В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Социальный портрет студента негосударственного ВУЗа` Назад
М.П. Карпенко: `Социальный портрет студента негосударственного ВУЗа`
КАРПЕНКО Михаил Петрович - доктор технических наук, профессор, ректор Современного Гуманитарного Университета; КИБАКИН Михаил Викторович - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социологии образования НИИ психологии обучения и социологии образования СГУ; ЛАПШОВ Валерий Александрович - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией социологии образования НИИ психологии обучения и социологии образования СГУ.

В начале 90-х годов в нашей стране появились негосударственные высшие учебные заведения. Одним из первых, в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 19 июля 1993 года No 23, был образован Современный Гуманитарный Университет (СГУ). Это - негосударственное образовательное учреждение, готовящее бакалавров и магистров по 7 основным направлениям: юриспруденции, экономике, менеджменту, коммерции, лингвистике, психологии и искусству. На сегодняшний день в нем с помощью специальных методик дистанционного обучения СГУ обучается более 48 000 студентов (как в Московском пилотном центре, так и в 130 филиалах и представительствах в России и за рубежом). Университет проводит обучение с применением компьютерной техники, видео лекций, аудикурсов, деловых игр по самостоятельно разработанным оригинальным учебным планам (карикулумам), которые, с одной стороны, полностью соответствуют российским государственным образовательным стандартам, а с другой, - отвечают требованиям международных образовательных программ западно-европейских университетов. СГУ имеет аккредитацию Британского Совета по образованию и участвует в программе дистанционного обучения ЮНЕСКО. При университете образован научно-исследовательский институт психологии обучения и социологии образования, одним из направлений деятельности которого является социологическое изучение высшего образования в Российской Федерации.
Являясь учебным заведением современного типа, СГУ стремится максимально индивидуализировать процесс обучения, учесть личные особенности студентов, региональные условия и т.п. В связи с этим особое значение для успешности учебно-педагогического процесса является аккумулирование у администрации широкого спектра сведений о студентах. Обеспечение постоянного процесса исследования изменений ценностно-мотивационных ориентаций, профессиональных ожиданий, установок по получению того или иного вида образования способно усилить прогнозную параметрическую составляющую обучения. Существующее противоречие в несовпадении между имеющейся и необходимой социальной информацией о процессе обучения в СГУ у администрации филиалов и представительств находит свое решение в изучении и систематизации базы данных `Луч` .
В данной статье мы рассмотрим социальный портрета студента негосударственного вуза на примере СГУ, как наиболее типичного учебного заведения данной категории. Основным методом сбора данных выступал анкетный опрос `Луч-97` и `Луч-98`, проведенный в 1997-1998 гг. лабораторией социологии образования НИИ психологии обучения и социологии образования СГУ. На первом этапе исследовании применялась выборка по основному массиву со сплошным анализом данных по всей совокупности студентов. На втором - применялась многоступенчатая комбинированная выборка, с обеспечением представительности данных при уровне значимости не менее 0,05. Всего было опрошено 2750 респондентов из всех представительств и филиалов.
Целью исследования являлось изучение социальных, профессиональных и социально-психологических характеристик студентов СГУ и выработка рекомендаций по их учету в учебном процессе. В качестве основных исследовательских задач ставились следующие:
фиксация качественно-количественных показателей социальных характеристик студентов СГУ;
проведение сравнительного анализа данных характеристик по социально-демографическим группам (пол, возраст, социальное положение родителей);
составление сравнительных характеристик обучаемых по региональным филиалам и представительствам;
выявление структуры факторов, влияющих на социальное самочувствие и ценностные ориентации студентов;
выработка рекомендиций по учету социальных характеристик студентов в учебно-педагогическом процессе и информационно-разъяснительной работе.
В ходе системного анализа студент СГУ, как субъект и объект учебного процесса, рассматривался нами в трех аспектах: а) как носитель социальных, профессиональных и социально-психологических качеств; б) как развивающийся системный элемент, анализируемый в ретроспективном, актуальном и перспективном плане; в) как элемент управления со стороны администрации и профессорско-преподавательского состава СГУ. В центр анализа была поставлена личность студента СГУ с развивающимися в ходе учебного процесса социально-психологическими и профессиональными качествами.
Информационная база аккумулировала в себя следующие группы данных: социальные условия (страта, социальное положение родителей, уровень дохода); демографические характеристики; семейное положение; социально-психологические качества (самооценка); профессиональные ориентации; специализация студентов (содержание курсов); уровень получаемого образования (бакалавриат, магистратура); организация (условия) обучения.
