В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ: Монетизация без компенсации Ищем виноватых? Назад
Максим АРТЕМЬЕВ: Монетизация без компенсации Ищем виноватых?
Начало нынешнего года принесло стране невиданное ранее количество стихийно (а, может быть, и нет) организованных акций протеста. Число их участников давно перевалило за тысячи. География также обширна - от Урала (Удмуртия, Башкортостан, Татарстан), через Поволжье (Пенза, Самара, Тольятти) до Подмосковья. Мы уже отвыкли от подобной демонстрации решимости обездоленных слоев населения, привычно успокаивая себя тем, что сегодня Россия живет в условиях небывалой стабильности, которая искупает все.

Причиной, активизировавшей протестное движение социальных низов, стала пресловутая монетизация, столь триумфально одобренная в прошлом году Государственной Думой. В период проведения законов о монетизации через парламент было сломано немало копий, но многим тогда проблема представлялась несколько надуманно-теоретической. Большого ажиотажа не возникло, и государство провело, как казалось, вполне успешную информационно-разъяснительную кампанию, выдвигая на первый план деревенских старичков, которые в глаза не видели натуральные льготы, и радовались, словно дети, обещанным денежным компенсациям.

Но вот пришло первое января. И теория стала практикой. Миллионы людей на себе почувствовали все достоинства и недостатки закона. Помаявшись недельку, отойдя от новогодних празднеств, пенсионеры решили действовать, вымещая свою злость на ни в чем не повинных автомобилистах, которым они перекрывали трассы, привлекая тем самым внимание к своим проблемам.

Вызванный ОМОН весьма корректно успокоил пожилых граждан, несознательно в борьбе за свои права нарушивших права других сограждан. А депутаты, партии и правительство получили повод поискать виновных.

Нам представляется, что это занятие, любимая забава столь многих в России, `поиск виноватых`, или, говоря современным языком, `назначение крайних`, весьма непродуктивно. Суть проблемы отнюдь не в том, чтобы найти конкретного виновного, хотя и было бы весьма удобным именно на него возложить ответственность.

Причина недовольства - в психологии людей. Имея возможность в течение, например, десяти лет пенсионерской жизни, пользоваться бесплатно общественным транспортом, а перед тем лет двадцать тешить себя надеждой на счастливую старость, трудно в одночасье приучить себя к мысли о необходимости оплаты. К тому же, скудные возможности региональных бюджетов привели к тому, что `компенсация` оказалась совсем ничтожной - 200 рублей во многих областях, чего совершенно недостаточно.

При чем здесь губернаторы, которых многие думцы, например, Андрей Исаев, председатель комитета по труду, хотели бы сделать `крайними`? Сама концепция монетизации льгот предусматривает максимальную отмену `бесплатных` услуг. Ранее, в советские времена, государство оплачивало их из общественных фондов потребления, недоплачивая работающим. Сегодня это невозможно, и все последние десять лет руководители общественного транспорта жаловались на отсутствие компенсаций из бюджета за `бесплатно` перевезенных пассажиров. Только в самых богатых регионах, таких как Москва, возможностей бюджета было вполне достаточно, чтобы и людей не обидеть, и содержать автобусы-троллейбусы в порядочном состоянии.

Ясно, что бесплатного проезда больше не будет, и долг власти сказать об этом прямо и честно. Однако, похоже, что `Единая Россия` собирается снять два урожая с одного поля. В прошлом году она отчиталась перед всем народом, сколько полезного она заложила в закон, как отстояла права пенсионеров и ветеранов, а сегодня `единоросы` берут в свои руки защиту пострадавших от ими же принятых законов. Михаил Фрадков уже дал команду министрам принять участие в заседании политсовета `Единой России`.

Так во время коллективизации ответственными за все `перегибы` назначили местных работников. Вспомним знаменитую статью `Головокружение от успехов`: мол, Сталин все гениально разработал, но исполнители на местах перегнули палку. Теперь задумщики реформы социальных льгот пытаются переложить с больной головы на здоровую - де, монетизация не предусматривала отмены бесплатного проезда. Но это, как мы указали выше, сказки для непонимающих. Из всех губернаторов только один Аман Тулеев рискнул вернуть явочным порядком бесплатный проезд. Но на такой шаг способен только он, с его невероятным административным ресурсом и харизмой. Однако и властям Кузбасса не уйти от вопроса компенсации транспортникам. Те бесконечно заниматься благотворительностью не смогут.

Короче говоря, сохраняется опасность того, что честный и открытый разговор между властью и обществом может быть подменен очередной пиар-кампанией - с поиском `недоработавших` (региональные власти), `подстрекателей` (например, национал-большевики) и `ангелов-хранителей` (депутатов-`единоросов`). Но что выиграют пенсионеры?


14.01.2005
2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`http://nvolgatrade.ru/

Док. 217303
Опублик.: 14.01.05
Число обращений: 1236

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``