В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российская политика - 2005: прогнозы и перспективы Назад
Российская политика - 2005: прогнозы и перспективы
В канун Нового года московская дирекция ИА `Росбалт` подготовила серию экспертных интервью с рядом российских политологов и политиков на тему: `Российская политика - 2005: прогнозы и перспективы`. В отличие от результатов аналогичного опроса группы экономических экспертов, который показал коренные различия во взглядах многих представителей экспертного сообщества и исполнительной власти на реалии и перспективы российской экономики, здесь наблюдается иная картина.
И политики, и эксперты высказывают во многом сходные суждения об итогах года минувшего, который, разумеется, закладывает основу для политической жизни в году наступившем. Правда, при этом, одинаково оценивая 2004 год как трудный и во многом неуспешный для России, каждый из них по-своему прорисовывает вектор движения страны на ближайшую перспективу. Проверить, кто из экспертов в своих `рождественских гаданиях` оказался ближе к истине, мы сможем уже через год.

`Росбалт` предложил экспертам несколько направлений, прогнозы по развитию ситуации на которых нас интересуют:
- многопартийность и политическая реформа;
- права человека и гражданские свободы, гражданское общество;
- губернаторы;
- законодательная власть: региональная и местная;
- правительство и административная реформа;
- внешняя политика: мир и СНГ;
- оппозиция;
- каких шагов ждет общество от президента РФ в 2005 году?
Ответы экспертов публикуются в той форме, в которой мы их получили.


Константин Симонов, директор Центра политической конъюнктуры России:

В 2005 году главенствующее место среди партий, по мнению эксперта, будет занимать `Единая Россия`. Будет активно проходить борьба за левый фланг. Кроме того, к 2008 году ожидается появление новой правой партии, которая станет лидирующей на выборах. Эта партия должна будет отстаивать экономические свободы граждан.
Что касается прав человека, гражданских свобод и гражданского общества, в 2005 году говорить об этом будут больше, а прав станет меньше. Сейчас идет тенденция ужесточения правительственной позиции в этом направлении. Мы, безусловно, получим Общественную палату, но принципы ее формирования далеки от принципов гражданского общества. К сожалению, государство все больше наступает, а общество все меньше сопротивляется.
Губернаторов будут назначать. Это вопрос решенный. Однако процент ротации будет минимальным. Нынешние губернаторы, безусловно, не справляются со своими обязанностями, но у президента нет альтернатив.
Административная реформа уже потерпела крах, но признаться в этом пока боятся. В 2005 году этот крах станет очевидным. Возможно, произойдут какие-либо кадровые изменения, но структура сохранится. Мы будет продолжать поиск каких-то суррогатов.
В нашей стране внешней политики нет, и не будет. У нас нет внешнеполитической стратегии, поэтому мы будем только ждать проблем и лихорадочно их решать. А ситуация в Украине, возможно, повторится и в других странах СНГ.
На мой взгляд, общество ждет от президента того, чтобы он увеличил доходы граждан искусственно за счет увеличения цен на нефть. А работать люди не хотят.

Виктор Милитарев, президент Фонда `Институт Развития`:

