В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Опыт и перспективы международного сотрудничества на основе информационно-коммуникационных образовательных технологий` Назад
М.П. Карпенко: `Опыт и перспективы международного сотрудничества на основе информационно-коммуникационных образовательных технологий`
The Modern University for the Humanities carries out activity in 10 countries of the CIS; more than 640 training centers are functioning. There are nearly 23,000 of students study in the MUH. Activity of the MUH is based upon ICT-education with utilization of totality ICT and study materials adjusted to ICT-education. Perspectives of ICT-education development are linked to carrying out the `Education at home` principle.

Информатизация образовательных систем государств-участников СНГ, развитие дистанционного обучения за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет добиться не только повышения качества образования всех уровней, но и является действенным средством формирования единого (общего) образовательного пространства.
Одним из лидеров реализации дистанционной образовательной технологии (ДОТ) в высшем образовании России является Современная гуманитарная академия. В настоящее время академия осуществляет образовательную деятельность в десяти странах СНГ. Там созданы и успешно работают более 640 учебных центров (филиалов и представительств). В это число входят филиалы, представительства и учебные центры других вузов, с которыми академия работает на договорной основе. В общей сложности за пределами России в них обучается около 23 тысяч студентов. Так, в Республике Казахстан открыто 17 учебных центров, где получают образование 9500 человек. В 5 учебных центрах Молдовы обучаются 1050 студентов, в Белоруссии 6300 учащихся занимаются в 12 учебных центрах, в Украине существует 13 учебных центров, в которых учатся 3490 человека, в 7 учебных центрах Таджикистана приобретают знания 1140 студентов.
Особенно активно развиваются учебные центры СГА в Республике Казахстан. Это соответствует общему духу братских отношений между государствами и курсу, взятому Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством образования Российской Федерации на улучшение координации деятельности ведущих высших учебных заведений обеих стран.
В целях дальнейшего развития взаимоотношений, обеспечивающих базу для формирования единого (общего) образовательного пространства, в качестве структурного подразделения СГА создан Российско-Казахстанский университет. Его задача заключается не только в проведении совместных исследований, но и организация изучения в российских учебных центрах культуры, истории, геополитики Казахстана, казахского языка. Услугами РКУ могут пользоваться как граждане России, так и граждане Республики Казахстан. При этом учитывается опыт получения российского образования этническими русскими в Казахстане, накопленный Казахстанско-российским университетом. Сотрудничество в области образовательных технологий обогащает обе стороны, позволяет добиться результатов, труднодостижимых для каждой из стран по отдельности. Это свидетельствует о необходимости укрепления сотрудничества между образовательными системами всех дружественных государств СНГ. В русле данной тенденции чрезвычайно актуальным является проект создания российско-казахстанской комиссии по налаживанию взаимодействия в сфере образования. Представляется, что такая комиссия должна быть учреждена на уровне соответствующих министерств.
Деятельность СГА в странах СНГ не была бы столь эффективной, если бы не базировалась на ИКТ-обучении, с использованием совокупности информационно-телекоммуникационных технологий и учебного материала, адаптированного к данной образовательной технологии.
В академии используется телекоммуникационная ДОТ, реализуемая в виде информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ), базирующейся на цифровой спутниковой связи и широком применении мультимедийных электронных учебно-методических комплексов. Принципиальная схема ИСОТ СГА ассиметрична и состоит из двух информационных потоков:
- прямой поток, передающий большие объемы информации по направлению: центральный информационно-телекоммуникационный (ИКТ) узел ® спутник ® ИКТ узел филиала;
- обратный поток, передающий малые объемы информации (отчеты и запросы) по направлению: ИКТ узлы филиалов ® Интернет или спутниковая телефония ® центральный ИКТ узел.
На серверах академии храниться весь накопленный цифровой контент, включая учебно-методические комплексы, телекоммуникационную библиотеку, программное обеспечение и базы данных информационной системы `Луч`, обеспечивающей администрирование и контроль учебного процесса, бухгалтерии, почты и т.д.
Обмен информацией между центральным и сервером филиала, как правило, осуществляется в автоматическом режиме двух типов:
- по инициативе центра - замена информационных блоков на серверах филиала;
- по запросу филиала - передача запрашиваемой информации.
Кроме передачи данных через спутники ведутся телевизионные передачи в прямом эфире или в записи.
