В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы и ожидания российских соотечественников за рубежом Назад
Проблемы и ожидания российских соотечественников за рубежом
Проблемы и ожидания российских соотечественников за рубежом



Что произошло за 10 лет?

10 лет после разрушения СССР, которые изменили мир, не могли не сказаться на состоянии российской постсоветской диаспоры. Российские соотечественники, ставшие зарубежными в 1991 году, испытали сильнейший стресс, связанный с резким изменением статусного состояния в государственной, общественной, экономической сферах.

Выходов из стрессового состояния два: либо изменить ситуацию, порождающую стресс, либо изменить отношение к этой ситуации. В приложении к рассматриваемой проблеме - положению соотечественников: это означало - эмигрировать или приспособиться. Те же, кто выбора еще не сделал, неизбежно погружаются в депрессию, сопровождающуюся социальной апатией, резким ухудшением здоровья, увеличением смертности и снижением рождаемости - что и наблюдается на всем постсоветском пространстве.

В эти процессы: исхода, приспособления и депрессии - и была вовлечены соотечественники. С 1991 года годы численность российских соотечественников в ближнем зарубежье уменьшилась на 5 миллионов, с 30 до 25. Основная их масса переехала в Россию. Какая-то (очень небольшая) доля из них приспособилась - уйдя в бизнес, на службу к новым режимам или в активную общественную деятельность по отстаиванию своих прав. Но большая часть - поражена депрессией. И именно русский народ понес тут самые большие и тяжкие потери.

За прошедшие десять лет на постсоветском пространстве, в целом, население уменьшилось почти на 6 миллионов человек. При этом 1 миллион человек потеряла Россия, а 5 миллионов приходятся на другие бывшие союзные республики. Русских на этом пространстве стало меньше почти на 11 миллионов. (число уехавших в дальние страны не превышает 500 тысяч человек). Т.е. каждый год на Земле становиться меньше на миллион русских людей!...В постсоветских государствах русские сейчас составляют 80 с лишним процентов в общей массе российских зарубежных соотечественников, и русские же преобладают в миграционных потоках (около 80% переселенцев в России из стран СНГ и Прибалтики).

За десять лет настроения ожидания, что Россия скоро все исправит, сменились ощущением, что `нас предали, бросили`. Действительно, ни забирать к себе людей, ставших второсортными в суверенных этнократиях, ни возвращать людей вместе с землями, волюнтаристки отрезанными когда-то от РСФСР, ни защищать соотечественников в бывших братских республиках Россия не стала.

Проблемы

Проблемы, которые остаются острыми для соотечественников, практически те же, что и 10 лет назад. Есть много общего в этих проблемах на всем постсоветском пространстве. В то же время общие тенденции имеют в каждой из бывших братских республик своеобразные черты и последствия, в зависимости от перспектив интеграции русского населения в странах проживания.

Общими для всех постсоветских стран остаются: сужение русскоязычного пространства и возможности полноценной жизни в родной языковой сфере; не снижающаяся русофобия и, даже, рост бытового национализма. Примеры этого есть везде. И в Прибалтике, где уже второй год продолжается антирусская `воспитательная` кампания профессора Гарды, который устраивает конкурсы среди детей, кто лучше обоснует тезис `Латвия для латышей`. И на Украине - с анитирусскими шабашами на Львовщине. И Казахстан - с ползучим `тихим` бытовым национализмом, проявляющим себя в самых неожиданных, формах. Рассказывают о случае в Алма-Атинском оперном театре во время спектакля `Князь Игорь`, на котором казахская публика устраивала овации при появлении на сцене Кончака, и освистывала Игоря, сопровождая свист вполне определенными комментариями. И это - в столичном оперном театре! Что же ждать от бездомных и безработных аульчан, заполняющих сейчас пустеющие города.

Идет постепенное и неуклонное вытеснение русских из сфер управления, общественно значимых профессий (например, в Казахстане, где 30% русских, в сфере управления их только 8%). Хотя частный бизнес этнических различий не признает, и остается нишей для русскоязычного населения.

Не снижается острота проблем с получением образования. Во-первых, - сокращаются сами возможности учиться на русском языке. Во-вторых, все труднее получить качественное профессиональное образование, уровень которого в странах СНГ значительно упал по сравнению с российским. Существует большой перечень предложений от соотечественников в этой сфере.

Экономические вопросы, безработица, в первую очередь, остаются острейшей проблемой. Хотя, например, в Казахстане, в некоторых добывающих отраслях наблюдается рост объемов. Идет даже приток рабочих из приграничных российских областей.

Многочисленные житейские проблемы усугубляются разочарованием в позиции России. Возродившиеся было, с приходом Путина, надежды, на то, что Россия `повернется лицом` к проблемам соотечественников угасают. Особенно остро стало ощущение предательства после Конгресса соотечественников. Когда завренения Президента в том, что `претензии российской диаспоры к государству в большой степени оправданы`, и что совместными усилиями положение будет исправлено, а граждане России и их соотечественники за рубежом `станут по настоящему единым народом`, остались пустой декларацией. Реальная политика России в отношении соотечественников не изменилась.