На мой взгляд, политическая жизнь 2005 года, как и политическая жизнь прошедшего 2004 года, в основном определяется одним главным и системообразующим сюжетом - борьбой `коллективного Путина` и старой ельцинской Семьи за власть в стране и влияние на российских граждан. Завязка сюжета - арест Ходорковского. Весь 2004 год - развитие сюжета, в 2005 стоит ожидать кульминации. Когда и какова будет развязка - пока неясно. Коллективный Путин готовит реформы, целью которых является перехват власти и собственности у ельцинской Семьи.
Помимо судебных дел по `ЮКОСу` и угрозы судебного преследования в адрес других олигархических компаний, цели Кремля прослеживаются в:
- назначении Фрадкова главой правительства вместо Касьянова;
- усилении позиции `питерских` в администрации президента;
- подготавливаемых Минприроды поправках в закон о недрах,
- подготавливаемых Минприроды мероприятиях по демонополизации в топливно-энергетическом секторе;
- докладе Счетной палаты об итогах приватизации;
- создании государственной компании `Газпромнефть`;
- некоторых назначениях в руководстве ФСБ;
- намечаемой реформе спецслужб и правоохранительных органов;
- заявлениях правительства о мероприятиях по развитию обрабатывающей промышленности и высоких технологий и т.д.
Такая гипотеза позволяет объяснить и множество действий Кремля, формально не сводимых к этой основной теме. Так, например, административная реформа может быть объяснена как попытка коллективного Путина оторвать губернаторов от связывающей их по рукам и ногам системы коррупционных отношений с олигархическими финансово-промышленными группами.
Вместе с тем, если наша гипотеза верна, то следует признать, что реформы проводятся чрезвычайно медленно, нерешительно, келейно и непублично, чисто аппаратными методами, без обращения к народу, под многоэшелонированным отвлекающим информационным прикрытием, к тому же с использованием схемы `шаг вперед, два шага назад`. Под последним мы понимаем проведение наряду с реформами мероприятий противоположной направленности, таких, как монетизация льгот, попытки сократить Академию наук, попытки введения повсеместного платного образования и здравоохранения и т.д. Имеющейся у нас информации недостаточно, чтобы судить, с чем это связано - с непоследовательностью властей, с несогласованностью деятельности разных центров власти, с прямой глупостью и некомпетентностью или же с откровенной изменой в окружении президента, имеющей цель вместе с президентом дискредитировать и его антиолигархические реформы. Факт остается фактом - проведение антисоциальных мероприятий на фоне отсутствия у народа информации о подготовке мероприятий антиолигархического толка приводит к постепенному сужению и размыванию социальной базы поддержки президента.
Пока основная активность антипрезидентского олигархического подполья, выражающего интересы ельцинской Семьи, сводилась, в основном, к опереточным мероприятиям типа сознания `Комитета-2008` и проведения правозащитного конгресса. Однако даже эти мероприятия имели некоторый успех. Среди некоторых, пока небольших кругов среднего класса, интеллигенции и, в особенности, интеллигентной молодежи, все больше находит распространение иррационально-злобное отношение к Путину, его окружению и его курсу. Если добавить к этому артикулированные в свое время Кургиняном неясные слухи о возможной измене в руководстве Вооруженных сил, связанные с августовским трагическим инцидентом с падением двух гражданских самолетов, то ситуация становится еще более острой.
Окончательное понимание ситуации становится более возможным при правильном понимании происходящего на Украине. На наш взгляд, мы имеем дело с интернационализацией конфликта. Ельцинско-путинская борьба переносится за границу. Там к антипутинскому олигархическому лагерю, возглавляемому Березовским и Невзлиным, открыто присоединяются международные круги, связанные с ОБСЕ и с глобалистским крылом американского истеблишмента. Сегодняшнюю `оранжевую революцию` в Киеве можно рассматривать как тщательно подготовленную репетицию аналогичных событий в Москве.

