В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения` Назад
М.П. Карпенко: `Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения`
Все более широкое распространение в мире получает дистанционное образование (ДО), стратегическая цель которого - обеспечить гражданам возможность получения образование высокого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Его уникальные возможности обеспечиваются использованием при всех формах получения образования дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Объективные потребности развития современного общества обусловили создание ДО и привели к тому, что оно приобрело черты непрерывного, обеспечивая процесс обучения человека и школе, и в вузе, и при повышении квалификации, и при освоении новой профессии. Возраст людей, обучающихся дистанционно, например, в Открытом университете Великобритании, колеблется от 17 до 94 лет!
Расширение социальных возможностей для получения высшего профессионального образования и повышение доступности образования широким слоям населения, включая население стран ближнего и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости широкого внедрения в практику системы дистанционного образования (СДО), способной подготовить студентов к жизни в условиях конкурентоспособной экономики. Подобная система дает возможность каждому студенту выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным потребностям и способностям, независимо от того, где бы территориально он ни находился.
С точки зрения дидактики при организации СДО важнейшими требованиями являются:
·    ориентация процесса обучения (проектирования и организации) на самостоятельную познавательную деятельность студента;
·    открытость и индивидуализация обучения;
·    организация процесса обучения как чередующихся интервалов контактного и неконтактного периодов обучения, последний из которых преобладает;
·    организация общения участников педагогического процесса как непосредственно, так и дистанционно с помощью современных технических средств информационных технологий;
·    организация педагогической поддержки учения студентов тьюторами, выполняющими функции преподавателя, консультанта и менеджера.
ДО - это гуманистическая форма обучения. Она реализуется с помощью традиционных и новых педагогических технологий, новейших технических средств коммуникации и обработки информации, созданных для обеспечения самостоятельного изучения учебного материала, а также диалога между преподавателем и обучающимся.
Гуманистический подход к обучению означает: применение комплекса методических процедур объяснения, понимания, проектирования, рефлексии и т.д.; индивидуализацию и интеллектуализацию приемов и способов обучения; гуманизацию передаваемого знания; творческое восприятие и воспроизведение учебного материала; диалогичность, коммуникативность и активность применяемых дидактических средств; формирование высокого уровня познавательной способности студентов, необходимого для творческого овладения знаниями [2. стр.
Основная форма учебно-познавательной деятельности в СДО - самостоятельная работа студента, направленная на усвоение знаний. Чаще всего ее рассматривают как форму учебной деятельности, при которой освоение содержания образования осуществляется за счет умственных и физических действий студентов, которые они совершают без непосредственной помощи и указаний преподавателя. Преподаватель задает цели работы, ее содержание, определяет возможные результаты, осуществляет необходимую коррекцию. Однако осуществление контроля и коррекции при ДО требует специальной организации, за счет использования специфических для каждой модели ДО средств обучения.
Самостоятельная работа представляет собой форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учебного задания. Деятельность обучающихся может носить и репродуктивный и творческий характер. Она приводит либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного учащемуся знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Ее цель состоит в усвоении знаний и формировании умений и навыков. Такого рода деятельность призвана обеспечить возможность осуществления студентами самостоятельной познавательной активности.
Самостоятельная познавательная деятельность студентов предполагает сформированность у них умений самостоятельно приобретать и закреплять знания, пользуясь различными источниками информации; применять знания в решении учебных и практических задач; творчески применять знания в нестандартных ситуациях. Большое значение для эффективности самостоятельной деятельности имеет развитие рефлексии и самооценки полученных результатов, предполагающее восстановление этапов деятельности, трудностей и способов их преодоления, осознание способов деятельности, соотнесение полученных результатов с проектируемыми.
Многие дидактические принципы ДО также связаны с организацией самостоятельной познавательной деятельности студентов. Данные принципы являются теоретическими положениями, выражающими зависимость между целями подготовки специалиста и закономерностями, детерминирующими практику обучения в вузе. На основе этих принципов создается дидактическая модель обучения, в которой они играют системообразующую роль, выступая как единое целое.
Наибольшее значение для организации эффективной самостоятельной познавательной работы студентов при ДО имеют следующие дидактические принципы:
Принцип индивидуализации содержания образования. Практическое исчезновение границ образовательных ресурсов в ДО, доступ каждого студента к мировой культуре меняет роль содержания образования. Традиционное содержание, сконцентрированное в единообразных источниках - учебниках и учебных пособиях, представляет собой педагогически адаптированные и отобранные на основе тех или иных идей, концепций, ценностных установок элементы всемирной культуры. Увеличение объёма и доступности информации привело к тому, что отбор содержания может производиться самим пользователем - обучающимся. Каждым студентом создается собственная программа учения, которая основывается не на едином информационном источнике, а представляет собой траекторию движения в образовательной среде.
