В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гейдар Джемаль: `Курбан-байрам в России должен стать выходным днем` Назад
Гейдар Джемаль: `Курбан-байрам в России должен стать выходным днем`

Гейдар Джемаль: `Курбан-байрам в России должен стать выходным днем`Сегодня мусульмане отмечают Курбан-байрам - день Жертвоприношения. О духовном смысле праздника и о том, почему для россиян он, как и будни исповедников ислама, остается тайной за семью печатями, размышляет председатель Исламского комитета России, философ, правозащитник и поэт Гейдар Джемаль.

- Гейдар-хаджи, у каждого религиозного праздника есть исторический - и актуальный смысл. Каков смысл дня Жертвоприношения (Ид аль-Адха) для мусульман современной России?

- Не думаю, что этот актуальный, как вы сказали, смысл хоть чем-то отличается от того смысла, который сегодняшний праздник имеет для всех мусульман. Ид аль-Адха - свидетельство нашей живой связи с праотцем Авраамом-Ибрагимом (мир ему), установителем того духовного канона, который был восстановлен последним пророком человечества Мухаммедом (да благословит его Аллах и да приветствует). Авраам первым обратился к невиданному доселе Богу, не являвшемуся ни в опыте, ни в мыслях, ни в интуиции, и, обратясь к нему, не поколебался по его приказу принести в жертву собственного сына. Всевышний в последний миг остановил занесенную руку с ножом и подменил человека ягненком, но героический подвиг пророка сформулировал и сконцентрировал в себе всю духовную суть единобожия на последующие времена. В общем, Ид аль-Адха для мусульман - парадигма их веры, ее протяженности в веках. И, на мой взгляд, актуальный смысл праздника ничем не отличается от сакрального.

- Но все-таки во всех религиях жертва носит не символический, а вполне реальный смысл. Нужны ли сегодня в России какие-то жертвы от мусульман, чтобы смягчить обострившуюся межрелигиозную, межэтническую ситуацию?

- Я был свидетелем роста ксенофобии еще с советских времен, когда одновременно с вводом `ограниченного контингента` в Афганистан стала потихоньку раскручиваться пружина отчуждения исламского фактора в общественном сознании. В отличие от нападок на басмачество в 20-30-х годах, это был целенаправленный удар по исламу как цивилизации. Сначала это все шло исподволь, но после 91-го года антимусульманские нотки стали приобретать системный характер. Тогда рука об руку шли идеологическая исламофобия и либерализм в сфере свободы совести. Та или иная тенденция, рано или поздно, должна возобладать. И, как всегда, в России возобладала имперская, охранительная тенденция, объяснимая на фоне двух чеченских войн и `крестового похода` США. В итоге все закончилось объявлением ислама в России цивилизационным противником. Смертным врагом. Вы задали вопрос о жертвах со стороны мусульман... Разве мы все последние полтора десятилетия их на каждом шагу не видим? И жертвы эти невосполнимы. Принесение их, то есть фактический уход ислама на обочину общественного развития страны, во-первых, не соответствует исторической традиции: что ни говори, Советский Союз был главным фактором деколонизации в исламском мире. Во-вторых, антиисламский курс не отвечает сегодняшним интересам России, когда под вопросом ее суверенитет. Без треугольника `Исламский мир-Европа-Россия` Старый Свет вряд ли сумеет выжить. Уникальность исламского мира надо рассматривать не с точки зрения эффективности и величины того или другого государства. В исламе сильно совсем не государство, не бюрократия, а улица. Голос улицы, голос толпы, стоящей, несмотря на все противоречия, на единой идеологической платформе, - с этим американские олигархи смириться не могут. К сожалению, выбор, который сделало наше руководство, носит авантюрный характер: мы следуем в фарватере Вашингтона.

- А разве специфически российский религиозный, православный фактор тут не играет роль?

- Второстепенную или даже третьестепенную. Скорее надо говорить о корпоративном неприятии нынешней бюрократией и высших финансовых кругов исламского фактора как чуждого их системе либеральных рыночных ценностей. Надо понять простую вещь: ислам - единственное из всех монотеистических учений, в котором социальный фактор поднят на уровень религиозной добродетели. Ислам в принципе - идеология антиолигархическая, антилибералистская, антимонетаристская, направленная против, мягко говоря, безответственного отношения к бедноте, которая сбрасывается с корабля, чтобы элита могла быстрее плыть дальше. Здесь корни исламофобии.

- В чем, по-вашему, причина вопиющего невежества российского общества, полного незнания даже об азах ислама, как будто мусульмане живут не рядом с нами, а на Марсе?

- Если в СССР табу на получение информации, касающейся религиозной жизни, разжигало любопытство у части интеллигенции, то после 1991 года, когда иллюзия открытости погасила это любопытство, массы стали сползать в мещанскую индифферентность по отношению ко всему, что не касается их материального благополучия. Второе. Крушение советской системы преподавания, основанного все-таки на каком-никаком, но структурном мировидении, повлекло за собой хаотичность нового образования. Невежество люмпенов - полбеды, куда страшнее фрагментарное представление о мире студентов и преподавателей высшей школы. Для них ислам - восточный базар, они понятия не имеют, что это - важнейший компонент западноевропейской истории последних четырнадцати веков, что вне контекста ислама нельзя понять ни Декарта, ни Данте. После поражения марксизма в России восторжествовала такая лженаука, как геополитика, на птичьем языке которой разговаривают люди, которые должны выдавать серьезные анализы для правительства. В результате обывательские позиции, формируемые СМИ, уровень которых тоже резко понизился, - по интеллектуальному потенциалу на порядок ниже, чем мотивировка исламофобии, которую давала газета `Правда` в середине 80-х. Если `Правда` совершала наезды на исламскую цивилизацию на шатких, но все же социальных основаниях, сегодня идет раскрутка скинхедовских инстинктов. Комплекс неполноценности, бессознательно ощущаемый людьми, которых отрезают от истоков, от возможности знать больше о мире, выливается в животные рефлексы, которые вымещаются на подсказанном противнике.

- Я недавно говорил на тему исламофобии в России с человеком, который сказал, что надо просто объявить Курбан-байрам праздником и сделать выходным днем - и уже половина проблем будет решена.

- В принципе, если ислам по конституции заявлен официальной религией - почему бы и нет? Это было бы цивилизованным выходом для страны, в которой существует в качестве традиционных, скажем так, более чем одна религия. Такая проблема существует и там, где вообще никакие религиозные праздники не отмечаются, но там, где они отмечаются, обычно это делается в интересах меньшинств. Россия упускает уникальные возможности. Не могу не сказать об опыте Китая, в сторону которого мы посматриваем так часто. КНР сегодня делает очень много для своего исламского `меньшинства`, ищет выходы к мнению своей `исламской улицы`. Это не просто попытка идти в ногу со временем - это попытка заручиться союзником на грядущий период всемирного кризиса, который уже недалеко и от нас. Если мы будем отмечать праздники не только свои, но и `чужие`, зона отчуждения неизбежно будет ощутимо сокращаться. Тогда, глядишь, и в будни сможем легче находить общий язык.

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

20.01.2005
`Новые Известия`http://nvolgatrade.ru/

Док. 218138
Опублик.: 20.01.05
Число обращений: 477

  • Джемаль Гейдар Джахидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``