Исходя из всего вышеизложенного, может быть построен прогноз российской политической жизни в 2005 году. Он может быть представлен в виде двух альтернативных сценариев.
Сценарий первый - инерционный. Кремль продолжает готовить реформы келейно, без контакта с народом. Противодействие олигархической оппозиции либо вообще не осуществляется, либо осуществляется при помощи дуболомно-бюрократических мер, таких, как запрет на митинги. Результаты очевидны: социальная база режима продолжает съеживаться как шагреневая кожа, количество недовольных увеличивается. Весной-летом следует ожидать первых `оранжевых` беспорядков в Москве. К осени будет сделана попытка перенести `оранжевую` активность в регионы. Начиная с февраля-марта, все это будет сопровождаться сильным шумом в интернете. Летом начнет шуметь федеральная пресса и дециметровые каналы, осенью все это дополнится шумом в региональной прессе и на региональном ТВ. Причем всем это будет происходить при попустительстве региональных властей и при безмолвии народа. Власти будут тупо колебаться между желанием навести порядок и боязнью кровопролития. К осени возможен переход на сторону `оранжевых` КПРФ и образование устойчивой коалиции СПС - `Яблоко` - партия Хакамады - НБП - КПРФ. У них хватит наглости назвать это самочинное сборище каким-нибудь Народным фронтом в защиту чего-нибудь и т.д. Поздней осенью возможны предательства губернаторов. При таком развитии событий Путину и его команде грозит опасность разгромного поражения в 2007-2008 годах, а может быть, и раньше.
Сценарий второй. Все описанное в инерционном сценарии может быть не допущено к реализации при одном простом условии. Президент обращается к народу и говорит ему ПРАВДУ. То есть говорит ясно и отчетливо все то, на что осторожно намекал в ходе обеих президентских кампаний 2000 и 2004 годов. Дает суровую, но справедливую оценку ельцинского правления - `радикальной` экономической реформы Гайдара, чубайсовской приватизации, референдума 1993 года, госпереворота того же года, ельцинско-жириновской конституции и методов ее внедрения, потворства МММ и другим компаниям, грабившим население, залоговых аукционов, спекуляций с ГКО, искусственного дефолта 1998 года и т.д. Он должен также дать недвусмысленную справедливую оценку олигархам, способу их появления и их роли в стране. Народ ждет от президента не столько крови, сколько правды. Необходимо сформулировать, что сегодня президенту в стране принадлежит вовсе не вся полнота власти. Что значительная часть власти и подавляющая доля собственности в стране принадлежит блоку компрадорско-олигархической буржуазии с коррумпированной бюрократией и откровенным криминалитетом.
Необходимо сформулировать программу возврата российскому народу власти и собственности в своей стране. `Пора вернуть эту землю себе`. Этот возврат возглавит законный президент России. Президент объяснит народу программу реформ, направленных на эти цели и программу социально-экономической политики, реализующей интересы большинства населения России. Предложит своим сторонникам вступать в поддерживающую президента политическую партию и в организованные на местах народные дружины. Конечно, для этого придется либо полностью реформировать абсолютно на сегодняшний день негодную `Единую Россию`, либо пригласить сторонников президента вступать в какую-нибудь другую политическую партию, например, в `Родину`.
При таком развитии событий наш президент станет Чавесом, Лулой и Пероном в одном лице. Со всеми вытекающими последствиями, которые уважаемые коллеги вполне способны спрогнозировать и сами.

Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

В сфере многопартийности в 2005 году важным событием станет принятие закона о новом формировании Госдумы на основании партийных списков. Это приведет к становлению крупных и серьезных партий как инструментов гражданского общества.
Главным событием в отношении прав человека, гражданских свобод и гражданского общества станет начало деятельности Общественной палаты. Это, безусловно, будет стимулировать развитие гражданского общества. Несмотря на те меры, которые мы вынуждены принимать в связи с борьбой с терроризмом, ограничивать права и свободы граждан не предполагается. При этом есть ряд технических мер, но граждане должны понимать, что эти меры вынужденные и совершенно необходимые.
Что касается судьбы губернаторов в 2005 году, реформа будет продолжаться. Целому ряду глав регионов придется обратиться к президенту с вопросом о его доверии. И, безусловно, для некоторых из них его ответ будет достаточно болезненным.
Законодательная власть. На 1 января 2005 года на рассмотрении в Госдуме будет находится 1178 законопроектов. Госдуме предстоит напряженный режим работы для того, чтобы справиться со всем этим объемом задач.
В 2005 году в правительстве ожидается разделение компетенций между федеральными службами и агентствами. Требуется время, чтобы это разделение стало осознанным, поэтому 2005 год будет тестовым для понимания административной реформы.
Что касается внешней политики, ее стратегической задачей на сегодня является выстраивание отношений с нашими друзьями и соседями, то есть со странами СНГ. Надо понимать, что русская культура и русский язык все еще не ушли с постсоветского пространства. Наша страна все еще притягательна для граждан стран СНГ. И мы должны сделать все, чтобы сохранить в них их сентиментально-позитивный настрой по отношению к России.
Оппозиция. После принятия закона о выборах в Госдуму оппозиция должна будет работать более эффективно, чтобы преодолеть 7-процентный барьер. Я желаю им успеха, поскольку в оппозиции заложен большой творческий потенциал. Там, где позиция наиболее жесткая, всегда доминирует идея российских национальных интересов. Для нас это очень важно.
Что ждет общество от президента в 2005 году. Безопасности. Кроме того, общество ждет укрепление демократии и государственности.

