В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр ИГНАТЕНКО, президент Института религии и политики: Как принимают в `Аль-Каиду` Назад
Александр ИГНАТЕНКО, президент Института религии и политики: Как принимают в `Аль-Каиду`
Интенциональность как новый принцип
формирования глобальной террористической сети

`...Чи была та гидра,
чи не?!..`
А мы эту гидру видели
в её
натуральной
величине.

Владимир Маяковский

Парадоксом формирования и деятельности `Аль-Каиды` является то, что она с самого начала своего возникновения была и до сих пор остается закрыто-открытой организацией. Закрытость `Аль-Каиды` обусловлена тем, что она - террористическая группировка, осуществляющая планирование террористических операций, тайную рекогносцировку места и цели будущей террористической атаки, скрытную организацию террористического акта (на организацию некоторых терактов уходит от одного до трех лет), и такую же скрытную подготовку путей отхода для организаторов и кураторов террористических актов. Открытость `Аль-Каиды` является для нее тоже необходимой, т.к., будучи построена по сетевому принципу, она в ходе своей экспансии применяет способ сетевого маркетинга, вкладывая много ресурсов в своего рода `рекламную кампанию`, в ходе которой раскрываются многие аспекты ее деятельности (исторические, идеологические, организационные, персональные и т.п.). В глобальной информационной сфере есть масса субъектов с баджем `Если хочешь стать террористом, спроси у меня, как`. К тому же даже выполнение такой задачи, как прокладывание ложных следов, маскировка и т.п., вынуждает `Аль-Каиду` переводить в открытый доступ некую информацию, которая может много дать исследователю, если эту информацию уметь `прочесть`.

Еще один парадокс, связанный с `Аль-Каидой`, - в том, что открытой и доступной информации о ней слишком много. Так, количество экстремистских (в первейшую очередь ваххабитских) сайтов в Интернете, которые тем или иным образом работают на `Аль-Каиду`, в настоящее время превышает четыре тысячи. Однако исследовательское освоение этой информации крайне затруднено не только вследствие ее невообразимого обилия, но и потому, что она `заперта` на два ключа - во-первых, она на арабском языке, во-вторых, дискурс `Аль-Каиды` как религиозно-политической организации погружен в исламскую семантическую сферу и определенным образом ее трансформирует (или деформирует.

Однако относительная открытость `Аль-Каиды` позволяет увидеть много интересного и важного для всех, кому небезразличны судьбы России и мира. Следующий ниже текст построен целиком на открытых источниках.

Филиалы или ячейки `Аль-Каиды` довольно долго формировались и продолжают формироваться до сих пор по следующей схеме. На определенной территории, чаще всего - в регионах расселения мусульман, где наличествуют некая напряженность (если ее нет, она провоцируется) - социальная, межэтническая, межконфессиональная и т.п. - и отсутствует или резко ослаблен государственный контроль за территорией, внедряется своего рода `зародыш` филиала или ячейки. Он состоит из двух главных действующих лиц с любым количеством вспомогательного персонала - амира (от араб. амир), или воинского командира и улема (от араб. алим, знаток религии, которым обязательно является ваххабитский ученый). На амира замыкаются все военные вопросы и вокруг него формируется штаб. Улем является своего рода `комиссаром`, который дает вероучительное и правовое обоснование ведущейся террористической войны. В случае численного роста филиала или ячейки этот улем возглавляет создаваемый им `шариатский комитет` (ляджна шар#8216;ийя). Филиал `Аль-Каиды`, действующий на территории России (в основном на Северном Кавказе) построен по этой классической схеме. Амиром филиала был сначала саудовец Хаттаб, потом саудовец Абу-ль-Валид, теперь им является иорданец Абу-Хафс. `Комиссаром` филиала был и, кажется, остается до сих пор Мухаммад Абу-Умар ас-Сайф, бывший член Высшего совета улемов Королевства Саудовская Аравия. `Комиссару` принадлежит главная роль: он представляет религиозный авторитет в организации, которая является религиозно-политической. Его одобрение требуется для любого более или менее серьезного действия, предпринимаемого филиалом или ячейкой `Аль-Каиды`.

