В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Глобализация образования: возможности и перспективы` Назад
М.П. Карпенко: `Глобализация образования: возможности и перспективы`
В начале XXI века мир переживает качественные перемены, которые вызваны расширяющимся процессом глобализации. По определению Генерального секретаря ООН Кофи А. Аннана, глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий не только между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, но и между государствами. Конкуренция, некогда сосредоточенная внутри национальных границ, теперь перешагивает эти границы, ставя проблему выживания национальных отраслей экономики, в том числе национальных образовательных систем.
Расширение сотрудничества и обострение конкуренции налагает на экономические субъекты новые требования. Например, теперь вузы России должны вступать в битву за студента уже не только друг с другом, но и с вузами Англии, США, Австралии, Франции. Чтобы победить в этой борьбе, уже недостаточно быть первыми в стране - надо быть лучшим в мире.
Все это самым непосредственным и очевидным образом свидетельствует о необходимости укрепления сотрудничества между образовательными системами дружественных государств. В русле этой тенденции чрезвычайно актуальным является проект создания российско-казахстанской комиссии по налаживанию взаимодействия в сфере образования. Представляется, что такая комиссия должна быть учреждена на уровне соответствующих министерств. Кроме того, весьма желательным было бы создание постоянного казахстанско-российского семинара по более общим вопросам глобалистики.
Сотрудничество в области образовательных технологий обогащает обе стороны, позволяет добиться результатов, труднодостижимых для каждой из наших стран по отдельности. Примером такого сотрудничества является совместная деятельность Казахстанско-Российского университета и Современной гуманитарной академии.
Одним из важнейших конкурентных преимуществ является соответствие текущему уровню технологического прогресса, постоянная модернизация технических средств, внедрение новых технологий. Для сферы образования особенно важны достижения в области информатизации и телекоммуникации. Сейчас можно говорить о создании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. Это совокупность технических средств и учебного материала, которая образует единое целое благодаря единству выполняемых ими задачи: развитие знаний, умений и навыков в данной предметной области. Последовательное внедрение упомянутых технологий создает учебный процесс нового типа: ИКТ-обучение. Ниже мы обратимся к его основным особенностям и преимуществам.
В России одним из лидеров ИКТ-обучения является Современная гуманитарная академия, которая уже более десяти лет идет в ногу с европейскими стандартами качества образования, а по техническому оснащению превосходит большинство ведущих вузов мира. Однако учебная деятельность СГА не замкнулась в рамках России. Академия работает сейчас с учебными центрами десяти стран, но особенно активно развиваются учебные центры СГА в Республике Казахстан. Это соответствует общему духу братских отношений наших стран и курсу, взятому Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством образования Российской Федерации на улучшение координации деятельности ведущих высших учебных заведений обеих стран. Дальнейшей интеграции образовательного поля послужило бы и создание объединенного российско-казахстанского Диссертационного совета на базе Казахстанско-Российского университета и Современной гуманитарной академии.
Однако взаимодействие должно осуществляться не только на территории Казахстана. В качестве структурного подразделения мы создали Российско-Казахстанский университет для изучения в российских учебных центрах СГА культуры, истории, геополитики Казахстана, казахского языка. Услугами РКУ могут пользоваться не только граждане России, но и все другие граждане, ведущие дела в Казахстане и просто любознательные этнические казахи. При этом используется опыт получения российского образования этническими русскими в Казахстане, накопленный Казахстанско-российским университетом.
Дальнейшее развитие ИКТ-обучения представляется следующим образом:
1) Создание экстерриториальных профессорско-преподавательских составов; при этом в преподавательскую деятельность вовлекаются ученые, специалисты, профессора из различных городов и стран. При подобном подходе становится возможным создать очень высококачественный состав преподавателей, значительно более квалифицированный, чем в каждом отдельном вузе, неизбежно территориально ограниченном, что существенно поднимет качество обучения. Очевидно, что ни при каком ином способе обучения учащийся, живущий, допустим, в небольшом городе не смог бы получить знания от такого созвездия специалистов. Именно так принцип СГА `образование по месту проживания` сочетается с высочайшим качествам обучения.
2)    В рамках ИКТ можно создать цифровые библиотеки, использующие телекоммуникационные системы. Это совершенно новое, можно даже сказать, революционное, явление. В частности, в нашем межгосударственном содружестве двух вузов, СГА и Казахстанско-российского университета, создается телекоммуникационная двухуровневая библиотека. Первый уровень этой библиотеки - огромное собрание цифровых ресурсов (полнотекстовых документов и медиапродуктов), доступных во всех филиалах СГА посредством спутниковой коммуникации. Сами документы в оцифрованном виде находятся на сервере в Москве. Второй уровень - это передача по запросу любого учебного центра целых библиотечных ресурсов на сервер этого центра. При этом передача данных ведется через спутник, арендуемый СГА, что делает функционирование библиотеки независимым от сети Интернет.
Такой способ передачи имеет ряд преимуществ. Во-первых, благодаря подобной технологии, на скорость передачи данных не влияет пропускная способность интернет-кабеля, загруженность линии, угроза разрыва соединения и прочие технические ограничения. Во-вторых, для приема информации со спутника учебный центр не обязан иметь выход в Интернет, что особенно актуально для удаленных центров с небольшим количеством учащихся. Наконец, в-третьих, во много раз уменьшается стоимость передачи данных, что особенно актуально при запросах второго уровня - на целые библиотеки. С помощью цифровых технологий представляется возможность передавать на несколько порядков больше библиотечных ресурсов, чем в бумажном виде. При этом мы можем перейти к так называемой технологии одноразовой книги.
