В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Правовые аспекты развития единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств` Назад
М.П. Карпенко: `Правовые аспекты развития единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств`
Право на образование является неотъемлемым компонентом прав человека в современном обществе. Данный вывод прошел многовековую проверку временем в различных цивилизациях и социумах, являясь сегодня очевидной реальностью. Мы можем с уверенностью констатировать, что итоги развития прав человека, его потребности и устремления в образовательной сфере отражены в 26 статье Всеобщей декларации прав человека. В ней провозглашается:
`Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами ... `.
Особо отметим, что право на образование в странах Содружества Независимых Государств провозглашено их основными законами - конституциями. Это объективное требование цивилизованной эволюции лю-бого государства и его институтов.
Современное общество все в большей степени приходит к пониманию того, что развитость его демократических основ в определяющей мере зависит от уровня образованности граждан. Вместе с тем, существующая система высшего образования на территории СНГ по ряду известных объективных причин не позволяет предоставлять образовательные услуги всем в ней нуждающимся. До 50 % молодых граждан, желающих получить высшее образование, в настоящее время лишены такой возможно-сти. Особенно неблагополучно положение в небольших городах и региональных центрах, население которых не имеет возможности на равных конкурировать с жителями крупных образовательных центров.
В этой связи страны СНГ получают возможность реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал средствами образовательной сферы. Основой такого прорыва может быть только адекватная объективным требованиям времени система правового обеспечения развития образовательной системы. В достижении этой цели перед сообществом Содружества есть возможность выбора: вернуться к унифицированной и тоталитарной системе образования (ее заслуги никто не отрицает, но и обреченность на недолгое по историческим меркам существование очевидна) или построить современную высокоэффективную и доступную каждому жителю стран систему образования.
Представляется, что это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания с широчайшим охватом всего населения страны, не только с импортом, но и с экспортом образования, его высокой мобильностью, с использованием современных, в т.ч. дистанционных, виртуальных, компьютерных, информационных и других коммуникационных технологий. Такая система особенно необходима именно в СНГ, население которого рассредоточено на большой территории.
Заметим, что системы высшего образования стран-участниц Содру-жества Независимых Государств складывались в условиях их интеграции с общесоюзной системой образования. Закономерно, что им присущи все как позитивные, так и негативные стороны высшей школы бывшего СССР.
После распада Советского Союза была уничтожена его единая сис-тема образования. Каждая республика, став суверенным государством, получила ту `порцию` образовательного потенциала, которая находилась на ее территории. Но это была лишь видимая часть полученного `наслед-ства`.
Другая часть - это мировоззрение и философия образования, его пра-вовое обеспечение и содержание, психология преподавательского соста-ва, образ его мышления, и идеал `советского человека`, создаваемый де-сятилетиями партийными и советскими органами, и навязанное ему идео-логизированное представление о том, что все советское лучшее в мире, включая и образование. К этому следует добавить последствия тотальной политизации образовательных учреждений, продолжительного `железно-го занавеса` - изоляции советской системы от достижения образования наиболее развитых зарубежных стран.
В этой связи, юридический аспект развития единого образовательно-го пространства СНГ отражает необходимость его адекватного правового сопровождения на всех уровнях и этапах. Дело в том, что, как правило, современное образовательное законодательство довольно жестким обра-зом ориентировано на консервативную классно-урочную систему, прак-тически не учитывающую интеграционные процессы, передовые подходы в обучении и воспитании граждан, развитие современных информацион-ных технологий.
