В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Проблемы налогообложения образовательных учреждений Российской Федерации` Назад
М.П. Карпенко: `Проблемы налогообложения образовательных учреждений Российской Федерации`
С принятием 13 января 1992 года Федерального Закона `Об образовании` были заложены фундаментальные демократические основы развития системы обучения и воспитания россиян. Появились предпосылки реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Этот факт имеет непреходящее значение для развития нашей страны, ибо мы приблизились к мировому сообществу, его единому социокультурному пространству в плане соблюдения Всеобщей декларации прав человека в контексте доступа к образованию. Напомним провозглашенные в ней принципы:
`Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовьми и религиозными группами ...`
Результатом процесса развития образовательной сферы в России стало появление огромного количества учебных заведений, предоставляющих возможность реализовать потребность населения страны в образовательных услугах. Появились предпосылки для получения каждым жителем Российской Федерации того уровня образования, который соответствует его социально-экономическим интересам, мировоззренческим взглядам и жизненным планам.
В данном контексте государство должно быть заинтересовано в развернувшемся процессе, т.к. образовательный уровень граждан во все времена и эпохи являлся важнейшим критерием цивилизованности страны, способности ее населения воспринимать идеи свободы человека, готовности жить в современном высокотехнологичном демократическом обществе.
Как ни парадоксально, в Российской Федерации искусственно запущен государственный механизм, сдерживающий развитие образования. Основным его элементом является сложившаяся к настоящему времени система налогообложения учебных учреждений. В этой связи остановимся лишь на нескольких проблемах в сфере налоговой политики государства, на наш взгляд, тормозящих развитие в целом демократичной системы российского образования.
Итак, согласно действующему Закону `Об образовании`, учебные учреждения освобождаются от всех видов налогов. В 40 статье этого закона записано:
`Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю`.
Однако согласно другому закону - Закону `О налоге на прибыль предприятий и организаций` - образовательное учреждение получает налоговую льготу только на те расходы из прибыли, которые были сделаны за предшествующий заполнению налоговой декларации период. Остальная прибыль определяется как `прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия`.
В соответствии с требованиями этого закона данное положение трактуется следующим образом: образовательное учреждение заполняет налоговую декларацию и получает налоговую льготу только на те расходы из прибыли, которые были сделаны за прошедший период. Тем самым отсекаются от льгот и попадают под налогообложение все оборотные средства, затраты на приобретение основных средств, в частности, на учебное оборудование и библиотеки, а также капитальные вложения в учебно-лабораторные сооружения, которые осуществлены после 1 января текущего учебного года.
Поясню данный тезис. Учебный год начинается 1 сентября. Получив предоплату от студентов на год вперед, и успев до 31 декабря сделать необходимые четырехмесячные расходы, образовательное учреждение, согласно налоговой инструкции, должно заплатить налог на прибыль - 35% с сумм, предназначенных для расходования в течение восьми месяцев следующего года. А если приобретены, например, компьютеры или учебное оборудование, то в льготируемых расходах может быть учтена только амортизация за 4 месяца, а со всей остальной стоимости необходимо платить налог. Это полностью противоречит Закону `Об образовании` и не дает государству в полной мере поощрять образовательную деятельность.
Мы понимаем, что указанное положение в налоговом законе, противоречащее Закону `Об образовании`, появилось, чтобы предотвратить включение коммерческой деятельности в образовательную. Чтобы исправить допущенные несоответствия и ошибку, мы предлагаем внести следующие изменения в налоговом законодательстве. В Законе РФ от 27.12.91 г. No 2116-1 `О налоге на прибыль предприятий и организаций` (с изменениями и дополнениями на март 1999 г.):
1. Исключить пункт 1 г) статьи б, в изложении: `При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы: направленные государственными и муниципальными образовательньми учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении`.
