны.

Представляя свои соображения о задачах и путях модернизации высшей школы и шире о государственной политике в области образования на современном этапе, Российский союз ректоров высших учебных заведений одновременно предлагает План мероприятий по модернизации высшего образования на 2004-2010 годы (приложение 1) и План мероприятий по усилению влияния высшего образования на развитие производительных сил Российской Федерации на 2004-2015 годы (приложение 2).


Приложение 1


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2004-2010 ГОДЫ


ЦЕЛЬ

Улучшить качество и расширить доступность высшего образования, упорядочить его структуру, пропорции и масштабы подготовки специалистов в основных профессиональных областях, увеличить объемы фундаментальных и прикладных исследований и разработок в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и производства. На этой основе осуществить поэтапный переход к опережающему развитию высшей школы как движущей силы становления экономики и общества, основанных на знаниях, а также высокой конкурентоспособности отечественной системы образования.

ЗАДАЧИ

1. Обеспечение доступности высшего образования для всех, кто хочет и может учиться, проявляет способность и заинтересованность в творческой профессиональной деятельности по приобретаемой специальности.

2. Коренное обновление содержания высшего образования, особенно в новых, быстроразвиваюшихся областях науки и техники; перестройка системы учебно-методического руководства учебным процессом с целью более оперативного пересмотра образовательных стандартов, учебных планов и программ с учетом последних мировых достижений, освоения компетентностного подхода к подготовке специалистов.

3. Интеграция высшего образования, науки и производства, создание экономических и правовых инструментов, стимулирующих интеграционные процессы, опережающее развитие фундаментальных исследований, а также ускоренное внедрение в производство и сферу обслуживания новой, наукоемкой продукции и услуг.

4. Улучшение стипендиального обеспечения студентов, создание инструментов их целевой финансовой поддержки в период обучения путем предоставления субсидий, кредитов; реорганизация и существенное укрепление системы социального обеспечения и медицинского обслуживания студенческой молодежи.

5. Пересмотр принципов организации и оплаты труда профессорско-преподавательского состава, научного и вспомогательного персонала, имея в виду интенсификацию педагогической и исследовательской деятельности сотрудников вузов; повышение привлекательности академической карьеры с точки зрения материального достатка, социального положения и условий профессиональной деятельности; создание устойчивых стимулов для привлечения в вузы и закрепления в них наиболее подготовленных в научном отношении, энергичных и творческих кадров.

6. Перевооружение учебно-лабораторной и приборной базы учебного и исследовательского процессов высших учебных заведений, оснащение их современным инфокоммуникационным оборудованием, создание в крупных центрах высшего образования ресурсных (информационных, приборных и производственных) центров в основных областях знаний.

7. Усиление конкурентоспособности отечественной системы образования на мировой арене, повышение привлекательности обучения в вузах России студентов из стран СНГ, особенно из числа проживающих в этих странах соотечественников>> .

8. Развитие сети подразделений российских вузов в зарубежных странах, организация дистанционного обучения зарубежных студентов; решение вопросов признания российских документов об образовании, ученых степеней и званий в большинстве стран мира.

МЕРОПРИЯТИЯ

1. Создание условий для приема в вузы талантливых, способных к учебе молодых людей. Укрепление фундаментального ядра высшего образования в тесном единстве с развитием творческих способностей и усилением прикладных знаний и навыков студентов и выпускников. Освоение компетентностного подхода в содержании и структуре учебных планов, программ, методологии и методике аудиторных и самостоятельных занятий студентов. Расширение самостоятельности обучаемых в сочетании с усилением требовательности к формированию ключевых компетенции специалистов.

2. Создание в высших учебных заведениях современной информационной среды, обеспечивающей овладение студентами передовыми инфокоммуникационными технологиями.

Развитие электронных библиотек и наращивание их информационных ресурсов. Создание мультимедийных интерактивных средств обучения по фундаментальным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Разработка методологии и методики эффективного обучения в виртуальной среде с целевой установкой на практическое использование полученных знаний и умений. Формирование у каждого будущего специалиста навыков пользователя компьютером и инфокоммуникационными технологиями в числе ключевых компетенции.

