В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы Назад
Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы
Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы
1. Общие положения

Настоящая Программа построена на основе обобщения и анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по оказанию помощи соотечественникам. Развитие деятельности по этому направлению потребовало нового уровня координации всех подразделений Правительства Москвы, разработки перспективных планов, включения в бюджет города специальной статьи в разделе `Прочие расходы` для финансирования мероприятий по поддержке соотечественников и сотрудничеству с ними.

Разработка среднесрочной Программы - необходимый этап в планировании долгосрочной, рассчитанной на многие годы деятельности Москвы по содействию зарубежным соотечественникам в гуманитарных, правовых, организационных вопросах, по вовлечению их в сферу многостороннего сотрудничества Москвы с государствами проживания как посредников и активных действующих лиц.

Программа определяет основы деятельности Правительства Москвы как субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и представляет собой систему принципов и приоритетов, направленных на решение стратегической задачи собирания и укрепления `РУССКОГО МИРА` КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА путем подключения потенциала Москвы к созданию эффективной системы взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего Зарубежья.

Понятие `русский мир` включает в себя все слои русско-говорящих и ориентированных на русскую культуру людей и выходит далеко за этнические рамки. `Русский мир` порожден сложной российской историей, когда мощными волнами эмиграции были вынесены за рубежи страны многие миллионы подданных Российской Империи, а потом граждан Советского Союза. `Русский мир` объединяет все слои российской диаспоры нового и традиционного Зарубежья, имеет не территориальный или политический характер, но отражает духовное и культурное родство людей.

В основе Программы - подход к российской диаспоре как к важнейшему демографическому, интеллектуальному и социокультурному ресурсу России, способному стать весомым фактором проведения российской внешней политики, развития экономических связей с зарубежными странами и решения внутренних проблем за счет привлечения потенциала диаспоры. Реализация потенциала диаспоры невозможна без создания условий для ее сохранения и развития. Особое внимание должно быть уделено становлению и активизации внутренних механизмов воспроизводства российской диаспоры (организационных, финансово-экономических, демографических); совершенствованию имеющихся и созданию новых, более эффективных инструментов поддержки зарубежных соотечественников.

Зарубежные соотечественники - те, на кого направлено действие данной Программы, - составляют круг лиц, постоянно проживающих за пределами России. В их числе - граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства и иностранные граждане, связанные с Россией историческими, этническими, культурными и духовными узами, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность и испытываюшпе потребность в поддержании связей с исторической Родиной. В целом, `русский мир` по своей сути объединяет все слои российской диаспоры `ближнего` и `дальнего` Зарубежья, ориентирует диаспору на реализацию внутренних ресурсов развития при поддержке и интересе со стороны Российской Федерации. России - это дает реальный шанс увеличить свои возможности на зарубежной арене и продемонстрировать позитивный потенциал `русского мира`, готового к диалогу с государствами и этнокультурными `мирами`.

Программа основана на базовых принципах и подходах, сформулированных в решениях законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Первостепенное значение имеют такие основополагающие документы, как Программа государственной политики Российской Федерации по поддержке зарубежных соотечественников, Федеральный закон Российской Федерации `О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом`, постановление Правительства Москвы от 18.09.2001 г. No 844-ПП `Об основных направлениях по поддержке соотечественников за рубежом`.

В Программе отражены положения и идеи, изложенные в выступлении Президента Российской Федерации В. В. Путина на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года, в котором обозначены три основные модели политики в отношении зарубежных соотечественников (репатриационная, патерналистская, прагматическая) и особо подчеркнуто, что соотечественники - это категория `далеко не юридическая`, а `понятие русский мир испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса`. Основополагающее значение имеет указание Президента Российской Федерации В.В.Путина реализовать в отношении российских соотечественников `благородные и вполне достижимые задачи: сохранить национальную культуру, помочь отстоять права человека, защитить от дискриминации`.