Ярким воплощением этого принципа является `пара` - Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири. В этой паре Усама бен Ладен является (или являлся религиозным авторитетом, издающим фетвы по важным вопросам деятельности `Аль-Каиды` и ее филиалов или ассоциированных с ней группировок. С вопросом к нему, с просьбой издать фетву по тому или иному конкретному вопросу еще летом 2002 года можно было обратиться по адресу xlx@ayna.com. Сейчас к Усаме бен Ладену обращаются за фетвой с сайтов-форумов. Яркий пример обращения подобного рода - просьба от `Исламской армии Ирака`, захватившей двух французских журналистов, издать фетву о том, что с ними делать после того, как эта группировка заявила, что она обезглавит их, если французское правительство не отменит закон, запрещающий ношение заметных символов религиозной принадлежности (включая женские платки-хиджабы) в государственных учебных заведениях, - http://www.islamic-minbar.com/forum/viewtopic.php?t=1708 . Неизвестно, получили ли они ответ. На момент написания статьи судьба двух французских журналистов неизвестна.

Существует целый штат своего рода `комиссаров-заочников` - это ваххабитские улемы, некоторые из которых никогда не покидали пределы Саудовской Аравии, но с готовностью могут издать фетву по мобильному телефону (услуга стоит 50 долларов). Списки телефонов ваххабитских улемов в Мекке, Эр-Рияде, Джидде есть в Интернете - http://www.a5a5.com/hawtf.html, еще - http://www.raddadi.com/hatif.htm; в Интернете же имеется очень большое количество сайтов ваххабитских улемов с электронными `почтовыми ящиками` - см., напр., один из списков таких сайтов - http://saaid.net/Warathah/index.htm. Имеются свидетельства того, что и Хаттаб, и Абу-ль-Валид находились `на постоянной связи` с улемами в Саудовской Аравии. Именно фетвы ваххабитских улемов из Саудовской Аравии явились первым, внешним импульсом развертывания акций так называемых `шахидов` на территории России.

Нередко `комиссарами` в террористических группировках - филиалах или ячейках `Аль-Каиды` являются оваххабитившиеся несаудовцы. Как правило, это - люди, обучавшиеся в религиозных учебных заведениях в Саудовской Аравии, либо определенное время жившие там, либо находившиеся под воздействием ваххабитских улемов за пределами Саудовской Аравии. Так, в организации `Единобожие и джихад` (Ат-Таухид ва-ль-джихад), возглавляемой амиром Абу-Мусабом аз-Заркави, до недавнего времени `комиссаром` - руководителем `шариатского комитета` был недавно убитый в Ираке Абу-Анас аш-Шами - сириец, если судить по его кличке аш-Шами, от слова аш-Шам, Сирия. Попутно отмечу, что одним из признаков принадлежности к `Аль-Каиде` являются клички, которыми заменяются имена и фамилии. Кличка, как правило, строится следующим образом. Сначала идет кунья - имя по сыну (либо по имеющемуся, либо по предполагаемому), например, Абу-Анас. Затем идет нисба - своего рода `фамилия`, даваемая по месту - либо по месту рождения (например, аш-Шами, `Сириец`, аль-Маккави, `Мекканец` и т.п.), либо по местности, в которой моджахед уже воевал ранее (например, аль-Буснави, `Босниец`, аш-Шишани, `Чеченец` и т.п.).

В ряде случаев боевики-террористы в силу разных обстоятельств не успевают определиться со своими функциями - то ли они военные командиры, то ли они `комиссары`, то ли кандидаты для включения во вспомогательный персонал ваххабитских эмиссаров `Аль-Каиды`. В октябре с.г. на российской территории, в Чечне был убит некий Радван Халиль (Rudwan Khalil), известный у себя в Ванкувере (Канада) как Абу-Бакр (если бы его не убили, то в Чечне воевал бы моджахед Абу-Бакр аль-Канади, т.е `Канадец`). Расследование, проведенное канадскими властями показало, что путь этого канадца арабского происхождения является довольно типичным. Он постоянно посещал мечеть `Дар аль-Мадина` в Ванкувере, где имамом является ваххабит шейх Юнус Катрада, который обучался ранее в Саудовской Аравии. В мечети Юнус Катрада читал ваххабитские проповеди и, по сути дела, занимался подстрекательством своих прихожан к ведению `джихада` против `неверных` (для аль-каидовцев `неверные` - все не-ваххабиты) - http://www.canada.com/national/story.html?id=866ce530-2ba6-429d-8fbd-8cc4744d5ef2. Российские власти утверждают, что он прибыл в Чечню в качестве подрывника. Значит, где-то успел обучиться взрывному делу.

