В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социальная реформа нуждается в доводке Назад
Социальная реформа нуждается в доводке
В среду депутаты Госдумы намерены провести ряд встреч с министрами, чтобы обсудить реализацию в регионах закона о замене льгот денежными выплатами. Депутаты считают, что в сложившейся после Нового года напряженной обстановке во многом виноваты региональные власти. Однако задуманная федеральными властями реформа социальных отношений оказалась настолько масштабна, что отладки потребуют многие моменты.

Президиум фракции `Единая Россия` в Госдуме решил пригласить на встречу в среду министра труда и социального развития Михаила Зурабова. Кроме того, предлагалось назначить встречу с премьер-министром Михаилом Фрадковым. Не исключено, что состоятся обе встречи. Центральный вопрос - реализация в регионах замены льгот денежными выплатами. Как пояснил журналистам председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, `региональные власти, используя статьи закона, отменяют ранее установленные льготы, хотя законодательный акт их этого делать не обязывает`. В частности, по его словам, не может быть сокращен объем финансирования для полноценной реализации закона, а также произвольно уменьшено количество льготников.

Депутаты не ограничились общими декларациями и привели конкретные примеры подобных злоупотреблений. Например, мэр города Владимира отменил бесплатный проезд пенсионерам, но при этом компенсация установлена только для тех льготников, чья пенсия не превышает 1600 рублей, что является прямым нарушением федерального закона. Есть информация из других регионов, что некоторые категории льготников просто не получают положенные им компенсации. Главное нарушение местных властей состоит в несоблюдении принципа адекватности денежной компенсации замененным льготам. Депутаты намерены в сотрудничестве с правительством взять на себя работу по отладке компенсационного механизма на местах.

Во многом в создавшейся ситуации `виновато` разделение по источнику финансирования российских льготников на федеральных и региональных. Так, компенсации 14 миллионам ветеранов войны и инвалидам выплачиваются из федерального центра, а регионы должны выплачивать компенсации или сохранить натуральные льготы 20 миллионам ветеранам труда и труженикам тыла.

Федеральные льготники во многих регионах почувствовали себя даже в выигрыше. Житель небольшого города, получая 1500 рублей компенсации в месяц, имеет для этогго все основания. Востребованность общественного транспорта там невелика, а право бесплатного пользования санаторием раз в несколько лет у них остается. Часть возможностей федеральные льготники все же потеряли. Они сохранили право на бесплатный проезд только в электричках, но право на 50-процентную скидку при покупке билетов на поезда дальнего следования и самолеты инвалиды I и II групп потеряли.

Что касается региональных льготников, то их благополучие во многом определяется самочувствием местных бюджетов. 18 наиболее обеспеченных регионов решили сохранить в этом году натуральные льготы. Во многом это обоснованное решение. Ведь пенсионеры за годы привыкли к льготам, и резко лишать их привычных источников обеспечения нельзя.

При этом в наиболее выигрышном положении оказались московские пенсионеры, сумевшие к федеральным льготам присовокупить и местные. Получая компенсацию в размере 2 тысяч рублей, они иногда полностью получают в натуральной форме бесплатные лекарства, бесплатный проезд на общественном транспорте и медпомощь.

Что касается других регионов, то там обнаружилось два больных места. Первое - это жители городов-сателлитов Москвы, которые, привыкнув считать себя москвичами, не могут претендовать на карту москвича. А впредь только этот документ будет давать право на получение льгот. Поэтому для жителей подмосковных Химок и оказался болезненным вопрос расслоения условий получения льгот с москвичами по паспорту. В основном это коснулось вопроса пользования общественного транспорта, который стал в Москве как никогда дорог - и в рублевом, и в долларовом выражении. Для льготников-москвичей проезд в метро остался бесплатным, для жителей Подмосковья - уже нет. При этом размер транспортной компенсации в Подмосковье - 200 рублей. Это 20 поездок в метро или 10 поездок в метро плюс автобус в одну сторону. Подобное `обездвиживание` неминуемо означает падение уровня жизни пенсионеров из городов-сателлитов на фоне более благополучных столичных соседей.

Другое узкое место реформы - обеспечение региональных льготников из губернских городов, вроде Самары или Владимира. Поскольку в этих городах много жителей, то городской бюджет вынужден идти на очень большие затраты. Поэтому у властей и возникает искушение чуть-чуть сэкономить. При этом ключевой проблемой также остается пользование общественным транспортом. Если в Химках пенсионеры могут бесплатно пользоваться хотя бы своим внутригородским транспортом, но им нужен льготный проезд в московском, то в губернских городах нередко отменены натуральные льготы и в своем городском транспорте. Это ограничивает возможность пенсионеров пользоваться и другими льготами, в частности, льготными медицинскими услугами. И в этом случае речь идет уже не о снижении уровня благосостояния, а о выживании людей, отдавших многие годы труда своей стране.

`В регионах идут демонстрации против тех законов, которые приняли местные законодательные органы, потому что субъекты федерации принимали эти акты исходя из своих приоритетов политических и бюджетных доходов, - считает эксперт Центра фискальной политики Наталья Голованова. - В разных городах ситуации разные, и вполне возможно, что именно в крупных городах будут демонстрации протеста, потому что от монетизации выигрывают жители сельской местности, которые раньше не имели доступа к этим льготам. Если смотреть на сумму компенсаций, то для горожан она зачастую просто неадекватна. Особенно, если пересчитать, сколько раз можно проехать на эти деньги в тех регионах, где компенсируется проезд. В целом же по стране ситуация очень разнородная.`

Особенно сложное положение может создаться в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью, которые не могли заложить нормальные суммы компенсаций, считает Голованова. Пока в открытом доступе нет регионального законодательства, в котором все прописано, и говорить о каких-то конкретных регионах сложно, но они будут.

Конечно, социальная реформа была необходима. И те, кому сегодня далеко до пенсии, имеют возможность адаптироваться к новым условиям. Хуже приходится пенсионерам. Власти не могут ни остановить реформу, ни разом поднять многократно уровень компенсаций. Поэтому остаются `надстроечные` варианты: перераспределение льготников между разными уровнями бюджетной системы (как крайний вариант, перевод всех льготников на федеральный уровень) или контроль за соблюдением местными властями необходимого уровня обеспечения. Похоже, власти собираются начать с последнего, более легкого, варианта. Однако сложное социальное устройство и неравномерное экономическое развитие регионов фактически предопределяют системные сложности в льготной системе. Стандартизировать эти процессы могли бы только федеральные власти.

Николай Чеховский

12.01.2005
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 217023
Опублик.: 12.01.05
Число обращений: 81


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``