Принцип соответствия оценки образовательного результата поставленной цели. Система контроля полученных студентами образовательных результатов должна быть направлена на осуществление непрерывной диагностики личностного образовательного приращения обучающихся, сопряженного с общей целью усвоения того или иного курса. Индивидуализация оценки результатов - неотъемлемая черта ДО, которое в своей основе имеет индивидуальный подход и направлено на удовлетворение индивидуальных образовательных запросов студентов.
Проверке подлежат не только информационные, но и процессуальные результаты обучения. Ориентация ДО на преобладание самостоятельной работы студентов предполагает, что оцениваться будет и сам процесс обучения: взаимодействие учащегося с преподавателем, индивидуальный способ учения (выбор содержания, активность в получении новой информации, преобладающие формы работы с содержанием, предпочитаемые формы интерактивности и т.д.), новизна полученных результатов для каждого студента. Такое оценивание требует использования рефлексивных вопросов и заданий. Рефлексия выступает и как средство контроля, и как способ осознания студентами их образовательных результатов, приближающих их к общей цели обучения.
Принцип обратной связи (интерактивности). Основное требование эффективности ДО - активное взаимодействие студента и преподавателя на протяжении всего периода освоения курса. Обучение, рассматриваемое как взаимопроникновение двух деятельностей - учения (деятельность учащегося) и преподавания (деятельность преподавателя), в ДО приобретает специфические черты. Учебный процесс представляет собой взаимодействие двух подсистем: передачи информации, ее приема и переработки. Для того чтобы обучение достигало поставленной цели, необходима обратная связь между этими подсистемами, которая может быть реализована только в случае интерактивности ДО. Средства обучения при ДО (которые опосредуют деятельность преподавания) должны удовлетворять требованиям принципа обратной связи для обеспечения индивидуальной познавательной деятельности студента. Реализация данного принципа может осуществляться при использовании виртуально-тренинговых технологий, обучающих компьютерных программ, коммуникации преподавателей и студентов через Интернет и т.д.
Принцип коммуникативного взаимодействия по отношению к создаваемой студентами образовательной продукции тесно связан с предыдущим и предполагает представление и совместное обсуждение участниками образовательного процесса созданных ими продуктов. Интерактивность предоставляет студенту возможность активно взаимодействовать с преподавателем, общаться с другими студентами, свободно высказывая свое мнение и узнавая чужое. Современные средства связи позволяют организовывать контакт со студентами в различных видах: через электронную почту, с помощью Интернета (контакты через сервер ICQ, участие в чатах, конференциях, специальные программы на сайтах и т.д.).
Одним из важнейших является принцип вариативности. Остановимся на нем более подробно, так как он находит свое выражение во всех рассмотренных выше дидактических принципах ДО. Возможности и ограничения реализации данного принципа требуют специального изучения.
Вариативность, как качество современного образования, заключается в создании возможностей осознанного, целенаправленного и ответственного выбора содержания и путей получения образования для всех участников педагогического процесса. Реализация принципа вариативности, пронизывая деятельность системы образования, позволяет удовлетворить образовательные потребности конкретного человека. Именно в ДО этот принцип приобретает доминирующее положение, так как позволяет реализовать следующие сущностные характеристики рассматриваемой модели образования:
·    индивидуальное целеполагание (получение образования для решения различных жизненно важных проблем обучающихся);
·    индивидуальная образовательная траектория студентов (как в изучении отдельных предметов, так и при проектировании собственного процесса обучения в целом - его содержания, темпов и времени усвоения);
·    организация целенаправленного процесса самообучения наиболее эффективным, с точки зрения студента, способом за счет `веера` предоставляемых средств самообучения;
·    неограниченное использование образовательных ресурсов для достижения индивидуальных целей обучения каждого студента.
Вариативность затрагивает и содержание образования, и процесс обучения, и дидактические средства его организации. Она превращает пространство образования в пространство выбора.
Значимость принципа вариативности для ДО определяется самой гуманистической моделью обучения, которая предполагает:
·    в содержательном аспекте: создание вариантов учебных программ, различающихся по уровням знаний и формируемым навыкам; согласование с обучаемым объема и содержания учебной работы.