3. Пересмотр подходов к воспитанию студентов в духе идей социальной и профессиональной ответственности. Развитие самоуправления студенческой молодежи, расширение связи студенческих организаций с профессиональными сообществами специалистов и объединениями выпускников вузов. Осуществление совместных программ органов по делам молодежи, студенческого самоуправления и заинтересованных предприятий по созданию условий для частичной занятости студентов в период обучения в сфере науки и научного обслуживания и в инновационных производствах, имея в виду развитие их творческих способностей и качеств, улучшение практической подготовки, создание предпосылок для улучшения трудоустройства выпускников по окончании вуза.

4. Повышение экономической и социальной привлекательности академической карьеры для преподавателей и научных сотрудников. Увеличение заработной платы научно-педагогических кадров в зависимости от их квалификации, качества и объема профессиональной деятельности в 2-5 раз. Пересмотр системы оплаты труда научно-педагогических кадров, имея в виду интенсификацию их педагогической и исследовательской деятельности и рационализацию штатной численности. Введение для научно-педагогических работников вузов квалификационных рангов путем распространения на них статуса федеральных государственных служащих в части, относящейся к социальному, материальному и пенсионному обеспечению. Создание в высших учебных заведениях инфраструктуры научных, проектных, конструкторских, венчурных, консультативных, учебных, культурных, спортивных и других подразделений, выполняющих заказы государства, частного сектора и граждан и действующих за счет привлечения штатного научно-педагогического состава вузов.

5. Разработка и реализация комплекса правовых и экономических инструментов, стимулирующих сотрудничество высших учебных заведений, научных учреждений и предприятий в организации совместных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, внедрения полученных результатов и создания инновационных (в том числе венчурных) предприятий и производств для выпуска наукоемкой продукции и оказания наукоемких услуг. Усиление заботы о развитии в вузах фундаментальных научных исследований путем ежегодной целевой финансовой поддержки развития инфраструктуры университетов. Предоставление права заинтересованным организациям и предприятиям направлять на финансирование научных исследований и инновационных работ до 5% средств в счет освобождения от налога на прибыль в части, направляемой в федеральный бюджет и до 3% - в счет освобождения от налога на добавленную стоимость. Освобождение от налога на прибыль вновь созданных инновационных предприятий, учрежденных высшими учебными заведениями, научными учреждениями и предприятиями для организации промышленного выпуска новой наукоемкой продукции на срок до 3 лет. Принятие президентской программы `Университеты России в XXI веке`, которая призвана стать определяющей программой по содержанию фундаментальных основ высшего образования.

6. Создание в высших учебных заведениях служб по связям с выпускниками, действующих в тесном сотрудничестве с территориальными службами занятости и кадровыми службами предприятий. Образование консорциумов этих служб для координации трудоустройства молодых специалистов, анализа уровня их подготовки, разработки прогнозов потребности в кадрах и рекомендаций по приему студентов в вузы, а также для стимулирования дополнительного образования и профессиональной мобильности специалистов с учетом ожидаемых изменений в структуре занятости.

7. Расширение административно-организационной автономии и финансово-хозяйственной самостоятельности государственных высших учебных заведений. Приведение налогообложения вузов в соответствие с положениями Закона РФ `Об образовании`` и Федерального закона `О высшем и послевузовском профессиональном образовании`. Расширение прав и возможностей государственных высших учебных заведений в управлении имуществом, использовании внебюджетных средств, создании структурных подразделений, научно-исследовательских и инновационных предприятий образовательных учреждений, а также предприятий и организаций по выпуску новой наукоемкой продукции.

8. Усиление контроля за качеством подготовки специалистов и соблюдением государственных стандартов высшего профессионального образования, прежде всего во вновь созданных высших учебных заведениях, а также филиалах вузов и в других территориальных подразделениях. На этой основе осуществление мер по упорядочению объемов и размещения подготовки кадров, особенно в области юриспруденции, экономики, менеджмента и права.

9. Оказание содействия в становлении негосударственных корпоративных учреждений высшего и дополнительного образования, рассчитанных на непрерывное образование персонала крупных хозяйственных объединений.