Положения, высказанные Президентом Российской Федерации, были конкретизированы применительно к интересам и возможностям Москвы в докладе на Конгрессе Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, особо подчеркнувшего необходимость стимулировать создание сильных и влиятельных общин и объединений русскоязычного населения. Ю.М.Лужков также обратил особое внимание на то, что традиционное российское зарубежье представляет собой колоссальный резерв международного влияния России и Москвы, резерв их позитивного имиджа в мире. Мэр Москвы поддержал тезис, высказанный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: `сильная диаспора является условием сильной России`.

Создание эффективно действующей модели и разветвленной инфраструктуры взаимодействия с различными слоями и категориями российской диаспоры даст возможность задействовать ее внутренние ресурсы и выявить резервы, позволяющие диаспоре обеспечить воспроизводство и стать серьезным субъектом `народной дипломатии`, экономического и культурного сотрудничества - настоятельная необходимость сегодняшнего дня, имеющая перспективное значение для страны и ее будущего.

Деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эффективной модели взаимодействия с зарубежными соотечественниками в качестве стратегической цели является естественной составной частью государственной политики, направленной на `собирание` и структурирование зарубежного `русского мира`. В то же время эта деятельность носит конкретный характер, учитывающий экономические, социальные, культурные и иные приоритеты, и возможности Москвы, ее государственных и общественных структур, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских и информационных организаций.

Правительство Москвы выражает готовность использовать все возможные формы поддержки и сотрудничества с зарубежной российской диаспорой, ориентируясь на различные социальные, культурные и религиозные слои и группы, объединенные понятием `российские соотечественники`.

В Программе нашли свое продолжение мероприятия по поддержке соотечественников, проводимые Правительством Москвы и неправительственными организациями столицы в предшествующий период.

За прошедшие годы Правительством Москвы проведена большая работа, прежде всего в области культуры и в сфере образования, сохранения и развития русского языка, обеспечения учебными пособиями, подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров русскоязычных школ, ` содействие в функционировании учебных заведений с преподаванием на русском языке.

В 2001 году школам с преподаванием на русском языке было отправлено 242,5 тыс. учебников на сумму более 3 млн. рублей. Прошли переподготовку 150 работников образования из стран ближнего Зарубежья. Продолжалось оказание материально-финансовой поддержки Черноморскому филиалу МГУ. Оказано материально-финансовое содействие становлению Института экономики и управления в Эстонии, Балтийского русского института в Латвии, его филиалов в Литве и Эстонии. В государствах Балтии реализуется программа `Стипендия Мэра Москвы`, призванная содействовать сохранению высшего образования на русском языке в Прибалтике. Правительством Москвы проведен конкурс учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии, с вручением его лауреатам Пушкинских премий. При активной поддержке Правительства Москвы проведена Международная Ассамблея ректоров славянских университетов из Киева. Харькова, Минска, Белграда, Софии, Еревана, Бишкека и других городов. На средства Москвы приобретено здание в столице Латвии г.Риге для работы созданного там Московского культурно-делового центра, позволяющего на принципиально новом уровне организовать работу курсов по переподготовке учителей русских школ.

Во время своего рабочего визита Мэр Москвы открыл Русский культурный центр (РКЦ) в Симферополе. Приступили к работе филиалы культурного центра в Алуште, Армянске, Бахчисарае, Джанкое, Евпатории, Керчи, Красногвардейске, Феодосии, Ялте. В 2001 году РКЦ и его филиалами реализовано свыше 300 мероприятий, получивших широкий резонанс в Крыму и Москве. В 2001 году прошли дни культуры Москвы в Крыму, Казахстане (г.Астана), а в Москве состоялись дни культуры Киева, Аджарской автономной республики, дни Донбасса. Организованы и проведены гастроли в Москве Рижского театра русской драмы.

На празднование 60-летия битвы под Москвой были приглашены 65 ветеранов Великой Отечественной войны из стран СНГ и Балтии. Традиционно на новогодних праздниках в 2002 году в Москве побывали более 100 детей из наименее социально защищенных слоев наших соотечественников, проживающих за рубежом.

В 2002 году проведены: круглый стол `Зарубежная диаспора -экономический потенциал России`, совещание директоров школ с преподаванием на русском языке стран СНГ и Балтии, вручены стипендии Мэра Москвы в странах Балтии, создан Координационный Совет `Центра по оказанию правовой помощи соотечественникам` при МОГОФ `Россияне`.