Хорошие слова не только не подкрепляются реальными действиями, но дела идут, порой, в противоположном направлении. Много говорят о защите граждан России, `где бы они не находились`. В период избирательной кампании, чтобы показать заботу Президента о россиянах, выручают из индийской тюрьмы граждан Латвии, предоставив им при этом российское гражданство. Но кампания завершилась... Из казахстанских лагерей вот уже третий год не могут добиться экстрадиции, хотя бы в российские тюрьмы, десяти граждан России, осужденных в Восточном Казахстане по сфабрикованному в 1999 году делу `Пугачева`.



Общественные структуры соотечественников

Права соотечественников, их интересы в странах проживания представляют их общественные объединения, которых только в нашем реестре насчитывается 264. Это разноуровневые и разноплановые объединения республиканского и локального характера, политические, культурные, благотворительные, ветеранские, правозащитные организации. Они действуют с разной степенью эффективности, но имеют, безусловно, важнейшее значение как инструмент выражения и защиты законных прав и интересов людей.

Общая проблема всех возникающих снизу общественных структур - их разобщенность и даже антагонизм на уровне лидеров. Это все присутствует, но надо сказать, что прошедшие десять лет приводят уже к другим процессам - процессам консолидации и постепенного преодоления той конфронтации, которая наблюдается на общественном поле.

Объединительные конференции и съезды прошли в 99 году в Казахстане и на Украине. Координация русских организаций в Прибалтике позволила избрать в парламент их представителей практически везде: и в Литве, и в Эстонии, и в Латвии. Выборы в Рижскую думу, которые прошли в феврале 2001 года, привели русских к власти в столице Латвии. Общественное объединение `За права человека в единой Латвии` - `Пчелы`, как их называют, заняли второе место, уступив социалистам всего один мандат, на выборах в Рижскую думу.

Даже закавказские славянские организации, где в общей сложности проживает не более 300 тысяч русских, заявили о своем намерении координировать усилия.

Координацию деятельности русских общественных объединений можно только приветствовать. Именно к этому призывает Россия, более того, правительственная Комиссия по делам соотечественников за рубежом прямо предостерегает, что не будет иметь дело с разношерстными организациями соотечественников. Конечно, чем меньше партнеров, тем проще работать, но нельзя уж совсем упрощать эту ситуацию, требуя свести все общественные объединения в одну организацию. Это может привести просто к нулевому результату.

Становление общественных структур во всем многообразии интересов невозможно и без многообразия этих организаций. Думаю, нужно обратить внимание на то, что политическому успеху русских в Прибалтике не помешало многообразие общественных объединений. На полтора миллиона проживающих там русских приходится 100 общественных объединений, а оставшиеся 160 организаций - на 19 миллионов соотечественников в других постсоветских государствах.



Что поддерживает миграционные настроения

Проблемы, о которых кратко говорилось выше, являются главными в причинах продолжающегося исхода. Те, кто находит силы для изменения ситуации, и уезжают, при этом надеются:

восстановить свои политические и гражданские права после переезда в Россию;

восстановить статус представителя титульной нации; устранить факторы, порождающие социально-политический дискомфорт, конфликтность, нестабильность на прежнем месте жительства;

получить высоко (хорошо) оплачиваемую работу в России;

получить качественное среднее и профессиональное (в т.ч. высшее) образования для детей.

Облегчающими обстоятельствами для переезда являются:

- наличие гражданства Российской Федерации;

- наличие родственных и других связей в России;

- информация о положительном решении всего комплекса проблем предшественниками;

- высокий уровень профессиональной подготовки, трудоспособный возраст;

- возможность свободного выезда и уверенность в возможности обустройства на новом месте;

- наличие средств на переезд.

В то же время происходят и сдвиги в ориентации потенциальных мигрантов. Если 80% бывших советских граждан из стран СНГ и Прибалтики предпочитают возвращаться в Россию, то их дети, ставшие взрослыми за прошедшие за 10 лет, которые уже не помнят или не знают о Советском Союзе, выбирают для себя свой путь, на котором Россия уже не всегда имеет приоритет. Так, по данным социологического опроса, проведенного в Алма-Ате весной этого года, из тех, кто собирается уезжать из Казахстана (около 30% опрошенных), только 60% сориентированы на Россию.



Факторы, сдерживающие миграцию в Россию

В первую очередь - это появление перспектив на интеграцию в местное общество, получение работы, возможности обучения на русском языке.

Одно из главных опасений для переезда - трудности, с которыми сталкиваются люди, переехав в Россию, на своей, не только `исторической`, но настоящей Родине.

Проблемы приобретения или восстановления российского гражданства, также являются существенным препятствием. (по некоторым данным, опубликованным в российских СМИ, за последние 10 лет в Россию из ближнего зарубежья переехало от 6 до 8 млн.человек. Абсолютное большинство из них так и не получило российское гражданство).