2. Пункт б статьи б, определяющий перечень организаций, предприятий и объединений, прибыль которых не подлежит налогооблажению, дополнить абзацем следующего содержания: `Не подлежит налогообложению прибыль:
государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, образованных в соответствии с Законом Российской Федерации `Об образовании` и получивших лицензию в установленном порядке (в части непредпринимательской деятельности)`.
Представляется также необходимым привести в соответствие с Законом `Об образовании` и Федеральный Закон `О дорожных фондах в Российской Федерации`, взимающий налог на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии с Законом РФ от 18 января 1991 г. No 1759-1 `О дорожных фондах Российской Федерации` (с последующими изменениями и дополнениями) `налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности`.
Образовательным учреждениям льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог вышеназванным Законом не установлено.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 47 Закона РФ `Об образовании` (с последующими изменениями и дополнениями) доход, полученный от оказания дополнительных услуг, направленный на реинвестирование в учебное заведение, налогами не облагается.
Данное несоответствие попыталась объяснить Государственная налоговая служба РФ в письме от 10 июня 1998 г. No 11-2-08/3 `Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательньми учреждениями`, которое было подготовлено в ответ на обращение Северо-Западной академии государственной службы. В нем, в частности, говориться:
`Что касается этой нормы, то она может быть применена не по налогу на пользователей автомобильных дорог, а по налогу на прибыль, который регулируется Законом РФ от 27.12.91 No 2116-1 `О налоге на прибыль предприятий и организаций` (с последующими изменениями и дополнениями). Этим Законом предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, фактически использованной образовательными учреждениями в отчетной периоде на нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
Поскольку облагаемой базой по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, у образовательных учреждений вся выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), в том числе образовательных, а также разница между продажной и покупной стоимостью товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, включаются в объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, Госналогслужба России не находит оснований для отмены решения налогового органа по уплате налога на пользователей автомобильных дорог`.
Как мы убедились, вопрос об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями ждет своего ответа. Но не в форме бюрократической отписки, а в реальных законотворческих действиях. Заметим, что инициатором в этой законодательной инициативе выступает высшее учебное заведение, а не Министерство образования.
Вместе с тем, это самый жесткий налог для учебных заведений, поскольку он берется с выручки и представляет очень большие суммы. Его ставка установлена в размере 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог может быть увеличен (уменьшен) на 50 процентов от ставки федерального налога решением Законодательного (представительного) органа субъекта РФ для его зачисления в территориальные дорожные фонды. Более того, налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.
Какова необходимость брать этот налог с образовательных учреждений, если их деятельность имеет к этому налогу самое отдаленное отношение? Учебное заведение не торгует, не перевозит больших грузов. Как правило, все, кто занимается образованием (учащиеся и студенты, педагоги и сотрудники вузов) пользуются городским транспортом. Образовательные учреждения не имеют больших парков автомобилей, тем более большегрузных, и в целом не могут приносить большого ущерба дорогам. Стоит ли с них брать такой же налог как, к примеру, со строительных или коммерческих организаций и фирм? По этой логике учебные заведения должны платить налог и на воздух, и на воду ... На наш взгляд, это несправедливо и неоправданно.
Поэтому, мы считаем, образовательные учреждения следует освободить от этого налога. Более того, необходимо учитывать, что образовательные учреждения финансируются либо из бюджета, либо за счет учеников, которые тратят свою зарплату или зарплату своих родителей, которая уже обложена всеми налогами. Поэтому было бы целесообразным либо освободить учебные заведения от этой несправедливости, либо значительно уменьшить дорожный налог на образовательные учреждения.
Представляется сомнительньми, что в перечне организаций и предприятий (к примеру, производителей сельскохозяйственной продукции, строительных организаций, ряда банков и других кредитных учреждений), освобождаемых от `дорожного налога`, не нашлось места для учебных заведений.
На основании вышеизложенного нами вносится предложение для законодательной инициативы - провести следующие изменения в Законе РФ от 18.10.91г. No1759-1 `О дорожных фондах в Российской Федерации`:
Пункт 3 статьи 5, определяющий перечень производителей, предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, дополнить абзацем следующего содержания:
`государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные образовательные учреждения, образованные в соответствии с Законом Российской Федерации `Об образовании` и получившие лицензию в установленном порядке`.