Под социально-типическим портретом студента СГУ мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. Социально-типический портрет студента предполагает рассмотрение оного не только в качестве объекта учебно-педагогического процесса, но и как активного социального субъекта, реализующего свои ориентации посредством обучения.
Формирование интегрированных характеристик портрета происходило по следующим основаниям: содержательному (сознательность выбора обучения в СГУ; привлекательность форм обучения, дополнительных услуг, прохождения зарубежных стажировок и т.д.; установка на профессиональную деятельность; принадлежность к социальной группе; квалификационные показатели; условия проживания и материальное положение) и организационному (обобщенные характеристики обучаемых по филиалам и представительствам; опосредованная оценка условий обучения и оптимальности учебного процесса).
Основная гипотеза исследования: большинство студентов СГУ рекрутируются из представителей среднего класса, которые ориентированы на активное участие в рыночных отношениях, на основе высококлассного образования и социальных связей. В качестве выводных гипотез были использованы следующие: семьи студентов СГУ в большинстве своем представляют интеллигенцию; студенты СГУ имеют относительно высокие показатели в учебе, уровне подготовленности для восприятия передовых технологий обучения; профессиональная ориентация и выбор СГУ для учебы у его студентов связаны с понятиями престижа и прагматического решения дальнейшего трудоустройства; студенты СГУ имеют в основном высокую самооценку и проявляют лидерские качества, эрудицию и стремление к занятию достойного социального статуса. Социальная типологизация обучающихся производилась в соответствии с характеристиками социальной среды проживания и установками на различные виды предпринимательской деятельности. В ходе исследования гипотезы получили свое подтверждение.
Среднестатистический студент поступил в СГУ вполне сознательно. Его, в основном, привлекла высокая технология и качество обучения (63 %). Лишь немногие были привлечены рекламой (3 %) и легкостью поступления (5 %). Он имеет две цели обучения: `романтическую` - саморазвитие и повышение образованности (45 %) и `прагматическую` - последующее хорошее трудоустройство (51 %). Его привлекают международные связи - зарубежные стажировки (77 %) и диплом зарубежного вуза (69 %). Его устраивает диплом бакалавра (53 %), но он не против получить диплом специалиста (37 %); стать магистрами хотят немногие (10 %). Студент хотел бы дополнительно к диплому СГУ получить и диплом государственного вуза (35 %). Видимо, те же 10 % магистров хотели бы в дальнейшем стать кандидатами и докторами наук.
После окончания вуза студент хочет работать в крупной частной корпорации (54 %), коммерческой структуре (18 %). Хотят открыть свое дело 13 %. Меньший успех падает на долю государственных организаций (10 %) и совсем мало желающих трудиться на малых предприятиях (2 %).
У студента пока нет связей и возможности трудоустроиться после окончания вуза (83 %); лишь 7 % могут рассчитывать на работу в коммерческих структурах и по 2 % в государственных предприятиях и крупных корпорациях.
Студенты пришли в СГУ из общеобразовательных школ (60 %) и средних профессиональных училищ (20 %). Ранее работали 20 %; служили в армии - 2 %. Из тех, кто работал, большинство - в коммерческих структурах (15 %) и на должностях исполнителей (17 %). Производственный стаж в целом невелик. И во время учебы в СГУ студенты, как правило, не работают (76 %), а из работающих - большинство в коммерческих структурах (9 %).
Заслуживают внимания данные опроса о родителях студентов СГУ.
Матери студентов, в основном, работают; домохозяек только 22 %. Главное место их работы - государственное предприятие (49 %); трудятся в коммерческих структурах - 17 %; на малых предприятиях - 7,5 %. И совсем мало (меньше 3 %) матерей трудится там, где мечтают работать студенты, - в крупной корпорации.
Матери имеют довольно высокий образовательный ценз: среднее образование - 56 %, высшее образование - 40 %. Правда, ученую степень имеют всего 0,62 %. Средняя продолжительность образования матери, включая школу, вуз и аспирантуру, - 12,1 года.
Среди отцов не работающих оказалось 10 %. Работают на государственных предприятиях - 43 %, в коммерческих структурах - 19 %. Отцы более предприимчивы - на малых предприятиях трудятся 13 %, но в крупных корпорациях их также меньше 3 %.
