В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элла Памфилова: Правительство дискредитировало идею монетизации Назад
Элла Памфилова: Правительство дискредитировало идею монетизации
Ошибки при проведении социальной реформы дорого обходятся власти, но еще дороже - обществу

Поспешно и непродуманно начав монетизацию льгот, власть создала опасный прецедент. Самые законопослушные, но обездоленные люди, доведенные до отчаяния, вышли на улицу.

Начиная такое серьезное дело, как социальные реформы, правительство понадеялось на авось, на долготерпение и пассивность людей. Но этот ресурс оказался не безграничен.

Возможный провал затеваемой реформы в предлагаемом правительством варианте вызывал тревогу у наших экспертов. Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека сделал вывод, что нормативная база закона готовится без должного качества, что в самом законе есть системные дефекты, которые будут проявляться по мере осуществления всей социальной реформы. Было очевидно, что все равно правительству и Госдуме придется возвращаться, чтобы скорректировать и закон, и механизм его реализации.

В конце сентября прошлого года я говорила на встрече с президентом Владимиром Путиным, который был обеспокоен подготовкой и реализацией этого закона. Руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев дал поручение, чтобы материалы нашей общественной экспертизы были внимательно изучены и учтены. К сожалению, этого не случилось. Правительство так и не создало единый координационный орган, который мог бы отрабатывать все вопросы не только в Центре, но и в регионах и оказывать им методическую помощь. В итоге актуальная идея замена натуральных льгот денежными выплатами была серьезно дискредитирована.

Мне абсолютно не хочется злорадствовать по этому поводу. Аморально и безответственно пытаться извлекать политическую выгоду, толкая страну к хаосу. Если идея монетизации льгот будет окончательно дискредитирована и власть под давлением улицы вместо того, чтобы серьезно переработать, свернет уже давно перезревшую социальную реформу, то будет еще хуже.

В чем, на мой взгляд, причины провала?

Первое. Преобразования в самых болезненных социальных сферах: образовании, здравоохранении, социальной защите, ЖКХ - проводятся без реформирования всей политики доходов. Начинать надо с реформы заработной платы и пенсий, а также вывода из тени основных источников доходов.

Второе. Проект реформы разрабатывается параллельно с реорганизацией самой исполнительной власти и правительства. Его почти год лихорадит, и оно так и не заработало в полную силу. Отсюда - соответствующее `качество` всего социального пакета.

Третье. Реформа готовилась кулуарно и быстрыми темпами. Невозможно быстро и качественно написать такое огромное количество нормативных актов.

Четвертое. Провалена информационно-разъяснительная работа. Даже разработчики реформы так и не смогли внятно объяснить населению ее суть и убедить общество в ее необходимости. Чем благостнее была картина будущей реформы на государственном телевидении, тем больше возникало тревоги и недоверия у людей.

К сожалению, разработчики реформы, те, кто ее принимал в Госдуме, продолжают настаивать на своей правоте. Например, председатель Госдумы Борис Грызлов и заместитель главы правительства Александр Жуков заявляют, что закон хорош и на федеральном уровне все замечательно, а виноваты регионы.

На мой взгляд, обвинять регионы в провале реформы было бы несправедливо. Наоборот, некоторые руководители регионов делают все возможное, чтобы на местах снивелировать недостатки федерального закона. Правда, до введения закона некоторые губернаторы, как, например, Михаил Прусак, рапортовали президенту как все замечательно. В кулуарах же они говорили совершенно противоположное и валили все на федеральный Центр. Если оперативно не уточнить и не упорядочить целый ряд параметров, то этот безответственный административный `футбол` будет продолжаться и дальше.

Сейчас многие предпочитают кивать на прежнюю власть, которая наплодила кучу льгот. Я, как министр, отвечающий за социальную сферу в правительстве России в конце 1991 - начале 1993 года, не снимаю с себя ответственности. Но тогда у нас не было иного выхода. Страна была в разрухе, и мы с `колес` вводили льготы, для того чтобы хоть как то помочь людям в экономическом и социальном хаосе. Иначе бы они просто не выжили.

Сейчас совершенно другая ситуация. Необходимости в спешке с монетизацией нет. Есть огромный золотовалютный запас, Стабилизационный фонд. Однако наше правительство, разбалованное благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, перестало думать. Поэтому в очередной раз решило проехать на авторитете президента. Мало того, что оно фактически обмануло, ввело в заблуждение президента, так еще теперь трусливо прячется за его спину. Конечно, он поступает по-мужски, беря всю ответственность на себя, чего не скажешь о правительстве, состоящем вроде бы из мужчин. Но я глубоко убеждена, что это правительство ни в коем случае нельзя сейчас отправлять в отставку - слишком легко отделаются, а новые люди в такой ситуации наломают дров еще больше или повернут все процессы вспять. Правительству надо перестать обманывать себя, президента и, самое главное, граждан страны. Оно должно честно признаться, что к проведению реформы оно плохо подготовилось. То же самое касается и Госдумы.

Мораторий, введенный хотя бы на полгода, позволил бы в честном, профессиональном диалоге депутатов, правительства и экспертов устранить системные дефекты закона, чтобы он не дискредитировал саму идею монетизации, а также тщательно отработать механизмы ее осуществления.

Социальные реформы крайне необходимы России. Огромные средства часто не доходят до тех, кому они больше всех необходимы, распыляются и разворовываться. Мы не научились грамотно распоряжаться деньгами, которые шли бы на развитие личности, общества, улучшение качества генофонда, конкурентоспособности наших людей. Именно на выполнение этой задачи должна работать монетизация.


Об авторе: Элла Александровна Памфилова - председатель Cовета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека.
21.01.2005
Опубликовано в Независимой газете от 21.01.2005http://nvolgatrade.ru/

Док. 218279
Опублик.: 21.01.05
Число обращений: 677


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``