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

- многопартийность и политическая реформа
- На сегодняшний день в России не осталось политических партий в традиционном понимании этого термина. В 90-е годы прошлого века была одна - КПРФ, но ее историческое время, похоже, вышло. `Единая Россия` - не партия, а клуб бюрократии, существующий до тех пор, пока эту нужно действующей исполнительной власти. У `ЕдРа` нет ни идеологии, ни устойчивого состава. Подобная псевдополитическая конструкция может быть упразднена одним звонком по АТС-1. Об обломках либералов говорить серьезно в принципе не приходится. Недавний конгресс `За демократию, против диктатуры!` показал, что правые не рассматривают себя ни как политиков, ни как оппозиционеров (нечто подобное было заявлено открытым текстом), и могут действовать только в условиях нынешней вязкой политической системы, ими же, по сути, в 90-е годы и созданной. Нельзя построить реальную партию, если твоя подлинная (пусть и тщательно скрываемая) цель - теплое местечко во власти, машина с мигалкой и постоянный пропуск на кремлевские фуршеты.
Важнейшая проблема партстроительства в России коренится в нашей причудливой истории и специфике русского народа как политико-исторической личности. Русские - народ целостный, мы не терпим полутонов, с подозрительностью относимся ко всему `частному`, фрагментарному (отсюда, кстати, и нелегкая судьба частной собственности в России). Партия же по определению выражает и защищает интересы части, а не целого. Поэтому классических партий как дееспособных субъектов борьбы за власть у нас быть не может. У нас может преуспеть только та политическая структура (пусть и называющаяся формально `партией`), которая апеллирует ко всему народу, заявляет о своей всеохватности, готовности вершить судьбы нации в целом, предлагает тему и идею всеобщего спасения, претендует на статус и роль Церкви. Собственно, КПСС была никакой не партией, а самой натуральной языческой церковью. И российская история (в том числе и посткоммунистическая) не дает нам примеров успешности каких-либо партий (ни Ельцин, ни Путин, по сути своей, отнюдь не партийные лидеры).
Политическая реформа по Путину нацелена на закрепление нынешней псевдопартийной системы. Это означает, что партия будущей власти (которая фактически партией не будет) родится вне рамок путинской политической системы, в горниле каких-либо социальных катаклизмов, влияние которых на трансформацию Государства Российского уже скоро станет более чем ощутимым.

- права человека и гражданские свободы, гражданское общество
- Разрушение гражданского общества, первичная инфраструктура которого оформилась на рубеже 80-90-х годов прошлого века, - закономерное следствие и результат всей политики, проводившейся правящим слоем (крупным капиталом и назначенной им бюрократией) на протяжении последних 10 лет. В этом смысле Путин явился достойным последователем Гусинского - Березовского - Абрамовича.
Создать условия для воссоздания гражданского общества могла бы власть, но у нынешнего Кремля на это не хватит сил и желания. Посему гражданское общество будет создаваться, но в `параллельной реальности` - структурах и средах, никак не связанных с официальным политическим мейнстримом. Решающую роль в формировании структур гражданского общества сыграют, с одной стороны, силы прямого действия (в частности, профсоюзы, мобильные левые организации и т.п.), с другой - молодая художественная среда.
На мой взгляд, знаковые фигуры 90-х, привыкшие жить прокисшими штампами времен зарождения и становления олигархического капитализма, никакой роли в новом гражданском обществе по определению сыграть не смогут. Нельзя быть гражданским обществом и одновременно дрожать над своим местом в номенклатурной системе распределения/перераспределения синекур.
Мы должны понять, что гражданское общество начинается с нас самих, внутри нас. Не побоялся сказать правду о власти, о сильных мира сего - вот гражданское общество и пошло-поехало. А сетовать на то, что для свободы слова `не созданы условия` и в обычной русской либеральной манере подличать и заискивать перед властью - дело нехитрое.

- губернаторы
- В результате антифедеративного переворота 80% губернаторов сохранят свои посты. Произойдет тотальная консервация политико-экономических структур в регионах, лифты социальной мобильности будут надолго отключены.
Но ни 80% `выживших`, ни 20% неофитов долгосрочной опорой Владимира Путина не станут. Губернаторы, которые из ответственных топ-менеджеров своих территорий превращаются в жестко контролируемых приказчиков, будут тихо ненавидеть кремлевского барина-самодура и воспользуются любой серьезной неурядицей общенационального масштаба, чтобы раскачать путинский трон.