10. Совершенствование системы управления высшим образованием. Создание государственно-общественного совета по высшему образованию и науке, координирующего деятельность всех государственных высших учебных заведений и отраслевых научно-исследовательских институтов, проектных и конструкторских организаций, ботанических садов, обсерваторий и опытных станций. Привлечение в состав совета и к его работе крупнейших ученых и деятелей образования. Концентрация деятельности совета на стратегических вопросах развития высшего образования и науки в тесной взаимосвязи с перспективными задачами повышения кадрового потенциала и роста производительных сил страны. Обеспечение тесного взаимодействия совета с Российской академией наук, Всероссийской академией сельскохозяйственных наук, Российской академией медицинских наук, Российской академией образования, а также военно-научными и военно-учебными учреждениями.

11. Пересмотр методов, организационных форм и содержания управления, сложившихся в высших учебных заведениях. Переориентация вузовского менеджмента на обеспечение качества образования и научной продукции в единстве с максимально полным удовлетворением потребностей основных категорий заказчиков. Создание организационно-управленческих предпосылок для развития высших учебных заведений, сочетающих сильное академическое ядро с исследованиями, разработками, культурными и социальными услугами, предоставляемыми по предпринимательскому типу. Содействие с учетом потенциала конкретных вузов становлению федеральных исследовательских университетов, высших учебных заведений, ориентированных на обеспечение местных потребностей, муниципальных университетов и др. Развитие межвузовской кооперации в интересах образования многосторонне развитых университетских комплексов и округов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

1. Увеличение среднегодового финансирования высших учебных заведений в 1,7-2 раза.

2. Прирост внебюджетных средств, поступающих по договорам на подготовку специалистов непосредственно от студентов и их родителей на 10-12% и от предприятий и организаций - в 1,5-2 раза.

3. Увеличение объемов среднегодового финансирования научно-исследовательской работы высших учебных заведений в 2,5-3 раза.

4. Увеличение среднегодовых объемов финансирования научно-исследовательских и инновационных работ по договорам с заказчиками в 3-5 раз.

5. Увеличение объемов целевого финансирования, распределяемого на конкурсной основе, в 1,5-2 раза.

6. Увеличение объемов денежных средств, поступающих от управления имуществом высших учебных заведений, в 15-20 раз.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изложенных выше дополнительных мер по модернизации высшего образования к 2010 году намечено обеспечить достижение следующих основных результатов:

- устранить деструктивные явления в сфере высшего образования, добиться положительной динамики в развитии учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов и материальной базы высших учебных заведений;

- существенно улучшить качество подготовки специалистов, особенно в области новых направлений науки и технологии, реализовать компетентный подход к разработке учебных планов, программ и к проведению учебных занятий;

- кардинально повысить уровень жизни научно-педагогического состава, поднять эффективность педагогического и исследовательского процесса, обеспечить приток в высшую школу вузовской молодежи, снизить средний возраст кандидатов и докторов наук на 4-5 лет;

- преодолеть разобщенность высших учебных заведений, научных учреждений и предприятий в проведении научных исследований и освоении их результатов, заложить предпосылки для перехода к инновационному типу развития образования, науки и экономики, создать опорные элементы экономики знаний;

- реорганизовать систему управления высшим образованием, привести ее в соответствие с задачами комплексного развития высшей школы и науки, становления новых типов высших учебных заведений;

- существенно улучшить финансовое положение высших учебных заведений, добиться суммарного увеличения их финансирования в 5-7 раз, заложить предпосылки для прямой окупаемости инвестиций в высшее образование и вузовскую науку;

- обеспечить конкурентоспособность образовательных услуг российских высших учебных заведений в Азии и Африке, выйти с ними на рынок Латинской Америки и возобновить их предоставление в странах Восточной Европы; добиться признания российских документов об образовании и ученых степеней не менее чем в 100 странах; обеспечить транспарентность российской высшей школы и европейской зоны высшего образования.


Приложение 2


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО УСИЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2004-2015 ГОДЫ


ЦЕЛЬ

Усиление воздействия высшего образования на развитие и улучшение использования кадрового, научно-технологического, культурного и производственного потенциала Российской Федерации в интересах обеспечения высоких темпов экономического роста, преодоления демографического кризиса, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды и укрепления обороноспособности страны. На этой основе создать предпосылки для эффективных действий политического руководства страны по усилению российского государства и росту его влияния и авторитета в мире, повышению ВВП не менее чем в 2 раза, устранению нищеты и обездоленности, росту благосостояния и развитию гражданского общества.

