В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иосиф Дискин: Если не изменится экономическая политика российского правительства, Россию ждет экономическая стагнация Назад
Иосиф Дискин: Если не изменится экономическая политика российского правительства, Россию ждет экономическая стагнация

Иосиф Дискин: Если не изменится экономическая политика российского правительства, Россию ждет экономическая стагнация22 декабря 2004 года в информационном агентстве `Росбалт` при поддержке Института системных проектов сопредседатель Совета по национальной стратегии, д.э.н., один из авторов доклада `Государство и олигархия` Иосиф Дискин представил новую стратегию взаимоотношений российской власти и крупного бизнеса .



В некотором смысле - это продолжение доклада `Государство и олигархи`. Наше исследование показало, что если не изменится экономическая политика российского правительства, если она не станет более внятной, более четкой и последовательно реализуемой, если не изменится институциональная среда, то есть если не снизится уровень коррупции, если сигналы из социальной среды не станут последовательными и упорядоченными, Россию ждет длительная экономическая стагнация, темпы роста резко упадут.

Из этого следует, что проблема действующих экономических институтов, эффективных институтов, становится жизненно важной для России. Но все, и теория, и практика, говорят о том, что ключевым элементом здесь является проблема взаимного доверия. Много сегодня говорят о глубоком недоверии бизнеса к государству. Но мало говорят о тотальном недоверии российского государства к российскому бизнесу. Не надо далеко ходить, Российское государство не доверят российскому бизнесу настолько, что не готово вкладывать никакие государственные деньги, ни стабилизационный фонд, ни Пенсионный фонд в российские компании. Если Российское государство демонстрирует такой уровень недоверия к российскому бизнесу и говорит - что ни вложишь, все украдут, - то как же может развиваться экономика, о каком инвестиционном климате мы говорим? Либо здесь присутствует явное лицемерие, и Россия предлагает иностранным инвесторам проявить больший уровень доверия, чем оно проявляет, либо налицо тотальное неумение действовать в нормальной существующей институциональной среде и управлять государственными средствами. И это при том, что сегодня в России сложилась совершенно, на наш взгляд, новая институциональная обстановка.

Что мы имеем в виду. Да, полтора года назад Совет по национальной стратегии поставил вопрос о том, что невозможно дальнейшее развитие страны, не устранив политического влияния олигархов. Да, это сделано. Сегодня проблема политической власти олигархов, на наш взгляд, уже не стоит настолько остро. Остались прежние следы влияния, но острой проблемы нет. И что, государство стало эффективней, стало целеустремленней, стало концептуальней? В тезисах, которые Совет обнародовал по новому докладу `Государство и бизнес`, мы утверждаем, что нет, этого не произошло. И это при том, что, с нашей точки зрения, крупный российский бизнес, в условиях, когда у него нет закулисных средств политического влияния, резко увеличил спрос на эффективные экономические и политические институты. Произошла фундаментальная смена ситуации. В России резко вырос спрос бизнеса на эффективные государственные институты. Имеется вызов, на который пока государство не может эффективно ответить. И надо понимать последствия отсутствия ответа на такой вызов. История, теория и наша, к сожалению, российская практика говорит, что единственным последствием отказа принять этот вызов является расцвет коррупции, крышевание и тому подобные вещи, которые чреваты экономической стагнацией. Совет утверждает, что сегодня недостаточно только взывать к государству, чтобы оно повысило свою эффективность. Много таких взываний, криков, призывов было. Наша принципиальная позиция состоит в том, что необходимо создавать технологии взаимного укрепления, взаимного доверия государства и бизнеса. Технологии, которые при принятии политического решения и при наличии искреннего стремления государства и бизнеса укреплять взаимное доверие, вступив на этот путь, шаг за шагом способствовали этому укреплению, на то это и технология.

Таких технологий возможно много. Но мы сегодня хотели бы предложить вам одну для того, чтобы показать, что мы не голословны. Что такие технологии существуют, их можно реализовать, и их реализация уже сама по себе, с одной стороны, стала бы той революцией во взаимоотношении власти и бизнеса, а с другой стороны, стала бы примером для разработки других технологий. Все здесь хорошо квалифицированные люди знают, вот у нас есть в стране два института, которые называются Государственный Пенсионный фонд и Стабилизационный фонд. Каждый, кто знает, как управляются фонды, скажет, как существует портфель фондов, строят рисковые активы, куда вкладывают 2-3, 5, 10%. Существуют очень высоконадежные активы, средней надежности и так далее. Но, довольно странная ситуация. Что сегодня в обоих этих фондах наличествуют только высоконадежные активы. И в силу этого эти фонды даже не обеспечивают компенсацию уровня инфляции. То есть мы вкладываем, инфляция съедает эти деньги, и эти фонды, не выполняют даже своей функции. Мы предлагаем в качестве технологии формирования взаимного доверия государства и бизнеса использовать рисковую часть Стабилизационного фонда и рисковую часть Пенсионного фонда, вкладывать активы в российские предприятия. При этом, завтра этого делать нельзя. Завтра это, безусловно, украдут и украдут немедленно.

