В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий ЦЫГАНОК: Почему не идут военные реформы в России? Назад
Анатолий ЦЫГАНОК: Почему не идут военные реформы в России?
После августа 1991 и октября 1993 мы наивно считали, что, свалив КПСС и сломав машину Советской власти, мы автоматически вступим в золотую пору свободы и счастья. Но старое оказалось живучим.

За все эти годы не выработалось понимание того, что Россия - отнюдь не усеченный СССР. У России не только другие внешние границы, но другие цели, а следовательно и другие партнеры и союзники. Это уже другое государство с другими возможностями и другими угрозами. В новой России должны быть не только новая Конституция, новый гимн и новые государственные символы, у нее должны быть новые армия, новая полиция, новый МИД и новые спецслужбы.

Новое государство, способное решать новые задачи, невозможно получить, пересадив одних `уважаемых` товарищей на места других `уважаемых` товарищей. Такие реформы не помогут нашей славной милиции, обученной ловле `спекулянтов` и `тунеядцев`, охранять собственность гражданина и защищать честь мундира. Такие реформы не помогут спецслужбам, многие годы боровшимся с `врагами народа` и инакомыслящими, увидеть союзников среди старых врагов и врагов среди старых друзей. Они не помогут сотрудникам МИДа, на словах защищающих наших соотечественников, по-настоящему бороться за их права в Таджикистане и Белоруссии.

А теперь об армии. Армия, сменившая красную звезду на орла, обученная ведению наступательных и оборонительных сражений против НАТО, завоеванию мирового господства, не в состоянии поддерживать союзнические отношения с армиями демократических государств. Результат - она не сможет защитить новую Россию от современных угроз.

Существующее положение можно исправить только радикальными мерами. Так поступили Петр I и большевики после октябрьского переворота. Решение проблемы не в том, чтобы разогнать имеющие вооруженные формирования, а в том, чтобы планомерно создавать принципиально новые структуры, постепенно заменяя ими старые.

Именно таким путем проходила замена стрелецкого войска или замена царской армии на Красную.

Если говорить о новейшей истории России, то такие попытки уже были. Заменить старые спецслужбы могла бы Служба безопасности Президента образца 1996 года. Старый МВД могли бы заменить недолго просуществовавшие подразделения муниципальной милиции, сотрудники которой все имели специальное образование, проходили психологические тесты на коммуникабельность и жесткий отбор. К сожалению, в первом случае сыграл человеческий фактор, а во втором бешеное сопротивление МВД сломило конкурента.

Военная организация государства не может пожаловаться на отсутствие внимания к ней: армия постоянно у всех на слуху. Ни в одной области государственного строительства не было столько вариантов реформ, как в военном вопросе. Предлагаемые реформы `Нашего дома`, `Яблока`, СПС, ЛДПР, КПРФ, Отечества, Единства в содержательном плане почти не различаются. В сущности, все сводится к обсуждению принципа комплектования, изменению денежного довольствия и численности, оставляя без изменений суть армии - ее структуру и решаемые задачи.

Как оказалось, армия не желала перемен - она вообще консервативная структура. А партиям были нужны голоса на выборах. У населения свой подход - найти лазейку, чтобы в армии служил кто-то другой, а не мой сын. Поэтому оказывается, что всех в общем-то устраивает нынешнее положение. А копья в спорах ломаются только по одному вопросу - как комплектовать армию? Хотя вопрос этот, следует признать, отнюдь не самый главный.

Если считать, что Россия новое демократическое государство, что народ источник власти, а не просто электорат, то в армии должны служить граждане. Это означает, что гражданин в погонах занимается только своими прямыми обязанностями, достойно обеспечен, его человеческое достоинство не попирается, цена его жизни стоит выше стоимости любого вооружения и т.д. Только при этих условиях военная служба станет почетной, уважаемой и привлекательной. К офицеру вновь вернется уважение.

Необходимо оглянуться назад и честно признать, что были объективные причины, которые тормозили реформу армии.

В советские времена лучшими соединениями и частями были группировки войск в Германии, Польше, Венгрии и Чехословакии. Чуть похуже - войска Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского, Закавказского и Туркестанского военных округов. Внутренние военные округа - Ленинградский, Московский, Приволжский, Уральский и Сибирские - были `тыловыми`, и этим все сказано. Не секрет, что наиболее современное вооружение СССР сейчас хранилось так, что уже не подлежит восстановлению. Российскую армию пришлось строить из того, что было.

Другой причиной была частая смена высших должностных лиц, ответственных за разработку программ проводимых реформ. Все сменившиеся за тринадцать лет первые лица - от Константина Кобеца и до Сергея Иванова - определяя основные военные угрозы, исходили и исходят из предпосылки, что для России был, остается и будет один враг - НАТО и США. Хотя фактически сегодня эта угроза больше политическая, нежели военная. Определение новых угроз и их анализ - отдельная и важная тема.