Для повышения эффективности мероприятий по поддержке российской диаспоры в Департаменте международных связей Правительства Москвы образован отдел по работе с соотечественниками за рубежом, создана Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками, разработан и осуществляется План мероприятий на 2002 год. Данная среднесрочная Программа является важным этапом реализации долгосрочной стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом. Заложенные в ней мероприятия имеют внутреннюю динамику, собственные приоритеты и получат свое дальнейшее развитие на этапе 2006-2008гг.

2. Приоритетные задачи и основы реализации Программы

Современный `русский мир`, ядро которого в странах `ближнего` и `дальнего` Зарубежья составляет российская диаспора, остается совокупностью слабо связанных между собой, потенциально разных (не только в силу региональных, но и социальных и идеологических отличий) групп, духовно отождествляющих себя с Россией и русским народом. Консолидация диаспоры предполагает выбор `опорных точек` и создание сети экономических, информационных и культурных связей, позволяющих создать единое пространство внутри диаспоры, реализовать ее потенциал, укрепить позиции России и Москвы в экономической и культурной жизни стран проживания соотечественников.

Для реализации данной модели необходимо определить возможности самой диаспоры и роль Москвы в оптимизации и использовании этого потенциала.

Положение русского населения в ряде стран ближнего Зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений России с данными государствами. Русские в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры; существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и `русскоязычные`) права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, сохранение этнокультурной самобытности.

В то же время существуют ресурсы, способные оптимизировать взаимодействие России, в том числе и Москвы, как крупнейшего субъекта, с зарубежной диаспорой.

За прошедшие 10 лет в диаспоре ближнего Зарубежья произошли качественные изменения и оценивать ее только как объект патронажа уже неоправданно. Сформировалась социально адаптированная часть российской диаспоры, `вписавшаяся` в новые реалии и при этом желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями и предприятиями Москвы, мы получим не только мощный инструмент реализации российских интересов, но и сформируем внутренний фактор финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.

Другим незадействованным ресурсом является диаспора стран дальнего Зарубежья. По неофициальным данным в настоящее время российская диаспора стран `дальнего` (или традиционного) Зарубежья насчитывает свыше 10 млн.человек. Дать точную количественную оценку крайне затруднительно. Не случайно западные исследователи отмечают, что `русский народ почти неуловим при статистическом методе изучения`. Во-первых, далеко не все выходцы из бывшей Российской империи и из СССР и их потомки, считающие себя россиянами, по своему этническому происхождению русские. Еще в 1913 г. в зарубежных странах проживало 25- млн. бывших подданных Российской империи, из них - лишь 6 млн.русских. Тем не менее, далеко не все относили себя к польской, еврейской, украинской либо армянской общинам, а продолжали считать себя россиянами. В принципе такое положение сохраняется и теперь. Во-вторых, часть эмиграции разных лет ассимилировалась и не стремится поддерживать этнокультурные связи с Россией. Это, однако, не означает, что последующие поколения не захотят возобновить контакты с исторической Родиной. Подобная `реасси-миляция` - явление не редкое, особенно для третьего, четвертого и последующих поколений эмиграции.

Русская эмиграция дальнего Зарубежья в целом позитивно относится к России и готова оказывать содействие становлению диаспоры ближнего Зарубежья, а также реформированию России, что в наибольшей степени проявляется в Москве. В частности российская диаспора традиционного Зарубежья могла бы стать важным фактором поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии (в т.ч. в сфере передачи опыта этнокультурного выживания в инонациональной среде). Тем более, что эта часть российского Зарубежья за более чем вековой период своего существования имеет богатейшую практику сохранения этнокультурной идентичности, русского языка и культуры, участия в политической жизни стран проживания, а также борьбы за социальную адаптацию и сохранение гражданских прав.