- законодательная власть: региональная и местная
- Законодательная власть на федеральном уровне стала чистым придатком исполнительной, и ничто в ее судьбе в 2005 году не изменится. Даже губернаторов и спикеров региональных парламентов не вернут в Совет Федерации: они будут приглашаться только на обсуждение федерального бюджета.
Региональные законодательные собрания смогут - посредством тонких политико-аппаратных маневров и саботажа - в какой-то мере влиять на кандидатуры губернаторов. Но это влияние отнюдь не будет определяющим.
В то же время, региональные парламенты и группирующиеся вокруг них протоэлитарные и субэлитарные структуры могут стать основой сетевого политического субъекта, альтернативного всепроникающему ныне Кремлю с его многочисленными отростками и щупальцами. Процесс создания такого сетевого субъекта может начаться в 2005 году - при активной поддержке со стороны регионального бизнеса, не слишком довольного антифедеративным переворотом.

- правительство и административная реформа
- В 2005 году Михаил Фрадков будет отправлен в отставку. Со своей главной задачей - беспрекословно выполнять волю президента и одновременно брать на себя ответственность за `некрасивые` последствия реализации этой воли - тишайший премьер не справился. Напротив, Фрадков был склонен к аппаратному саботажу ряда кремлевских поручений, а когда нужно было `прикрыть` президента, нередко исчезал. Например, решительно `заболел`, когда нужно было подписать директиву Совету директоров `Газпрома` голосовать за приобретение `Юганскнефтегаза`.
Преемником Фрадкова станет человек, похожий на Дмитрия Козака, - рыцарь без страха и упрека, который готов умереть, но `дожать` то, что считает правильным президент. И не слишком переживает ни о последствиях, ни о цене вопроса.
Административная реформа фактически провалилась. Как и многие масштабные реформы в России, ее, по-видимому, фактически ждет забвение. Хотя рассуждения на тему этой реформы останутся в 2005 году любимым хобби либерального экономического бомонда.

- внешняя политика: мир и СНГ
- Позиции России в СНГ в 2005 году ослабнут. За минувшие 13 лет мы так и не предложили постсоветскому пространству внятный геополитический проект, обращенный в будущее. А в такой ситуации каждая постсоветская страна ищет подобный проект за пределами Содружества. Но и драматического падения статуса СНГ не будет: эта организация, как была туристической фирмой по организации отдыха 12 президентов, так и останется ею.
В отношениях с Украиной нам придется пожинать плоды недоверия между элитами двух стран, серьезно усугубившегося в результате грубого и некорректного вмешательства России в украинский предвыборный процесс. Но если Россия сменит действующих лиц со своей стороны и научится влиять на Украину умно и тонко, большого разлада между двумя крупнейшими странами бывшего СССР не случится.
Отношения с Америкой и Европой кардинально не ухудшатся. Не надо забывать, что российский правящий слой скован по рукам и ногам своими счетами в американских банках, другой собственностью за рубежом. А нынешние кремлевские бюрократы намерены провести бурный финиш жизни в баден-баденах и ниццах, а отнюдь не в диких степях Забайкалья. Поэтому есть черта, за которую конфронтация (растущая, главным образом, в словах и на словах) не перейдет. Нынешняя антиамериканская риторика Кремля - лишь проявление крайней обиды на Вашингтон, якобы не позволивший продавить Виктора Януковича на пост президента Украины (на самом деле революция в Киеве вспыхнула безо всякого Вашингтона, но Кремль в этом не убедишь, да и Бог бы с ним). Скоро обида схлынет, и друг Джордж станет так же мил Путину, как и неизменный друг Герхард. Тем более что геополитический проект, альтернативный американскому, кремлевскими стратегами так и не рожден, и потому все будет продолжаться по инерции 90-х годов.

- оппозиция
- В 2005 году будут медленно и мучительно формироваться два вида оппозиции:
- `корпорация прямого действия` - сеть структур, понимающих (или чувствующих), что нельзя переиграть власть на ее поле тотальных манипуляций, и единственным эффективным оружием остаются публичные выступления народа; эта корпорация породит новых харизматических лидеров, о которых мы пока даже не догадываемся (или догадываемся, но молчим, чтобы их не подставлять);
- `милые друзья` - недовольные президентом представители его ближайшего окружения, рыцари шарфов и табакерок; к этой группе будут неявно примыкать многие губернаторы, а также отдельные нетипичные представители крупного капитала.
В будущем году ничего серьезного оба слоя новой оппозиции, скорее всего, не предпримут, но уже 2006 год может стать временем их триумфа. Объективно две группы оппозиционеров будут тяготеть друг к другу и поддерживать тайные контакты. В любом случае, роль и значение старых, набивших оскомину оппозиционных лидеров в предстоящем году будут падать.