Уже общим местом стало утверждение, что `Аль-Каида` - сетевая организация. И расширение (экспансия) `Аль-Каиды` исследователями и правоохранительными органами в разных странах мира представлялось в виде расширящейся в разные стороны паутины, в центре которой сидит Усама бен Ладен, а от него к ячейкам `Аль-Каиды` или к ассоциированным с ней группировкам отходят линии разных связей - организационных, финансовых, идеологических и т.п. В целом это правильная логика. Так, наличие филиала `Аль-Каиды` на территории России подтверждалось, как минимум, тремя обстоятельствами - сведениями о контактах упомянутого выше Хаттаба с Усамой бен Ладеном и наличием на территории России боевиков и террористов, ранее прошедших обучение в лагерях `Аль-Каиды` (организационная связь), получением денег из источников, финансирующих `Аль-Каиду, или от самой `Аль-Каиды` (финансовая связь), наличием общих с `Аль-Каидой` заявленных ваххабитских целей и лозунгов борьбы против `неверных` (идеологическая связь).

Однако после начала глобальной антитеррористической операции (осень 2001 года), `выведения из оборота` Усамы бен Ладена и нанесения ударов по `Аль-Каиде` в разных странах мира организационные, финансовые и идеологические связи внутри `Аль-Каиды` как сетевой организации в некоторых случаях дополнились, в других случаях были заменены новым типом связей. Я бы назвал их интенциональными связями. Принцип здесь такой: `хочешь быть ячейкой `Аль-Каиды` - будь ей!`.
Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 7a.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

Рисунок 10.

Рисунок 11.
Для этого нужно стремиться и делать то, что делает `Аль-Каида`, или, в другом варианте, - то, что понравилось бы Усаме бен Ладену. И действовать соответствующим образом, не всегда получая команду из `Центра`.

Наглядный вариант установления интенциональных связей с `Аль-Каидой` и, соответственно, формирования нового филиала или ячейки этой организации - использование аль-каидовской символики с целью определенного самопозиционирования в качестве части или ассоциированного члена глобальной террористической сети. Одним из важнейших символов `Аль-Каиды` является черное ваххабитское знамя с надписью по-арабски (либо `Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник`, либо `Аллах велик`). Вот это знамя - на фото, сделанное в Афганистане в 1998 г. В центре - Усама бен Ладен, справа от него - его `правая рука` Айман аз-Завахири. На заднем плане - знамя `Аль-Каиды` (см. рис.

В ряде случаев, группировки, входящие в `Аль-Каиду` или ассоциированные с ней, добавляют отдельные элементы к этой надписи, либо включают само знамя в свою эмблему как ее часть. Для демонстрирования того, как позиционируют себя разные группировки в качестве части или ассоциированного члена `Аль-Каиды` с использованием аль-каидовского знамени, можно начать с любого места обширной информационной сферы `Аль-Каиды`. Вот один из аль-каидовских сайтов `Львы Хаттаба - http://www.arab4u.8m.com/ (см. рис. 2). На нем помещена `Энциклопедия джихада`, внизу - аудио-проигрыватель с речью Хаттаба перед арабскими моджахедами в Чечне. Сайт украшен портретами Усамы бен Ладена и, что важно для нас, черными ваххабитскими знаменами `Аль-Каиды`.

А вот это знамя на сайте группировки `Движение исламского обновления`, бывшего `Комитета доброго совета и реформирования` (Advice and reformation committee) - представительство Усамы бен Ладена, располагавшегося в Лондоне, - https://www.lajnah22me.co.uk/ (рис. 3).

Вот то же самое знамя на сайте Партии исламского освобождения (Хизб ат-Тахрир аль-ислами) - http://www.khilafah.com/ (рис.

На рис. 5 воспроизвена эмблема группировки `Ассоциация моджахедов` (Рабита аль-муджахидин), действующая в Юго-Восточной Азии. Она интересна тем, что знамя `Аль-Каиды` составляет честь эмблемы организации.

Вот такое же знамя - на сайте Islamic-Minbar.com, на котором были помещены сообщения `Бригад аль-Исламбули` (Ката`иб аль-Ислямбули), которые взяли на себя ответственность за взрывы двух российских самолетов 24 августа с.г. и взрыв около метро `Рижская` в Москве 31 августа с.г - http://www.islamic-minbar.com/forum/viewtopic.php?t=1651 (рис. 6).