Наши расчеты показали, что если ежегодные расходы на содержание вузовской библиотеки (это эксплуатация здания, мебель в этом здании, ежегодные затраты на освещение, отопление, уборку этого здания, коммунальные расходы, содержание библиотекарей, их зарплату и т.д.), разделить на число выдачи книг или учебных пособий для студента, то одна такая выдача стоит $16. В то же время, распечатка для студента `одноразовой` книги с сервера, будет стоить $1. По этой новой технологии не требуется сдавать книгу обратно в библиотеку, поэтому книга и называется `одноразовой`. Сама же библиотека может представлять собой небольшую комнату, а при этом количество ресурсов в ней сравнимо с крупнейшими библиотеками мира, такими как Российская Государственной библиотека или Библиотека Конгресса США. Во всяком случае, она во много раз будет превосходить обычную вузовскую библиотеку. И доступно это будет в любой географической точке, даже на дому у студента, в общежитии и т.д. Еще одним достоинством библиотеки этого вида является легкость ее пополнения: достаточно поместить новую книгу на главный сервер, и она будет доступна во всех учебных центрах СГА.
Как известно, ООН и ЮНЕСКО выдвинули два основополагающих принципа в сфере образования: `образование для всех` и `образование через всю жизнь`. Опираясь на свои разработки, СГА может дополнить эту программу еще одним принципом: `образование по месту проживания`. Этот принцип делает возможным осуществление первых двух принципов, особенно в наших странах (Россия, Казахстан), с их огромными просторами. В этих странах население распределено на большой площади, и собирать людей в специальных университетских кампусах трудно, дорого, и нецелесообразно по многим причинам воспитательного свойства, а также в интересах развития регионов. Обучение по месту проживания становится возможным при использовании технологии, предлагаемой СГА с учетом возможности ИКТ обучения. Эта технология может быть сформулирована как три-без-:
1)    технология безгрупповая. Обучение при ней становится индивидуальным, поскольку возможности цифровых информационных систем таковы, что мы можем каждому студенту предложить индивидуальный учебный план, индивидуальные учебные продукты и т.д. Уже сейчас каждый студент СГА обеспечивается индивидуальными учебными материалами в форме учебных пособий, аудиокассет, обучающих программ согласно выбранному им набору дисциплин.
2)    технология бессессионная, то есть мы можем каждому студенту предложить или принять от него индивидуальный график учебного процесса освоения знаний. Студент будет сдавать экзамены не в сессию, а по мере усвоения соответствующей дисциплины;
3)    технология безбумажная, в том смысле, что библиотеки станут работать преимущественно с цифровыми книгами. Подходя к данному принципу более широко, можно указать, что в рамках Академии действует единая автоматизированная система `Луч`, в которой хранятся результаты всех сданных студентом экзаменов, пройденных тестов и выполненных работ. Оценки в нее заносятся автоматически, и передаются из всех филиалов в Москву по оптико-волоконному кабелю. Хранение отчетности в таком виде, во-первых, экономит место и бумагу, а во-вторых, на порядок облегчает учет и контроль успеваемости как каждого студента по отдельности, так и тех или иных групп.
Именно такая технология позволяет быстро развиваться учебным центрам СГА, которых сейчас насчитывается более 640, и расположены они, как уже было сказано, в десяти странах. В число входят филиалы, представительства и учебные центры других вузов, с которыми мы работаем на договорной основе.
Используемая в СГА методика основана на внушительной технической базе. Главным средством связи с учебными центрами являются спутниковых телекоммуникационных систем. Сейчас мы эксплуатируем 2 спутника: французский спутник SESAT покрывает западную часть расположения наших учебных центров, другой, отечественный ЯМАЛ-102, покрывает восточную часть. По своим возможностям образовательной сети мы записаны в книгу рекордов Гиннесса, поскольку наша образовательная сеть покрывает 23 млн. кв. км или 14% суши планеты Земля. Такие возможности позволяют нам, вместе с Республикой Казахстан, не только обучать наших граждан, но и производить на экспорт образования в различные страны, в том числе развивающиеся.
Мы уже умеем работать в низком ценовом диапазоне, в котором не работают западные университеты. Стоимость обучения в СГА в 5-10 раз ниже аналогичных услуг, предоставляемых европейскими вузами, и в десятки раз дешевле обучения в Оксфорде и Кембридже.
16 сентября 2003 года СГА подписала `Magna Charta Universitatum`, подтвердив тем самым свое участие в Болонском процессе. Теперь диплом, выданный СГА, признается повсюду в Европе и котируется наряду с дипломами древнейших университетов. Это еще раз подчеркивает уникальность сочетания качества образования и его доступности, которым заслуженно гордится СГА.
Основной задачей, стоящей перед вузами в условиях глобализации образования, является подготовка следующего поколения специалистов к управлению не просто изменившимся миром, а изменениями, происходящими в этом мире, или изменениями в будущем. Именно на это направлена деятельность СГА, обеспечивающая мобильное распространение знаний посредством обмена образовательными ресурсами и связанная с укреплением многостороннего сотрудничества.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216088
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 1468

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``