В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Дистанционные образовательные технологии - путь в XXI век` Назад
М.П. Карпенко: `Дистанционные образовательные технологии - путь в XXI век`
Современное общество все в большей степени приходит к пониманию того, что развитость его демократических и социально-экономических основ в определяющей мере зависит от уровня образованности граждан. Как следствие, в большинстве стран мира в последние десятилетия наблюдается рост числа студентов. По данным доклада Статистического управления Евросоюза за 20 лет удвоилось число студентов вузов 15 стран ЕС. Подобная тенденция начинает утверждаться последнее пятилетие и в России.
Вместе с тем, существующая система высшего образования на территории РФ по ряду известных объективных причин не позволяет предоставлять образовательные услуги всем в ней нуждающимся. Более 50 % молодых граждан, желающих получить высшее образование, в настоящее время лишены такой возможности, так как конкурс на поступление в вузы в среднем по РФ составляет около 2 человек на место. Особенно неблагополучно положение в небольших городах и региональных центрах, население которых не имеет возможности на равных конкурировать с жителями крупных образовательных центров. Ибо, для получения специальности им необходимо покинуть семью, регион и переехать в крупный город, имея при этом далеко неопределенные шансы на успех. Удачно выдержать конкурс и поступить в ВУЗ представляется для них, как правило, проблематичным, и на такой шаг решаются далеко не все.
В этой связи Россия получает исторический шанс - реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал средствами образовательной сферы. Не использовать его - будет глобальной ошибкой с далеко идущими последствиями. Поэтому уже сегодня в мировом образовательном пространстве мы должны ощущать себя равноправными партнерами с иностранными учебными учреждениями самого высокого технологического уровня.
В достижении этой цели перед российским обществом есть возможность выбора: вернуться к унифицированной и тоталитарной системе образования (ее заслуги никто не отрицает, но и обреченность на недолгое, по историческим меркам, существование очевидна) или первыми в мире построить современную высокоэффективную и доступную каждому жителю страны систему образования.
Эта система должна быть способной реализовать гуманистический принцип, сформулированный выдающимся славянским педагогом - гуманистом Я. Каменским `Учить всех и всему`, без каких-либо дискриминационных уточнений и ограничений. Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания с широчайшим охватом всего населения страны, не только с импортом, но и с экспортом образования, его высокой мобильностью, с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных, информационных и других современных коммуникационных технологий. Такая система особенно необходима именно в России, население которой рассредоточено на самой большой в мире территории. В этой связи, Российская Федерация по ряду геополитических, социальных и других причин может занять лидирующую роль в процессе эволюции образования не только на региональном, но и мировом уровнях.
Для становления такой высокотехнологичной системы образования существуют объективные предпосылки:
во-первых, у современного общества резко возросла потребность в массовости образования и повышении его качественного уровня ввиду значительного увеличения доли интеллектуального труда в ВВП и возросших требований не только к создателю, но и потребителю материальных и духовных благ. Тем не менее, в РФ студенты составляют 2% населения страны, против 3-3,5% в большинстве цивилизованных стран мира и 5,5% в США;
во-вторых, педагогическое сообщество все в большей степени овладевает идеями демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере. Данные принципы для российской школы уже не плод народной фантазии, ибо они закреплены в законах об образовании;
в-третьих, утверждение гуманистического мировоззрения объективно проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе в гуманистически ориентированных подходах и средствах обучения, которые в конце II - начале III тысячелетий становятся господствующими. А в чем может реализоваться гуманистический подход в образовательной процессе, как не в учете индивидуальных потребностей и уникальности человека?;
в-четвертых, осуществлен прорыв в коммуникационных технологиях, позволяющих реализовать гуманистические подходы и передовые дистанционные методы обучения на индивидуально-вариативной основе.