Басаев, амир группировки `Риядус-Салихийн` позирует на фоне черного ваххабитского знамени, да к тому же у него маленькие `реплики` ваххабитских знамен и на плечах в виде погон и на фуражке (рис. 6). (Между прочим, именно такими `репликами` аль-каидовских знамен были увешаны эмиссары `Аль-Каиды` в Чечне - Хаттаб, Абу-Кутайба, Абу-ль-Валид. Ходит с такими погонами и Аслан Масхадов - см. рис. 7а - фото, на котором изображен Аслан Масхадов и Абу-Кутайба.) В заявлении о теракте в Беслане 1-3 сентября с.г., который тоже взял на себя Басаев, он пишет, что незнаком с Бен Ладеном, тем самым намекая на то, что он не имеет отношения к `Аль-Каиде`. Достаточно того, что он был знаком с Хаттабом - эмиссаром `Аль-Каиды` на российской территории и обвешался аль-каидовскими вымпелами. Вспомним к тому же, что агрессия против Дагестана с территории Чечни в 1999 г. проходила под черными аль-каидовскими знаменами, что было запечатлено в массе видеодокументов.

`Самопальное`, вышитое (или разрисованное), наверное, руками будущих `шахидок`, которые не сумели воспроизвести арабскую вязь, но `правильное` аль-каидовское знамя обнаруживается во время теракта в `Норд-Осте`, который совершили члены `Риядус-Салихийн` (рис. 8). (Кстати сказать, вся символика теракта в `Норд-Осте` была аль-каидовской (ваххабитской), хотя принести с собой ичкерийское знамя вместо аль-каидовского не составляло никакого труда.)

Не очень понятно, какую цель преследовал российский `Союз мусульманских журналистов` (глава - Вячеслав-Али Полосин), публикуя постановочное фото того самого аль-каидовского `рыцаря под знаменем Пророка` на своем сайте - http://www.islam-info.ru/?a=234 (рис. 9)

Кстати сказать, это знамя с сайта `Союза мусульманских журналистов` совпадает со знаменем `Глобального исламского медиа-центра`, созданного объединившимися аль-каидовскими медиа-ресурсами - https://69.93.139.242/~openfor/vb/showthread.php?t=12601 (рис. 10)

На этой же странице, патронируемой `Глобальным исламским медиа-центром` и специально посвященной организации `Единобожие и джихад` (Ат-Таухид ва-ль-джихад) Абу-Мусаба аз-Заркави, можно обнаружить знамя этой группировки, основу которого составляет аль-каидовское знамя (рис. 11, множество фото - это всё аз-Заркави в разных видах).

Пожалуй, эта группировка в максимальной степени демонстрирует самопозиционирование в качестве филиала или ячейки `Аль-Каиды`. Даже отвлекаясь от того, что именно она совершает на территории Ирака террористические акты против `неверных` (т.е. иракцев, по-преимуществу шиитов, в также христиан и курдов) с использованием террористов-самоубийц (это - один из признаков `фирменного стиля` `Аль-Каиды`), черное аль-каидовское знамя является достаточным индикатором принадлежности. Но на этом группировка `Единобожие и джихад` не остановилась. 19 октября с.г. эта группировка принесла `клятву верности` (бай#8216;а), т.е. признала своим руководителем Усаму бен Ладена. И изменила свое название с `Единобожия и джихада` на `Базу джихада в Стране Тигра и Евфрата` (Ка#8216;ида аль-джихад фи биляд ар-рафидайн). Иными словами, она реализовала принцип интенциональности в установлении связей с `Аль-Каидой` и Усамой бен Ладеном. Группировка дополнила существовавшую ранее организационную связь с `Аль-Каидой`, которую можно было бы графически изобразить как идущую от `Аль-Каиды` к `Единобожию и джихаду` (Абу-Мусаб аз-Заркави всегда считался специалистами по антитеррору амиром, подчиняющимся руководству `Аль-Каиды`) связью другого рода - интенциональной, вектор которой идет в противоположном направлении, от группировки, действующей `по-аль-каидовски` на определенной территории (в Ираке, называемом по-арабски высоким стилем `страной Тигра и Евфрата`), к `Аль-Каиде`. (При этом руководство группировки аз-Заркави демонстрирует знакомство с изменениями, происходящими в самой `Аль-Каиде`. Та с некоторых пор взяла себе новое название - `База джихада`, Ка#8216;ида аль-джихад, которое получилось от соединения двух названий - `Аль-Каида`, что означает `База` и `Джихад`, Аль-Джихад. Во втором случае имеется в виду египетская организация `Джихад`, возглавляемая свояком Усамы бен Ладена - Айманом аз-Завахири, дочь которого стала женой сына Усамы бен Ладена. Возможно, переименование `Аль-Каиды`, которая продолжает выступать и под своим старым именем, ставшим своего рода террористическим `брендом`, вызвано тем, что Усама бен Ладен более не руководит `Аль-Каидой` по каким-либо причинам. Тогда `клятва верности` Усаме бен Ладену как несуществующему руководителю с еще большей ясностью демонстрирует смысл и содержание интенциональной связи.)