ЗАДАЧИ

1. Увеличение вклада высшей школы в научное предвидение тенденций и последствий научно-технического и социально-экономического прогресса, в регулирование динамики роста производительных сил и социальных процессов, исходя из императивов устойчивого развития.

2. Интеграция высшего образования и системы государственных научных, конструкторских и проектных учреждений, создание организационно-экономических и правовых условий их функционирования как единого комплекса, способного к гибкому маневру ресурсами в интересах создания новой научной и научно-технической продукции, кадрового обеспечения ее освоения на производстве.

3. Разработка и реализация в сотрудничестве с предприятиями и организациями всех форм собственности, включая иностранных инвесторов и партнеров, системы крупных средне- и долгосрочных научных, научно-технологических и социально-экономических программ, ориентированных на развитие производительных сил и перевод их в качественно новое состояние, отвечающее критериям экономики, основанной на знаниях.

4. Становление в опоре на высшие учебные заведения разветвленной системы дополнительного профессионального образования как включенного в профессиональную деятельность, так и осуществляемого в отрыве от работы, рассчитанной на повышение кадрового потенциала страны, развитие базовых компетенции основных категорий специалистов и научных кадров с учетом запросов экономики знаний.

5. Увеличение вклада высшего образования в решение социальных и гуманитарных проблем, включая преодоление неравенства путем расширения профессиональной и территориальной мобильности, коренного улучшения здравоохранения и состояния окружающей среды.

МЕРОПРИЯТИЯ

1. Создание силами ученых высшей школы, академических и отраслевых научных учреждений эффективной системы долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования и оперативного мониторинга развития науки, техники, экономики, общества и биосферы в масштабах Российской Федерации и с учетом мировых тенденций. Разработка на основе прогнозных оценок и данных мониторинга рекомендаций для органов власти и управления федерального центра и субъектов РФ, а также для заинтересованных субъектов экономики.

2. Развертывание инфраструктуры, обеспечивающей реализацию прогнозных оценок и данных мониторинга процессов развития в стране и мире на локальном уровне: в заинтересованных территориях, на крупных хозяйственных объектах и др.

Организация совместно с заинтересованными государственными органами центров предвидения и предотвращения кризисных ситуаций.

Создание при поддержке государства и с участием заинтересованных финансовых организаций региональных и отраслевых корпораций развития в качестве консультативно-проектных центров по сопровождению проектов и центров кредитования программ подъема производительных сил, решению научно-технологических и инновационных задач.

3. Существенное повышение действенности экономических инструментов, стимулирующих предприятия и организации различных форм собственности к осуществлению инвестиций в научные исследования и разработки, направленные на создание новых видов наукоемкой продукции и услуг, а также в целевую подготовку кадров для осуществления модернизации производства и управления. Использование для этого налоговых льгот, целевых инновационных субсидий и кредитов.

4. Развертывание в крупных центрах высшей школы ресурсных центров инноваций, действующих при поддержке государства и крупных финансовых организаций на основе сотрудничества заинтересованных предприятий, высших учебных заведений и научных учреждений. При целесообразности практиковать организацию ресурсных центров на базе ранее созданных технопарков, центров коллективного пользования оборудованием, межотраслевых научно-учебных центров и др.

5. Создание системы общегосударственных средне- и долгосрочных целевых программ, объединяющих в рамках единых заданий высшие учебные заведения, научные учреждения, предприятия и организации различных форм собственности. Ориентация этих программ на прорывные научно-технические и социально-экономические результаты, создание новых видов наукоемкой продукции и услуг, включая решение следующих научных задач:

5.1 В области энергетики: создание новых мощных и экономичных источников энергии, в том числе основанных на новых физических принципах; беспроводная передача электроэнергии; удельное сокращение потребления углеводородных энергоносителей.

5.2. В области машиностроения: создание новых поколений машин и механизмов, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках, особенно строительной и дорожно-строительной техники, высокоточного станочного оборудования.