Как следствие, к правовым проблемам развития единого образова-тельного пространства СНГ можно отнести низкий уровень правового обеспечения:
- включенности образовательных систем стран СНГ в единое образо-вательное пространство, проявляющийся в малом количестве совместных университетов и программ, взаимного признания дипломов, диалога ру-ководителей и специалистов образовательной сферы стран СНГ;
-    внешней автономии образовательных учреждений и организаций, обеспечения академических свобод вузов и преподавателей;
-    реализации академической мобильности студентов в рамках СНГ, включая обеспечение перехода студентов из негосударственных вузов в государственные;
-    нострификации дипломов об образовании стран СНГ и согласова-ния его уровней;
-    соблюдения прав учащихся, их родителей и работодателей на уча-стие в управлении образованием в рамках СНГ;
-    создании системы мониторинга и повышения качества образова-тельного процесса и квалификации преподавателей государств;
-    продвижения и обновления технологии образовательных процессов на основе современных достижений в информатике и телекоммуникации;
-    постановки исследований по психологии обучения, дифференциа-ции учащихся, обеспечения индивидуального подхода, проведения ис-следований эффективности различных средств и методов обучения;
-    роста количества студентов, пропаганды ценностей образования, привлечения иностранных студентов в странах СНГ;
-    преодоления противоречивости образовательного законодательства стран СНГ с основными законами, гражданским и налоговым законода-тельством государств и т.д.
По мнению группы экспертов Всемирного банка реконструкции и развития, парадоксальность системы образования бывшего Союза, состо-ит в том, что, с одной стороны, ее прошлое характеризуется многими дос-тижениями, которые определялись требованиями, задававшимися центра-лизованной плановой экономикой, а с другой - она оказалась совершен-но неприспособленной к удовлетворению требований рыночной эконо-мики. Как следствие, существует объективная потребность реформиро-вать эту систему в соответствии с потребностям открытого демократиче-ского общества.
Обеспечение соответствия высшего образования требованиям совре-менности, по оценке специалистов ЮНЕСКО, относится к числу неот-ложных задач, поскольку современная рыночная экономика нуждается в профессионалах, способных постоянно обновлять свои знания. Другими словами, для того, чтобы обеспечить соответствие высшего образования требованиям современности, потребностям и ожиданиям общества, необ-ходимо переосмыслить его функции, определить образовательные и на-учно-исследовательские цели.
Данные аспекты особенно актуальны в связи с тем, что формирова-ние правовой базы современного образования должно осуществляться в соответствии с мировыми тенденциями, а не субъективной оценки от-дельных чиновников. К этому следует добавить, что реформирование об-разовательных систем началось при отсутствии законодательно-правовой базы СНГ и стратегии развития образования. Негативное влияние на ход образовательных реформ, особенно в первые годы после распада Совет-ского Союза, оказывали тенденции иллюзорной абсолютной социально-экономической самостоятельности, глубокий финансовый кризис, поли-тическая нестабильность и межнациональные конфликты во многих точ-ках постсоветского пространства.
Со времени начала образовательных реформ в странах СНГ прошло более десяти лет. Многое изменилось. Тенденции к интеграции и сотруд-ничеству возрастают, подтверждением чему является принятие Советом глав государств-участников СНГ Концепции общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Во всех странах СНГ приняты законы об образовании, которые закладывают достаточные основания к интеграции их систем образования.
Изменения, которые произошли за последние годы очевидны: про-изошел отказ от коммунистической идеологии в образовании, в его учре-ждениях запрещена деятельность организационных структур политиче-ских партий и движений, в ряде стран СНГ введена многоуровневая сис-тема высшего образования (бакалавр, дипломированный специалист, ма-гистр), создан негосударственный (внебюджетный) сектор, введены в за-конодательном порядке многоканальные системы финансирования, фор-мы контроля за качеством образования (лицензирование, аккредитация). В законах декларированы принципы автономии учебных заведений и ака-демических свободы, демократизация управления образованием, дивер-сификация типов учебных заведений и учебных программ.
Становится все более ясным, что любые шаги по пути интеграции ведут к экономическому возрождению участников Содружества, а следо-вательно и к укреплению их независимости. Пример тому - `Договор об образовании Сообщества`, подписанный президентами России и Белару-си 2 апреля 1996 г. и последовавшее за ним подписание четырехсторон-него Соглашения об углубленной интеграции между Республикой Бела-русь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. В декабре 1999 г. был подписан Договор о создании Союза Республики Беларусь и Российской Федерации.
Нетрудно заметить, что именно по такому пути проходило создание Евросоюза. Как известно, он формировался по принципу `Европы раз-ных скоростей`, при котором условия вхождения в него определялись готовностью участвовать в интеграционных структурах. Совершенно очевидно, что и в СНГ различные страны проявляют неодинаковую го-товность к объединению, и к их позиции следует относиться с понима-нием и уважением, добиваясь максимально тесных связей с теми, кто к этому стремится.