В Российской армии нет подготовленных центров управления на театрах или направлениях предполагаемых локальных конфликтов или боевых действий. Неужто как встарь только с началом войны и начнется формирование командных пунктов и передача в их оперативное подчинение соединений и частей Сухопутных войск, ВВС и ПВО, разведки, связи, РЭБ, инженерных, химических и других специальных войск? Существующая структура управления: министр обороны - гигантский Генеральный штаб - штабы военных округов, армии, корпуса, дивизии, бригады, полк - это архаичная структура управления 1960-80 годов, перешедшая в XXI век.

Генеральный штаб исполняет несвойственные ему функции - финансирование, снабжение, техническое обеспечение, закупки техники и вооружения, комплектования. Отсутствуют подходы к новым теориям стратегии, оперативного искусства и тактики в новых исторических реалиях. По старинке, как в Великую Отечественную, все сводится к понятному и простому управлению тысячами танков, БТР, САУ, ЗСУ и другими машинами. Быстро возникающие и развивающиеся вдоль границ России или на приморских территориях локальные войны или конфликты, быстротекущие, с непредсказуемыми последствиями, требуют совершенно других теорий совместных операций. В этих войнах и конфликтах в основном должны быть задействованы мобильные, легковооруженные соединения. Войска должны действовать при активной поддержке информационных войск, взаимодействовать с космическими, противоракетными войсками, а при действии на зарубежных театрах, и Российского иностранного легиона. Эти войска должны быть всесторонне оснащены навигационной аппаратурой, в каждой роте и взводе, а также на каждой бронемашине установлены приемники получения и дешифрирования информации в реальном масштабе времени.

В условиях новых реалий соотношение противодесантных и морских десантных операций к операциям оборонительным и наступательным должно быть 60 к 40, а не как сейчас - 1 к 99. Можно только сожалеть, что в российских военных училищах, за исключением Академии Генерального штаба, полностью ликвидированы дисциплины по противодесантным и морским десантным операциям. Возможно потому, что во второй мировой войне образцами в организации и проведении противодесантных операций зарекомендовали себя в основном американцы и англичане.

Поэтому, при отсутствии явных военных угроз, имея в потенциале мирное время, при наличии политической воли Россия может начать трансформацию устарелой по большинству параметров армии в современную, всесторонне подготовленную армию XXI века. Минимизировать возможные огрехи в решении основных задач национальной безопасности, в том числе и обороне морского побережья, можно только при выполнении ряда правительственных мер, направленных на совершенствование всей системы Вооруженных сил, практически - при создании новой, параллельно существующей армии.

Финансовое, материальное, тыловое, техническое обеспечение, комплектование, определение заказа для ВПК и выработка требований к боевой технике и вооружениям должны быть подчинены Гражданскому министру обороны. Вместо Генерального штаба необходимо создать Главное командование с подчиненными ему Командованием сил общего назначения, Командованием специальных сил, Командованием стратегических сил и территориальные командования `Запад`, `Юг`, `Восток`, позволяющее вести боевые действия объединенными группировками, состав которых соответствует конкретным существующим и перспективным угрозам и задачам. Территориальные командования не должны быть аналогами нынешних военных округов. Они должны быть привязаны не к административно-территориальному делению РФ, а к потенциальным театрам военных действий.

Командование стратегических сил должно включать в себя ядерную `триаду`: наземные межконтинентальные баллистические ракеты, подводные ракетные крейсера стратегического назначения и стратегическую авиацию. Командование специальных войск должно руководить войсками специального назначения, информационными войсками и `иностранным российским легионом`. Информационные войска аналогов до сих пор не имеют, тогда как части и подразделения психологических операций существуют почти во всех основных армиях мира. Выиграть военные действия, но проиграть информационную войну в XXI веке - равноценно проигрышу. Задачи информационных войск: информирование и дезинформирование, нарушение информационных сетей противника и защита своих, формирование нужной реальности в общественном сознании, психологическое подавление противника.

До того момента, пока в директивах Министра обороны РФ будет ставиться задача по `нейтрализации сепаратистских и радикальных религиозных движений, широкомасштабной деятельности организованной преступности, трасграничной преступности, контрабандной и иной противозаконной деятельности проводимые реформы будут только препятствовать строительству современной российской армии.


Сергей Иванов. Вооруженные силы России и ее геполитические приоритеты. Россия в глобальной политике. Т. 2. No 1. январь-февраль, 2004. С. 42.


14.01.2005
Анатолий Дмитиревич ЦЫГАНОК, полковник, кандидат военных наук, профессор Академии Военных наук , руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа (ИПВА)

2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`http://nvolgatrade.ru/

Док. 217345
Опублик.: 14.01.05
Число обращений: 843


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``