Существующая разорванность информационных, культурных, межобщинных связей между `старой` и `новой` диаспорой лишает ее внутренних источников поддержки и воспроизводства. Приоритетная задача деятельности Правительства Москвы и залог эффективности этой деятельности - создание единой информационной системы, способной обеспечить взаимодействие между различными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее региональную расколотость. Такая информационная система также может стать основой для мониторинга происходящих в российской диаспоре процессов.

Приоритетной задачей является и создание эффективной системы взаимодействия с различными категориями зарубежной диаспоры, для чего эти категории необходимо структурировать, взяв за основу социальные характеристики.

Еще одной приоритетной задачей должна стать активизация усилий по укреплению и развитию образования на русском языке, места и роли русского языка и культуры в целом.

Приоритетной задачей является также учет специфики российской диаспоры - отсутствие молодежных организаций, в т.ч. на региональном уровне; женского движения; русских бизнес-клубов (и, как следствие, практическое отсутствие такого явления как внутридиаспоральный капитал); нет также дееспособных профессиональных объединений, межпарламентских ассоциаций и групп. Опыт зарубежных государств показывает, что наиболее эффективным является выстраивание работы с диаспорой не только по страновому, но и по `стратовому` признаку, предполагающему консолидацию социально значимых слоев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с соотечественниками (например, уже имеющийся опыт работы с ассоциациями учителей школ с русским языком обучения).

Модель взаимодействия Москвы с зарубежной диаспорой носит двусторонний, взаимовыгодный характер, что позволяет использовать потенциал Москвы как для реализации `патерналистской` политики в отношении тех категорий соотечественников, которые нуждаются в защите и покровительстве, так и для налаживания связей хозяйствующих субъектов Москвы с деловыми кругами российского Зарубежья, что позволит привлечь возможности той части диаспоры, чей потенциал достаточен для разработки и осуществления четкой и эффективной системы экономического и культурного сотрудничества, основанной на взаимных интересах сторон, что является еще одной приоритетной задачей.

Основами реализации Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы являются:

мероприятия, проводимые Правительством Москвы, которые должны иметь конкретного адресата и действенную систему оценки эффективности затрат;
организация мероприятий в сфере поддержки и сотрудничества с объединениями и организациями российских соотечественников должна быть в максимальной мере направлена на стимулирование их инициативной деятельности, что позволит перейти на режим самообеспечения. Именно такому направлению следует обеспечивать приоритет при решении вопроса о финансировании конкретных проектов;
осуществление приоритетной поддержки социально активных слоев соотечественников, а также молодежи, которая будет обеспечивать воспроизводство российской диаспоры, что явится фактором сохранения российского информационного и культурного пространства;
оказание помощи социально незащищенным слоям населения российского Зарубежья, ветеранам войны и труда;
в основе деятельности по организации поддержки соотечественников должен лежать научно-обоснованный подход, предполагающий качественный мониторинг ситуации, применение эффективных политических технологий, использование прогностических методик для определения наиболее перспективных механизмов реализации выбранных направлений деятельности. Для определения эффективности выбранной модели следует предусмотреть ряд пилотных проектов (особенно в экономической сфере);
деятельность Правительства Москвы по поддержке соотечественников является составной частью формирования имиджа столицы как главного культурного и экономического центра `русского мира` и должна сопровождаться соответствующей информационной поддержкой. Реализация мероприятий Программы в зарубежных странах осуществляется в рамках законодательства этих государств и общепринятой мировой практики.
3. Основные направления реализации Программы

Исходя из вышеизложенных приоритетных задач необходимо выделить следующие направления деятельности:

организационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками: создание Московского Дома соотечественников; функционирование Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом; формирование экспертного совета соотечественников при Межведомственной комиссии;
правовая защита соотечественников, включающая мониторинг соблюдения их прав и законных интересов; учет положения российских соотечественников при осуществлении экономического и культурного сотрудничества Правительства Москвы со странами их проживания; поддержку инициатив общественных организаций Москвы по защите прав и законных интересов зарубежных соотечественников; осуществление сотрудничества с международными правозащитными организациями;
поддержка общественных объединений и организаций российской диаспоры: создание и ведение базы данных об общественных структурах соотечественников за рубежом; оказание материальной поддержки общественным организациям в осуществлении ими культурных, образовательных, информационных и экономических программ и проектов, методической помощи в организации общественной деятельности соотечественников; проведение семинаров, лекций, курсов по подготовке лидеров объединений российской диаспоры; налаживание и развитие всесторонних связей Правительства Москвы с организациями и объединениями зарубежных соотечественников (проведение `круглых столов`, заседаний Координационного совета, Совета директоров школ с русским языком обучения, онлайновых конференций с использованием сети Интернет и др.);
организационная работа по структуризации российской диаспоры. Данное направление включает создание информационной системы взаимодействия между диаспорой ближнего и дальнего Зарубежья; развитие системы патронажа организаций соотечественников дальнего Зарубежья над объединениями российской диаспоры стран СНГ и Балтии. В этих целях предполагается участие Правительства Москвы в создании международной организации российских соотечественников, проживающих за рубежом; содействие и поддержка региональных и международных деловых, профессиональных, молодежных, женских, парламентских объединений российской диаспоры;
поддержка русского языка, культуры, образования, содействие укреплению позиций православной церкви, что включает обеспечение участия представителей русской культуры Зарубежья в выставках и других культурных мероприятиях, проводимых в Москве; участие в реализации Государственной Программы Российской Федерации по поддержке русского языка; содействие в получении образования на русском языке и повышения квалификации в учебных и научно-исследовательских учреждениях Москвы; оказание поддержки образовательным учреждениям с преподаванием на русском языке в зарубежных странах и налаживание их сотрудничества с московскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениям. Совершенствование механизмов реализации программы `Стипендия Мэра Москвы` в государствах Балтии. Взаимодействие с Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии по вопросам поддержки деятельности православных церковных общин Московского Патриархата за рубежом;
развитие экономического сотрудничества Москвы и российской диаспоры, включающее налаживание связей хозяйствующих субьектов Москвы с деловыми кругами русского Зарубежья, стимулирование развития внутридиаспорального капитала, функционирование международного клуба деловых кругов русского Зарубежья;
развитие информационного сотрудничества с российской диаспорой и странами ее проживания; информационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по поддержке зарубежных соотечественников, поддержка русскоязычных СМИ; создание информационно-электронных систем и специальных Интернет-сайтов для связей с организациями и объединениями российских соотечественников, проживающих за рубежом;
поддержка социально незащищенных слоев российской диаспоры (медицинская помощь, отдых в Подмосковье, материальная помощь);
научное и экспертное обеспечение Программы, что включает поощрение совместных научно-исследовательских работ ученых Москвы и зарубежных соотечественников по актуальным проблемам российского Зарубежья; проведение ежегодных встреч соотечественников для рассмотрения вопросов их экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с Москвой и другими субъектами Российской Федерации; проведение исследований по актуальным вопросам положения соотечественников в зарубежных странах; проведение информационно-аналитической работы по выработке рекомендаций для осуществления Программы; издание научных трудов.
4. Принципы обеспечения Программы

Принципами обеспечения Программы являются:

уважение основных стандартов в области прав человека, предусмотренных международными соглашениями и конвенциями, регулирующими положение национальных меньшинств, а также двусторонними договорами, подписанными Российской Федерацией со странами, в которых проживают соотечественники;
содействие в обеспечении прав всех категорий соотечественников на правовую, медицинскую и социальную защиту;
дифференцированность в подходах и развитии сотрудничества с соотечественниками в зависимости от их принадлежности к различным социальным группам и от проживания в различных странах и регионах;
адресность в развитии взаимодействия с организациями и объединениями соотечественников с учетом реальных возможностей и особенностей каждой из них;
определение приоритетных направлений взаимодействия с организациями соотечественников и максимальная концентрация усилий и ресурсов на важнейших сферах сотрудничества;
открытость для сотрудничества со всеми организациями и объединениями соотечественников во всех странах мира.
5. Механизм реализации целей и задач Программы

Реализация Программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, информационному и финансовому обеспечению. Эти мероприятия должны являться составной частью общегосударственной программы помощи соотечественникам.