Европейский Союз, начавшийся как `Общий рынок`, по мере разви-тия сформировал разветвленную сеть наднациональных структур с об-ширными функциями: Комиссия ЕС, Европарламент, Западно-Европейский Союз, являющийся органом военно-политической интегра-ции, и др.
Считаю, что ни у одной из стран СНГ нет пока реальных шансов на полноценное вхождение в структуры единой Европы и занятие в ней достойного места. А это означает, что в стратегической перспективе у России и партнеров по Содружеству нет альтернативы укреплению един-ства на том пространстве, которое десятки и сотни лет было связано ве-ликим множеством экономических, политических и, самое главное, че-ловеческих нитей.
Что касается образования, то еще в 1994-1995 гг. важное внимание уделялось дальнейшему развитию сотрудничества и выработке принци-пов согласованной образовательной политики со странами СНГ и Балтии как важного фактора создания единого образовательного пространства. В этих целях Госкомвуз России активно участвовал в работе постоянно действующей Конференции министров образования этих стран, осущест-влял связи в области высшего образования с государствами-участниками СНГ на основе договоров и соглашений. Такие договоры и соглашения имеются с Арменией, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекиста-ном. Парафирован проект соглашения в этой области и с Эстонией.
Проблемы создания единого образовательного пространства на тер-ритории стран СНГ были вынесены по инициативе Госкомвуза России на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи 14 февраля 1995 г., где был представлен доклад Госкомитета, основные положения которого получи-ли полную поддержку. В докладе особое внимание было уделено связи образования с социально-экономическими отношениями и государствен-но-политическими задачами стран Содружества, мировому опыту в этой области.
По итогам обсуждения этого вопроса Межпарламентская Ассамблея признала необходимость создания единого образовательного пространст-ва и повышения социального статуса учащихся системы образования и науки в государствах-участниках СНГ и рекомендовала национальным парламентам рассмотреть вопрос о долевом финансировании этого про-екта. Инициатива Госкомвуза была поддержана также Правительственной Комиссией по делам соотечественников за рубежом, Советом Федерации и Государственной Думой.
13 июня 1996 г. Б. Н. Ельцин подписал Указ No 902 `О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образова-ния в Содружестве Независимых Государств`. Указом утверждалась Про-грамма поддержки интеграционных процессов в этой области с придани-ем ей статуса президентской.
В соответствии с этой программой были разработаны и 17 января 1997 г. приняты Советом глав правительств СНГ следующие документы, составляющие правовую основу единого (общего) образовательного про-странства:
    концепция формирования единого (общего) образовательного про-странства Содружества Независимых Государств;
    соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств;
    положение о Совете по сотрудничеству в области образования го-сударств-участников Содружества Независимых Государств.
Программой также предусматривалось:
    учреждение Межгосударственного фонда Содружества по под-держке интеграционных процессов в области образования;
    подготовка проекта конвенции о взаимном признании и эквива-лентности документов об образовании в государствах Содружества и проведение ряда других важных мероприятий.
Важным принципом реализации правовых предпосылок формирова-ния единого (общего) образовательного пространства СНГ является его добровольный характер. Государства-участники СНГ должны иметь воз-можность вступить в него в любое время по убежденности в его полезно-сти. Вхождение в единое образовательное пространство не должно жест-ко предполагать изменений организационной структуры, национальных особенностей собственной образовательных систем. Он должен быть соз-дан под девизом: `Единство в многообразии`, ибо системы образования, входящие в образовательное пространство, должны взаимно дополнять друг друга и общими усилиями содействовать достижению общих целей Содружества Независимых Государств. При этом единое образовательное пространство должно формироваться на основе международных принци-пов сотрудничества, признания прав каждого государства на оригиналь-ную модель образования, уважения культурной самобытности каждого народа, действующих договоров и соглашений, заключенных государст-вами СНГ между собой, а также со странами других регионов.
Важным принципом формирования единого (общего) образователь-ного пространства является приверженность уже упоминавшейся Всеоб-щей декларации прав человека, решениям Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендациям XVIII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО о воспитании в духе международ-ного взаимопонимания, сотрудничества и мира, уважения прав человека и основных свобод, Рекомендациям о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г.