И по образованию отцы мало отличаются от матерей. 43 % их имеют среднее и 40 % - высшее образование. Немного больше, чем среди матерей, обладателей ученых степеней (2,5 %). Средняя продолжительность образования отца чуть больше, чем у матери, - 12,5 лет
Среди родителей студентов СГУ людей, не получивших среднего образования, менее 1 %. Чтобы не допустить увеличения расслоения общества по образовательному уровню, государству следует осуществлять программу адресной помощи в получении высшего образования детям родителей, не имеющих среднего образования.
Студент проживает вместе с родителями (отдельно живут только 7 %) в отдельной квартире (84 %). Отдельный дом - редкость (менее 4 %), как и проживание в коммунальной квартире (тоже менее 4 %). Студент совсем не богат: низкие и средние заработки у 91 % семей. К обеспеченным можно отнести 5,9 % и всего 0,4 % сравнительно богатых.
Студент СГУ - хорошист (средний балл 3,8 - 4,4 имеют 54 %), посредственно учились 19 % (средний балл 3,0 - 3,7) и отличников - 23 % (средний балл 4,5 - 5,0). При этом студенты не только стремятся, но и готовятся к международным контактам: владеют иностранным языком в объеме средней школы 61 % опрошенных; из них 15 % дополнительно кончили языковые курсы, а 3 % владеют иностранным языком свободно.
Студент имеет довольно высокий уровень притязаний. Стремятся к лидерству 89 % и только 11 % готовы уступить роль лидера.
Анализ данных опроса показал, что у современного студента СГУ значительно выше установки на предпринимательство, чем на научную деятельность. Это характерно для всех выделяемых социальных типов. Наибольшее стремление выразить себя в бизнесе имеют социальные группы, рекрутированные из среды `высокой успешности родителей в сфере управленческой деятельности` (нормированный индекс 0,556); `низкой успешности родителей в сфере управления` (0,542), `высокой предпринимательской успешности родителей` (0,538), `среднего и ниже среднего стартового научного потенциала` (0,526 и 0,527) .
Превышение установок на предпринимательство по сравнению с научными устремлениями составляет:
для групп по уровню предпринимательского потенциала: + 16,8 % (низкий стартовый потенциал), + 34,5 % (средний стартовый потенциал), + 25,7 % (высокий предпринимательский стартовый потенциал);
для групп по уровню управленческой успешности родителей: + 24,6 % (низкая успешность в управленческой сфере), + 27,24 % (средняя успешность), + 13,01 (высокая успешность в управленческой деятельности).
Стремления к научной деятельности доминируют лишь у тех студентов, родители которых успешно реализовали себя в данной сфере (предпринимательские настроения отстают у данной группы: - 3,09 %). Практически равны стремления реализовать себя в науке и бизнесе у студентов с низкими стартовыми возможностями родителей (- 9,4 % не в пользу бизнеса) .
На основе регрессионного анализа определены некоторые причинно-следственные связи стартового потенциала и личностно значимых перспектив студентов СГУ.
Выраженность предпринимательских ориентаций прямо зависит от уровня предпринимательского потенциала (y = 3,4 + 0,035) и обратно связана с уровнем стартового научного потенциала (y = 3,86 - 0,081).
В свою очередь выраженность научных установок зависит от уровня научного потенциала (y = 1,75 + 0,027) и управленческого потенциала (y = 1,82 + 0,001) . Связи с предпринимательскими стартовыми возможностями не выявлено.
Таким образом, студент СГУ как социальный тип представляет активно стремящегося реализовать себя в бизнесе молодого человека, который является выходцем из различных слоев населения.
Привлекая результаты международных социологических исследований ценностных ориентаций населения США и России в 1997 году , удалось получить некоторые сравнительные характеристики студентов СГУ по данному основанию.
По типу совпадения-несовпадения группы ценностей распределены нами на следующие группы:
1 группа - одинаково сильно значимых: `безопасность семьи`, `почитание родителей и старших`, `верная дружба`. По этой группе студенты СГУ имеют более близкие к американцами показатели по ценностям `обеспеченность` и `независимость, уверенность в себе`, чем россияне в целом.
2 группа - одинаково заметно значимых: `знания, хорошее образование`. Здесь студенты СГУ показывают более высокий ранг, чем в среднем россияне и американцы.
3 группа - несовпадающие ценности: `вера в бога` и `терпимость`. Они не являются столь значимыми для россиян, как для американцев; однако другие ценности из этого же разряда - `познание`, `равные возможности для всех` для студентов СГУ имеют важное значение, и здесь у них более близкие к американцам показатели по сравнению с основной массой россиян.