В рамках Программы Межведомственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом, прилагает необходимые усилия для:

поощрения взаимодействия московских городских и общественных организаций, хозяйствующих субъектов города с общественными организациями и иными структурами соотечественников за рубежом, придавая особое значение мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников, особенно русскоговорящей молодежи, углублению связей юношей и девушек с исторической Родиной;
поддержки создания международных общественных организаций соотечественников в Зарубежье;
содействия реализации мероприятий программы сотрудничества, направленных на реализацию прав российских соотечественников в правозащитной, культурной и языковой сферах;
проведения комплексного мониторинга социально-экономического, политического и правового положения соотечественников за рубежом в интересах оказания содействия по защите их основных прав и свобод. Организации по проведению мониторинга определяет Межведомственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом;
осуществления регулярных выездов представителей московских юридических организаций, адвокатской палаты города Москвы в государства СНГ и Балтии в целях оказания помощи по защите прав и свобод соотечественников за рубежом;
поддержки усилий общественных организаций и объединений соотечественников в СНГ и Балтии по созданию в этих странах центров юридической и консалтинговой поддержки в целях обеспечения прав и свобод соотечественников;
содействия средствам массовой информации города Москвы и другим изданиям, выпускаемым в Москве, в объективном освещении положения соотечественников за рубежом и формировании общественного мнения;
адресной поддержки газет, издаваемых организациями и объединениями соотечественников;
оказания поддержки соотечественникам, которая напрямую связана с финансированием мероприятий Программы поддержки соотечественников за рубежом. В этих целях Правительством Москвы на каждый год отдельной строкой выделяются средства для их реализации;
привлечения внебюджетных средств для поддержки организаций и объединений соотечественников на основе разработанного механизма вовлечения средств коммерческих банков и фирм. Предоставление различного рода льгот тем из них, кто активно участвует в реализации программ помощи и содействия соотечественникам за рубежом;
участия организаций и объединений соотечественников в деятельности торговых домов Москвы, созданных в ряде государств СНГ и Балтии. Особенно в тех из них, где организации соотечественников выступают одними из соучредителей;
оказания содействия привлечению деловых кругов соотечественников в совместные экономические программы, способствование развитию их взаимовыгодного сотрудничества с предпринимательскими структурами города Москвы;
поддержки черноморского филиала МГУ, института экономики и управления в Эстонии (МГСУ), Балтийского русского института в Латвии, его филиалов в Литве и Эстонии, а также организация новых учебных заведений с преподаванием на русском языке. Определение высших учебных заведений Москвы, на базе которых следует осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений СНГ и Балтии с русским языком обучения. Выделение квот для детей соотечественников из наименее социально защищенных слоев для обучения в вузах Москвы;
составления при содействии загранучреждений МИДа и ассоциаций учителей школ с русским языком обучения перечня общеобразовательных учреждений в СНГ и Балтии с преподаванием на русском языке, над которыми Правительство Москвы берет шефство в деле оказания систематической помощи в издании и обеспечении научно-справочной, учебной и учебно-методической литературой, наглядными пособиями, учебным оборудованием, развитие дистанционной формы обучения и т. п.
6. Правовые основы Программы

Правовую Основу действий Правительства Москвы по поддержке соотечественников составляют принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, договоры и соглашения Правительства Москвы, Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон `О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом` от 24.05.1999 г. No 99-ФЗ, федеральные законы, регулирующие деятельность субъектов Российского Федерации в сфере международных связей, постановление Правительства Москвы от 18,09.2001 г. No 844-ПП `Об основных направлениях по поддержке соотечественников за рубежом`, постановление Правительства Москвы от 08.01.2001 г. No 17-ПП `О создании Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом при Правительстве Москвы`.

