В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений ЗАЯШНИКОВ: Перед кем и за что ответственен бизнес? Назад
Евгений ЗАЯШНИКОВ: Перед кем и за что ответственен бизнес?
Выступление на конференции
`Власть и бизнес в регионах:
опыт социальной ответственности`.
Ярославль, 6 октября 2004 года

Уважаемые господа!

Я благодарен центру `Новая Политика` за предложение выступить на семинаре.

Сразу хочу оговориться, что главную цель - формирование единой позиции бизнес-сообщества и других заинтересованных сторон в понимании социальной ответственности бизнеса нам сегодня выполнить вряд ли удастся. Слишком широк спектр мнений по этому вопросу.

Большой интерес к социальной ответственности бизнеса в последнее время объясняется двумя причинами. Первая заключается в том, что социально - ответственное поведение является одной из сторон корпоративного управления. Вторая обусловлена все возрастающим вниманием государства к данному вопросу. Это проявилось и в том, что искоренение бедности было названо одной из приоритетных задач в президентском послании Федеральному Собранию.

На сегодняшний день существует наиболее распространенное определение социальной ответственности как добровольного участия бизнеса в решении социальных проблем общества. Из него, наверно, и следует исходить, если мы стремимся к единой позиции.



Перед кем и за что ответственен бизнес?


Он ответственен перед акционерами, ожидающими своих дивидендов, перед покупателями, ожидающими качественный продукт или услугу, перед налоговыми органами - полной и своевременной выплатой налогов, перед местным сообществом - различными социальными программами, перед работниками - своевременной выплатой зарплаты и т.п. При этом некоторые из этих обязательств носят обязательный характер (например, выплата налогов), в то время, как другие принимаются компаниями самостоятельно.

Раскроем более подробно, в чем заключаются интересы различных социальных групп и как корпорации выстраивают отношения с ними.



Инвесторы


Сегодня инвесторы - это физические лица, пенсионные фонды, трасты, финансовые организации, учебные заведения и т.п. Они используют информацию как из масс-медиа, так и из различных специальных источников. При этом оцениваются такие параметры, как:

наличие токсичных выбросов, производство химикатов, уничтожение отходов и пр.;
доля алкогольных, табачных изделий в общем объеме выпуска продукции;
отношения с профсоюзами, сотрудниками, схемы предоставления льгот, наличие
пенсионных программ;
проведение благотворительных программ, наличие программ помощи незащищенным
слоям населения и т.п.
У нас наблюдается обратное. Показательна конференция `Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха`, проведенная Ассоциацией менеджеров 28 марта 2003 г. в Москве. Исполнительный директор одноименного проекта СЕ. Литовченко на данной конференции так охарактеризовал ситуацию: `Не секрет, что на фондовых рынках обращают внимание на наличие в компаниях профсоюзов. Если таковые есть, то, как правило, капитализация снижается на 10-15%`. Данное высказывание, по мнению автора, не требует комментариев.



Сотрудники


Компании ведут работу по улучшению условий труда на рабочем месте, заботятся о развитии персонала, способствуют реализации ими своего потенциала, принимают на себя заботу о жизни семей работников. Важное место уделяется обеспечению совместимости условий труда и семейной жизни. Речь идет, прежде всего, о заботе о женщинах - сотрудницах. С этой целью компаниями предоставляются дополнительные отпуска по уходу за ребенком, вводятся гибкие графики работы для женщин-матерей, где это возможно и т.п.

Наличие зависимости между обеспечением `более высокого уровня жизни на рабочем месте` и ростом объема прибыли через повышение производительности труда, ростом качества продукции, увеличением числа рационализаторских предложений стало аксиомой и не требует доказательств.

Итак, любой нормальный хозяин или менеджер по возможности стремится повысить материальную заинтересованность работников. Объяснять это лишний раз никому не надо - просто не всегда у руководителя есть такие возможности. Если предприниматель совершает подобные действия сверх предусмотренных законодательством норм, то он руководствуется при этом принципами социальной ответственности на своем предприятии.



Потребители (клиенты)


Компании, как правило, стремятся строить длительные отношения с клиентами. В рамках этой концепции прибыль - побочный продукт, вознаграждение за качественное обслуживание клиентов. Другой аспект столь внимательного отношения к клиентам - возрастающая роль этических клиентов. Исследования, проведенные Всемирным банком, покупателей из разных стран мира свидетельствуют, что большинство из них при покупке товара отдает предпочтение производителям, характеризующимся внимательным отношением к окружающей среде, сообществу и т.п.



Окружающая среда


Исследования Всемирного банка (упомянутые выше), а также много других исследований показывают, что покупатели предпочитают приобретать продукты компаний, характеризующихся бережным отношением к окружающей среде. В связи с этим разрабатывается концепция управления в сфере защиты окружающей среды, которая внедряется в практику предприятий во всех развитых странах мира. При этом распространение получают ценовые инструменты с учетом налогов для защиты окружающей среды.



Сообщества людей


Местные сообщества - `это воздух, без которого ваше дело рискует задохнуться. Они являются существенной частью бизнес-окружения`. Компании строят отношения с местными бизнес-сообществами в виде:

партнерства с местной властью;
партнерства с некоммерческими организациями;
собственных инвестиций социального характера.
При этом предполагается, что основное предназначение любой компании - предложение товаров и услуг, на производстве которых она специализируется.

Таким образом, внепроизводственная социальная ответственность формируется в зависимости от возможностей и мировоззрения конкретного бизнеса. Кто-то может себе позволить и считает целесообразным оказывать помощь проектам по поддержанию редких видов животных в Африке, у кого-то приоритетом будут проблемы Российского государства, а третий будет благоустраивать свою `малую родину`. Я не берусь судить, кто прав.



