В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Счетная палата наконец-то отчитается о скандальных итогах 10 лет приватизации Назад
Счетная палата наконец-то отчитается о скандальных итогах 10 лет приватизации
В ближайшее время может разгореться ряд скандалов, связанных с итогами приватизации в период с 1993 по 2003 год. Подготовленный Счетной палатой документ содержит информацию о том, что общий ущерб от приватизации госсобственности составил около 45 млрд. руб и в 89% случаях нарушений виновато само государство. В то время как аудиторы Счетной палаты хотят обнародовать эти данные, депутаты возражают. Похоже, не хочет этого и исполнительная власть.

Изначально публичное чтение экспертно-аналитической записки Счетной палаты с длинным названием `Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 гг.` было запланировано еще на конец осени 2004 года. Но тогда сам Сергей Степашин счел содержание документа слишком `эмоциональным`. `Мы решили отправить свою работу на `рецензию` ученым и независимым экспертам. Депутаты же перенесли мое выступление по техническим причинам`, - так он прокомментировал ситуацию. 8 декабря появлению г-на Степашина перед депутатским корпусом помешало чересчур затянувшееся принятие Думой проекта федерального бюджета на этот год. Депутаты пояснили, что физически не могут выслушать главу Счетной палаты. Вместе с тем профильный комитет по собственности заинтересовался содержанием документа и пожелал ознакомиться с ним, прежде чем он будет предан огласке. Как заявил `НИ` глава комитета Виктор Плескачевский, `Счетная палата преподнесла доклад как приговор приватизации`. `Кроме того, нас не устраивало, что ревизоры с такой настойчивостью лоббировали оглашение фактов из документа перед депутатами, - сообщил депутат. - Мне, честно говоря, непонятно, откуда появился этот доклад.

Счетная палата уполномочена осуществлять контроль над расходованием средств федерального бюджета органами государственной власти, а не делать выводы о результатах приватизации`. Как утверждает председатель комитета, заключение контрольно-ревизионного органа, мягко говоря, не соответствует действительности, поскольку, по его словам, законодательная база тех лет не позволяла обеспечить прозрачность приватизационных сделок. А Счетная палата, считает депутат, убеждена в прямо противоположном и предпочитает действовать по принципу `все, что было до нас, плохо`.

Счетная палата не признает претензий профильного комитета Госдумы и намерена подтвердить объективность документа фактами. Аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд назвал доклад Сергея Степашина `уникальным документом` и объяснил `НИ`, почему. По его словам, за все годы приватизационных сделок ни один властный орган не брал на себя ответственность провести всеобъемлющий анализ того, как собственность попадала из государственных рук в частные. `Для этой работы мы привлекли не только собственные кадры, но и независимых экспертов, способных провести как анализ самих сделок, так и юридическую экспертизу законов, на основании которых эти сделки проходили`, - заявил `НИ` г-н Горегляд. По его словам, Счетная палата сделала все, что сочла нужным и возможным, чтобы составить экспертно-аналитическую записку в качестве подспорья власти, а `уже дело власти, принимать ее или нет`. `Но, судя по неоднократным переносам выступления г-на Степашина в парламенте, власть, в том числе и депутаты, не готова к этому. Хотя, проводя анализ приватизации, мы не задавались целью обвинить кого-либо в нарушении законности`, - отметил аудитор.

Несмотря на то что авторы доклада, с выдержками из которого ознакомились `НИ`, не переходят на личности, документ изобилует красноречивыми цифрами, характеризующими ход и динамику российской приватизации. В документе она условно разделена на три этапа: 1992-1994 гг., 1994-1999 гг. и, наконец, период с 1999-го по 2003 г. По данным доклада, каждый этап приватизации проходил при разном законодательном обеспечении, что, естественно, сказалось на прозрачности и открытости тех или иных сделок. Между тем прослеживается постепенный переход собственности в частные руки. Если на конец 1991 года на балансе государства было 95,8% всей промышленности, то по состоянию на 2003 год у него осталось только 4%. А вот частный сектор заметно обогатился: если в 91-м частные собственники располагали 4,2% предприятий, то к 2003-му в их распоряжении оказалось около 77% всей промышленности. За 10 лет продажи предприятий в частную собственность в казну попало всего 146 млрд. рублей (с учетом кризиса 1998 года). `Конечно, государство не получило того, что должно было получить, и виной тому неадекватная оценка подлинной стоимости предприятий, - считает Валерий Горегляд. - Но ответственность за социальные последствия таких сделок лежит на всей публичной власти, в том числе на депутатах, которые не приняли вовремя нужные законы`. На вопрос корреспондента `НИ`, можно ли, основываясь на данных доклада, считать, что российская приватизация прошла неправильно, аудитор ответил: `С точки зрения обывателя - `да`, но юридически некорректно так ставить вопрос`.

Лягут ли цифры и факты из доклада в основу новых экономических разбирательств, сказать трудно. Аудиторы убеждены, что это зависит от политической воли компетентных органов власти, которым надлежит расследовать финансовые преступления. `Мы должны подвести черту под политическими спекуляциями вокруг приватизационных процессов и оставить всех собственников в покое, сняв этот вопрос с повестки дня`, - считает Валерий Горегляд. Ему вторит г-н Степашин, считающий, что исследование аудиторов должно способствовать разработке ряда конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование правовых основ любой приватизационной сделки. Пока о готовности конкретных рекомендаций ничего не известно.



Кому выгодно молчание Степашина?

Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, экс-спикер Госдумы:

Если у него есть настроение выступить, то этого никто не может запретить. Так что появится ли доклад по итогам российской приватизации в повестке одного из заседаний Думы, зависит исключительно от воли самого Сергея Степашина. Но, насколько мне известно, к этому докладу не стоит подходить как к официальному документу, поскольку разработан он был одним из подразделений Счетной палаты, а не всем ведомством. Поэтому выводы, сделанные в нем, следует воспринимать умеренно.

Владимир РЫЖКОВ, независимый депутат Госдумы:

Выгодно тем, кто хочет устроить ЮКОС-2, ЮКОС-3 и т.д. Чем дальше переносится выступление Степашина перед депутатами, тем больше денег уходит из страны. А власть под патриотическими лозунгами продолжает `раскулачивать` бизнес и отбирать куски собственности. Доклад Счетной палаты - это своего рода бизнес-проект власти, который держит всех в напряжении. А все разговоры о том, что пересмотра итогов приватизации не будет, это пустой звук. Давно пора привыкнуть, что власть делает все прямо противоположно тому, что говорит.

КСТАТИ

По данным Счетной палаты РФ, доля вины государства в нарушениях, допущенных при приватизации государственной собственности в 1993-2003 годах, составила 89%. А общий ущерб от десятилетней приватизации госсобственности в России составил около 45 млрд. руб.

СЕРГЕЙ ТКАЧУК
18.01.2005
`Новые Известия`http://nvolgatrade.ru/

Док. 217715
Опублик.: 18.01.05
Число обращений: 136


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``