7. Организационное обеспечение

Эффективное выполнение Программы и успешная реализация системы заложенных в ней мероприятий возможны только при условии активного взаимодействия структур исполнительной власти как городского, так и федерального уровня. Предусматривается оказание максимального содействия в реализации Программы в пределах своей компетенции нижеследующими отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы:

Департаментом международных связей;
Комитетом по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы;
Департаментом экономической политики и развития г.Москвы;
Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы;
Департаментом потребительского рынка и услуг;
Комитетом здравоохранения Москвы;
Московским городским фондом обязательного медицинского страхования;
Департаментом образования города Москвы;
Комитетом по культуре;
Комитетом социальной защиты населения Москвы;
Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы;
Комитетом общественных и межрегиональных связей города Москвы;
префектурами административных округов.
Успешная реализация задач Программы предполагает активное взаимодействие структурных подразделений Правительства Москвы с общественными организациями, фондами и другими учреждениями, занимающимися проблемами соотечественников за рубежом.

Важное место в координации усилий всех заинтересованных организаций по поддержке соотечественников должен занять создаваемый Правительством Москвы Московский Дом соотечественника.

Для решения задач повышения положительного эффекта от реализации Программы, оперативного мониторинга ситуации с соотечественниками, выработки новых подходов в области укрепления поддержки российской диаспоры за рубежом предусматривается:

максимальное использование международного опыта обеспечения поддержки соотечественников за рубежом в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Правительства Российской Федерации с постоянными контактами города с региональными: представительствами УВКБ ООН, MOM и другими международными организациями в данной области;
осуществление Межведомственной комиссией по работе с соотечественниками за рубежом Правительства Москвы координации деятельности структурных подразделений Правительства Москвы по вопросам поддержки соотечественников;
координация деятельности с другими субъектами Российской Федерации по вопросам поддержки соотечественников.
Центр гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника (далее - МДС) создается как организационный и координирующий центр работы с зарубежными российскими соотечественниками Правительства Москвы, общественных, политических, деловых, научных и других организаций города. МДС - государственная некоммерческая организация (учреждение), не ставящая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Создание МДС позволит российской диаспоре получить свой координирующий центр в столице для контактов и взаимодействия. МДС позволит сосредоточить в нем деятельность различных структур Правительства Москвы, занимающихся проблемами соотечественников, общественных организаций Москвы (фондов, Института стран СНГ и др.). МДС станет информационным и координирующим научным центром по вопросам российской диаспоры.

Учредителем МДС выступает Правительство Москвы.

Для обеспечения системного взаимодействия с зарубежными соотечественниками и их общественными объединениями, создания материальной базы для осуществления общественно значимых инициатив, программ и проектов, направленных на осуществление поддержки и сотрудничества с соотечественниками, необходимо создание Попечительского совета МДС.

Для эффективной реализации основных целей и задач МДС целесообразно, чтобы Учредитель сформировал Общественный совет МДС, включающий в свой состав представителей общественных, политических, деловых, научных и иных объединений и организаций Москвы и российских соотечественников за рубежом на условиях ротации.

Цели деятельности МДС как центра гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом, реализуются через развитие следующих направлений деятельности:

содействие всестороннему участию общественных, научных, деловых и иных объединений зарубежных соотечественников и их представителей в процессе осуществления программ Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом, отвечающих общегосударственным интересам Российской Федерации;
содействие созданию условий для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития российских диаспор за рубежом;
развитие взаимовыгодного взаимодействия Москвы и зарубежных соотечественников.
8. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение осуществляется в форме мониторинга ситуации с соотечественниками за рубежом с точки зрения их политического, социально-экономического, профессионального, этнокультурного и этноконфессионального положения; отслеживания новых подходов и тенденций к вопросу поддержки соотечественников; проведения PR-кампаний, освещающих деятельность Правительства Москвы в указанном направлении в средствах массовой информации и с использованием новейших мультимедийных компьютерных технологий и сети Интернет.

9. Финансовое обеспечение

Расходы по финансовому обеспечению Программы включают затраты на реализацию мероприятий по поддержке российских соотечественников, которые покрываются из бюджета города Москвы в соответствии с социально-экономическим обоснованием Программы (приложение) .

Кроме того, не исключается привлечение спонсорских средств юридических и физических лиц Российской Федерации и зарубежья в области отношений с соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216332
Опублик.: 24.12.04
Число обращений: 699


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``