- каких шагов ждет общество от президента РФ в 2005 году?
- Общество, в отличие от ситуации годичной давности, находится в состоянии крайней апатии, переходящей в глухое раздражение. Каких-либо конкретных ожиданий и надежд на власть уже нет. Есть только русское традиционное: `не вышло б хуже` и `лишь бы не было войны`. Из Ельцина образца 1991 года Путин все более становится Горбачевым 1989-го.

Вячеслав Глазычев, научный руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа:

- многопартийность и политическая реформа
- Не сомневаюсь, что мучительное обучение правилам партий как институтов является задачей номер один. Это как smile please - сначала работают только мимические мышцы, со временем же вырабатывается привычка оборачиваться к человеку с улыбкой. Сам институт заставит все же соотносить программы не только по риторическим фигурам, но и по содержанию. Второе - это важнейший инструмент для политического `лифта`, появления новых фигур раньше или позже. Третье - могут возникнуть площадки для работы экспертного сообщества, которое в этом случае утратит рыхлость и вынужденно структурируется `под клиента` - не без совпадения, как правило, внутреннего строя и партийной программы.

- права человека и гражданские свободы, гражданское общество
- Права человека еще долго придется примерять на вырост. Для их полноценного осмысления, равно как и выражения, нужны полноценные граждане, осознающие себя реальными налогоплательщиками и т.п. Беда не в законодательстве, а, как всегда в России, в исполнительстве. И гражданские свободы будут заканчиваться в горсти околоточного до тех пор, пока новые поколения, выросшие без советских инстинктов, не дорастут до уровня принятия решений. Только с ними возможно и формирование гражданского общества, которое в наших условиях будет долго еще складываться скорее сверху, чем снизу. Отсюда такая значимость всевозможной конкурсной грантовой поддержки со стороны множества фондов, которые еще предстоит создать на всех уровнях: от национального до местного.

- губернаторы
- Переход к выборам губернаторов по представлению президента важен и нужен по трем основаниям. Первое - нынешние так называемые выборы скандальны и лишены, как правило, реального смысла (Камчатка или Марий Эл только что чего стоят!); так что солидность может возрасти. Второе - несколько сокращается возможность сращивания власти с бизнесом, практического саботажа и нарушения договоренностей с правительством. Третье и главное - это единственная возможность для проведения так называемых непопулярных решений в толщу страны, тогда как такие решения будут явно необходимы в ближайшем будущем. Вообще значение губернского административного деления страны, а с ним и губернской власти существенно мифологизировано. Реальное экономическое развитие идет (и возможно) как на местном уровне, так и на межрегиональном. Помимо функций конторы по выдаче всяческих пособий, главная задача губернатора - формирование переговорной площадки, на которой взаимодействие властей, бизнеса и экспертных сообществ может в принципе развиваться существенно более быстрыми темпами.

- законодательная власть: региональная и местная
- Даже чисто формальное повышение статуса региональной представительной власти существенно. Чтобы сделать это практической реальностью, принципиально важно осуществление бюджетно-обеспеченной экспертизы проектов, планов и решений исполнительной власти, независимой от нее экспертизой. В городах, практически находящихся `в кармане` крупных предприятий, роль собраний депутатов искусственно усилить не удастся, пока они не могут опереться на сильные федеральные партии. Важно сохранить право на выбор варианта для муниципальных образований: готовы к этому - могут избирать мэра, не готовы - могут нанимать управляющего со стороны или избирать из состава городского собрания. Это ценное свойство необходимо сохранить непременно.

- правительство и административная реформа
- Драма правительства заключается в том, что при декларативной рыночной ориентации оно идет на все более командную схему работы, в глубине души не веря в возможности прогрессивного бизнеса самостоятельно умножать валовый региональный продукт, в то же время не решаясь на насильственное закрытие (через давно необходимое системное банкротство предприятий, оставшихся в сущности советскими) множества предприятий и не рискуя использовать часть Стабилизационного фонда на пособия (вернее, продуктовые талоны) по безработице. Драма заключается и в том, что до настоящего времени абстрактно-табличное видение страны и приравнивание управления к одному только бюджетному управлению препятствовали переходу к стратегическому планированию по проектной схеме пространственного развития. Пока что так называемая административная реформа ни в малейшей мере не касается этих ключевых вопросов, что заставляет говорить о том, что она еще и не начиналась.