Еще одним свежим примером интенциональной связи с `Аль-Каидой` может быть возникновение группы, которая совершила серию терактов на Синае (Египет) в ночь с 7 на 8 октября с.г. (их жертвами стали египтяне, израильтяне, россияне, итальянцы). Египетские следственные органы склоняются к тому, что теракт осуществила нововозникшая группировка (один палестинец, восемь египтян), ранее не существовавшая и не имеющая прямых организационных связей с `Аль-Каидой`, но действующая `по-аль-каидовски`. Для такого рода групп уже даже вводится особое название - `новые фундаменталисты. Ответственность за этот террористический акт взяли на себя разные группировки - `Исламская группа` (Аль-Джама#8216;а аль-исламийя, такая организация существует в Египте, но есть сомнения относительно ее причастности к этим терактам, т.к. ее руководство некоторое время назад заявило об отказе от насильственных средств и методов борьбы), `Всемирный исламский джамаат`, или `Всемирная исламская группа` (Аль-Джама#8216;а аль-исламийя аль-алямийя, ранее никогда не давала о себе знать), `Армия пророка Мухаммада` (Джайш Мухаммад, существует ряд группировок с таким названием в разных странах мира, в данном случае подразумевался палестинская группировка, не дававшая знать о себе раньше), `Батальоны исламского единобожия` (Ката`иб ат-таухид аль-ислами), `Рота имени шахида - командира Хаттаба - Батальоны имени шахида Абдаллы Аззама - Организация `Аль-Каида` - Территория Сирии и Египта` (Сарийя аш-шахид аль-ка`ид Хаттаб - Ката`иб аш-шахид Абдалла Аззам - Танзим Аль-Ка#8216;ида - Ард аш-Шам ва Биляд аль-Кинана, всё это одно название; ранее группировки с таким названием не существовало). Наконец 15 октября в редакцию ливанской газеты `Аль-Балад` пришло письмо, подписанное `информационным департаментом организации `Аль-Каида` (кисм аль-и#8216;лям ли танзим Аль-Ка#8216;ида), в котором `Аль-Каида` взяла на себя ответственность за взрывы на египетских курортах. Если это заявление аутентично, то тогда ситуация выглядит следующим образом: кто-то совершает теракт `по-аль-каидовски` и заявляет об этом, анонсируя себя в качестве подразделения `Аль-Каиды` (больше всего в этом случае подходит `Рота имени шахида - командира Хаттаба - Батальоны имени шахида Абдаллы Аззама - Организация `Аль-Каида` - Территория Сирии и Египта`). И в последующем `Аль-Каида`, оценив этот теракт на предмет его соответствия целям, задачам и стилю `Аль-Каиды`, заявляет о том, что этот акт совершила `Аль-Каида`, тем самым принимая в эту организацию нового члена.