·    в процессуальном аспекте: обеспечение выбора учебных программ самим студентом; определение динамики учебной работы в соответствии с возможностями и потребностями обучающегося; сочетание индивидуальных и групповых форм работы; использование активных методов обучения.
В ДО выполнение этих требований обеспечивается за счет использования гибких информационно-телекоммуникационных средств.
Рассмотрим, каким образом может быть организована самостоятельная познавательная деятельность студентов при ДО на примере Современной гуманитарной академии (СГА).
Основными составляющими системы обучения в СГА являются:
-    информационная телекоммуникационная технология обучения;
-    индивидуальное учебное планирование;
-    система аттестации знаний;
-    академическая мобильность обучающихся.
В СГА реализуется телекоммуникационная модель ДО с использованием основных элементов кейсовой модели. Образовательная технология основана на использовании виртуально-тренинговой системы обучения и построена по модульному принципу. Студенту предоставляется выбор виртуального режима работы с учебным продуктом, его самостоятельное изучение и закрепление полученных знаний в индивидуальных и тренинговых формах [3. стр. Используемая технология обеспечивает погружение учащегося в сферу развивающего обучения, обеспечивая условия для самостоятельной познавательной деятельности. Основу кейса (комплекта средств обучения) составляют бумажные (печатные) рабочие учебники, в сочетании с аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами, загружаемыми в серверы локальных сетей учебных центров через спутниковую систему передачи данных. Телеконференции, телеконсультации, телевизионные защиты выпускных работ проводятся через цифровое спутниковое телевидение, IP-хелпинг, Интернет.
Методическое обеспечение учебного процесса включает в себя:
1.    Учебные книги в виде рабочих учебников на бумажных носителях, специально разработанные для организации самостоятельной работы студентов по изучению курса;
2.    Импринтинговые учебные фильмы, подающие образно и эмоционально окрашенный учебный материал в динамике, с использованием слухового и зрительного каналов восприятия информации
3.    Компьютерные обучающие программы для самостоятельной работы (тестирующие, тренинговые, исследовательские);
3. Сетевые среды для проведения семинаров различного уровня - репродуктивного, частично-поискового, творческого
4. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
5. Аудио учебно-информационные материалы для лингвистических специальностей;
6. Видео учебно-информационные материалы для всех направлений (видео и слайд-лекции);
7. Телекоммуникационную двухуровневую библиотеку;
8. Телекоммуникационные средства обучения (теле- и, спутниковые лекции).
Уже при поступлении в СГА с помощью компьютерных программ определяется темп усвоения знаний студентами, уровень и структура интеллекта. Планируется проведение диагностики обучаемости, основанной на комплексной методике, включающей психологическое тестирование, регистрацию объективных электрофизиологических показателей (электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, кожно-гальванические реакции). Налаживается система массового обследования студентов, по результатам которой каждый студент получает индивидуальные рекомендации по организации своей учебной работы.
Индивидуализация содержания образования осуществляется через индивидуальное учебное планирование, которое предусматривает составление индивидуального учебного плана студента. В него входят: обязательные учебные дисциплины с учетом установленного обязательного объема и дополнительные из списка элективных и факультативных дисциплин приведенных, в образовательной программе по направлению подготовки. Студент имеет право включать в свой индивидуальный план большее количество дисциплин для обязательного изучения.
В период самостоятельного изучения курса обучающийся может консультироваться с преподавателем по электронной почте. Существует индивидуальная асинхронная консультация через Интернет, во время которой студент задаёт вопросы по определенной дисциплине, а ведущий преподаватель готовит ответ на специальном сайте (IP-хелпинг). Этим, в частности, обеспечивается интерактивность обучения.
Рассмотрим подробнее два средства обучения, используемые в СГА. Они обладают специфическими возможностями в организации самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Спецификой дистанционного образования в СГА является большой объем самостоятельной работы студентов по рабочему учебнику (work-book), содержащему определенный фрагмент учебного материала по дисциплине в рамках учебного модуля. Он представляет собой оригинальную разработку, позволяющую студентам самостоятельно изучать материал, закреплять полученные знания.
Рабочий учебник является печатным изданием, что сближает его с привычными для студентов школьными учебниками. Однако он выступает одновременно и как носитель определенного содержания образования, и как проект учебного процесса, организуемого самим студентом. Поэтому его структура должна отражать и направлять познание учащихся, помогая в приобретении умений самостоятельной познавательной деятельности.