Это свидетельствует, что студенты СГУ открыты для международного диалога и имеют возможности профессионального самоопределения в других странах.
Современный Гуманитарный Университет призван выполнять социальную функцию адаптации молодого поколения к новым реалиям рыночной экономики, предоставлять возможность реализовать свои потребности в новых условиях. В СГУ применяются и развиваются современные формы обучения. Они базируются на солидной материально-технической базе, способствующей повышению эффективности подготовки студентов.
Для изучения материально-технических возможностей различных вузов Москвы в 1997-1998 гг. было проведено сравнительное социологическое исследование в ряде крупных столичных вузах, в том числе: Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ), Московском государственном социальном университете (МГСУ), Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (РЭА), СГУ и др. Проведенное исследование показало высокий уровень компьютеризации учебного процесса в СГУ. Так, в СГУ, по сравнению с другими московскими вузами, в среднем в 1,5 раза выше доля студентов, пользующихся персональными компьютерами на занятиях. Особенно наглядно это показывает сопоставление СГУ с вузами, использующими традиционную технологию обучения. Если в СГУ на занятиях пользуются компьютером 91 % студентов, то на гуманитарных факультетах МГУ - лишь 9 %.
Немаловажная роль в современном образовательном процессе, особенно при изучении иностранных языков, отводится применение аудиоматериалов. В среднем по выборке московских вузов использование студентами аудиоматериалов, предоставляемых вузом, составляет 36 %, тогда как в СГУ - 55 %. По количеству видеоклассов на 1000 студентов СГУ также находится в числе лидеров, занимая 3 место: МГУ - 0,9; РЭА - 0,8; СГУ - 0,4.
Большое значение имеет самостоятельная работа студентов с литературой, а это связано с количественными и качественными характеристиками фонда учебной литературы в вузовской библиотеке. Студенты СГУ в большей мере, по сравнению со студентами других московских вузов, удовлетворены комплектацией книг в своей библиотеке. Особенно ценно, что значительную долю в ней составляют новые поступления литературы. Студенты других московских вузов в среднем в 1,5 раза чаще, чем студенты СГУ, указывают на нехватку книг в библиотеке. Отрадно, что в СГУ проблемы `дефицита` учебной литературы не существует.
Судя по опросам, студенты-старшекурсники считают самыми эффективными такие формы учебы, когда перед каждым учащимся ставится практическая задача для самостоятельного решения, - компьютерные занятия, ситуационные задачи, тестирование. Причем разброс оценок, даваемых студентами этим методам обучения, невысокий. Особо следует отметить важность компьютерных занятий в современных условиях, что осознается студентами СГУ.
Групповые формы практических занятий (дискуссии, деловые игры, тренинги) расцениваются студентами как менее эффективные по сравнению с индивидуальными решениями задач. Правда, разброс оценок здесь нарастает, так как каждый студент по-своему оценивает эффективность этих форм занятий.
В среднем по группе опрошенных старшекурсников эффективность лекций оценивается ниже, чем эффективность практических занятий, что может объясняться, с одной стороны, ориентацией студентов на технологизм в обучении, направленностью на `практические`, а не теоретические стороны обучения. С другой стороны, это может быть вызвано недостаточно высоким уровнем лекционных занятий. Из всех перечисленных в анкете методов обучения самым неэффективным признаются обзорные лекции.
Свою подготовку в СГУ 64 % респондентов оценивают как отличную и хорошую, 29 % - как удовлетворительную и только 7 % - как неудовлетворительную. 73 % опрошенных студентов высоко оценивают современные технологии обучения в СГУ, компетентность преподавателей, качество их работы с молодежью. Важную роль здесь играет доступность обучения в СГУ для широкого круга студентов (68 %). СГУ имеет позитивный имидж в глазах опрошенных (71 %) и воспринимается ими как надежный вуз (58 %). Респонденты высоко оценивают возможность изучения иностранных языков в СГУ (46 %), с последующим обучением (стажировкой) в престижных западно-европейских вузах (15 %). 62 % опрошенных уверены в правильности своего профессионального выбора и будущем трудоустройстве.
В заключение отметим, что в данной статье сделан лишь набросок социального портрета студента негосударственного вуза на примере СГУ. Для получения более полной и подробной картины потребуются дополнительные ежегодные исследования, которые будут проводиться и впредь.

© 1999 г. М.П. КАРПЕНКО, М.В. КИБАКИН, В.А. ЛАПШОВhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 216073
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 1748

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``