5.3. В области аэрокосмических технологий: возрождение отечественного авиастроения и создание заделов для производства новых поколений пассажирских и грузовых летательных аппаратов, превосходящих имеющиеся аналоги по экономичности, экологическим параметрам, дальности, надежности; разработка новых видов тяги для вывода космических аппаратов на орбиту и межпланетных сообщений; значительное повышение экономической рентабельности использования космических технологий для народно-хозяйственных нужд.

5.4. В области микроэлектроники: разработка и реализация элементной базы компьютеров на основе нанотехнологий, сверхпроводимости, плазменных и лазерных технологий. Создание заделов для выхода на международные рынки с компьютерами и другими микроэлектронными устройствами, превосходящими имеющиеся аналоги.

5.5. В области наук о Земле: развитие прикладных направлений геологии и модернизация геологоразведки; увеличение запасов разведанных полезных ископаемых по углеводородному топливу - в 1,5-2 раза; по цветным металлам - в 5-7 раз; по алмазам - в 1,5-1,7 раза. Создание экономически эффективных технологий разработки полезных ископаемых на больших глубинах, шельфе, в обводненных геологических провинциях.

5.6. В области экологии и климатологии: организация систематического мониторинга экосистем, в том числе в зонах крупных городов, предсказание и купирование неблагоприятных экологических тенденций; разработка принципиального решения проблемы сокращения аридных зон на юге России и увеличения запасов чистых пресных вод; разработка и реализация экономичных технологий лесовосстановления в районах многолетних вырубок.

5.7. В области медицины, фармакологии и практического здравоохранения: интеграция медицинских высших учебных заведений с учреждениями практического здравоохранения; активизация разработки и увеличение выпуска эффективных отечественных лекарств и медицинского оборудования; осуществление мероприятий по продлению средней продолжительности жизни до 75-80 лет; сокращение смертности и достижение превышения над ней рождаемости; создание на основе достижений генетики заделов для продления репродуктивного возраста человека на 5-8 лет, трудоспособного возраста - на 10-15 лет и продолжительности жизни - на 25-30 лет. Резкое повышение эффективности противоэпидемических и антипандемических мероприятий и сокращение на этой основе заболеваемости населения в 2-2,5 раза. Решение этих проблем без существенного расширения стационаров лечебных учреждений.

5.8. В области сельского хозяйства: разработка и осуществление программы научной поддержки рационального районирования земледелия и животноводства с учетом климатических условий и естественной продуктивности почв; достижение на этой основе повышения выхода продукции полеводства и животноводства при снижении ее себестоимости и относительно низком уровне использования минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов в сочетании со снижением влияния климатических факторов на урожайность.

5.9. В области транспорта и дорожного строительства: создание заделов для перехода к промышленному выпуску средств автотранспорта с водородной тягой, обеспечение их безопасности и экономичности; создание нового типа высокотехнологичных высокопрочных универсальных покрытий для автотрасс, обеспечивающих сокращение сроков их строительства в 1,5-2 раза и увеличение продолжительности эксплуатации без капитального ремонта - в 2-3 раза.

5.10. В области финансов и торговли: создание технических и программных предпосылок для надежно защищенного и эффективного в экономическом отношении дистанционного совершения основных видов финансовых и коммерческих сделок с использованием передовых телекоммуникационных технологий. Обеспечить вхождение России в мировые телекоммуникационные сети, используемые в бизнесе, с осуществлением сервиса высокого уровня на отечественной базе.

5.11. В области военной техники и вооружений: создание экономичных технических средств контроля безопасности сухопутных, водных границ и воздушного пространства Российской Федерации.

6. Развертывание в опоре на вузы системы непрерывного дополнительного образования занятого и особенно временно высвобождаемого населения, включая: возобновляемое обучение специалистов и рабочих; переподготовку кадров в новых, перспективных направлениях науки и техники; изучение отдельных тем и циклов дисциплин; переквалификацию персонала исчезающих профессий с целью овладения им новыми специальностями. Создание стимулов для получения смежного с основным второго дополнительного высшего и/или среднего специального образования, в том числе за счет заинтересованных предприятий и организаций.

Развитие дистанционного высшего дополнительного образования с использованием передовых инфокоммуникационных технологий при обеспечении надежного контроля качества обучения и профессиональной подготовки. Создание условий для предоставления услуг дистанционного образования <<соотечественникам, проживающим в зарубежных странах, прежде всего в странах СНГ, на льготных условиях.