Доставка в филиалы учебных и учебно-методических материалов с помощью ИСОТ осуществляется следующим образом:
- основная часть учебных материалов, записанная в цифровой форме, передается через систему цифровой спутниковой связи. Компьютерные учебные места, связанные локальными вычислительными сетями с сервером учебного центра академии, обеспечивая доставку материалов студенту;
- лекции, в аналоговой форме, транслируются по системе учебного телевидения;
- ряд материалов (ответы на вопросы студентов, методические рекомендации, и т.д.) передаются через Интернет (электронной почтой, системой Интернет-телефонии).
ДОТ СГА включает следующие способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом академии посредством телекоммуникаций:
- цифровую спутниковую связь, благодаря которой студенты, независимо от места своего нахождения получают возможность изучать учебные материалы, разработанные ведущими учеными и специалистами в своих областях;
- обратную связь студентов с профессорско-преподавательским составом, реализуемую в асинхронном режиме с применением созданной в академии системы Интернет-телефонии. Эта система студентам обеспечивает возможность задавать вопросы по изучаемым предметам и технологии обучения. Эти вопросы и ответы накапливаются в базе данных, к которой студенты имеют свободный доступ;
- электронную переписку через форум на сайте академии для оперативного взаимодействия студентов с руководством академии, преподавателями и между собой;
- телемосты, применяемые в учебном процессе и в системе повышения квалификации сотрудников.
В настоящее время СГА приступила к освоению новой технологии обратной связи, базирующейся на малых спутниковых терминалах (VSAT). На их технической основе будет осуществляться не имеющая аналогов в мире дидактическая телекоммуникационная система (ДТС) `Сократ`, позволяющая жителям отдаленных поселков иметь он-лайновый контакт с преподавателями.
Рассмотренные характеристики ИСОТ СГА обеспечивают развитие единого (общего) образовательного пространства, объединяя структурные подразделения (филиалы и представительства), а также обучающихся, получающих образование посредством технологий дистанционного обучения. ИКТ позволяют привлекать к преподавательской деятельности ученых, специалистов, профессоров из различных городов и стран СНГ, что обеспечит всем студентам высокое качество обучения.
ООН и ЮНЕСКО выдвинули два основополагающих принципа образования: `образование для всех` и `образование через всю жизнь`. Перспективы развития ИКТ-обучения, направленные на создание единого образовательного пространства, связаны с реализацией еще одного принципа, сформулированного и внедряемого в России: `образование по месту проживания`. Этот принцип дает возможность реализации первых двух принципов для стран с большими территориями и развивающихся стран.
Обучение по месту проживания становится возможным при использовании технологии, предлагаемой СГА с учетом возможности ИКТ обучения. Эта технология может быть сформулирована как `три-без-`:
1)    технология безгрупповая. Обучение становится индивидуальным, поскольку использование цифровых информационных систем позволяет предложить каждому студенту индивидуальный учебный план, индивидуальные учебные продукты и т.д. Уже сейчас каждый студент СГА обеспечивается индивидуальными учебными материалами в форме учебных пособий, аудиокассет, обучающих программ согласно выбранному им набору дисциплин.
2)    технология бессессионная, опирающаяся на индивидуальный график процесса освоения знаний. Студент будет сдавать экзамены не в сессию, а по мере усвоения соответствующей дисциплины;
3)    технология безбумажная, использующая в основном материалы телекоммуникационной двухуровневой библиотеки. Первый уровень этой библиотеки - огромное собрание цифровых ресурсов (полнотекстовых документов и медиапродуктов) на сервере СГА в Москве. Второй уровень составляют библиотечные ресурсы на сервере учебного центра, переданные по его запросу. Данные передаются через спутник, делая функционирование библиотеки независимым от сети Интернет.
Подходя к безбумажной технологии более широко, можно указать, что в академии действует автоматизированная система `Луч`, в которой хранятся результаты всех сданных студентом экзаменов, пройденных тестов и выполненных работ.
Существующие возможности ИСОТ СГА, ее развитие и совершенствование обеспечивают реализацию принципа образования на месте проживания, эффективную организацию дистанционного обучения в учебных центрах в странах СНГ. В целом деятельность СГА по увеличению эффективности информационно-коммуникационных образовательных технологий может способствовать созданию и развитию межгосударственной сети дистанционного образования.

Ректор Современной гуманитарной
Академии, академик, д.т.н., профессор
М.П. Карпенкоhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 216086
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 1109

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``