Для того чтобы рабочий учебник стал действенным средством организации самостоятельной деятельности студента, следует:
-    учитывать ведущую функцию учебного предмета и соответствующее соотношение компонентов содержания учебного материала;
- включить в рабочий учебник средства, организующие все этапы процесса учения - постановку цели, стимуляцию познавательной деятельности, восприятие, осмысление и закрепление новой информации, рефлексию и коррекцию учебной деятельности;
-    выявить структурно-логические и функциональные связи учебного материала, иерархию и взаимосвязи вводимых понятий;
- использовать аннотационные, предваряющие изложение, и рефлексивные, завершающие его, блоки;
-    применять задания для самостоятельной работы, ориентированные на репродуктивный, частично-реконструктивный, творческий уровни усвоения.
Нацеленность на организацию самостоятельной работы обучаемых предъявляет особые требования к аппарату усвоения любого учебно-методического пособия, используемого обучаемыми. В учебных пособиях на бумажных носителях встает вопрос о структуре изложения материала, о подборе заданий, об организации рефлексии непосредственно при работе с ними.
Ведущее требование организации рефлексии при ДО следующее: `учебное задание должно ставить обучаемого перед необходимостью самостоятельного завершения работы по формированию определенной системы знаний, побуждая его таким образом активно и сознательно осмысливать те умственные схемы и правила, в согласии с которыми он действует` [4. стр. Рефлексия как компонент образовательной деятельности относится к двум областям: 1) онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, 2) психологической, то есть обращённой к субъекту деятельности и самой деятельности. Осмысливая собственную творческую деятельность, студент акцентирует внимание как на полученных знаниях, так и на структуре самой деятельности, которая привела к созданию данных продуктов. Происходит осознание своего пути получения знаний, формируется индивидуальный способ учения - комплексная характеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности студентов [5. стр.
Другим средством организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, которое позволяет расширить и углубить знания студентов по дисциплине, сформировать у них поисковые умения, выступают исследовательские компьютерные программы - Research-тьюторы. Целью их применения является самостоятельная разработка студентом научной или практической проблемы или решение проблемной задачи.
Компьютер становится `виртуальным научным руководителем`. Он `предлагает` альтернативные направления исследования, формулирует конкретные исследовательские задачи, рекомендует нужную литературу и оценивает результаты проведенной студентом работы.
Сценарий R-тьютора рассчитан на занятие продолжительностью 80 минут, в режиме компьютерного диалога. С методической точки зрения сценарий R-тьютора строится на материалах, не использованных при составлении рабочего учебника. В задачу студента входит самостоятельное включение нового материала в уже сложившуюся систему знаний.
Результатом работы студентов с R-тьюторами является формирование умений:
·    поэтапного решения задачи;
·    осознания и использования обобщенной схемы решения;
·    рефлексии процедуры поиска решения;
·    определения затруднений и поиска недостающей информации в `библиотеке` или в `справке`.
R-тьютор выполняет функции педагогической дозированной помощи студенту, предоставляя ему необходимую информацию только по правильно сформулированному запросу. При этом компьютер отслеживает, сколько подзадач решил студент и с какой попытки.
Рассмотренные средства обучения являются элементами телекоммуникационной модели ДО, органично сочетающимися с проверочными процедурами коллективных тренингов, тестов, экзаменацией, телеконсультациями, ответами на вопросы студентов в системе IP-хелпинг, телеконференциями, телевизионными защитами выпускных работ. Они способствуют эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности студентов благодаря тому, что при их проектировании учитывались особенности реализуемой модели обучения и дидактические требования к организации СДО в целом.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Федеральный Закон от 10 января 2003 года N 11-ФЗ `О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации `Об образовании` и Федеральный закон `О высшем и послевузовском профессиональном образовании`.
2.    Карпенко М.П., Помогайбин В.Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении // Мир психологии. 1998. No 3. Стр. 172-181.
3.    Карпенко М. П., Помогайбин В.Н. Будущему образованию - технологию будущего // Дистанционное образование. 1998. No4. Стр. 28 - 33.
4.    Околелов О.П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии // Дистанционное образование. 1999. No3. Стр. 33-37.
5.    Иванова Е.О. Каждому учащемуся - своя школа // Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России: Сборник научных трудов. Ярославль, 2001. Стр. 72- 89.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216090
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 2596

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``