Продвижение услуг дистанционного обучения за рубеж: в Африку, Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток и в Центральную Европу. Создание условий для доступности дистанционного образования в российских вузах для студентов из Западной Европы и Северной Америки. Организация дистанционного образования на иностранных языках.

7. Расширение стационарной подготовки в вузах Российской Федерации специалистов для зарубежных стран. Организация маркетинговых исследований мирового рынка образовательных услуг и использование полученных данных для адаптации учебных планов и программ к потребностям потенциальных заказчиков.

8. Увеличение присутствия и активизация деятельности представителей высшей школы Российской Федерации в международных организациях в области высшего образования и науки. Последовательная реализация в практике международного сотрудничества национально-государственных интересов России, координация международной деятельности вузов с внешнеполитическим курсом страны.

9. Реорганизация системы и практики правового оформления, охраны и экономически эффективного использования интеллектуальной собственности российских высших учебных заведений и научных учреждений.

10. Осуществление комплекса мер по развитию практики международных обменов учеными и специалистами и повышению международной мобильности преподавателей, научных сотрудников и студентов. Создание Российского агентства международных обменов и академической мобильности в области науки и образования, использование в практике организации обменов и мобильности межгосударственных и персональных контрактов `встречных обязательств`, снижающих `утечку умов` и повышающих педагогическую и научную результативность обменов и академической мобильности.

11. Разработка и реализация целевых программ изучения и освоения зарубежного опыта в области образования, науки, технологий и производства, проведение в рамках этих программ совместных исследований и разработок с зарубежными партнерами, создание по опыту Дубны и Протвино международных исследовательских центров. Концентрация средств и усилий на первоочередном преодолении отставания от ведущих зарубежных стран в области микроэлектроники, техники и технологии связи, точного машиностроения, генетики и биотехнологии, приборостроения, тонких химических технологий, макроэкономического регулирования социально-экономических процессов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

1. Приближение удельных затрат на подготовку специалистов в вузах Российской Федерации к среднеевропейским.Финансирование соответствующих расходов на 50% из средств федерального бюджета, на 25-30% из средств предприятий и организаций-заказчиков специалистов, на 20-25% - из средств студентов и их семей.

2. Превращение научно-исследовательской и инновационной работы вузов, также их инфраструктуры в привлекательный объект для инвестиционной активности предприятий и финансовых организаций. Концентрация за счет этого в высшей школе растущего объема небюджетных средств, направляемых на цели развития научного потенциала и материальной базы учебных заведений.

3. Увеличение объема новой наукоемкой продукции и услуг, продвигаемых вузами на отечественном и мировом рынках. Поэтапное увеличение поступлений от наукоемкой продукции и услуг по мере достижения ими надлежащего уровня конкурентоспособности.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате осуществления изложенных выше мер по улучшению воздействия высшей школы на развитие производительных сил к 2015 году намечено обеспечить достижение следующих основных результатов:

- заложить основы прогнозирования и оперативного мониторинга научно-технологического и социально-экономического развития России в условиях глобализации, создать базу для научного обоснования перспективных решений политического руководства и хозяйственного менеджмента исходя из императива устойчивого развития;

- преодолеть `барьер нечувствительности` к инновациям отечественной экономики, совершить поворот к новому типу экономического роста, характерному для общества, основанного на знаниях;

- существенно продвинуться в создании научно-технических заделов для решения на основе использования достижений науки и техники наиболее острых проблем в экономике, социальной сфере, демографии и здравоохранении, охраны окружающей среды и обороноспособности страны, отражающих основные вызовы первой половины XXI века, вставшие перед страной;

- трансформировать систему высшего образования и науки, а также международного сотрудничества в этих областях в соответствии с потребностями и целями демократического постиндустриального общества;

- создать предпосылки для эффективных действий руководства страны по укреплению российского государства, повышению уровня жизни населения, увеличению ВВП и обеспечению безопасности России от военных угроз, техногенных и природных рисков.


Правление Российского союза ректоровhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 218477
Перв. публик.: 21.01.05
Последн. ред.: 25.01.05
Число обращений: 1030


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``