Чтобы реализовать перечисленные предпосылки, Современным гуманитарным университетом (официальным участником проводимого Министерством образования РФ эксперимента по развитию эффективных дистанционных методов образования) предложена оригинальная обучающая технология, позволяющая, на наш взгляд, добиться так необходимой нашей стране продуктивности, качества и демократизма отечественной школы. Базисом этого процесса является новая технология, позволяющая изменить организационные основы образовательной сферы и включающая следующие компоненты:
1. Виртуально-тренинговая система обучения сводится к индивидуальному выбору студентом оптимального для него режима работы с учебным продуктом, в т.ч. в дистанционном режиме.
2. Система индивидуального учебного планирования, которая позволяет реализовать идеи дифференциации содержания и темпа обучения студентов, резко повысив уровень их самостоятельности.
3. Система аттестации обучающихся направлена на объективную оценку их знаний, исключающую проявления волюнтаризма, низкой компетентности и субъективизма.
4. Академическая мобильность обучающихся обеспечивается взаимосвязями государственных и общественных образовательных институтов, отечественных и зарубежных учебных учреждений, союзов, ассоциаций и центров.
Описанные компоненты образовательной технологии предоставляют людям любого возраста возможность получать непрерывное и высококачественное образование на месте своего проживания и будущей профессиональной деятельности, в т.ч. в региональных и периферийных центрах. Прогнозируются следующие преимущества описанной дистанционной образовательной технологии для Российской Федерации:
- положительное влияние на решение комплекса социально-экономических проблем различных регионов (стабилизации и роста населения, искоренения безработицы, преступности, наркомании и т.д.) средствами дистанционно-виртуального образования;
- ликвидация отставания периферийных районов РФ от их столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации;
- объединение интеллектуального, творческого, информационного и научно-педагогического потенциалов России, Востока и Запада в интересах Человека.
Таким образом, развитие дистанционного виртуально-тренингового образования в России рассматривается нами не как самоцель, а в качестве мощного и продуктивного средства решения актуальных цивилизационных проблем. За такой технологией, на наш взгляд, будущее единого отечественного и мирового образовательного пространства.
Для проведения ширкомасштабных экспериментов и распространения высоких дистанционных технологий необходимо решение двух основных проблем. Одна из них, и причем главная, находится в области права, другая - в финансировании, разработке и внедрении инновационных технологий. В целях их успешного решения объективно необходима реализация следующих первоочередных мер и направлений:
-    разработка и реализация Общероссийской программы дистанционного непрерывного образования;
-    искоренение противоречий в законодательстве об образовании в РФ, приведение его в соответствие с объективными потребностями и тенденциями развития дистанционных форм обучения на региональном, федеральном и мировом уровнях;
-    разработка научных основ, обеспечивающих инновационность и преемственность дистанционных форм и уровней образования, программ и учебных планов;
-    научное обоснование рынка учебной литературы и компьютерных (в т.ч. мультимедийных) баз данных, искоренение возможности его монополизации;
-    создание вариативных методик по дистанционному обучению людей с различными уровнями способностей, возрастом и потребностями;
-    обеспечение перехода к интерактивным методам и практической направленности дистанционного обучения;
-    создание системы поддержки проектов, нововведений в технологии дистанционного образования, ее семейных, заочных и экстернатных форм;
-    предоставление права обучения студентов, получения аттестатов и дипломов в различных образовательных заведениях, оценка знаний учащихся вузов системой `кредит-единиц`;
-    осуществление государственной поддержки инновационных проектов и научно обоснованных программ развития дистанционного образования РФ;
-    развитие компьютерных, виртуальных и информационных технологий дистанционного обучения, установление национальных стандартов информатизации общего и профессионального образования как компонента лицензирования учебных заведений.
В заключение отметим, что потребность в формировании человека III тысячелетия - это серьезный вызов мировой, в т.ч. российской системе образования. Насколько ясно и адекватно мы сможем определить и реализовать новую технологию обучения и, в первую очередь, его дистанционных форм, улучшающих качество и увеличивающую массовость образования, настолько продуктивно отечественная школа выполнит этот исторический заказ.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216063
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 1048

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``