В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П. Карпенко: `Какая доктрина необходима российскому образованию?` Назад
М.П. Карпенко: `Какая доктрина необходима российскому образованию?`
Российское общество уже не первый год нуждается в основополагающем документе, отражающем приоритетность образовательной сферы и определяющем ее место в развитии России. Обращение к образованию и его потенциальным возможностям как средству решения комплекса социальных, экономических, правовых, нравственных и других проблем государства является закономерностью развития практически всех высокоразвитых стран мира, будь то США, Япония, Германия или Франция.
Необходимость разработки национальной доктрины образовательного процесса, на наш взгляд, вызвана следующими обстоятельствами: во-первых, негативным развитием ситуации в системе образования России в последние годы, которое характеризуется систематическим неисполнением действующих законов в области образования, что требует осуществления преобразований в данной области; во-вторых, возрастанием роли и значения образования в жизни общества. Именно образованность и интеллектуальный потенциал становятся определяющим фактором прогрессивного развития общества; в-третьих, отсутствием единой федеральной программы реформирования образования на основе действующих законодательных норм, учитывающей интересы граждан, общества и национальных традиций в области образования.
Названные обстоятельства, естественно, являются не единственными. Для России основополагающей причиной является переустройство общества в целом, в том числе и в области образования. Нельзя также забывать и о наступающей на человечество проблеме его выживания, о необходимости в ближайшей перспективе реконструировать отношения всего мирового сообщества с окружающей средой, об интеллектуализации деятельности человека и т.д.
Основным вопросом национальной доктрины образования в России, на наш взгляд, должна выступать необходимость решительной смены направленности проводимой в стране политики, укрепление в общественном сознании представления об образовании как ведущем, определяющем и по существу единственном факторе достижения стратегических целей становления нового общества. Национальная доктрина образования, в первую очередь, должна исходить из необходимости учета и сохранения лучших отечественных традиций и достижений, уникального духовно-интеллектуального потенциала российского народа, с другой стороны - коренных преобразований в содержании образовании, структуре системы образования, из необходимости перехода к государственно-общественному управлению и организации системы образования.
Мировой опыт, в том числе и наш, отечественный, свидетельствует о том, что только та страна может рассчитывать на позитивное развитие и процветание, которые во главу угла государственной политики ставят заботу о развитии науки и образования нации. К примеру, если в США в конце прошлого столетия в материальном производстве было занято почти 90% трудоспособного населения и лишь около 10 % - всеми видами интеллектуального труда, то в настоящее время в материальном производстве занято не более 40 %, а высшее образование имеет не менее 25 % людей, занятых трудовой деятельностью.
Таким образом, в настоящий момент наиважнейшей задачей государственной политики преобразований в стране должна стать выработка и внедрение национальной доктрины развития образования.
В этой связи встает вопрос о порядке подготовки национальной доктрины российского образования. Основным требованием в данном процессе, как нам представляется, является участие в разработке и обсуждении текста доктрины всех заинтересованные в ней лиц: педагогов, ученых, руководителей учебных заведений, потребителей образовательных услуг, работодателей, общественных и педагогических союзов и объединений. По нашим подсчетам, образование в различных своих формах и отношениях затрагивает не менее 100 млн. россиян, т.е. более 2/3 населения нашей страны. Поэтому подготовка доктрины не может быть внутриведомственной функцией законодательных и исполнительных органов государственной власти, а должно быть делом всего российского общества. Решение задачи по подготовке текста доктрины может быть осуществлено комиссией, состоящей из независимых представителей педагогического и научного сообщества, работников образовательных учреждений всех уровней, представителей законодательных и исполнительных органов власти.
По своему содержанию доктрина должна быть достаточно лаконичным, но емким документом, призванным сформировать у общества мировоззренческую картину развития образования, закрепить его приоритетную и консолидирующую роли в продвижении России к будущему. В качестве основных целей национальной доктрины образования предлагается провозгласить: отражение интересов, прав и обязанностей российских граждан, образовательных учреждений и государства в сфере образования; определение цели, задач и стратегических направлений развития образования в Российской Федерации, содержания деятельности и средств по их реализации; фиксацию системы взаимодействия государства, общества и учебных учреждений в сфере образования.
Основные положения доктрины должны быть целеполагающими и строго определенными. Считаем, что данный документ должен зафиксировать следующие основные доктринальные положения:
1. Образование является социальной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором стабильности и развития общества. Целью образования в Российской Федерации предлагается провозгласить обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества.
2. В качестве задач образования, по нашему мнению, следует выделить: реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны; приведение системы воспитания и обучения в соответствие с образовательными потребностями личности и общества, нормами отечественного и международного права; подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокльтурных, научных и технологических достижений; социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений; обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования; формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.
3. К основным доктринальным положениям относятся принципы образования, в том числе: демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы; гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания; мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий; адаптивность образования к динамично изменяющимся условиям и потребностям общества; преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания; автономность образовательных учреждений; единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.