Выделенными аспектами проблемы дискриминации образовательных учреждений в налогообложении далеко не исчерпываются. Для подтверждения обратимся еще к одному примеру.
Так, в соответствии с Письмом Госналогслужбы РФ от 7 июня 1996 г. No ПВ-б-03/393 `Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции`, к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, относится продукция (за исключением продукции рекламного и эротического характера), подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции:
книги и брошюры; издания репродукционные, картографические, нотные;
альбомы, атласы; календари отрывные ежедневные; издания для слепых; газеты;
периодические и продолжающиеся издания. Таким образом, получается, что, к примеру, зачетные ведомости и зачетные книжки студентов, учебные настенные пособия и плакаты, тематические слайды и целый ряд других форм дидактической и учебной продукции попадают под налог на добавленную стоимость и на прибыль, то есть, искусственно заносятся в разряд продукции рекламного и эротического характера.
Примечательно, что Письмо согласовано с заместителями Министра финансов РФ и Председателя Комитета РФ по печати. Однако, авторы документа не посчитали необходимым согласовать его с министерствами образования и культуры, науки и технологий, непосредственно заинтересованными в его качественном и адекватном объективньм потребностям содержании.
Таковые примеры далеко не единичны, что предполагает введение в практику Госналогслужбы РФ системы согласования всевозможных перечней и льгот с Министерством образования РФ.
Не менее важной проблемой, в рамках обсуждаемой на заседании Палаты темы, является привлечение инвестиций и вкладов граждан в сферу образования. Здесь следует также добиться приведения законодательной базы налогообложения в Российской Федерации в соответствии с положением 40 статьи Закона `Об образовании`:
`В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации.
Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательньм учреждениям`.
К сожалению, данные положения до сих пор не нашли адекватного отражения в нормативных актах Российского правительства и, в частности, Госналогслужбы. В этой связи, было целесообразньм предоставить льготы по налогообложению всем без исключения физическим и юридическим лицам, которые вкладывают или просто тратят средства в образование. Формы таковых льгот могли бы быть самыми разнообразными, в т.ч. вычет из налогооблагаемой базы суммы финансовых средств, которые тратятся на обучение и самообразование граждан России.
Актуальной проблемой современного российского образования остается его кредитование. Как показал многолетний опыт, ориентация на кредиты международных и зарубежных валютных фондов далеко не всегда оправдана по той тривиальной причине, что они (кредиты) просто тратятся, а механизм по привлечению отечественных инвестиций в сферу образования бездействует. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать финансирование системы образования через потребителя образовательных услуг. Уже не первый год эта идея под лозунгом `деньги идут за учеником` обсуждается педагогическим сообществом, однако со стороны Правительства РФ конкретных шагов по привлечению отечественных средств в образование не предпринимается. Закономерно, что суммы, которые могли бы быть вложены в образование через обучающихся, их родителей, предпринимателей и организации не должны облагаться налогами.
Таким образом, налоговая реформа в Российской Федерации становится не только объективной потребностью, но и реальностью. Однако в эффективность проводимой налоговой реформы, к сожалению, в нашей стране никто не верит. Ни Правительство, ни Федеральное Собрание, ни налогоплатилыцики: снизить налоги мешает экономическая реальность или нерасторопность целого отряда налоговых чиновников.
С большими сомнениями и опасениями в рамках осуществляемых мер и реформ в налоговом законодательстве связывают свое будущее и образовательные учреждения Российской Федерации. Ибо в налоговой политике государство до настоящего времени еще не оказало отечественной системе образования жизненно необходимой поддержки. Поэтому было бы целесообразным призвать Правительство и Федеральное Собрание РФ к проведению глубоко продуманной, взвешенной налоговой политики государства в системе российского образования - фундамента цивилизованного будущего России.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216075
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 1317

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``