- внешняя политика: мир и СНГ
- Поле маневра для активной внешней политики чрезвычайно узко. Главным недостатком нынешней политики можно считать:
- традиционно безобразное отношение МИДа к промоушну, продвижению российских брендов в мир;
- отсутствие серьезного внимания к работе в дифференцированных зонах ближнего зарубежья;
- полное отсутствие системной работы с русской диаспорой.
Последнее, впрочем, требует серьезного сотрудничества с органами по внутренней политике, которой пока что нет, и не предвидится как именно политики, а не поддержания келейной сферы интересов президентской администрации.

- оппозиция
- Фундаментальных оснований для формирования классической оппозиции в России нет по той причине, что еще нет формы у правящей партийной структуры, только по отношению к которой и возможна оппозиция. КПРФ и `Родина` - не более чем оформление протестных настроений как таковых. Оппозицией их не назовешь, так как нет подлинно конструктивной альтернативы. `Яблоко` и осколки СПС - то же самое, но из другого эшелона недовольных. Нормальная оппозиция, и впрямь необходимая для того, чтобы карась не дремал, возникнет только при отстройке нормальной многопартийной системы из 3-5 партий (увы, до удобной двухпартийности нам далеко).

- каких шагов ждет общество от президента РФ в 2005 году?
- Не знаю. Потому что не знаю, что такое наше общество, и существует ли таковое как некое органическое, хотя бы и сложно устроенное целое. Есть надежда, что массированный (15 тыс. респондентов) опрос РОМИРа по заказу Института общественного проектирования даст, наконец, хотя бы приблизительное описание образа жизни и стиля мыслей обитателей России.

Могу сказать лишь о том, чего жду лично я (точнее, хотел бы ждать):
- системного, последовательного, то есть многократного (не показательного и штучного) перетряхивания всех силовых структур, начиная с милиции и прокуратуры;
- удачных компромиссов в выборе кандидатов в губернаторы и президенты;
- превращения Общественной палаты в систему площадок серьезного экспертного обсуждения необходимых стратегий - на их создание правительство и парламент не способны в принципе, а партий, на это способных, еще нет;
- создания существенного по мощности государственного фонда грантовой поддержки социальных и культурных проектов, управляемого независимой дирекцией, подотчетной Общественной палате;
- создания общественного телевидения, существующего на абонентскую плату и управляемого максимально независимым попечительским советом.

Сергей Марков, председатель Национального гражданского совета по международным делам:

- 2004 год был очень и очень сложным. В основном, он был неудачным для России. Во-первых, это серия терактов. Власть не сделала никаких выводов из событий в Беслане, и ничего не сделала для предотвращения повторения терактов. Во-вторых, поражение в Украине. В-третьих, замедление экономического роста. В-четвертых, рост социальной напряженности и понижение эффективности власти.
Власть сделала несколько крупных ошибок, в числе которых, как я уже говорил, отсутствие реакции на события в Беслане, ошибки в экономической политике, а также ошибкой была отмена выборов губернаторов.
К достижениям и успехам я отнес бы победу Владимира Путина на президентских выборах.
Политическая система в этом году не развивалась никаким образом. `Единая Россия` так и осталась партией-фантомом, отражением популярности Путина в обществе. Продолжается конфликт между `Родиной` и КПРФ на левом фланге оппозиции. Продолжаются дебаты в демократическом лагере, которые, на мой взгляд, зашли в тупик с созданием `Комитета-2008`. Характерно, что в уходящем году прошло свертывание публичных дискуссий на телеканалах. Это я бы оценил так, что Кремль попросту ушел от формирования национальной повестки дня, и ее составление теперь полностью в руках оппозиции. Сегодня именно оппозиция формирует повестку дня. `Советизация` телевидения привела к тому, что нарастает конфликт между властью и интеллигенцией.
Одним словом, год был плохой.

