В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Сатану` станут продавать Назад
`Сатану` станут продавать
В 11 часов 30 минут по московскому времени прямо из позиционного района - места постоянной дислокации 13-й ракетной дивизии вблизи поселка Домбаровский, - стартовала тяжелая баллистическая ракета Р-36М2 `Воевода`, или как ее еще называют на Западе - SS-18 `Satan`. Особенностью ее пуска стало не только то, что она `ушла`, как это бывало раньше, с Байконура, но и то, что впервые в практике ракетных войск пуск был проведен не столько в целях проверки боевой эффективности оружия (ракета 16 лет простояла на боевом дежурстве), сколько для подтверждения новых, коммерческих, возможностей `Воеводы`. Причем не со специально созданных для этого космодромов, а прямо с боевой - шахтной пусковой - установки в позиционном районе.

Не менее $ 30 млн. в год внебюджетных средств могут зарабатывать Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) от использования в коммерческих целях списываемых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет стратегического назначения. Именно столько, до разъединения с Космическими войсками (КВ) в 2001 году, зарабатывали ракетчики на коммерческом потенциале своего вооружения. Однако после потери, отошедших к КВ космодромов - Байконур, Плесецк и Свободный, - о внебюджетных доходах пришлось забыть.

SS-18 `Satan` - самая большая и мощная в мире межконтинентальная баллистическая ракета. Ее полный вес - 210 тонн. Из них 180 тонн - только одно топливо, состоящее из крайне агрессивных и опасных для человека веществ - гептила и амила. Вес боевой нагрузки почти 9 тонн - это 10 ядерных блоков индивидуального наведения. `Сатана` - первая из советских ракет, получившая систему преодоления ПРО. Машина не восприимчива к действию электромагнитного импульса. В результате этого она гарантированно может быть применена даже в момент или после нанесения противником ядерного удара по России. Однако комплекс стареет. Самые последние модификации `Сатаны` через 15-20 лет должны будут быть сняты с вооружения и утилизированы.

В начале 90-х по российско-американскому договору СНВ-1 Москва сначала попросту `резала` сокращаемые ракеты на металлолом. После того, как в силу не вступил договор СНВ-2, по которому мы вообще должны были уничтожить всю группировку тяжелых ракет, вопрос утилизации Р-36 стал еще более актуальным. В современной обстановке Россию никто и ничто не принуждает в обязательном порядке избавляться от этих машин. Она сама вольна решать, что с ними делать. Именно поэтому в 2002 году командование РВСН подняло вопрос о возможности проведения коммерческих запусков снимаемых с вооружения `Воевод` из позиционных районов базирования ракетных дивизий. Единственной сложностью в реализации этой идеи было согласование с региональными властями выделения так называемых `территорий отчуждения` - безопасных для населения районов падения двигателей и ступеней ракет.

В этом ключе дивизия под Оренбургом имеет ряд важных достоинств. Траектория полета ракеты, а также места падения ее ступеней проходят над безлюдными районами Тюменской области. Например, отделение и падение двигателя первой ступени и топливного алюминиевого бака весом около 7 тонн с резервным запасом топлива в 2,5 тонны (полностью сгорает еще в воздухе) должны оказаться в центр эллипса с радиусом от 30 до 50 км в заболоченном районе на стыке границ Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов области. Вторая ступень падает уже на территорию специально предназначенного для этого полигона Кура на Камчатке. Как говорят в штабе РВСН, на сегодняшний день все вопросы безопасности согласованы. Есть план вывода ракет с боевого дежурства. Получено подтверждения возможности их запуска с коммерческим грузом прямо из позиционного района базирования ракетной дивизии. Это позволяет военным превратить убыточный процесс утилизации ракетной техники в весьма прибыльный бизнес. Единственное, что пока до конца еще неясно - это вопрос прибыльности всего предприятия.

Проблема, как говорят в Роскосмосе, состоит в наличии спроса на подобные услуги и их стоимость. С возможностями ракеты все ясно: характерная для всех боевых комплексов 100 процентная надежность и огромная. даже по космическим меркам, грузоподъемность - 9 тонн. Единственное, что осталось - найти покупателей. Этим, видимо, со следующего года и придется заниматься специалистам Роскосмоса, Рособоронэкспорта и Ракетных войск стратегического назначения.


Никита Петров

23.12.2004
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 216134
Опублик.: 23.12.04
Число обращений: 230


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``