В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Дунаевский: `Мне запрещали козырять папиным именем` Назад
Максим Дунаевский: `Мне запрещали козырять папиным именем`
На днях Максим Дунаевский, автор музыки к кинофильмам `Д`Артаньян и три мушкетера`, `Карнавал` и многим другим, отмечает свое 60-летие. Имя композитора хорошо известно как в России, так и за ее пределами. Его мюзиклы стали знамениты еще до того, как само это слово появилось в лексиконе россиян. Накануне юбилея Максим Дунаевский ответил на вопросы `Новых Известий`

- Максим Исаакович, если не ошибаюсь, вы ведь планировали стать `серьезным композитором`. В вашем арсенале были сонаты и кантаты, и вы вроде бы даже и не собирались связывать свою судьбу с кино?

- Когда мне было всего 18 лет и я еще учился, меня пригласили музыкальным руководителем в театр - эстрадную студию при МГУ, который тогда назывался `Наш дом`. Этот студенческий театр пользовался огромной популярностью, причем не только у нас в стране, но даже за рубежом. Конечно, я был невероятно польщен таким приглашением. Со мной - тогда еще совсем молодым человеком - работали тоже еще очень молодые люди, но уже `киты`: Марк Розовский, Альберт Аксельрот - `звезда` КВН, Илья Рутберг - замечательный наш мим и актер. В общем, для меня это приглашение стало настоящим событием и круто повернуло всю мою судьбу. Как это бывает, когда начинаешь общаться с талантливыми людьми. Мне стало казаться, что без театра я уже не могу представить своей жизни. Я писал массу произведений - тогда только для театра: для музыкального и для драматического.

- И все же настоящая известность принес вам не театр, а кино. Помнится, это произошло после премьеры картины `Автомобиль, скрипка и собака Клякса` Ролана Быкова...

- Да. Но вообще и до этого были картины. Одной из первых моих творческих `удач` стал фильм, который мне очень дорог, потому что он был первым, - `Синие зайцы` режиссера Виталия Аксенова. Сценаристом был Марк Розовский, с которым я всю жизнь дружу и работаю. Это был чисто музыкальный фильм, там играли интересные актеры. Но, увы, `Синие зайцы` не получили популярности. Но именно на этой картине я прошел что называется `боевое крещение`. Потом одна маленькая работа, так называемая халтурка, нас свела с Роланом Быковым. Мы на `Мелодии` делали небольшую пластинку, которая потом превратилась в мою серьезную работу - большой мюзикл `По щучьему веленью`. Эту сказку и ставил Ролан. Так и познакомились, так и стали развиваться наши отношения.

- А как складывалась работа с Быковым? Ведь известно, что у него был крайне неуживчивый характер: он всегда отстаивал свою точку зрения, редко кому позволял импровизировать. Вам, в ту пору начинающему композитору, приходилось тогда отстаивать свои права?

- У Ролана я прошел школу мужества. Он был невероятно талантливым и, как всякий талантливый человек, невероятно сложным и требовательным. Но, я до сих пор твердо знаю: лучше работать со сложной, но талантливой личностью, чем с бездарем, который будет тебе в рот смотреть и делать все, что ты говоришь. В какой-то момент такому человеку хочется сказать: `Закрой уже рот, наконец, и сделай что-нибудь сам!`. Быков научил меня важнейшим вещам. Например, заниматься своим непосредственным делом, никогда не размениваться по мелочам. Он говорил: `Куда ты все время бежишь, что ты суетишься? Каждому делу - свой хозяин. Есть администратор, есть всевозможные помощники, а ты не забивай свою `барскую` голову всякими глупостями!`. Таким образом, еще когда я был совсем молодым, он научил, что у меня есть свое место - и причем достаточно высокое. Он всегда мне повторял: `Всегда работай только с талантливыми. Окружение делает короля. Если окружаешь себя талантливыми композитором, автором, оператором, то это и тебе на руку - они же тебя и приподнимут, они же тебя и сделают королем`. С тех пор я работаю только с людьми одаренными, хотя это очень трудно. Но тем не менее всегда приносит необходимый результат и успех.

- Наверняка ведь от каких-то работ и отказываться приходилось?



- Отказывался я достаточно много. О чем-то даже жалею. Я чуть не поссорился с хорошим человеком и хорошим режиссером Борей Дуровым, который поставил `Пираты XX века`. Я уехал отдыхать в Сочи, а он мне туда звонил и просил сочинить музыку к этой картине. Я ему говорил: `Боренька, ну через недельку-две приеду и напишу`. А он говорил, что через 2 недели будет поздно. Так я все это и `спустил на тормозах`. Естественно, я не мог сказать ему правду, что мне просто не нравится материал. А потом, когда картина получила признание, стала хитом в кинопрокате и ее продали в 60 стран мира, конечно, чуть-чуть пожалел, что не работал на этом проекте. Отказываться всерьез я стал только в последние годы. Сейчас снимается много интересных картин. Я очень загружен. Но это и хорошо - появилась возможность выбирать хорошего сценариста, хорошего режиссера, интересную работу.

- А с кем из режиссеров было работалось сложнее всего?