Как обстоят дела в Ярославской области на практике?


В соответствии с решением Администрации и Экономического Совета будет проводиться конкурс предприятий высокой социальной эффективности. Жюри уже приступило к работе. Разрешите огласить некоторые данные за прошедший год, которые выглядят наиболее впечатляющими.

Так, выплаты социального характера на НПО `Сатурн` за 2003 год составили около полумиллиарда рублей. По отдельным направлениям явные лидеры прослеживаются в следующих категориях:

Забота о работниках
Затраты ОАО `Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез` на санаторно-курортное лечение (оплата путевок, проезд к месту лечения и отдыха) составили 24 миллиона рублей. Затраты ЗАО `Свобода` на возмещение выплат работникам за содержание детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях составили около миллиона рублей.
Поддержка физкультуры и спорта
Затраты ОАО `Автодизель` на спортивно-оздоровительные мероприятия составили около 4 миллионов рублей. Доля работников и членов их семей, прошедших оздоровление в санаториях, на ОАО `Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез` составила 49,7%.
Охрана труда
Затраты ЗАО `Балканская Звезда` на мероприятия по улучшению условий охраны труда составили более 36 миллионов рублей.
Экология
Запрет шумных самолетов в Европе обусловил соответствующую работу ОАО `НПО `Сатурн` по снижению шумности выпускаемых двигателей. Такая же ситуация и на ОАО `Автодизель`. Предприятие переходит на производство более экологически чистых двигателей в соответствии со стандартами ЕВРО.
Образование
Затраты НПО `Сатурн` на содержание учреждений образования превышает пол миллиона рублей. Затраты НПО `Сатурн` на переподготовку и повышение квалификации персонала составили более 7 миллионов рублей. Доля работников ОАО `Русские краски`, прошедших повышение квалификации и переподготовку, составила 55,2%.
Сейчас, когда Ярославская область готовится к празднованию своего тысячелетия, задача работодателей - достойно подготовиться к ее празднованию. Предлагаю всем об этом задуматься.



--------------------------------------------------------------------------------


Следующая проблема, обозначенная в повестке, - достижение взаимопонимания между бизнесом, обществом и государством в вопросах социальной ответственности. Это проблема очень серьезная и скорее политическая. В любом случае - худой мир лучше доброй ссоры. Социальная стабильность нужна и бизнесу, и государству. А механизм взаимодействия здесь понятен и прост. Общество выступает арбитром во взаимоотношениях бизнеса и власти. Принимает государство непопулярные шаги - падает его рейтинг. Бизнес думает только о себе и своем обогащении - общество поддерживает шаги правительства по `закручиванию гаек` и принятию жестких мер к олигархам, как было с `Юкосом`. Для этого есть барометр под названием `общественное мнение`.

Теперь об организационных структурах бизнеса общества и власти для реализации совместных действий и их направлениях. С государственными организационными структурами, я думаю, всем все понятно. Бизнес-структуры существуют, но имеют гораздо меньший вес, чем субъекты их формирующие. Их функции, как правило, экспертные и координационные. В любом случае, механизмом принятия решений для бизнеса в соответствии с законодательством будет совет директоров финансово-промышленных компаний, а не объединения работодателей. Хотя роль этих объединений следует повышать. В этом заинтересованы все.

Что же касается общества, то, как показывает практика, редкие партии и организации вправе претендовать на выражение интересов своей заявленной социальной базы. Я думаю, нас ждет партийное строительство, а пока я бы не переоценивал ни роль гражданского общества в лице отдельных объединений, ни роль средств массовой информации. Современная социологическая база позволяет прогнозировать результаты выборов до сотой доли процента. Поэтому демократические выборы и опросы общественного мнения - вот единственные на сегодняшний день механизмы оценки деятельности российской элиты.

Подводя итоги вышесказанному, считаю появление `новых технологий` взаимоотношений бизнеса и общественности, когда общественники становятся не просителями, а партнерами, скорее направлением деятельности, чем состоявшимся фактом. Идеология социального партнерства превратилась в норму трудового права после принятия соответствующих законов и внесения поправок в Трудовой кодекс. Профессиональные союзы нужны, их деятельность полезна для общества. Однако я не знаю компаний в России, где бы можно было их назвать `партнерами`.

Что же касается направлений совместных действий бизнеса, общества и власти - то это - борьба с бедностью, развитие малого и среднего бизнеса, борьба с безработицей, повышение жизненного уровня населения, совершенствование системы образования и здравоохранения, рост индустрии строительства, укрепление армии и обороноспособности государства.

В заключении, все же хочу сказать, что многие проблемы российского бизнеса тоже являются проблемами нашего общества и имеют общие экономические корни. Износ оборудования, высокие цены на энергоносители и материалы, отсутствие квалифицированных кадров - все это проблемы, имеющие как экономический, так и социальный аспект. Решение их должно идти рука об руку, и решать их должны и бизнес, и общество. Надеюсь, что сегодня на семинаре, который носит практический характер, мы продвинемся в формировании единой позиции заинтересованных сторон в понимании всех этих проблем.

Благодарю за внимание.

19.10.2004
Евгений ЗАЯШНИКОВ, Депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, пред. Подкомитета ГД по энергетике, транспорту и связи

2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`http://nvolgatrade.ru/

Док. 217140
Опублик.: 12.01.05
Число обращений: 510

  • Заяшников Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``