В 2005 году я ожидаю роста социальной напряженности. Это связано с падением эффективности власти, что хорошо видно на примере событий в Карачаево-Черкесии. Там среди бела дня было расстреляно несколько человек, и власть отказалась это преступление расследовать. Волнения были связаны с тем, что население само стало разбираться с преступниками. Я думаю, что в 2005 году возможно повторение карачаевских событий, в которых будет борьба кланов на фоне бессилия власти, и бунт населения, вызванный этим бессилием.
Социальную напряженность порождают также непродуманные реформы, к числу которых я отношу монетизацию льгот, ипотечную реформу, либерализацию цен на ЖКХ, связь, перевозки. Скорее всего, население ответит ростом забастовок, протестными акциями. Авторитет правительства, конечно, сильно упадет.
Теракты, к несчастью, тоже повторятся, ибо государство не сделало выводов из Беслана, и, самое главное, на мой взгляд, не повело борьбы с коррупцией в рядах правоохранительных органов.
В 2005 году, по моему мнению, произойдет кристаллизация новой оппозиции. Левые будут вести борьбу за протесты против государственных реформ, а либералы будут вести борьбу за звание `самых оранжевых` и за развитие событий в России по украинскому варианту.
Государственный контроль над СМИ, над экономикой, в первую очередь, нефтегазовой отраслью, а также над определенными политическими организациями, конечно, усилится. Но этот процесс будет развиваться на фоне первых признаков борьбы за преемственность власти после Путина в 2008 году.
Во внешней политике, я думаю, мы увидим проявление кризиса внешнеполитического курса России. Он есть уже сейчас, как мы видим, на примере Абхазии и Украины, но в будущем году он будет более ярким. Произошедшие события в Беслане, Украине, Чечне, вокруг `ЮКОСа` сильно подрывают имидж России и толкают западные страны к тому, чтобы воспринимать Россию как чужую страну. Мы столкнемся еще с недружественным настроением наших внешнеполитических партнеров по этим вопросам.
Кроме того, мы так и не научились вести диалог с Европейским союзом. Наше государство не понимает, что это такое ЕС, и потому не знает, как с ним вести диалог. Одна из основных причин - в стране нет внятной внешней стратегии, которую может выработать только вся элита в целом, а не один МИД. Но нашей элите это сейчас не под силу.
Также мы, вероятно, столкнемся с конфликтами в рамках СНГ, связанными с Беларусью, Молдовой, Казахстаном и другими странами. В общем и целом будущий год будет, видимо, очень неудачным для нашей внешней политики.

Константин Косачев, председатель Комитета Госдумы по международным делам:

- По моей оценке, и для мира в целом, и для России прошедший год был крайне неоднозначным. Наряду с очевидными удачами есть и не менее очевидные провалы. Мир по-прежнему сталкивается с тремя кризисами, которые преодолеть не удается.
Первый кризис - кризис системы послевоенного устройства, опоры на международное право, на коллективные механизмы преодоления проблем. Прежняя система международного права не отвечает современным реалиям, новым вызовам и угрозам, но, разрушая эту систему, США ничего не предлагают взамен.
Второй - кризис системы распространения ядерного оружия. Он был заложен еще некоторое время назад, когда США сквозь пальцы смотрели на разработку ядерных программ Израилем. Размытость привела к тому, что ядерным оружием обладают еще как минимум два государства - Индия и Пакистан, им пытается овладеть Северная Корея и, может быть, Иран.
Третий - кризис террористической угрозы. США защитились от новой угрозы, на их территории не было ни одного теракта, но мир стал более уязвимым. И Россия на себе это испытала
В отношениях России и Запада наметились тревожные тенденции. Складывается впечатление, что если раньше Запад делал ставку на демократизацию России, то теперь во главе угла лозунг: не получилось демократизировать, надо демонизировать. России пытаются навязать в прегрешения то, что характерно и для других государств Европы и ближнего зарубежья. Наблюдается крайне неблагоприятный симптом - из России пытаются сделать пугало.
Но в 2004 году у нас были как неудачи, так и успехи. К плюсам можно отнести не ухудшившиеся в целом отношения с США, продвижение на переговорах с ВТО, расширение географии визитов президента России.
В то же время к минусам можно отнести неудачи России в Украине и Грузии, ухудшение отношений с Молдовой, по-прежнему непростую ситуацию с соотечественниками в Прибалтике. Чтобы не допустить, ситуации, подобной грузинской или украинской, в других государствах СНГ, российская внешняя политика должна быть более гибкой. Надо поддерживать пророссийские силы не в лоб, усугубляя тем самым положение этих сил, которых в таком случае станут называть рукой Москвы, а действовать более хитро и изощренно. Тогда и многие проблемы будут преодолены, и Россия сможет закрепиться на постсоветском пространстве в качестве лидера.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216838
Опублик.: 06.01.05
Число обращений: 804


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``