Принятие нового закона о гражданстве, который, по словам Александра Исаевича Солженицына, `увековечило десятилетнее предательство Россией своих соотечественников`, сделало (опять же, по словам депутата Виктора Имантовича Алксниса) русским самым большим разделенным народом. Сотни обращений с просьбой не принимать этот `жесткий` закон остались не услышанными ни большинством депутатов, ни сенаторами, ни Президентом. После введения в действие нового закона о гражданстве главный разработчик его, академик О.Е.Кутафин, награжден орденом `За заслуги перед Отечеством` II степени `за выдающийся вклад в развитие института гражданства Российской Федерации`.

Вступающий в силу с 1 июля 2002 года новый Закон о гражданстве Российской Федерации перечеркивает обещания о льготном порядке обретения гражданства России, данные соотечественникам в 1999 году 11 статьей Федерального закона `О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом`, которая отменяется.

Просить о российском гражданстве в упрощенном порядке, то есть без предварительного получения вида на жительство в России, могут только те, кто по сей день не имеет гражданства. Граждане бывшего СССР, даже родившиеся на территории РСФСР, при возвращении в Россию, на свою Родину, должны будут как любые иностранцы, сначала получить вид на жительство.

После получения вида на жительство, чтобы подать заявление о приеме в гражданство РФ, надо ждать не менее одного года (это в лучшем случае!, если соискатель родился в РСФСР, признан беженцем, или имеет особые достижения в науке, культуре, уникальной профессии), а то - и все пять! Соотечественнику-соискателю российского гражданства нужно будет доказывать, что он имеет законный источник существования. (Что будет признаваться таковым, пока - неизвестно.) При соблюдении всех этих условий, сдав экзамен на знание русского языка, обязавшись соблюдать Конституцию и законы РФ, российский соотечественник, ставший иностранцем в результате развала Советского Союза, получит право ходатайствовать о приобретении российского гражданства.



Чего ждут соотечественники от России по поддержке в странах проживания

Надо сказать, что русские люди в странах СНГ и Прибалтики жили, а многие до сих пор живут в надежде, что они России нужны. Именно поэтому в своих проблемах они апеллируют в первую очередь к России.

Ждут появления четкой, последовательной, настойчивой политики России по защите, поддержке и взаимодействию с зарубежными соотечественниками, как важнейшего ресурса для укрепления ее позиций в странах СНГ и Прибалтики.

Надеются, что будет принята и неукоснительно исполнена Государственная программа поддержки соотечественников России.

Верят, что по примеру других стран Россия будет подключать общественные организации соотечественников к подготовке и проведению визитов, официальных мероприятий проводимой Россией в странах проживания.

Рассчитывают, что с вступлением в силу нового закона о гражданстве, будут приняты меры для исправления ситуации по отношению к соотечественникам. Такими мерами могут быть заключение договоров об упрощенном порядке принятия гражданства для переезжающих в Россию (и наоборот). Подобные договора есть с Казахстаном, Киргизией, а также на уровне Четверки (РФ, Белоруссия, РК, КР). Но мало заключить договора. Также должны быть проработаны четкие механизмы их действия в России.

Еще одним выходом может быть закон о репатриации, в котором должна быть предусмотрена возможность принятия гражданства не только при переезде в Россию, но и до переезда, в странах проживания, если соотечественники, выражают намерение к репатриации.

Особый вопрос о гражданах России, проживающих за рубежом. Недавно, 21 мая, в Госдуме прошли слушания о положении граждан РФ, постоянно проживающих в СНГ и Прибалтике. Первоочередными для защиты прав российских граждан названы следующие меры:

· внести изменения в закон о выборах в Государственную Думу, создав специальные зарубежные избирательные округа для граждан России, постоянно проживающих в странах СНГ и Прибалтики (один округ - для Прибалтики; второй - для Украины, Молдавии, Приднестровья, Закавказья; третий - для Казахстана и Средней Азии);

· обеспечить всех граждан России, проживающих за рубежом, заграничными паспортами (например, из 100 тысяч граждан России, проживающих в Приднестровье, 44 тысячи стоят в очереди на получение заграничного паспорта, без которого они просто лишены права свободы передвижения);

· обеспечить контроль за соблюдением соглашений о статусе граждан России между Россией и странами проживания соотечественников;

· инициировать заключение договоров о статусе граждан России в странах проживания, с которыми подобные договора не заключены.

Конкретные предложения, которые высказывают соотечественники на конференциях, круглых столах, в своих обращениях в Правительственную комиссию, приведены в справке. Это достаточно большой перечень.

Но дело не только в том, чтобы обеспечить заявки соотечественников и помочь им выжить. Зарубежные соотечественники - это не востребованный ресурс России. Они хотят быть полезными своей Родине. Главное, чтобы те, кто отвечает за это направление, осознали национальные интересы государства, тогда вопрос о соотечественниках, действительно станет приоритетным в российской внешней и внутренней политике. А соотечественники - реальным фактором влияния и представления интересов России в странах проживания.

Будем надеяться!http://nvolgatrade.ru/

Док. 217052
Перв. публик.: 12.01.05
Последн. ред.: 25.01.05
Число обращений: 64


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``