Руководствуясь основополагающими принципами, государства-участники СНГ, по нашей оценке, должны стремиться к достижению в рамках единого образовательного пространства следующих целей.
1.    Сближение систем образования стран, входящих в единое обра-зовательное пространство, включая идеологию и политику образования, организационные структуры, содержание, формы и методы обучения во имя обеспечения:
    свободного доступа молодежи стран СНГ к высшему образованию в любой из стран Содружества с правом выбора высшего учебного заве-дения;
    права выпускников вузов этих стран на трудоустройство в любой стране Содружества;
    мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников в рамках СНГ;
    признания уровней и периодов обучения, дипломов о высшем об-разовании, ученых степеней и званий независимо от того, в какой стране Содружества они получены.
2. Повышение качества образования всех уровней, особенно в выс-ших учебных заведениях, путем усиления научной подготовки, установ-ления научно обоснованных соотношений между объемами общеобразо-вательной, общей специальной и профессиональной подготовки, приме-нения инновационных технологий и методов обучения, поднятия квали-фикационного уровня профессорско-преподавательского состава, обнов-ления лабораторного и научного оборудования, фондов библиотек, бан-ков научных знаний и т. п.
3. Разработка единых механизмов и методов оценки качества высше-го образования, включая аккредитацию вузов и их учебных программ, тестирование, анализ вос-требованности выпускников и их продвижения по работе и т. п.
4. Проведение согласованной политики в рамках международных ор-ганизаций в области образования (ЮНЕСКО и др.), региональных орга-низаций, а также при подписании двусторонних и многосторонних дого-воров и соглашений о сотрудничестве в области образования, науки и культуры.
5. Обеспечение открытости образовательных систем стран Содруже-ства как важного фактора повышения качества обучения и развития меж-дународного сотрудничества со всеми странами мира.
6. Создание системы мониторинга состояния и тенденций развития систем высшего образования в странах Содружества с целью своевремен-ного выявления негативных явлений и принятия мер по их устранению.
7. Развитие научных исследований наиболее актуальных проблем высшего образования, включая сравнительный анализ систем образова-ния стран Содружества, западных стран и новых индустриальных стран Южной и Юго-Восточной Азии; создание в этих целях совместных науч-ных коллективов, организация и проведение научных конференций, сим-позиумов, круглых столов, академических чтений и других мероприятий, а также создание совместного научно-информационного сборника (жур-нала) `Высшая школа стран СНГ`.
8. Содействие сближению законодательных актов и нормативно-правовых документов в области образования и науки с целью устранения противоречий, затрудняющих интеграционные процессы в сфере образо-вания, исключение из законов устаревших положений.
9. Создание единой системы дистанционного образования в госу-дарствах Содружества и условий для широкого использования в этих це-лях современных информационных технологий, включая спутниковые системы связи, кабельное телевидение, компьютерные информационные сети типа `Интернет` и др.
10. Создание единой системы повышения квалификации специали-стов народного хозяйства, преподавательского состава учреждений сис-темы высшего образования на базе ведущих вузов стран-участниц.
11. Совершенствование образовательной статистики и ее приведе-ние в соответствие с требованиями Международной стандартной клас-сификации образования (МСКО), разработанной ЮНЕСКО, а также единых глобальных индикаторов, необходимых для управления и плани-рования развития образовательных систем.
Для разрешения обозначенных проблем, реализации вышеизложен-ных принципов и достижения перечисленных выше целей потребуется создание адекватной инфраструктуры, включая координационные, кон-сультативные, контрольные и другие органы. Ими могли бы стать:
1. Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств, состоящий из полно-мочных представителей государств-участников Содружества (по два от каждого государства), который выполняет следующие функции:
    рассмотрение вопросов состояния сотрудничества в области обра-зования, анализ выполнения Соглашения о сотрудничестве в области об-разования от 15 мая 1992 г., подписанного в Ташкенте, и других соглаше-ний о сотрудничестве в области образования;
    изучение возможностей дальнейшего развития сотрудничества в области образования в рамках единого образовательного пространства и разработка мер по реализации этих возможностей в интересах всех участ-ников Содружества;
    рассмотрение проектов многосторонних программ в области обра-зования и представление их в соответствующие органы государств-участников Содружества;
    изучение и обобщение опыта государств-участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, охраны интеллектуальной собственности, авторских прав;
    координация деятельности государств-участников Содружества в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и ностри-фикации их документов о квалификации;
    содействие формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств;
    контроль за соблюдением Конвенции о признании учебных курсов, документов об образовании, ученых степеней и званий стран СНГ.