- Пожалуй, с Татьяной Лиозновой на `Карнавале`. Я работал со многими прекрасными режиссерами - с упомянутым Роланом Быковым, с Леонидом Гайдаем, с Александром Миттой, с Гарри Бардиным... Все они требовательные художники - как к себе, так и к другим. Но Татьяна Михайловна превзошла всех. В своих бесконечных сомнениях. Например, у песни `Позвони мне, позвони`, которая в результате стала популярной - было около 25 вариантов! Лиозновой все время что-то не нравилось. И вот я принес ей 21-й или 22-й вариант, и она, наконец, сказала: `Вот. Это - та песня. Все-таки я не зря столько времени приставала к тебе!`. Но, самое интересное, что это был самый первый вариант песни. Я от безысходности решил ее обмануть и `подсунул` ей то, что придумал с самого начала.

- Ваша визитная карточка - кинокартина `Д`Артаньян и три мушкетера`. Существует легенда, что этот мюзикл вы написали на спор, потому что кто-то сказал, что `Дунаевский - хороший композитор, но не может создать ни одного хита`...

- Ну, не совсем на спор. Меня, что называется, `взяли на слабо`. Эту фразу - о том, что я не могу написать хит, сказал, между прочим, мой хороший товарищ - композитор Слава Добрынин. Вот я и решил ему доказать, что называется. Мюзикл `Три мушкетера` был мною придуман задолго до картины Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Он был поставлен в ТЮЗе и потом облетел все театры страны, да и заграницей его показывали. И только по прошествии шести лет Юнгвальд-Хилькевич предложил мне перенести мюзикл в кино. По примеру того, как это делалось на Западе, например, с голливудскими мюзиклами.

- Отношение к вам после `Трех мушкетеров` изменилось, люди стали говорить - `Это тот самый человек, который написал `Пара-пара-парадуемся`?

- Да, конечно, отношение изменилось. Но я вообще человек достаточно скромный. И меня вся эта слава никогда не интересовала. Мне в детстве папа и мама запрещали `козырять` папиным именем. Своего-то еще не было, а папа был фантастически известный и популярный человек: его узнавали на улицах, как киноактера. Но тогда это было гораздо сложнее, потому что не было ТВ. И как о нем люди узнавали? Через какую-то кинохронику и по портретам в газетах. Когда он уезжал куда-то, так весь вокзал буквально `вставал` как вкопанный, люди забывали, что им ехать надо куда-то. Это феноменальная была популярность! Конечно, мне такой популярности не достичь, даже при помощи телевидения. Хотя узнают очень часто, что приятно. Но у меня нет таких фанатов, как у эстрадных певцов, ко мне люди не бросаются в истерике, не рвут на мне одежду. Тихо-спокойно подходят, с большим уважением просят автограф. По этому поводу я часто вспоминаю одну байку. Михаила Светлова, нашего потрясающего поэта, приятель как-то спросил: `Михаил Аркадьевич, а почему вы до сих пор живете в коммунальной квартире? Вы же известный поэт. Неудобно как-то. Надо пойти в Моссовет и попросить квартиру`. А Светлов ответил: `Вот вы и пойдите, а я буду тихонько плестись сзади и напевать `Каховка, Каховка, родная винтовка`. Это его песня была (кстати, вместе с моим отцом написанная). Вот примерно по такому принципу живу и я.

- Вам наверняка всю жизнь спрашивают: насколько сложней доказать свою творческую состоятельность, когда за тобой стоит такой отец, как Исаак Дунаевский?

- Да, действительно, мне многие задают этот вопрос, а вот я сам никогда себе его не задавал. Как только начал учиться музыке, я в нее полностью погрузился. И для меня, в общем-то, не существовало никакой альтернативы. Я и не думал: стать ли мне музыкантом и быть конкурентом своему папе, или стать мне инженером, или, может быть, теннисистом... Меня, видимо, толкала внутренняя сила. И иногда я задумываюсь: `А, собственно, действительно, как же я преодолел этот творческий барьер?`. Ответа на этот вопрос нет - как-то само собой получилось. Хотя, конечно, сначала вызывала интерес только фамилия, но потом мне пришлось доказывать, что ты `Федот`, причем `тот`. Но какого-то комплекса моя фамилия во мне никогда не вызывала. Может, я просто психически здоровый человек?!



Справка `НИ`

Максим ДУНАЕВСКИЙ - сын известного советского композитора Исаака Дунаевского - родился 15 января 1945 года. В 1970 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции у Тихона Хренникова. Широкую известность Максиму Дунаевскому принесли мюзиклы `Тили-тили-тесто...` (1968), `Емелино счастье` (1975), `Три мушкетера` (1977), `Дети капитана Гранта` (1987). Он - автор музыки более чем к 30 кинофильмам, среди которых `Автомобиль, скрипка и собака Клякса`, `Карнавал`, `Ах, водевиль, водевиль`, `Трест, который лопнул`, `Зеленый фургон`, `Мэри Поппинс, до свидания!` и `Д`Артаньян и три мушкетера` (по мюзиклу). С 1992 года Максим Дунаевский сотрудничает и с Голливудом.

МАРИЯ ДУБОВА, НАТАЛИЯ МОСКАЛЬОНОВА
11.01.2005
`Новые Известия`http://nvolgatrade.ru/

Док. 216973
Опублик.: 11.01.05
Число обращений: 109


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``