На наш взгляд, в доктрине следует отразить право каждого гражданина на получение любого уровня образования. Решение о прекращении образования должно приниматься самим учащимся. Данные положения отражают принцип всеобщей доступности образования. Особо в доктрине следовало бы указать на необходимость адресной материальной поддержки обучающихся - талантливых юношей и девушек, учеников из многодетных семей, детей малообразованных родителей и др.
4. В тексте доктрины целесообразно зафиксировать предоставляемость непрерывных образовательных услуг по месту проживания учащихся на основе использования эффективных средств коммуникации и информатики по принципу `образование к ученику`, а не наоборот.
В этой связи в доктрине следовало бы отразить положение о том, что современные образовательные технологии обеспечивают переход к многообразному и непрерывному образованию, охватывающего весь период активной жизни человека, как условию достижения его оптимального состояния, полной реализации способностей и задатков.
    5. Основные доктринальные положения финансовой политики государства в образовании следовало бы отразить в следующих направлениях: реализация механизма нормативного (`подушевого`) финансирования в расчете на одного учащегося; обеспечение равенства доступа лицензированных общеобразовательных учреждений независимо от формы собственности к бюджетному нормативному финансированию; установление многоканального и многоуровневого финансирования образования заинтересованными органами и лицами; осуществление гибкого механизма налоговых льгот, стимулирующих платежный спрос юридических и физических лиц, предприятий и организаций на образовательные услуги, привлечение финансовых средств в образование.
    6. Особое внимание в доктрине, на наш взгляд, должно быть уделено исключению любых видов льгот и дискриминационных решений в отношении учащихся и учебных заведений (особенно, негосударственных). Неопределенности в данном вопросе создают противоречия в образовательном законодательстве: с Конституцией РФ (ограничение приема на государственную службу выпускников негосударственных образовательных учреждений), с Гражданским кодексом (требования по лицензированию филиалов), с налоговым законодательством (льготы по налогам на прибыль) и другие.
    В свою очередь, эти противоречия ставят перед заказчиками и потребителями образования целый ряд жизненно важных проблем, среди которых следовало бы выделить: практическое отсутствие академической мобильности студентов, включая прямой запрет перехода их из негосударственных вузов в государственные; нарушение автономии образовательных заведений и академических свобод преподавателей из-за жесткой регламентации содержания и форм образования посредством госстандартов; нарушение прав студентов негосударственных вузов (призыв в армию, дискриминация при поступлении на государственную службу); дискриминация в названии негосударственных вузов (нельзя назвать `университет`), во включении в их руководителей в региональные Советы ректоров; драконовские нормы на учебные площади и другие.
    7. Ведущим фактором развития образования должно выступать его содержание, которое должно быть направлено на решение следующих задач: формирование у обучаемых естественнонаучной картины мира и человека, исключение из ее состава эклектичных, избыточных и бессистемных элементов; доведение до детей, молодежи и взрослого населения страны правил их поведения в семье и социуме, гигиены и жизненной безопасности; оздоровление молодого поколения и развитие его природных способностей; приобщение россиян к достижениям отечественной и мировой культуры, усиление роли искусства в обучении и воспитании, овладение родным и иностранными языками; формирование навыков создания и грамотного потребления материальных и духовных продуктов общества.
8. На наш взгляд, настала необходимость отражения в основополагающем документе идеи оздоровления школьников и студентов в период их обучения. Оздоровление нации в рамках учебной деятельности, приобщение к ценностям здорового образа жизни должны стать приоритетными направлениями в сфере образования. К направлениям их реализации следует отнести: научно-организационное обеспечение и создание материально-технической базы оздоровления обучающихся; исключение несоответствия программ и негативных условий обучения функциональным и возрастным особенностям школьников и студентов; нормализация учебной нагрузки - предотвращение перегрузки аудиторными и домашними заданиями, обеспечение качественным питанием, контроль над соблюдением медико-санитарных норм; создание благоприятных условий для лиц с ограниченными физическими возможностями и особенностями развития; проведение мониторинга здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования; выполнение инновационных программ, направленных на укрепление здоровья детей и подростков; развитие системы валеологических и психологических служб, центров и комплексов оздоровления; улучшение организации физического воспитания учащихся как компонента их оздоровления; медицинская поддержка групп риска в образовательной среде, предотвращения антивитальных зависимостей и вредных привычек; разработка и внедрение плодотворных эргономических и инженерных решений по оборудованию классов и учебных мест для занятий.
Проблема развития образования должна занять статус, соответствующий ее роли в обществе. Это означает, что решение вопросов образования должно иметь приоритетное значение среди важнейших социально-политических задач. Ибо политическое будущее любой страны в подавляющей степени определяется будущим ее школы. Лучшего индикатора прогресса общества история не знает. К такому пониманию, что образование является частью политики и должно обсуждаться обществом в неменьшей степени, чем сама политика, мы уже готовы.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216062
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 20.09.05
Число обращений: 981

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``