Но мы же говорим о технологии. Для этого необходимо, первое, политическая воля. Осознать, если это реализовать, что бы это дало. Первое. Это повышает доходность тех фондов, о которых мы говорим. Какой-нибудь Фонд ветеранов Пентагона вкладывает рисковые активы в российскую экономику, а российские граждане, российские пенсионеры, не получают доходов от экономического роста. Довольно парадоксальная ситуация. То же самое со Стабилизационным фондом.

Таким образом, если это сделать правильно, можно поднять уровень доходов. Второе. Частично вкладываются деньги в развитие российской экономики. Понятно, что когда такие средства вкладываются в российские активы, то капитализация, та самая проблема, о которой говорят, дикой недокапитализации российских предприятий, в значительной мере ликвидируется. Растет капитализация, предприятия получают возможность дешево получать на Западе, размещать облигационные займы, получать возможность, средства для развития, таким образом эти средства начинают работать на экономическое развитие, не нарушая, в отличие от многих других предложений, целевое назначение этих фондов. Мы сохраняем целевое назначение, только используем их, вовлекаем эти средства постепенно в экономическое развитие.

Ну и, наконец, много говорится о том, что российское государство должно оказывать влияние на экономику. И ради этого происходят всякие достаточно фантастические вещи. Вы купили 15%, например, `ЛУКойла`, и назначили туда двух членов совета директоров. Вот вам 5% стабилизационный фонд, 5% пенсионный фонд, и назначайте туда любого представителя государства в совет директоров, хоть премьер-министра, который бы имел возможность знать в деталях, что там происходит, получать всю внутреннюю документацию, влиять, предлагать и повышать надежность этих компаний. Кроме того, надо понимать, что увеличение вложения российских денег в компании есть стабилизация вложений иностранных капиталов в эту компанию. Ведь если не вкладываем мы, а компании эффективны, надежны и замечательны, будет вкладывать Фонд Пентагона, другие фонды, и назначать своих членов совета директоров. Мы много говорим о сохранении национального контроля над российской экономикой, но при этом создаем условия, не вкладывая институциональные средства, в усиление иностранного контроля над российской экономикой. В этом смысле есть явное лицемерие.

Технология, на наш взгляд, заключается в следующем. Первое. Государство принимает политическое решение. Второе. Необходимо разработать закон о том, каким условиям должны соответствовать предприятие, куда государство, имеется ввиду Стабилизационный фонд, Пенсионный фонд, может вкладывать деньги. Чтобы, во-первых, такой закон дал ясные открытые рамки, и каждый может говорить - вот, я соответствую, будьте любезны. Но в этом законе надо прописать жесткие и надежные параметры. Например. Рейтинг ведущих рейтинговых компаний. Отсутствие каких-нибудь споров с налоговыми органами и так далее. Совет по национальной стратегии готов разработать проект такого закона и представить его законодателям. Или общественным организациям, которые готовы вместе с нами лоббировать, легально, открыто, как мы это сейчас делаем, продвижение такого закона. Но уже сам факт такого обсуждения и появление проекта такого закона будет гигантским стимулом для того, чтобы компании стремились разрабатывать свои планы в соответствии этим требованиям. Понятно, что вряд ли Пенсионный фонд будет вкладывать деньги через Лондонскую биржу, а через Российскую, где более ясно будет, и где есть возможность назначать своих членов совета директоров, и члены совета директоров будут оказывать влияние, вполне может. При такой мотивации расширится спектр предприятий, которые будут заинтересованы действовать по чистым открытым правилам. Будет расширяться зона чистого цивилизованного бизнеса, государство получит возможность выбора, куда вкладывать, куда не вкладывать, и сам факт вложения даже небольших денег будет уже сертификатом того, что это предприятие является маяком чистой, белой российской экономики. Это тоже шаг, серьезный технологический шаг. Таким образом, шаг за шагом будет формироваться пространство реальной эффективной экономики, которая будет обеспечивать динамику увеличения капитализации и развития.

Кроме этого есть еще один сильный мотив. Вполне понятно, что, если в акции предприятий вложены деньги Стабилизационного и Пенсионного фонда, то некоторые структуры пять раз уже должны будут подумать о том, стоит ли по пустяшному поводу снижать капитализацию, снижать стоимость активов самого государства. Таким образом, то, о чем мечтает сегодня крупный бизнес - иметь более стабильную, более надежную, более предсказуемую институциональную ситуацию. Понятно, что для этих компаний нечто повторение `Вымпелкома` или, не дай бог, ЮКОСа, становится существенно менее вероятным. Почему мы говорим о революции? Поскольку это должно быть в обмен на то, что нет незаконных налоговых схем, не должно быть ухода от налогов и так далее. То есть такую индульгенцию получают те, кто ее заслужил, строго следуя требованиям закона. В этом смысле мы говорим - таких технологий может существовать несколько. Нужно разрабатывать технологии.

Иосиф Дискин
советник Председателя Совета Федерации
23 декабря 2004
http://www.kreml.org/http://nvolgatrade.ru/

Док. 216268
Опублик.: 24.12.04
Число обращений: 601

  • Дискин Иосиф Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``