--------------------------------------------------------------------------------
Без идеологической индоктринации `Аль-Каида` просто не может обойтись. С этой целью используются ваххабитские сайты, публикующие как программные тексты, так и видеоматериалы (например, съемки обезглавливания `неверных`, видеозаписи терактов и иных акций и т.п.). В настоящее время такого рода сайтов в Интернете имеется не менее четырех тысяч.
Например, выясняется, что имеет место разделение труда при совершении террористических актов: одни группы организовывают его, другие - дают шариатское обоснование акту, третьи - осуществляют, четвертые - обеспечивают в информационно-пропагандистском плане, пятые - направляют правоохранительные органы по ложному следу.
Реклама `шахидизма`, прославление `шахидов`, т.е. моджахедов, погибших во время `джихада на пути Аллаха` заставляет `Аль-Каиду` публиковать списки `шахидов`, погибших в той или иной стране мира, например, на сайтах под названиями типа `Караваны шахидов` (Кавафиль аш-шухада`), что позволяет исследователю определить этнический состав членов `Аль-Каиды`, воюющих на той или иной территории (например, в России - в Чечне), их примерное количество (от количества убитых можно совершить экстраполяцию к количеству оставшихся в живых) и, соответственно, размер `возвратной волны`, т.е. сколько, например, марокканцев или алжирцев прошло через Чечню и осело в разных городах этих стран, создавая группировки, называемые местными жителями `чеченцами`.
В настоящее время в ФБР США имеются 123 тысячи часов записей разговоров руководителей `Аль-Каиды` разных уровней. Они не только не поняты и не проанализированы, но просто-напросто не прослушаны. Все они - на арабском языке. - `Аш-Шарк аль-Авсат`, 29 сентября 2004 г.
Неспециалистам более-менее понятно, что такое `джихад`, `шахид` в интерпретации `Аль-Каиды` и как аль-каидовская трактовка этих категорий соотносится с традиционной исламской. Но это - малая часть категориального аппарата `Аль-Каиды`. Буквально наугад можно назвать разные по значению категории, используемые `Аль-Каидой` и имеющие принципиальное значение для всей ее идеологическо-пропагандистской системы - такфир, валя` и бара`, татаррус, куфр, мунафака (лицемерие в специфическом значении) и др. Эти категории сами по себе являются индикаторами принадлежности того или иного текста к аль-каидовской традиции. Есть более `тонкие` моменты. Так, только аль-каидовцы называют пророка ислама Мухаммада `предводителем моджахедов` (имам аль-муджахидин).
К настоящему времени нет достоверных данных о судьбе Усамы бен Ладена. Это, как мы увидим ниже, не имеет значения для существования, деятельности и экспансии `Аль-Каиды`.
Сейчас в качестве абсолютно достоверного факта признается всеми, в том числе властями Королевства Саудовская Аравия, что глобальный террористический интернационал финансировался рядом саудовских благотворительных фондов, среди которых - самый крупный из них `Аль-Харамейн`.
От интенция (лат. intencio, стремление) - направленность сознания, мышления на какой-л. предмет; намерение, цель.
Сам выбор черного цвета для знамени `Аль-Каиды` вызван тем, что ее основатели и руководители претендуют на продолжение дела пророка Мухаммада, у которого, согласно некоторым хадисам (например, цитируемого Ибн-Касиром) было именно черное знамя. Обоснование такого выбора приводится Айманом аз-Завахири в его книге `Рыцари под знаменем Пророка` (Аль-Фурсан тахт рая ан-Наби, в английском переводе `Knights Under the Prophet`s Banner`). `Знамя Пророка` имеет в данном случае буквальный, а не метафорический смысл.
Ниже помещена эмблема ваххабитской группировки, ассоциированной с `Аль-Каидой`, `Объединение моджахедов` (Рабита аль-муджахидин, действует в Юго-Восточной Азии).
Попутно отмечу, что Хаттаб, его образ, миф о нем и т.п. - всё это занимает значительное место в аль-каидовской пропаганде, что указывает на его действительную сопричастность `Аль-Каиде`.
Это может быть, как минимум, намеком на то, что Партия исламского освобождения (знаменитая на постсоветском пространстве Хизб-ут-Тахрир) связана с `АльКаидой`, которая миролюбием никогда не отличалась.
За эти теракты ответственность на себя в последующем взял и амир группировки `Риядус-Салихийн` Шамиль Басаев. Взятие на себя ответственности разными, иногда даже не существующими группировками, может преследовать разные цели - сбить со следа правоохранительные органы (и это значит, что люди, давшие заявление от имени `Бригад аль-Исламбули`, вероятно, были в сговоре с действительными организаторами террористических актов); усилить эффект террористического запугивания через публикацию заявлений от имени всё новых и новых группировок, тем самым демонстрируя их мнимое множество; послать определенный политический message и т.п.
См.: `Аль-Хаят`, Лондон, 26 октября 2004 г.


28.10.2004
2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`http://nvolgatrade.ru/

Док. 217145
Опублик.: 12.01.05
Число обращений: 754

  • Игнатенко Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``