2. Регулярные конференции министров образования (один раз в два года): согласование обшей политики в области образования, стратегии его развития, приоритетов; подготовка предложений по вопросам, входящим в компетенцию глав государств.
3. Совещания председателей парламентских комитетов по вопросам образования, науки и культуры (один раз в год) с целью:
    координации совместной законотворческой деятельности в области образования;
    подготовки проектов соответствующих законодательных актов, ре-гулирующих интеграционные процессы в области подготовки и повыше-ния квалификации специалистов и представление их на рассмотрение парламентам стран Содружества;
    рассмотрение проектов, выполнение которых требует совместного бюджетного финансирования.
4. Постоянная Комиссия по вопросам образования, науки, культуры и информации Межпарламентской Ассамблеи с целью:
    поддержания регулярных контактов с национальными парламент-скими комитетами по аналогичным вопросам;
    совместного определения вопросов, заслуживающих внимания, ре-комендации включения их в повестку Межпарламентской Ассамблеи.
5. Рабочие совещания секретарей национальных комиссий по делам ЮНЕСКО (один раз в год) с целью:
    разработки скоординированной политики и позиций стран Содру-жества по обсуждаемым в руководящих органах этой организации (гене-ральная конференция, исполнительный совет, секретариат) вопросам;
    защиты интересов стран Содружества в ЮНЕСКО;
    обеспечения доступа ученых этих стран к реализации научно-исследовательских проектов, финансируемых из ее бюджета, и др.
6. Регулярные встречи президентов национальных союзов ректоров вузов с целью:
    обмена информацией о нововведениях в национальных системах высшего образования и возможного их влияния на интеграционные про-цессы;
    общей оценки положения в системах высшего образования стран Содружества;
    подготовки рекомендаций для правительств и межнациональных органов управления.
7. Межгосударственный координационный совет по лицензированию и аккредитации высших учебных заведений и их учебных программ с функциями разработки общих критериев и методов лицензирования и ак-кредитации высших учебных заведений, обязательных для всех стран, входящих в единое образовательное пространство, и осуществления кон-трольных функций в этой деятельности.
8. Центр образовательной статистики стран СНГ с функциями:
    сбора, анализа, оценки и распространения информации о системах образования в странах СНГ;
    представления необходимой информации в Отдел статистики ЮНЕСКО;
    подготовки и издания статистических справочников;
    поддержки на современном уровне автоматизированных банков данных о системах образования в разных странах мира.
9. Служба педагогического тестирования СНГ должна занять особое место в системе механизмов, обеспечивающих нормальное функциониро-вание единого образовательного пространства СНГ. Ее главная задача - обеспечение информацией о качестве образования.
10. Международный центр сравнительных исследований систем об-разования в разных странах. С перемещением экономического соревнова-ния государств в сферы науки, техники, образования начали значительно повышаться роль и значение сравнительных исследований в этих облас-тях. Они находятся в списке приоритетных направлений ЮНЕСКО, Ев-ропейского Союза, Совета Европы, Организации экономического сотруд-ничества и развития.
Необходимо четко представлять, что формирование общего образо-вательного пространства СНГ является глобальным социокультурным проектом, который требует наличия политической воли, глубоких знаний и, конечно, адекватного юридического сопровождения.
Идея единого образовательного пространства СНГ - это не дань ин-теграционной моде. Мы должны признать и осознать непреложность ис-торического императива: мы обречены жить вместе. И мы должны искать пути, как жить в мире, дружбе, взаимопонимании, уверенности во взаи-мопомощи, преимуществе и выгодности образовательных связей.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216064
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 1059

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``